VI. Закрепление изученного о составе слова.
1. Работа над словами-антонимами. (Упр. 179.)
2. Исключение из цепочек лишних слов.
На доске записаны цепочки слов:
рыбка, дубок, горка, норка;
тракторист, пианист, танкист, печник;
полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;
хвостище, глазоньки, усище, когтище;
шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;
толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.
– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, выделите суффиксы.
3. Работа над предложениями.
– Составьте и запишите начатые определения. Разберите по составу слова, вписанные вместо точек. Подчеркните орфограммы.
На доске записаны предложения:
Клумба – это участок земли, на котором растут … .
Школа – это …, в котором учатся … .
Ручка – это предмет, которым … .
Карандаш – это предмет, которым … .
Строитель – это человек, который … .
VII. Итог урока.
– Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?
– Что вы знаете о приставке? О суффиксе? Об окончании?
Домашнее задание. Упражнение 180.
Правописание слов с глухими
и звонкими согласными в корне
Урок 53. Особенности проверочных
и проверяемых слов с парными звонкими
и глухими согласными в корне
Цель: углубить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте начало текста.
– Прочитайте основную часть текста.
– Чем закончилась история? Прочитайте.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: жук, журавль, жира.., жёлу..ь.
– Прочитайте слова. Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж, с этой буквы начинаются все слова.)
– Расскажите все, что вы знаете про звук [ж]. (Это парный звонкий согласный, имеет пару – звук [ш], этот звук всегда твердый.)
– Составьте цепочку, которая начинается с буквы ж и сочетается со всеми парными согласными, встречающимися в этих словах.
жквфд …
– Напишите строчку до конца, буквы в цепочках можно менять местами.
IV. Наблюдение над связью между смыслом слова, его произношением и написанием.
Выполнить упражнения 185, 186.
V. Наблюдение над особенностью произношения звонких и глухих согласных.
1. Слово учителя.
– Я буду произносить слова парами. Вы на первой строке пишете первую букву первого слова, а на второй – первую букву второго слова.
Учитель диктует: бочка – почка, Ваня – Федя, год – кот, жил – шил, зима – Сима.
– Чем различаются звуки: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]?
– Как называются эти звуки?
– Почему их называют парными звонкими и глухими согласными?
2. Упражнение в распознавании мягких и твердых согласных звуков. (Упр. 187.)
VI. Обобщение знаний об особенностях проверочных и проверяемых слов.
1. Запись под диктовку с предварительной орфографической подготовкой:
Слон, лев, шакал и бегемот
С утра отправились в поход.
– В каких словах согласные буквы требуют проверки и почему?
– Какие слова являются проверочными?
– Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова, которые я буду называть. Если я назову слово, имеющее на конце парные глухие или звонкие согласные, вы разводите руки в стороны. Если их нет, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх.
Учитель называет слова: голубь, город, гвоздь, окно, гром, поезд, рукав, слог, слон, словарь, стекло, сторож, глаз, книга, берег, жираф.
2. Работа над упражнением 188.
3. Знакомство с правилом на с. 84.
4. Подбор однокоренных слов.
– Подберите однокоренные слова с корнем -ход-.
Ход, ходить, переход, подход, выход, походка.
– Какие слова нужно проверить перед записью? Почему?
– Какое слово можно использовать в качестве проверочного? Почему?
Аналогичную работу можно провести с корнем -воз-.
VII. Итог урока.
– Какие слова требуют проверки?
– Какие слова являются проверочными?
Домашнее задание. Правило на с. 84, упражнение 189.
Урок 54. Проверка слов с парными
согласными в корне
Цели: познакомить с проверкой слов с парными согласными на конце или в середине слова; изучить последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Что вы знаете о правописании парных согласных на конце слова или перед другими согласными?
– Какие слова называют проверочными?
– Назовите проверочные слова из упражнения 189.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: ры..ка, ду.., гри..ки, зу..ки.
– Прочитайте слова. Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. (Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б, она является орфограммой во всех этих словах: рыбка – рыба, дуб – дубы...)
– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – дуб.это односложное слово, состоит из корня. Остальные слова – двусложные, состоят из корня, суффикса и окончания. У слова дуб орфограмма – буква бв конце слова, в остальных словах – в середине слова.)
Ббп Бббпп …
– Определите порядок написания слов в цепочках, продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная и строчная буквы б сочетаются со своей парой – п, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Работа с правилом.
– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?
На доске запись:
заво.. – … тетра..ка – …
горо.. – … коро..ка – …
моро.. – … бере..ка – …
– Попробуйте прочитать слова из первого столбика. Как можно проверить написание этих слов? (Нужно изменить слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный.)
– Напишите проверяемые и проверочные слова.
– Прочитайте слова второго столбика. Где стоит буква, которую нужно проверять?
– Как можно ее проверить? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный.)
Дети подбирают проверочные слова и записывают.
– Прочитайте правило по учебнику. Приведите свои примеры.
На доске записаны слова: корова, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядки.
– Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать и называть. Если назову слово, в котором имеются две парные согласные в середине, вы два раза хлопнете в ладоши. Если услышите слово, в котором одна парная согласная в середине, – присядете.
V. Подбор проверочных слов.
1. Работа над упражнениями 190, 191.
2. Комментированное письмо.
Учитель читает словосочетания, дети по очереди объясняют написание слов с парными звонкими и глухими согласными, устно подбирая проверочные слова.
Узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, морковка на грядке, легкий бег, низкий порог, дубкам зябко, робкая голубка, залез в сугроб, детский сад.
VI. Игра «Узнай слово». (Упр. 192.)
VII. Итог урока.
– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?
Домашнее задание. Правило на с. 84, 85, упражнение 193.
Урок 55. Проверка слов с глухими
и звонкими согласными в корне
Цель: развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие парные звонкие и глухие согласные вы подчеркнули?
– Как проверить написание слов со звонкими и глухими согласными?
III. Минутка чистописания.
На доске запись:
2 17 4
б п ?
– Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись. (Буква б в алфавитном порядке вторая по счету, буква п – 17-я, значит, на минутке чистописания мы будем писать четвертую по счету букву – букву г.)
Ггк Гггкк …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы г чередуются с парной согласной к, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)