Территориальное общественное самоуправление.
1. Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части, территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.
Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории.
2. Территориальное общественное самоуправление может осуществляться в пределах следующих территорий проживания граждан: подъезд многоквартирного жилого дома; многоквартирный жилой дом; группа жилых домов; жилой микрорайон; сельский населенный пункт, не являющийся поселением; иные территории проживания граждан.
3. Территориальное общественное самоуправление осуществляется гражданами как непосредственно, то есть через общие собрания, конференции, так посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
4. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава территориального общественного самоуправления Администрацией сельского поселения в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Совета депутатов сельского поселения.
На регистрацию предоставляются:
- устав территориального общественного самоуправления;
-решение Совета депутатов сельского поселения, устанавливающее границы территориального общественного самоуправления;
- протокол учредительной конференции (собрания) жителей;
- протоколы собраний по выдвижению делегатов конференции.
6. Отказ в регистрации устава территориального общественного самоуправления допускается в случае:
- не предоставления документов установленных пунктом 5 настоящей статьи;
- несоответствия представленных документов федеральным нормативным правовым актам, нормативным правовым актам Тверской области и сельского поселения.
Отказ в регистрации устава, а также уклонение от регистрации могут быть обжалованы в суде.
7. Территориальное общественное самоуправление в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации.
8. Собрание граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочным, если в нем принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее одной трети жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
9. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета об ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
10. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) могут осуществлять хозяйственную деятельность по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответствующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
11. В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
12. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.
13. Органы и должностные лица местного самоуправления сельского поселения оказывают содействие жителям в осуществлении их прав на территориальное общественное самоуправление, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления, оказывают им организационную и методическую помощь в решении вопросов, затрагивающих интересы жителей, учитывают решения соответствующих органов территориального общественного самоуправления, общих собраний, конференций граждан.
14. Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых средств из местного бюджета определяются решением Совета депутатов сельского поселения.
Статья 18.
Публичные слушания.
1. Для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей сельского поселения, Советом депутатов сельского поселения, Главой сельского поселения могут проводиться публичные слушания.
2. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, Совета депутатов сельского поселения, Главы сельского поселения.
Публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначаются Советом депутатов сельского поселения, а по инициативе Главы сельского поселения - Главой сельского поселения.
3. На публичные слушания выносятся в обязательном порядке:
1) проект Устава сельского поселения, а также проект нормативного правового акта Совета депутатов сельского поселения о внесении изменений и дополнений в данный Устав сельского поселения, кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами;
2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении;
3) проекты планов и программ развития сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки;
4) вопросы о преобразовании сельского поселения.
4. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета депутатов сельского поселения и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей сельского поселения о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей сельского поселения.
5. Результаты публичных слушаний подлежат обнародованию, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Статья 19.
Собрание граждан.
1. Для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на территории сельского поселения могут проводиться собрания граждан.
2.Собрание граждан проводится по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, Главы сельского поселения, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по инициативе населения или Совета депутатов сельского поселения, назначается Советом депутатов сельского поселения.
Собрание граждан, проводимое по инициативе главы сельского поселения, назначается главой сельского поселения.
Условием назначения собрания граждан по инициативе населения является сбор подписей в поддержку данной инициативы, количество которых должно составлять не менее пяти процентов от числа жителей соответствующей территории, имеющих право участвовать в собрании. Совет депутатов сельского поселения назначает собрание граждан в течение 15 дней со дня поступления в Совет депутатов сельского поселения документов о выдвижении инициативы проведения собрания граждан.
Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления определяется уставом территориального общественного самоуправления.
3. Собрание граждан вправе:
1) обсуждать Устав сельского поселения, структуру органов местного самоуправления;
2) решать вопрос о выдвижении инициативы проведения местного референдума, отзыва депутата Совета депутатов сельского поселения, выборного должностного лица местного самоуправления;
3) избирать органы территориального общественного самоуправления, принимать положения (уставы) о них, утверждать отчеты об их деятельности;
4) обсуждать прогноз социально-экономического развития сельского поселения;
5) обсуждать вопросы благоустройства сельского поселения, сохранности и использования жилого фонда, коммунального, бытового, культурного обслуживания населения, вопросы о наименовании улиц и площадей, о местах установления памятников и скульптур, об обеспечении общественного порядка;
6) обсуждать вопросы использования земельных, лесных и водных ресурсов общего пользования;
7) обсуждать вопросы административно-территориального устройства сельского поселения;
8) обсуждать информацию органов и должностных лиц местного самоуправления, органов территориального общественного самоуправления об использовании муниципальной собственности;
9) обсуждать проекты решений органов и должностных лиц местного самоуправления, вынесенные на обсуждение населения;
10) обсуждать иные вопросы местного значения сельского поселения.
4. Порядок назначения и проведения собрания граждан, а также полномочия собрания граждан определяются федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ настоящим Уставом и нормативными правовыми актами Совета депутатов сельского поселения, уставом территориального общественного самоуправления.
5. Для ведения собрания избираются председатель и секретарь. Ведется протокол собрания, в котором указываются дата и место проведения собрания, количество присутствующих, повестка дня собрания, фамилии выступивших в прениях, содержание выступлений, принятое решение. Решение считается принятым, если за него проголосовало более половины присутствующих на собрании граждан. Протокол подписывается председателем и секретарем собрания и передается в органы местного самоуправления.
6. Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления.
Собрание граждан, проводимое по вопросам, связанным с осуществлением территориального общественного самоуправления, принимает решения по вопросам, отнесенным к его компетенции уставом территориального общественного самоуправления.
7. Обращения, принятые собранием граждан, подлежат обязательному рассмотрению органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение содержащихся в обращениях вопросов, с направлением письменного ответа.
8. Итоги собрания граждан подлежат официальному обнародованию.
Статья 20.
Конференция граждан.
1. Для обсуждения вопросов местного значения, затрагивающих интересы всех жителей сельского поселения, а также для информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут проводиться конференции граждан (собрания делегатов).
Конференции граждан также могут осуществлять полномочия собраний граждан.
2. Порядок назначения и проведения конференций граждан, избрания делегатов определяются решением Совета депутатов сельского поселения, уставом территориального общественного самоуправления.
3. Конференция граждан считается правомочной, если в ней принимают участие не менее одной трети жителей соответствующей территории, избранных на собраниях делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории.
4. Итоги конференции граждан подлежат официальному обнародованию.
Статья 21.
Опрос граждан.
1. Опрос граждан проводится на всей территории сельского поселения или на части его территории для выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, а также органами государственной власти.
Результаты опроса носят рекомендательный характер.
2. В опросе граждан имеют право участвовать жители сельского поселения, обладающие избирательным правом.
3. Опрос граждан проводится по инициативе:
1) Совета депутатов сельского поселения или главы сельского поселения – по вопросам местного значения;
2) Органов государственной власти Тверской области – для учета мнения граждан при принятии решений об изменении целевого назначения земель сельского поселения для объектов регионального и межрегионального значения.
4. Порядок назначения и проведения опроса граждан определяется решением Совета депутатов сельского поселения.
5. Решение о назначении опроса граждан принимается Советом депутатов сельского поселения. В нормативном правовом акте представительного органа муниципального образования о назначении опроса граждан устанавливаются:
1) дата и сроки проведения опроса;
2) формулировка вопроса (вопросов), предлагаемого (предлагаемых) при проведении опроса;
3) методика проведения опроса;
4) форма опросного листа;
5) минимальная численность жителей муниципального образования, участвующих в опросе.
6. Жители сельского поселения должны быть проинформированы о проведении опроса граждан не менее чем за 10 дней до его проведения.
7. Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, осуществляется:
1) за счет средств местного бюджета - при проведении его по инициативе органов местного самоуправления сельского поселения;
2) за счет средств бюджета Тверской области - при проведении его по инициативе органов государственной власти Тверской области.
Статья 22.