VI. Закрепление изученного о составе слова.

1. Работа над словами-антонимами. (Упр. 179.)

2. Исключение из цепочек лишних слов.

На доске записаны цепочки слов:

рыбка, дубок, горка, норка;

тракторист, пианист, танкист, печник;

полюшко, солнышко, шуточка, зёрнышко;

хвостище, глазоньки, усище, когтище;

шахтёр, барабанщик, лифтёр, боксёр;

толстущий, хитрющий, горьковатый, кислющий.

– Прочитайте. Исключите из цепочек лишние слова. Напишите оставшиеся слова, выделите суффиксы.

3. Работа над предложениями.

– Составьте и запишите начатые определения. Разберите по составу слова, вписанные вместо точек. Подчеркните орфограммы.

На доске записаны предложения:

Клумба – это участок земли, на котором растут … .

Школа – это …, в котором учатся … .

Ручка – это предмет, которым … .

Карандаш – это предмет, которым … .

Строитель – это человек, который … .

VII. Итог урока.

– Что нужно сделать, чтобы найти корень слова?

– Что вы знаете о приставке? О суффиксе? Об окончании?

Домашнее задание. Упражнение 180.

Правописание слов с глухими
и звонкими согласными в корне

Урок 53. Особенности проверочных
и проверяемых слов с парными звонкими
и глухими согласными в корне

Цель: углубить представления учащихся о словах, которые нужно проверять и которые являются проверочными.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте начало текста.

– Прочитайте основную часть текста.

– Чем закончилась история? Прочитайте.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: жук, журавль, жира.., жёлу..ь.

– Прочитайте слова. Кто догадался, какую букву мы будем писать на минутке чистописания? (Мы будем писать букву ж, с этой буквы начинаются все слова.)

– Расскажите все, что вы знаете про звук [ж]. (Это парный звонкий согласный, имеет пару – звук [ш], этот звук всегда твердый.)

– Составьте цепочку, которая начинается с буквы ж и сочетается со всеми парными согласными, встречающимися в этих словах.

жквфд …

– Напишите строчку до конца, буквы в цепочках можно менять местами.

IV. Наблюдение над связью между смыслом слова, его произношением и написанием.

Выполнить упражнения 185, 186.

V. Наблюдение над особенностью произношения звонких и глухих согласных.

1. Слово учителя.

– Я буду произносить слова парами. Вы на первой строке пишете первую букву первого слова, а на второй – первую букву второго слова.

Учитель диктует: бочка – почка, Ваня – Федя, год – кот, жил – шил, зима – Сима.

– Чем различаются звуки: [б] – [п], [в] – [ф], [г] – [к], [д] – [т], [ж] – [ш], [з] – [с]?

– Как называются эти звуки?

– Почему их называют парными звонкими и глухими согласными?

2. Упражнение в распознавании мягких и твердых согласных звуков. (Упр. 187.)

VI. Обобщение знаний об особенностях проверочных и проверяемых слов.

1. Запись под диктовку с предварительной орфографической подготовкой:

Слон, лев, шакал и бегемот

С утра отправились в поход.

– В каких словах согласные буквы требуют проверки и почему?

– Какие слова являются проверочными?

VI. Закрепление изученного о составе слова. - student2.ru

– Поставьте руки перед грудью. Внимательно слушайте слова, которые я буду называть. Если я назову слово, имеющее на конце парные глухие или звонкие согласные, вы разводите руки в стороны. Если их нет, вы потягиваетесь, поднимая руки вверх.

Учитель называет слова: голубь, город, гвоздь, окно, гром, поезд, рукав, слог, слон, словарь, стекло, сторож, глаз, книга, берег, жираф.

2. Работа над упражнением 188.

3. Знакомство с правилом на с. 84.

4. Подбор однокоренных слов.

– Подберите однокоренные слова с корнем -ход-.

Ход, ходить, переход, подход, выход, походка.

– Какие слова нужно проверить перед записью? Почему?

– Какое слово можно использовать в качестве проверочного? Почему?

Аналогичную работу можно провести с корнем -воз-.

VII. Итог урока.

– Какие слова требуют проверки?

– Какие слова являются проверочными?

Домашнее задание. Правило на с. 84, упражнение 189.

Урок 54. Проверка слов с парными
согласными в корне

Цели: познакомить с проверкой слов с парными согласными на конце или в середине слова; изучить последовательность действий при обозначении согласных звуков буквами.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Что вы знаете о правописании парных согласных на конце слова или перед другими согласными?

– Какие слова называют проверочными?

– Назовите проверочные слова из упражнения 189.

III. Минутка чистописания.

На доске записаны слова: ры..ка, ду.., гри..ки, зу..ки.

– Прочитайте слова. Определите букву, которую будем писать сегодня на минутке чистописания. (Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву б, она является орфограммой во всех этих словах: рыбка – рыба, дуб – дубы...)

– Какое слово здесь лишнее? (Лишнее слово – дуб.это односложное слово, состоит из корня. Остальные слова – двусложные, состоят из корня, суффикса и окончания. У слова дуб орфограмма – буква бв конце слова, в остальных словах – в середине слова.)

Ббп Бббпп …

– Определите порядок написания слов в цепочках, продолжите строчку до конца. (В цепочках прописная и строчная буквы б сочетаются со своей парой – п, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)

IV. Работа с правилом.

– Какой вопрос вам подготовил Почемучка?

На доске запись:

заво.. – … тетра..ка – …

горо.. – … коро..ка – …

моро.. – … бере..ка – …

– Попробуйте прочитать слова из первого столбика. Как можно проверить написание этих слов? (Нужно изменить слова так, чтобы после согласного звука стоял гласный.)

– Напишите проверяемые и проверочные слова.

– Прочитайте слова второго столбика. Где стоит буква, которую нужно проверять?

– Как можно ее проверить? (Нужно подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный.)

Дети подбирают проверочные слова и записывают.

– Прочитайте правило по учебнику. Приведите свои примеры.

VI. Закрепление изученного о составе слова. - student2.ru

На доске записаны слова: корова, кружки, глаза, лошадка, труба, рыбка, утюги, шкафы, лопата, грядки.

– Внимательно посмотрите на слова, которые я буду показывать и называть. Если назову слово, в котором имеются две парные согласные в середине, вы два раза хлопнете в ладоши. Если услышите слово, в котором одна парная согласная в середине, – присядете.

V. Подбор проверочных слов.

1. Работа над упражнениями 190, 191.

2. Комментированное письмо.

Учитель читает словосочетания, дети по очереди объясняют написание слов с парными звонкими и глухими согласными, устно подбирая проверочные слова.

Узкие глазки, на шубке пуговка, ошибка в тетрадке, морковка на грядке, легкий бег, низкий порог, дубкам зябко, робкая голубка, залез в сугроб, детский сад.

VI. Игра «Узнай слово». (Упр. 192.)

VII. Итог урока.

– Как проверить написание слов с глухими и звонкими согласными в корне?

Домашнее задание. Правило на с. 84, 85, упражнение 193.

Урок 55. Проверка слов с глухими
и звонкими согласными в корне

Цель: развивать умение проверять написание слов с парными звонкими и глухими согласными в корне.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

– Какие парные звонкие и глухие согласные вы подчеркнули?

– Как проверить написание слов со звонкими и глухими согласными?

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

2 17 4

б п ?

– Букву, которую мы будем сегодня писать, вы определите сами, расшифровав данную запись. (Буква б в алфавитном порядке вторая по счету, буква п – 17-я, значит, на минутке чистописания мы будем писать четвертую по счету букву – букву г.)

Ггк Гггкк …

– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы г чередуются с парной согласной к, количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)

Наши рекомендации