Развитие произносимой речи на имеющемся словаре ребенка
Занятие 1.Слово ау в предложении
Коля. Ау!
Тата. Ау!
Мама. Ау! Тетя. Ау!
Инсценировка«В лесу».
Дети. Мама, ау! Оля, Коля, ау!
Папа, ау! Вова, Тома, ау!
Тетя, ау! Тата, Нина, ау!
Занятие2. Слова уа и бай-бай
Тата, уа! Тата, бай-бай!
Тома, уа! Тома, бай-бай!
Вова, уа! Вава, бай-бай!
Занятие3. Слово на
Мама, на у-у-у... (дудочку). Мама, на у-у-у... (паровоз).
Мама, на пи-пи... (птичку). Мама, на ко-ко-ко... (курицу). Папа, на ам-ам... (собачку). Папа, на би-би... (машину). Папа, на тук-тук... (молоток). Папа, на ту-ту-ту... (трубу). Баба, на ку-ку! ку-ку!., (кукушку). Баба, на га-га-га... (гуся). Баба, на кря-кря-кря (утку). Баба, на му-му... (корову).
Примечание. Если в кабинете сидит мать, отец или бабушка, то картинки или игрушки дают матери, отцу или бабушке.
Занятие 4.Слово дай
Мама, дай мяу-мяу... (кошку).
Мама, дай му-му... (корову).
Мама, дай ко-ко-ко... (курицу).
Папа, дай ту-ту-ту... (трубу).
Папа, дай бум-бум-бум... (барабан).
Папа, дай динь-динь-дииь... (колокольчик).
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Прыжки на обеих ногах на одном месте, держась за руку логопеда, матери, за стол, стул.
Прыжки на правой, на левой ноге, поочередно, на одном месте, держась за стол, стул, за руку, так как на первых порах без поддержки эти упражнения не всегда удаются детям.
Прыжки на правой, на левой ноге по прямой от стола к двери и обратно, самостоятельно пли держась заруку логопеда, матери. При выполнении этих упражнений логопед отмечает, на какой ноге ребенку легче прыгать, и при дальнейшей работе но моторике больше внимания уделяет развитию этой конечности.
Ходьба шаг на месте, на носочках, как зайчики, на, пятках, маршировка по кругу.
Ходьба с подниманием и опусканием рук, как птички машут крылышками, с покачиванием рук над головой, как колоски по ветру.
Ходьба по узкой доске, положенной на пол, самостоятельно или держась за руку логопеда.
Прыжки через низко натянутую веревочку, самостоятельно или держась за руку логопеда.
Прыганье через веревочку (игра в скакалки).
Легкие физкультурные упражнения в виде зарядки, соответствующей возрасту ребенка.
Игры с мячом (мяч величиной с детскую голову): ловить мяч обеими руками, подбрасывая его вверх, ударяя об пол, в стену, перебрасывая его логопеду, матери.
Катание мяча по полу с попаданием его в ворота (воротами могут служить две пирамиды, кубики, ножки стула).
Игра в городки — попадание мячом в расставленные на полу игрушки (мишка, зайка, собачка, птичка, кубики и др.).
Попадание можно производить в любую игрушку, а потом, по указанию логопеда, попасть мячом в зайку или петушка. Игрушки надо брать резиновые, неломающиеся.
Катание по полу обруча.
Лазанье по гимнастической стенке.
Построение домиков, столиков, скамеек из кубиков и строительного материала по образцу, потом по памяти. (Логопед, давая образец, говорит: «Я сейчас построю домик для зайки. Вот кубик, я на него поставлю крышу». Потом предлагает построить по такому образцу домик для киски, мишки самому ребенку.)
Сначала ребенок учится строить домики из одного кубика, потом двух, трех и т. д. (имеются в виду кубики из строительного материала). На этом материале попутно надо знакомить ребенка с цветами кубиков, с понятиями большой, маленький домик, высокая, низкая башня и др.
Складывание из кубиков простых картинок по образцу: рыбки, мячика, кошки, собачки и т. д.
Укладывание кубиков в коробку.
Складывание гармошек из книжек-ширмочек, из толстой бумаги.
Раскладывание и вкладывание разборных игрушек: матрешек, шаров, яичек, чашечек; нанизывание пирамид.
Составление предметных разрезных картинок: зайчика, мишки, лисички, петушка. Сначала даются картинки, разрезанные на две части, потом на четыре; складываются прежде по образцу, а потом по памяти.
Складывание из палочек, шпателей, спичек геометрических фигур, элементов простых букв (П, Т, X, Ш), образцы которых приводятся в приложении.
Раскрашивание фигурок по контурам цветными карандашами.
Вырезывание по прямой линии цветных полосок, а также фигурок по контурам.
Раскрашивание рисунков по контурам. При раскрашивании на первых порах ребенок плохо координирует свои движения и выходит за рамки контуров, но потом постепенно овладевает согласованностью движений пальцев рук и все правильнее рисует штрихи, зарисовывая легкие фигурки.
Многократное сжимание и разжимание руки в кулак.
Сильное пожимание в своей руке руки логопеда, ребенка и притягивание к себе.
Растягивание рук, положенных пальцы в пальцы, в стороны (разрывание цепи).
Сжимание и разжимание резиновой груши.
Поочередное сгибание и разгибание пальцев обеих рук.
Сделать решетку из двух пальцев (средний и указательный) каждой руки и попеременно укладывать их: правая сверху, левая снизу и наоборот, проделывая это упражнение многократно.
Сделать из двух пальцев козу.
Приложить ладони друг к другу, прикасаясь пальцами: мизинец к мизинцу, безымянный к безымянному и т. д.
Работа с мозаикой.
Шитье на ручной игрушечной машинке.
Проведение подвижных игр без речевого сопровождения и с речевым сопровождением.
Навыки самообслуживания: одевание и раздевание кукол, расстегивание пуговиц на платье, пальто, завязывание шнурков на ботинках, мытье рук, подметание пола щеткой и др.
Работа с пластилином — лепка. 1. Скатывание шариков — орешков.
2. Расплющивание шариков в лепешки, нажимая на шарики пальцами то правой, то левой руки.
3. Скатывание жгутиков, свертывание из них баранок, нанизывание их на ленточку.
4. Лепка не по заданию логопеда (самостоятельное творчество детей).
Перед занятиями лепкой пластилин слегка подогревают. Всю работу по лепке надо связывать с игровыми моментами; например: давайте слепим морковку зайчику, яблочко брату, грибок маме и т. д.