Воспитание слухового внимания
Воспитание слухового внимания можно проводить, используя звучание музыкальных инструментов, игрушек или различных предметов. Вначале ребенок должен определить, какой инструмент звучал; затем указать направление звука звучащего инструмента, игрушки; воспроизвести ритм звучания.
Воспитание слухового внимания на музыкальных инструментах проводится так: логопед сначала знакомит ребенка с звучанием, например, гармошки, балалайки. Ребенку завязывают глаза или предлагают отвернуться в сторону, после чего логопед играет на одном из этих инструментов, а затем предлагает ребенку найти тот инструмент, на котором он играл.
Воспитание слухового внимания на звучащих игрушках (барабан, дудочка, горн и т. д.) и на издаваемых различными предметами звуках (свист в пузырек, в ключ, удары молотком по дереву, по стеклу и т. д.) проводится так же, как и на музыкальных инструментах.
Определение направления звука инструмента или игрушки проводится так: в кабинете, кроме ребенка, могут быть еще несколько детей, которые рассаживаются в разных местах кабинета. Логопед выбирает водящего, а остальным завязывает глаза. Водящий играет на каком-нибудь инструменте, затем логопед снимает повязку у детей и просит их указать, откуда был слышен звук.
Воспроизведение ритма (хлопки в ладоши, стук об стол карандашом и т. д.) проводится следующим образом: логопед ударяет в ладоши два раза и просит ребенка сделать столько же хлопков; стучит по столу один раз, делает паузу и опять стучит один раз и просит ребенка повторить.
Воспитание слухового внимания к речи проводится так: логопед прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу), собаку (ам-ам или гав-гав).
Правильное выполнение задания логопеда ребенком будет говорить о том, что он научился внимательно слушать чужую речь.
ВОСПИТАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА
Фонематический слух — это представление ребенка о звуковом составе слова.
Основные этапы воспитания фонематического слуха — различение и выделение слов в предложении; слогов в слове; звуков в слоге и слове с указанием их последовательности и количества, а также дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем в слоге, слове.
Различение, выделение слов в предложении должно проводиться в игровой форме, например, дать ребенку ряд картинок и составить по ним предложения в два-три слова. Проговорить ребенку эти предложения и предложить ему сосчитать в нем слова. При назывании каждого слова ребенок может хлопать в ладоши или сопровождать проговариваемые слова ударом мяча об пол.
Выделение слогов в слове также проводится в игровой форме под хлопки в ладоши, под удары мяча об пол или подбрасыванием его вверх и притопыванием ноги. Например, логопед показывает картинку и, называя первый слог, хлопает в ладоши; ребенок, заканчивая слово, тоже хлопает в ладоши.
Дети бросают друг другу мяч и произносят по слогам имена. Подающий мяч говорит первый слог имени, принимающий — второй.
Дети самостоятельно называют предметы, отстукивая слоги руками, ногой или сопровождая броском мяча каждый слог в слове.
Выделение звуков надо начинать с гласных звуков а, о, ув слогах (ау, уа), и в словах (Аня, аист,), а затем переходить к выделению согласных сначала на звукоподражаниях (му, ам), затем в начале и конце слова (ммама, домм, ммука, дымм).
Дифференциация или сопоставление смыслоразличительных фонем проводится с детьми на конкретном игровом материале — на игрушках, картинках. Логопед показывает игрушки, картинки: сани —шуба, зайка —жук, лопата —рама; ребенок называет эти картинки.
Ребенок самостоятельно отбирает картинки на требуемые звуки, например на л-р, с-ш, з-ж, б-п, д-т, называет их.
В период обучения ребенка грамоте воспитание фонематического слуха увязывается с работой по составлению слогов, слов из разрезной азбуки.
Хорошо также повторять за логопедом элементарные мелодии и напевы: «Баю-баю-баю-бай...», «Люли-люли-люли...», «Аи лю-ли, ай люли, люли, люли...» и т. д.
РАЗВИТИЕ ПРОИЗНОСИМОЙ РЕЧИ НА ЗВУКОПОДРАЖАНИЯХ
Занятие 1. Звук у
Логопед (показывает дудочку). Это дудочка. Я сыграю на дудочке: «У-у-у». Ты сыграй на дудочке. Я и ты сыграем на дудочке.
Это волк. Волк воет: «У-у-у!»
Игра.1) Ребенок везет игрушечный паровоз и гудит: «У-у-у».
2) Ребенок играет в дудочку: «У-у-у».
3) Ребенок подражает вою волка: «У-у-у».
Занятие 2. Звук а
Девочка качает куклу: «А-а-а!» Я качаю куклу: «А-а-а!» Ты качаешь куклу: «А-а-а!» Покачаем вместе кукол: «А-а-а!» Как ты качаешь куклу? Как мама качает дочку?
Занятие 3. Звук о
Логопед (берет картинку и показывает). У мальчика болят зубы. Он стонет: «О-о-о!» У меня болят зубы: «О-о-о!» У тебя болят зубы: «О-о-о!» У меня и у тебя болят зубы: «О-о-о!»
Как стонет мальчик?
Занятие 4. Слог ау
Мальчик в лесу потерял маму и кричит: «Ау!»
Я потеряла маму и кричу: «Ау!»
Ты в лесу потерял (а) маму и кричишь: «Ау! Ау!»
Давай покричим вместе: «Ay! Ау!» Как кричит мальчик?
Занятие 5. Слог уа
Вава плачет: «Уа!Уа!» Кукла Тата плачет: «Уа!Уа!» Как плачет Вава? Как плачет кукла Тата?
Занятие 6. Слоги ам-ам, му-му, мяу-мяу
Логопед (берет игрушки). Это собака. Собака лает: «Ам-ам! Ам-ам!» Как лает собака?
Это корова. Корова мычит: «Му-му!» Как мычит корова?
Это кошка. Кошка мяукает: «Мяу-мяу!» Как мяукает кошка?
Игра. «Найди игрушки».
Логопед прячет игрушки (собаку, корову, кошку) в кабинете или около себя, например в халат. Ребенок ищет игрушки, находит их и говорит: «Ам-ам, му-му, мяу-мяу».
Занятие 7. Звук и
Это лошадка. Лошадка ржет: «И-и!» Как ржет лошадка? .
Занятие 8. Слоги га-га, ко-ки, пи-пи, мэ-мэ, бе-бе
Это гусь. Гусь кричит: «Га-га-га!» Как кричит гусь? Это курочка. Курочканоет: «Ко-ко-ко». Это птичка. Птичка пищит: «Пи-пи-пи». Это коза. Коза блеет: «Ме-ме! Ме-ме!» Как блеет коза? Это овца. Овца блеет: «Бе-бе! Бе-бе!» Как блеет овца? Игра1) «Найди игрушки» (см. занятие 6). 2) Лото «Домашние животные».
Занятие 9. Слоги ку-ку, кря-кря, ку-ка-ре-ку!
Это кукушка. Кукушка кукует: «Ку-ку! Ку-ку!» Как кукует
кукушка?
Это утка. Утка крякает: «Кря-кря! Кря-кря!» Как крякает
утка?
Это петушок. Петушок поет: «Ку-ка-ре-ку!» Как поет петушок?
Игра. 1 ) «Найди игрушки» (по образцу занятия 6). 2) Лото «Птицы».
Занятия 10—11. Слоги ду-ду, бум-бум, би-би, динь, тук-тук.
Это мальчик. Этот мальчик играет на дудочке: «Ду-ду-ду». Как играет мальчик?
А этот мальчик играет на барабане: «Бум-бум-бум!» Как иг-рает тот мальчик?
Это машина. Машина гудит: «Би-би-би». Как гудит машина?
У девочки колокольчик: «Динь-динь-динь!» Девочка звенит: «Динь-динь-динь!» Как звенит девочка?
Это папа. Папа стучит молотком: «Тук-тук-тук!» Я стучу молотком: «Тук-тук-тук!» Ты стучишь молотком: «Тук-тук-тук!» Мы стучим молотком: «Тук-тук-тук!» Как стучит папа?
Игра.Дать поиграть ребенку на барабане, дудочке, на трубе, позвонить в колокольчик, постучать молотком, поводить машину, произнося соответствующие звукоподражания.
Занятия 12—13. Слоги ах, ох, ух
Это девочка. Это мячик. Мячик упал в воду: «Ах! Ах! Ах!» Девочка плачет: «Ах! Ах! Ах!» Как плачет девочка?
Это мальчик. У мальчика болит ухо. Мальчик стонет: «Ох! Ох! Ох!» Как стонет мальчик?
Это девочки. Девочки качаются на качелях. Девочки кричат: «Ух! Ух! Ух!» Как кричат девочки?
Игра.1) Дети изображают, как они роняют мячик, игрушку, сопровождая эти действия словами: «Ах! Ах! Ах!»
2) Дети изображают, что у них болят рука, глаз, ухо, сопровождая словами: «Ох! Ох! Ох!»
3) Дети прыгают через веревочку или подбрасывают мячик, сопровождая словами: «Ух! Ух!»
Занятие 14. Слоги но-но, тпр
Это мальчик. Это лошадка. Мальчик гонит лошадку: «Но-но-но!» Как мальчик гонит лошадку?
Мальчик остановил лошадку: «Тпр! Тпр!» Как мальчик остановил лошадку?
Игра.Поиграть в лошадки со словами но-но-но, тпр, тпр.