IV. Упражнение в распознавании родственных слов и выделении корня.
1. Знакомство с понятием «родственные слова».
– Образуйте группу слов, связанных со словом рыба.
Учитель пишет на доске слово рыба, а далее – родственные слова в порядке называния их детьми.
– Прочитайте вслух написанные на доске слова. (Рыба, рыбка, рыбёшка, рыбак, рыбалка, рыбачить, рыбья, …)
– Сравните и скажите, что в них имеется общего? (В этих словах есть общая часть рыб.)
– Что можно сказать о значении данных слов? (Данные слова сходны по значению.)
– Если люди происходят из одного рода, семьи, то часто они бывают похожи между собой. Их называют родственниками. Подобное явление наблюдается и в языке. Образованные нами слова называются родственными.
– Как по-другому можно назвать такие слова? (Однокоренные.)
2. Распределение слов по группам.
На доске записаны слова: гриб, гора, грибной, лес, лесной, горняк, садовник, горка, грибок, грибник, сад, горный, садовый, лесник.
– Прочитайте слова. Распределите их по группам. Как называются слова в каждой группе? Почему? Выделите корень в словах каждой группы.
– На доске записаны пары слов. В одних парах – родственные слова, в других – нет. Если я прочитаю пару родственных слов, вы хлопаете в ладошки. Если я назову пару слов, которые не являются родственными, вы топаете. Постарайтесь сосчитать, сколько родственных слов было названо.
нос – носатый | гусь – гусеница | боль – больница |
час – часовщик | кот – котик | дом – домишки |
циркуль – цирк | врач – доктор | куст – кустик |
дом – дым | обед – стол | река – плот |
3. Работа над упражнениями 122, 123.
V. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие слова называются родственными или однокоренными? (Слова, которые имеют общую часть и сходны по значению.)
Домашнее задание. Упражнение 125.
Урок 37. Написание корня
в однокоренных словах
Цели: объяснить, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково; развивать умение распознавать однокоренные (родственные) слова.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие пропущенные буквы вы вставили? Назовите проверочные слова.
– Прочитайте однокоренные слова. Докажите.
– Что такое корень слова?
– Какие слова называются родственными или однокоренными?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова:
ветка веточка ветвистый.
с с ?
– Какую букву будем писать сегодня на минутке чистописания? Обоснуйте свой ответ. (Слово ветка – существительное, поэтому внизу написана буква с. Слово веточка – тоже существительное, отсюда вновь буква с. Слово ветвистый – прилагательное, значит, на минутке чистописания будем писать букву п.)
Ппе Пппее Ппппеее …
– Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца. (Большая и маленькая буквы п сочетаются с буквой е, которая является орфограммой в слове ветвистый. Количество строчных букв каждый раз увеличивается на одну.)
IV. Словарная работа (с сигнальными карточками).
Учитель называет слово, а дети поднимают карточку с безударной гласной, не проверяемой ударением.
Слова: лагерь, дежурный, машина, рабочий, урожай, пальто, малина, корова, собака, месяц, горох, хороший.
V. Ознакомление с написанием корня в однокоренных
словах.
1. Работа над упражнением 126.
2. Знакомство с правилом на с. 59.
– Я буду называть однокоренные слова к словам лес и сад. Если прозвучит слово с корнем лес, вы садитесь, если услышите слово с корнем сад, встаёте!
Учитель называет слова: лесок, сад, лес, лесной, садовый, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок.
3. На доске записаны слова:
море – моряк | час – часовая |
зима – зимовать | гнездо – гнёздышко |
сон – сонливый | мороз – заморозки |
соль – солонка | цвет – цветной |
– Прочитайте слова, постарайтесь их запомнить. Ориентируясь на первое слово, запишите каждую пару по памяти. Выделите в словах корень.
– Как пишется корень в однокоренных словах?
4. Работа над упражнениями 127, 128.
VI. Итог урока.
– Что вы узнали о правописании корня в однокоренных словах? Приведите примеры.
Домашнее задание. Упражнение 129.
Урок 38. Понятие об окончании
и его роли в языке
Цель: познакомить с окончанием как изменяемой частью слова и его ролью в предложении.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Какие однокоренные (родственные) слова с корнями -ход-, -уч-, -лёт- вы подобрали и записали?
– Как пишется корень в однокоренных словах?
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: з..мляк, з..млица, з..млянка.
к ч ?
– Если вы угадаете букву, которую нужно записать вместо вопроса, то вы узнаете, чем мы будем заниматься на минутке чистописания. (Слово земляк отвечает на вопрос кто?, поэтому написана буква к, слово землица отвечает на вопрос что?, отсюда буква ч. Слово землянка отвечает на вопрос что?, значит, на минутке чистописания мы будем писать букву ч.)
Ччеее Ччеее …
– Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца. (Прописная и строчная буквы ч в цепочке с орфограммами однокоренных слов земляк, землица, землянка. В данных словах пропущена буква е, проверочное слово подземный.)