Тема 23. Совершенствование системы социального обеспечения
Развитие системы социального обеспечения населения. Повышение заработной платы. Ликвидация просроченной задолжности. Решение жилищных проблем. Совершенствование системы здравоохранения.
Тема 24. Развитие культуры и образования
Развитие культуры и образования. Расширение доступности культурно-массовых учреждений. Создание Координационного центра научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее». Социальная поддержка учителей. Создание системы оказания помощи студенческой молодежи.
Оживление общественной жизни в Кузбассе. Формирование политических, профсоюзных и других общественных организаций.
Самостоятельная работа студентов в курсе «История Кузбасса»На учебную дисциплину «История Кузбасса» отводится небольшая аудиторная нагрузка, основной же объем часов приходится на самостоятельную работу, что увеличивает значимость текущего контроля знаний студентов, в том числе с использованием письменных работ, эссе, рефератов, тестов, домашних работ.
Поэтому студенты должны овладеть навыками самостоятельной работы, то есть научить учиться - это значит развить у себя способности и потребности к самостоятельному творчеству, повседневной и планомерной работе над учебниками, учебными пособиями, периодической литературой и т.д., активному участию в научной работе.
Важным этапом на пути решения этих задач является формирование у студентов умения работать с первичными текстами и создавать тексты вторичные.
Вторичные тексты служат для хранения, накопления, переработки и совершенствования первичной информации. Это назначение и определяет их существенную роль в обучении: создавая вторичные тексты, студент приобретает навыки самостоятельной обработки и извлечения научной и любой другой информации. К вторичным текстам относятся аннотации, эссе, рефераты, конспекты, обзоры, рецензии, критические статьи.
Создание вторичных текстов связано с двумя основными процессами: свертывание и развертывание информации. При свертывании происходит сокращение первичного текста, при котором сохраняется информация, необходимая и достаточная для сообщения основного замысла или важнейших положений источника. Обратный процесс - развертывание - не просто восполняет сделанные сокращения. Текст при этом дополняется уточнениями, пояснениями, от него протягиваются смысловые "ниточки", связывающие его со всей системой коммуникативных и социокультурных отношений. Таким образом, в процессе развертывания вторичный текст приобретает новые смысловые качества, поэтому вторичные тексты, хотя сами не содержат новой информации, играют важную роль в ее освоении.
Основными процедурами свертывания первичного текста являются конспектирование, аннотирование, резюмирование. От уровня владения этими способами свертывания информации зависит умение реферировать, поскольку написание реферата включает использование различных процедур свертывания информации.
Свертывание первичного текста предполагает следующие шаги:
Создание конспекта.
Конспектирование — процесс мысленной переработки и письменной фиксации информации, в виде краткого изложения основного содержания, смысла какого-либо текста.
Результат конспектирования - запись, позволяющая студенту немедленно или через некоторый срок с нужной полнотой восстановить полученную информацию. Конспект в переводе с латыни означает «обзор». По существу его и составлять надо как обзор, содержащий основные мысли текста без подробностей и второстепенных деталей. Конспект носит индивидуализированный характер: он рассчитан на самого автора и поэтому может оказаться малопонятным для других.
Для того, чтобы осуществлять этот вид работы, в каждом конкретном случае необходимо грамотно решить следующие задачи:
1. Сориентироваться в обрабатываемом тексте (уметь определить вступление, основную часть, заключение).
2. Увидеть логико-смысловую основу текста, понять систему изложения автором информации в целом, а также ход развития каждой отдельной мысли.
3. Выявить «основные» мысли, т.е. главные смысловые вехи, на которые «нанизано» все содержание текста.
4. Определить детализирующую информацию.
5. Лаконично сформулировать основную информацию, не перенося на письмо все целиком и дословно.
На что следует обратить внимание при конспектировании текста? Прежде всего следует выделить главную мысль.
Во всяком научном тексте содержится информация 2-х видов: основная и вспомогательная. Основной является информация, имеющая наиболее существенное значение для раскрытия содержания темы или вопроса. К ней относятся: определения научных понятий, формулировки законов, теоретических принципов и т.д. Назначение вспомогательной информации - помочь читателю лучше усвоить предлагаемый материал. К этому типу информации относятся разного рода комментарии.
Как же следует поступать с информацией каждого из этих видов в процессе конспектирования? Основную информацию следует записывать как можно полнее, вспомогательную, как правило, следует опустить. Содержание конспектирования составляет переработка основной информации в целях ее обобщения и сокращения. Обобщить - значит представить ее в более общей, схематической форме, в виде тезисов, выводов, отдельных заголовков, изложения основных результатов. Следует выделять опорные слова и фразы, которые являются ключевыми в тексте. Ключевые слова и фразы несут основную смысловую и эмоциональную нагрузку содержания текста. Выбор ключевых слов - это первый этап смыслового свертывания, смыслового сжатия материала. Важными требованиями к конспекту являются наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое давало бы возможность уяснить логические связи и иерархию понятий.
Можно выделить следующие основные типы конспектов: плановый, текстуальный, сводный, тематический.
Плановый - легко получить с помощью предварительно сделанного плана произведения, каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта:
а)вопросно-ответный (на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы);
б)схематичный плановый конспект (отражает логическую структуру и взаимосвязь отдельных положений).
Текстуальный - это конспект, созданный в основном из цитат.
Сводный конспект - сочетает выписки, цитаты, иногда тезисы; часть его текста может быть снабжена планом.
Тематический - дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости из числа привлеченных источников и другого материала, например, своих же записей) на поставленный вопрос — тему: обзорный; хронологический.
Роль конспекта — чисто учебная: он помогает зафиксировать основные понятия и положения первичного текста и в нужный момент их воспроизвести, например, при написании реферата или подготовке к экзамену.
Способы конспектирования. Тезисы - это кратко сформулированные основные мысли, положения изучаемого материала. Тезисы лаконично выражают суть читаемого, дают возможность раскрыть содержание. Приступая к освоению записи в виде тезисов, полезно в самом тексте отмечать места, наиболее четко формулирующие основную мысль, которую автор доказывает (если, конечно, это не библиотечная книга). Часто такой отбор облегчается шрифтовым выделением, сделанным в самом тексте.