IV. Обобщение знаний о предложении.
1. Беседа по вопросам.
– Прочитайте вопрос, который вам приготовил Почемучка.
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 4.
3. Знакомство с правилом на с. 5.
– Встаньте, пожалуйста. Выйдите из-за парт. Проведем физкультминутку. Я буду называть слова. Если я назову существительные (кто? что?), вы сделаете наклон вперед, если глагол (что делает?), то топаете ножками. Постарайтесь не только правильно выполнить действия, но и сосчитать, сколько я назвала существительных.
Учитель называет слова: берег, заяц, бегает, рисует, кричит, матрос, мастер, играет, друг, поход, идет, плачет, строит, петух, враг.
4. На доске запись:
у воды шумят камыши Волны тихо плещут на берег
– Спишите предложение грамотно, исправьте все ошибки.
– Подчеркните в каждом предложении главные члены. Давайте вспомним, как они называются. (Подлежащее и сказуемое.)
– Что вы знаете о подлежащем?
– Что вы знаете о сказуемом?
5. Чтение сведений по языку на с. 6.
6. Работа по вариантам.
Вариант I
– Впишите подлежащее в каждое предложение.
… пасёт стадо.
… улетели на юг.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое.
Вариант II
– Впишите сказуемое в каждое предложение.
… первые заморозки.
Листья … землю.
– Подчеркните подлежащее и сказуемое.
7. Обобщение знаний о предложении.
Работа над упражнением 7.
V. Итог урока.
– Расскажите все, что вы знаете о предложении.
– Почему важно хорошо знать правила о предложении?
Домашнее задание. Правило на с. 4, упражнение 8.
Урок 3. Текст и предложение
Цели: уточнить представление учащихся об особенностях текста; развивать умение правильно употреблять предложения в тексте.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Прочитайте предложения, которые вы составили со словами-отгадками.
III. Минутка чистописания.
На доске записаны слова: муравей, ласточка, радуга, сестра, бабочка.
– Прочитайте. Назовите лишнее слово.
(Лишнее слово – радуга – неодушевленный предмет, отвечает на вопрос что?, все остальные слова отвечают на вопрос кто? и обозначают одушевленные предметы.)
– Составьте разные цепочки из согласных букв лишнего слова. Начинайте писать каждую цепочку с большой буквы.
Рдг Грд Дгр …
IV. Обобщение знаний о тексте.
1. Беседа по вопросам:
– Какой вопрос вам приготовил Почемучка?
– Что вы ему ответите?
2. Работа над упражнением 9.
3. Чтение сведений по языку на с. 6.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем:
Крылья сложили назад.
4. Составление текста по опорным словам.
В сентябре
Осень, ветерок, растут, красные гроздья, жёлтые опята.
– О чем вы будете составлять текст?
– Прочитайте его название.
Учитель предлагает вспомнить и рассказать, какой дует ветерок ранней осенью, про что в этом тексте можно сказать растут, на каком дереве красуются яркие красные ягоды.
5. Деление текста на части.
Работа над упражнением 11.
– О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о полезных делах, которые школьники выполняли летом.)
– На какие две части можно разделить этот текст? (Первая часть – сбор лекарственных трав, вторая часть – посадка ёлочек.)
– Как одна часть текста отделяется от другой? (Каждая часть пишется с красной строки.)
Выяснение смысла названий: лекарственная трава, подорожник.
V. Итог урока.
– Что вы знаете о тексте?
– Как отличить текст от набора предложений?
Домашнее задание. Упражнение 12.
Урок 4. Слова, отвечающие на вопросы:
кто? что? какой? какая? какое? что делает?
Цели: уточнить представление учащихся о слове, его роли в нашей речи; развивать умение распознавать слова по вопросам и значению, правильно употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
– Назовите подлежащее и сказуемое в первом и третьем предложениях.