Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог
Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог
Законодательство России
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Т.СЕМЕНОВ
4 октября 2000 г. N ЦП-ЦТ-ЦВ-797
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог устанавливает основные правила и нормы эксплуатации, технического обслуживания тормозов (источники сжатого воздуха, воздухопроводы с арматурой, приборы управления, торможения и контроля, рычажные передачи) самоходного и несамоходного специального подвижного состава, хозяйственных поездов железных дорог Российской Федерации.
Порядок, установленный настоящей Инструкцией, обязателен для всех работников железных дорог, связанных с эксплуатацией и движением специального подвижного состава (далее - СПС) и хозяйственных поездов.
На основании настоящей Инструкции железные дороги, отделения железных дорог, организации, связанные с эксплуатацией и движением СПС, издают местные инструкции и указания.
Организация эксплуатации, технического обслуживания тормозов СПС, контроль за выполнением требований настоящей Инструкции, приказов и указаний МПС России по эксплуатации тормозов возлагается на руководителей служб пути, электроснабжения, сигнализации и связи, депо для специального подвижного состава, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи, путевых машинных станций, объединенных предприятий путевого хозяйства.
Общий контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляют ревизоры по безопасности движения поездов аппарата главных ревизоров железных дорог и отделений железных дорог.
Перечень работ, выполняемых при смене бригад ССПС
При смене бригад ССПС принимающая бригада обязана проверить:
2.3.1. Предыдущую запись в журнале учета работ, периодических технических обслуживаний и ремонтов об исправном состоянии тормозов.
2.3.2. Уровень масла в картерах компрессоров в соответствии с пунктом 2.2.1 настоящей Инструкции.
2.3.3. Положение ручек кранов в рабочей и нерабочей кабинах.
2.3.4. Правильность регулирования крана машиниста или редуктора N 348 на поддержание зарядного давления в тормозной магистрали в соответствии с пунктом 2.2.14 настоящей Инструкции.
2.3.5. Правильность регулирования крана вспомогательного тормоза на предельное давление в тормозных цилиндрах при полном торможении в соответствии с пунктом 2.2.11 настоящей Инструкции.
2.3.6. Темп ликвидации сверхзарядки в соответствии с пунктом 2.2.8 настоящей Инструкции.
2.3.7. Правильность соединения рукавов и открытия концевых кранов между единицами ССПС, работающими в сцепе.
2.3.8. Действие автотормоза путем разрядки тормозной магистрали краном экстренного торможения (стоп-краном).
2.3.9. Состояние тормозной рычажной передачи, ее предохранительных устройств.
2.3.10. Положение режимных переключателей воздухораспределителей в соответствии с пунктом 2.2.15 настоящей Инструкции.
2.3.11. Выход штоков тормозных цилиндров, визуальный осмотр которых возможен, в соответствии с пунктом 2.2.17 настоящей Инструкции.
2.3.12. Наличие и исправность ручных тормозных башмаков.
2.3.2. Бригада обязана выпустить конденсат из резервуаров и масловлагоотделителей.
КОЛИЧЕСТВО РУЧНЫХ ТОРМОЗОВ И ТОРМОЗНЫХ БАШМАКОВ, НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ УДЕРЖАНИЯ НА МЕСТЕ ПОСЛЕ ОСТАНОВКИ НА ПЕРЕГОНЕ В СЛУЧАЕ ПОРЧИ АВТОТОРМОЗОВ, НА КАЖДЫЕ 100 ТС ВЕСА СОСТАВА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОЕЗДА (БЕЗ ТЯГОВОЙ ЕДИНИЦЫ) В ЗАВИСИМОСТИ ОТ КРУТИЗНЫ СПУСКА
------------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------
¦Крутизна спуска ¦0 ¦0,002 ¦0,004 ¦0,006 ¦0,008 ¦0,010 ¦0,012 ¦
¦Число тормозных ¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦0,2/0,4¦
¦башмаков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Количество ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦0,4 ¦
¦тормозных осей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Крутизна спуска ¦0,014 ¦0,016 ¦0,018 ¦0,020 ¦0,022 ¦0,024 ¦0,026 ¦
¦Число тормозных ¦0,4/1,2¦0,5/1,4¦0,6/1,6¦0,6/1,8¦0,7/2,0¦0,8/2,2¦0,8/2,4¦
¦башмаков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Количество ¦1,2 ¦1,4 ¦1,6 ¦1,8 ¦- ¦- ¦- ¦
¦тормозных осей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Крутизна спуска ¦0,028 ¦0,030 ¦0,032 ¦0,034 ¦0,036 ¦0,038 ¦0,040 ¦
¦Число тормозных ¦0,9/2,6¦1,0/2,8¦1,1/3,0¦1,2/3,2¦1,2/3,4¦1,2/3,6¦1,3/3,8¦
¦башмаков ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Количество ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦- ¦
¦тормозных осей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦ Примечание - В числителе - при нагрузке на ось 10 тс и более,¦
¦в знаменателе - при нагрузке на ось менее 10 тс. ¦
---------------------------------------------------------------------------
6.3.5. В пунктах формирования сплоток выходы штоков тормозных цилиндров следует отрегулировать в соответствии с пунктом 2.2.17 настоящей Инструкции.
6.3.6. Проводники, сопровождающие сплотку или одиночный ССПС в поезде, должны быть проинструктированы по правилам закрепления СПС, применения тормозных средств на пересылаемых единицах СПС, о порядке опробования автотормозов в сплотке и переключения режимов воздухораспределителей.
6.4. На моторно-рельсовом транспорте
6.4.1. Количество прицепляемых единиц подвижного состава или прицепов к моторно-рельсовому транспорту устанавливается начальником железной дороги в зависимости от паспортных данных, наличия тормозных средств на тяговых и прицепных единицах и допускаемой скорости движения на руководящем спуске.
6.4.2. Следование не оборудованного автотормозами моторно-рельсового транспорта в сцепе разрешается в исключительных случаях, но не более двух единиц. При этом на каждой из них должен быть водитель (машинист).
ТЕРМИНЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В НАСТОЯЩЕЙ ИНСТРУКЦИИ
Бригада специального подвижного состава. Работники, назначаемые для управления и обслуживания специального подвижного состава. Для управления специальным самоходным подвижным составом назначается бригада - машинист и помощник машиниста или водитель и помощник водителя дрезины (в соответствии с инструкцией по эксплуатации соответствующей машины).
Время полной зарядки тормозной сети (системы). Время с момента перевода ручки крана машиниста в положение отпуска до момента создания в тормозной сети хозяйственного поезда или специального подвижного состава установившегося зарядного давления.
Время полного отпуска тормозов. Время с момента перевода ручки крана машиниста или крана вспомогательного тормоза в положение отпуска до полного ухода штоков тормозных цилиндров.
Давление зарядное. Установленное давление в тормозной магистрали тяговой единицы при поездном положении ручки крана машиниста и полностью заряженной тормозной сети хозяйственного поезда.
Давление сверхзарядное. Повышенное давление в тормозной сети по сравнению с установленным зарядным давлением при поездном положении ручки крана машиниста.
Железнодорожно-строительные машины. Один из видов специального подвижного состава, имеющий один или несколько рабочих органов, выполняющих работы по строительству, всем видам ремонтов, содержанию и техническому обслуживанию сооружений и устройств железных дорог.
Истощение тормоза. Снижение давления в тормозной сети поезда, в результате которого после полного или экстренного торможения не обеспечивается полное давление в тормозных цилиндрах, необходимое для остановки поезда на расчетном тормозном пути или удержания остановившегося поезда на месте.
Кран комбинированный. Кран, предназначенный для разобщения тормозной магистрали с краном машиниста на специальном подвижном составе, а также для сообщения тормозной магистрали с атмосферой при экстренном торможении.
Кран разобщительный. Кран, предназначенный для перекрытия воздухопроводов.
Моторно-рельсовый транспорт несъемного типа. Дрезины, мотовозы и автомотрисы.
Отпуск полный автоматических тормозов. Отпуск автотормозов с полным уходом штоков тормозных цилиндров в отпускное положение, достигаемый повышением давления в тормозной магистрали.
Отпуск полный вспомогательного тормоза. Отпуск тормоза с полным уходом штоков тормозных цилиндров в отпускное положение, достигаемый перемещением ручки крана вспомогательного тормоза в положение отпуска.
Отпуск ступенчатый автоматических тормозов. Отпуск автотормозов, включенных на горный режим, достигаемый понижением давления в тормозных цилиндрах путем периодического повышения давления в магистрали после торможения до давления, менее зарядного.
Отпуск ступенчатый вспомогательного тормоза. Отпуск тормозов, достигаемый периодическим понижением давления в тормозных цилиндрах независимо от давления в магистрали.
Поезд хозяйственный. Поезд, сформированный из действующего локомотива или специального самоходного подвижного состава, используемого в качестве локомотива, вагонов, выделенных для специальных и технических нужд железных дорог, специального самоходного и несамоходного подвижного состава, предназначенного для выполнения работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог.
Путь тормозной. Расстояние, проходимое специальным подвижным составом (хозяйственным поездом) с момента перевода ручки крана машиниста или крана экстренного торможения (стоп-крана) в тормозное положение до полной остановки. Тормозные пути различаются в зависимости от вида торможения (ступенчатое, полное служебное или экстренное).
Руководитель работ. Ответственное лицо, на которое возложено руководство работами на эксплуатируемых железнодорожных путях, сооружениях и устройствах.
Специальный несамоходный подвижной состав. Железнодорожно-строительные машины без тягового привода в транспортном режиме, прицепы и другой специальный подвижной состав, предназначенный для производства работ по содержанию, обслуживанию и ремонту сооружений и устройств железных дорог, включаемый в хозяйственные поезда.
Специальный подвижной состав. Несъемные подвижные единицы на железнодорожном ходу.
Специальный самоходный подвижной состав. Мотовозы, дрезины, тяговые модули, специальные автомотрисы для перевозки необходимых для производства работ материалов или доставки работников предприятий МПС России к месту работы, железнодорожно-строительные машины, имеющие автономный двигатель с тяговым приводом в транспортном режиме.
Спуск руководящий. Наибольший по крутизне спуск (с учетом сопротивления кривых) протяженностью не менее тормозного пути.
Торможения повторные. Торможения, выполняемые одно за другим после отпуска и подзарядки тормозов.
Торможение полное служебное. Торможение служебное, достигаемое снижением давления в магистрали в один прием темпом служебного торможения для получения полного давления в тормозных цилиндрах специального подвижного состава или хозяйственного поезда с целью снижения скорости или его остановки на более коротком расстоянии.
Торможение служебное. Торможение ступенями любой величины, достигаемое снижением давления в магистрали темпом служебного торможения для плавного снижения скорости или остановки специального подвижного состава или хозяйственного поезда в заранее предусмотренном месте.
Торможение ступенчатое. Торможение служебное, достигаемое снижением давления в магистрали ступенями для регулирования скорости движения специального подвижного состава или хозяйственного поезда, а также их остановки.
Торможение экстренное. Торможение, применяемое в случаях, когда требуется немедленная остановка специального подвижного состава или хозяйственного поезда, достигаемое прямым сообщением тормозной магистрали с атмосферой через кран машиниста, комбинированный кран или вследствие ее обрыва в поезде либо открытия концевого крана, и обеспечивающее максимальную тормозную силу.
Тяговая единица хозяйственного поезда. Локомотив или специальный самоходный подвижной состав, предназначенный для ведения хозяйственного поезда.
Стандарт отрасли ОСТ 32.90-97 "Машины путевые. Тормозное оборудование. Требования к эксплуатации. Инструктивные указания", утвержденный Указанием МПС России N Б-1039У от 28.08.97, признается утратившим силу.
Приложение 1
к Инструкции
по эксплуатации тормозов
специального подвижного
состава железных дорог
от 4 октября 2000 г.
N ЦП-ЦТ-ЦВ-797
Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог
Законодательство России
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Утверждаю
Заместитель Министра
путей сообщения
Российской Федерации
В.Т.СЕМЕНОВ
4 октября 2000 г. N ЦП-ЦТ-ЦВ-797
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Инструкция по эксплуатации тормозов специального подвижного состава железных дорог устанавливает основные правила и нормы эксплуатации, технического обслуживания тормозов (источники сжатого воздуха, воздухопроводы с арматурой, приборы управления, торможения и контроля, рычажные передачи) самоходного и несамоходного специального подвижного состава, хозяйственных поездов железных дорог Российской Федерации.
Порядок, установленный настоящей Инструкцией, обязателен для всех работников железных дорог, связанных с эксплуатацией и движением специального подвижного состава (далее - СПС) и хозяйственных поездов.
На основании настоящей Инструкции железные дороги, отделения железных дорог, организации, связанные с эксплуатацией и движением СПС, издают местные инструкции и указания.
Организация эксплуатации, технического обслуживания тормозов СПС, контроль за выполнением требований настоящей Инструкции, приказов и указаний МПС России по эксплуатации тормозов возлагается на руководителей служб пути, электроснабжения, сигнализации и связи, депо для специального подвижного состава, дистанций пути, электроснабжения, сигнализации и связи, путевых машинных станций, объединенных предприятий путевого хозяйства.
Общий контроль за выполнением требований настоящей Инструкции осуществляют ревизоры по безопасности движения поездов аппарата главных ревизоров железных дорог и отделений железных дорог.