Агробизнес делает прибыли на страхе перед птичьим гриппом
Мало того, что министр обороны Рамсфелд оказался прямым благотворителем правительств США, Великобритании и других, пополняя их запасы своим «Тамифлю», паника перед птичьим гриппом также пошла в дело, чтобы продвинуть глобальное доминирование агробизнеса и птицефабрик по модели арканзасской «Тайсон Фудс Инк.».
Действительно, достаточно любопытно, что огромные, антисанитарные и переполненные фабричные птицефермы глобальных гигантов агробизнеса никогда тщательно не исследовались как возможный инкубатор или источник H5N1 или других болезней. Вместо этого маленькие семейные птицефермы, особенно в Азии, самое большее с 10–20 цыплятами, оказались теми, кто имел шанс проиграть от истерии птичьего гриппа.
Главные американские бройлерные фабрики, такие как «Тайсон Фудс», «Пердю Фармс» и «КонАгра Полтри», провели пропагандистскую кампанию, ложно утверждая, что, в отличие от этих азиатских птицеферм на свежем воздухе, их бройлеры были «более безопасными», поскольку выращивались в закрытых помещениях.
Как неотъемлемая часть управляемого из Гарварда проекта вертикальной интеграции агробизнеса профессоров Джона Дэвиса и Рэя Голдберга американская птицеводческая промышленность стала одной из первых целей индустриализации или «фабричного сельского хозяйства»[425].
Индустриализация выращивания и забоя домашней птицы в США преуспевала. К тому моменту, когда в 2003 году появились сообщения о первых случаях в Азии вируса птичьего гриппа H5N1, в Соединённых Штатах в производстве и обработке куриного мяса господствовали пять гигантских транснациональных компаний агробизнеса.
Действительно, согласно торговому источнику «ВАТТ Полтри» США, в 2003 году эти пять компаний удерживали преобладающее превосходство в американском производстве домашней птицы, и все они были вертикально интегрированы[426].
Эти пятеро были: «Тайон Фудс», крупнейшая в мире, «Голд Кист Инк.», «Пилгримс Прайд», «КонАгра Полтри» и «Пердю Фармс». В январе 2007 года «Пилгримс Прайд» купила «Голд Кист Инк.», создав тем самым крупнейший гигант агробизнеса в производстве птицы. Все вместе эти пятеро поставляли более чем 370 миллионов фунтов куриных полуфабрикатов в неделю, что соответствовало приблизительно 56% от всех куриных полуфабрикатов, производимых в США. Американские бройлерные птицефабрики производили в 2005 году почти 9 миллиардов «бройлеров», или мясных цыплят, или 48 миллиардов фунтов куриного мяса. Штат Арканзас, где находится «Тайсон Фудс», произвёл 6,314 миллиардов фунтов такого куриного мяса[427].
Они производили куриное мясо в небезопасных и безобразных санитарных условиях.
В январе 2005 года доклад Центрального финансово–контрольного управления США американскому Сенату «Безопасность в производстве мяса и домашней птицы» пришёл к выводу, что у американских предприятий по переработке мяса и домашней птицы был «один из самых высоких уровней несчастных случаев и заболеваний среди всей отрасли». Они процитировали случаи подвергания «опасным химикатам, крови, фекалиям, отягощённые плохой вентиляцией и часто экстремальной температурой». Рабочие часто работали в опасных условиях, при громком шуме с острыми инструментами и опасными механизмами в тесных помещениях[428].
Доклад некоммерческой организации США «Вива!», расследующий условия на американских фабричных фермах, отметил, что «на фабричных фермах, благодаря генетической селекции, кормам и малоподвижности, бройлеры теперь вырастают намного крупнее и растут гораздо быстрее, чем прежде». Они цитируют исследование американского Министерства сельского хозяйства, которое отметило, что «в 1940–х годах бройлерам требовалось 12 недель, чтобы достичь рыночного веса (4,4 фунта), тогда как из–за неестественных элементов индустриализированных методов производства теперь они достигают того же веса и забиваются уже шестинедельными»[429].
Использование ускорителей роста создало крупные проблемы со здоровьем в условиях огромных фабричных концентрациях фермы. Из–за инъекций гормонов и вакцин, ускоряющих рост, рост мускульной массы опережал развитие костей, и у цыплят типично имели место уродства на ногах и в скелете, которые не позволяли им ходить. Неспособные передвигаться, они вынуждены были сидеть в низкокачественном мусоре, зарабатывая серозные отёки или воспаление сухожилий. Внутренние органы бройлера были не в состоянии поспеть за его буйным ростом, что вызывало перебои или остановку работы сердца и лёгких, приводя к избытку жидкости в их телах или к смерти[430].
По специальному исключению в американском законе бройлеры были исключены из круга действия федерального закона о Защите животных. Федеральное правительство не устанавливало правил или стандартов для того, как бройлеры должны размещаться, питаться или накачиваться медикаментами на фермах. Согласно всё возрастающему числу экспертов–ветеринаров, именно промышленное ведение сельского хозяйства, а не маленькие азиатские птицефермы на свежем воздухе, стало реальным источником ужасающих новых болезней и вирусов, таких как H5N1.