Установление Советской власти в Коми крае

Шел месяц за месяцем. Первая эйфория, вызванная демократическими переменами в политическом строе, организацией новых выборных органов местного самоуправления, сменилась у большей части населения недовольством из-за продолжавшихся экономических трудностей, конца которым было не видать. Не хватало самого необходимого. “В последнее время в городе нельзя найти ни одного коробка спичек. Скоро ли будут они и кто будет заботиться об обеспечении ими населения - судить трудно. Думают ли об этом кому нужно?” - вопрошала осенью 1917 г. “Яренская газета”. “Главные затруднения в уезде возникают из-за продовольствия”, - сказал на заседании усть-сысольской городской думы 10 октября 1917 г. С.О.Латкин. В связи с этим местные жители требовали, в частности, выселения из Коми края “в более хлебородные губернии” размещенных здесь немцев-военнопленных, которым также требовались продукты.

Нервозности добавляло и ожидание возможной частичной демобилизации армии “и вследствие этого большого скопления в городе солдат” и “эксцессов на почве отсутствия квартир” для их размещения. Солдатская масса была крайне политизирована и под влиянием пропаганды различных партий и окопной жизни в значительной мере утратила прежнее доверие к послефевральским органам управления. В условиях тяжелого экономического положения населения, также лишившегося значительной части своих симпатий к властям, выступление солдат могло оказаться гибельным для уездных руководителей. Последние сознавали шаткость своего положения. “В последнее время внутри России во многих местах начались погромы, повальные грабежи и пожары, от которых гибнет достояние населения. Возможно, что волна погромов может перекинуться и в нашу местность, а именно при возвращении солдат на родину, в свои края”, - говорилось на заседании усть-сысольской думы 22 октября 1917 г.

А через пять дней, 27 октября, в Усть-Сысольске получили из Вологды ошеломляющую телеграмму: “В Петрограде большевики захватили власть...”. Все местные органы власти встретили это известие резко отрицательно. В Петроград и в другие места полетели телеграммы: “Яренское объединенное заседание представителей местных самоуправлений, комитетов и организаций рабочих, солдатских и крестьянских депутатов единогласно протестует против захвата власти большевиками, требует признать большевизм врагом Родины и революции”. Печорское уездное земское собрание объявило о неподчинении “той власти, которая будет организована большевиками”. “Весь Усть-Сысольский гарнизон, как один человек, присоединяется к казачеству с надеждой восстановить в стране твердую власть и порядок, которые готовы защищать с оружием в руках. Просим принять самые решительные меры в борьбе с большевизмом и анархией”, - телеграфировал Совет солдатских депутатов местного гарнизона. Усть-сысольское уездное земское собрание, городская дума, исполком уездного Совета крестьянских депутатов и представители других организаций приняли на собрании резолюцию, где заявили, что “все действия большевиков толкают Россию к кровавой гражданской войне и анархии” и выразили “решимость не останавливаться в борьбе с захватчиками власти перед самыми суровыми и решительными мерами”.

Для населения края, впрочем, октябрьские события прошли почти незаметно, поскольку сколь-либо влиятельных пробольшевистских организаций здесь не было и “организовать массы” для выражения поддержки Ленину и Троцкому было некому. У местных политических лидеров сохранялись надежды на то, что в России большевистское владычество не установится. Но дни шли, и надежды эти таяли. Возвращавшиеся с фронта солдаты были в значительной мере настроены пробольшевистски. Появились и специально направленные солдаты-агитаторы, которые должны были оказать помощь в сплочении местных пробольшевистских сил. “В ночь на 30-е ноября в Яренске образовался Военно-революционный комитет. Цель и задача его - быть проводником идей “Народных Комиссаров”. Сразу же комитетом был смещен начальник милиции, приступлено к учету товаров в магазинах”, - сообщила “Яренская газета”. В уездные центры поступали суровые телеграммы из Петрограда с требованиями действовать на местах в соответствии с указаниями большевистских лидеров. Стало ясно, что надежды на провал большевистского переворота и на то, что до Коми края их разрушительная деятельность докатиться не успеет, не оправдались. 10 декабря 1917 г. В.Ф.Попов на заседании усть-сысольской городской думы сказал: “В России многое изменилось. События идут быстрым темпом. Большевистское правительство, захватив власть, укрепляется... Необходимо нам организовать самозащиту от всяких хулиганствующих шаек, выступающих обыкновенно в подобные острые моменты для грабежей и погромов под флагом борьбы с “буржуазией”...” О “решительной борьбе с большевизмом” речь уже не заходила - день спустя тот же В.Ф.Попов подчеркнул, что “народная охрана” “нужна не в целях борьбы с вооруженными силами большевистского правительства, а для самообороны и для предупреждения в разных подонках местного населения нежелательных самочинных действий, и главное, для реального противодействия возможным самочинным выступлениям темных элементов с целью погромов и грабежей”. Во главе дружины решено было поставить прапорщика Евтушенко.

Атмосфера в крае между тем накалялась. Присланные солдаты-агитаторы предприняли попытки захвата власти. В Усть-Сысольске 19 декабря 1917 г. (1 января 1918 г.) группа демобилизованных солдат при участии некоторого числа жителей городских окраин объявила о своей поддержке Октябрьского переворота в Петрограде, о переизбрании Совета солдат местного гарнизона и потребовала передачи власти избранному на этом собрании новому Совету солдатских депутатов. Секретарь нового Совета А.Хатанзейский (человек, склонный к авантюризму и оказавшийся в Усть-Сысольске проездом на Печору) сообщил о произошедшем в столицу (в Совнарком) и попросил: “Просим указать, куда нам обращаться за помощью о свержении старого Совета?” По обыкновению, никаких сведений о том, что из столицы посоветовали (и посоветовали ли) местным “путчистам”, не имеется (вероятно, такая “конспирация” характерна для всех времен и народов - что в древности, что в наши дни...).

Жители края к новоявленным претендентам на власть отнеслись с осторожностью. Так, когда Яренский военно-революционный комитет предложил крестьянам с.Айкино послать своих представителей для работы в этом комитете, то “общее мнение схода было резко отрицательное к идее организации нового, неизвестно для чего организовываемого военно-революционного комитета, и решено было не посылать никаких депутатов в Яренск. Впрочем, на всякий случай намечены были все же два кандидата”, - сообщила “Яренская газета”. Сходным образом отреагировали и в других волостях уезда. ВРК остался на бумаге, а его функции как органа власти возложили на исполком Яренского уездного Совета крестьянских депутатов. Продолжало действовать и земство; лишь уездный комиссар К.Добряков подал в отставку.

И в Усть-Сысольске требование А.Хатанзейского и его сподвижников о передаче им власти было отвергнуто. Совет солдатских депутатов не признал перевыборы законными и продолжал функционировать в прежнем составе и проводить прежнюю политику. Земские служащие решили добровольно власть не отдавать, а в случае насильственного захвата власти в уезде большевиками намеревались прекратить работу во всех учреждениях, “так как всякий честный гражданин и истинный патриот должен считать позором и предательством службу большевикам”. С.О.Латкин известил низовые земские органы в волостях, что “всенародно избранные представители уездной земской управы не оставят власти до тех пор, пока власть эта не будет захвачена изменниками и предателями родины путем грубого насилия, и земская управа до последней возможности строго будет выполнять все обязанности по земскому управлению и хозяйству”.

Возможности эти были, однако, весьма ограничены. Снабжение региона товарами и продовольствием все ухудшалось. Обстановка в Коми крае обострялась, чему способствовала деятельность пробольшевистских сил. Возникали все новые претенденты на руководство. Совет, руководимый А.Хатанзейским, просуществовал недолго - его лидер уехал из Усть-Сысольска в Печорский уезд, дабы там готовить захват власти. Но в городе появился пробольшевистский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (СРСКД) во главе с С.П.Малыгиным и И.С.Юрьевым, организованный на собрании жителей пригородных слободок (где жила, в основном, беднота) между 20 и 22 декабря (2-4 января 1918 г.). Этот Совет распорядился закрыть и опечатать магазины Усть-Сысольска, проводил обыски у торговцев, осуществлял конфискации. Против этого выступил Совет солдат гарнизона; произошли стычки между гарнизонными солдатами и сторонниками СРСКД. Усть-сысольский уездный Совет крестьянских депутатов тоже осудил действия СРКСД и сообщил волостям: “В городе Усть-Сысольске небольшой кучкой граждан образован никем не признанный Совет рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Выпускаются самозванные...объявления... Исполнительный Комитет...предлагает вам никаких распоряжений, исходящих от новой организации, не выполнять и ни в какие сношения с ней не входить”.

Часть волостей поддержала пробольшевистский СРСКД. В частности, Керчемский Совет во главе с Д.М.Ваддоровым и А.П.Гичевым тут же попросил “оружия до 20 штук с патронами” для “защиты прав беднейшего слоя населения” “от спекулянтов и буржуазии”. Большинство волостей поддерживало Совет крестьянских депутатов и иные “легальные”, “законные” органы, доверие к которым в то же время стремительно падало. Противоречившие один другому приказы различных органов власти дезорганизовали и без того находившееся в кризисе хозяйство уезда. Жители Коми края, настрадавшиеся от нехватки всего, чего только могло не хватать, обращали свои взоры не к большевикам, эсерам или еще кому-либо конкретно: им нужна была какая-то реальная сила, реальная власть.

Об этом точно сказал один из видных местных политических деятелей, бывший депутат Государственной думы священник Д.Я.Попов: “Тревога за хлеб, за жизнь заставляет желать какой-либо власти. Такая власть необходима для объединения народа и успокоения, чтобы никто не препятствовал никому трудиться для себя и на пользу государству. Власть желательно создать сильную, верховную, единую... Бывшая до сих пор власть потеряла авторитет, а без нее может наступить анархия...Неавторитетная власть вызовет всеобщее недоверие и вражду”. Выступление Д.Я.Попова перекликается со словами уроженца Коми края, очень популярного среди местных жителей П.А.Сорокина (в то время - одного из лидеров партии эсеров, секретаря А.Ф.Керенского), сказанными им в сентябре 1917 г. перед открытием Демократического совещания в Петрограде (на том совещании присутствовали представители ряда партий, Советов, профсоюзов, местных органов самоуправления, кооперативов и т.д., обсуждавшие вопрос о положении в стране, о власти). П.А.Сорокин сказал тогда: “Страна приближается к полной анархии, и у меня нет уверенности в благополучном исходе. Мы продолжаем упиваться словами, резолюциями, закрыв на все глаза... Сведения с мест говорят, что крестьяне устали, перестали бывать на выборах, жаждут порядка, от кого бы он ни происходил... Масса уже хочет не слова, а хлеба... Как царский режим пал благодаря экономике, так же падает благодаря экономике и новый строй...” (Просто удивительно, до чего современно звучат эти слова!).

Никто из “старых” и “новых” претендентов на власть не мог справиться с управлением в одиночку. Требовалось соглашение, компромисс между различными политическими силами. На призыв СРСКД к населению уезда прислать делегатов от волостей на съезд для решения вопроса о власти 15 (28) января 1918 г. откликнулись немногие - в Усть-Сысольск прибыло 16 человек, а волостей в уезде насчитывалось более 50. Совет солдат гарнизона, в свою очередь, обратился к земским деятелям с предложением организовать новую власть в уезде “для предотвращения наблюдаемых разных скандалов и беспорядков, нарушающих тишину и спокойствие”. В результате переговоров земских деятелей с солдатами гарнизона руководители земской управы убедились, что солдатам “что-то...хочется сделать, но что и сами (они) не знают”. С.О.Латкин созвал чрезвычайное уездное земское собрание и продовольственный съезд. По предложению Совета солдатских депутатов гарнизона и по согласованию с земством участники всех этих форумов (в том числе и приехавшие по призыву СРСКД), а также представители всех уездных и усть-сысольских городских органов власти собрались 17 (30) января 1918 г. на учредительный съезд. На съезде решено было создать в уезде новую сильную власть с участием всех групп населения, которая действовала бы исключительно в интересах местных жителей: “Если мы увидим, что распоряжения высшей власти правильны - то согласимся, если не правильны, не согласимся. Наша организация беспартийная, значит она будет рассматривать распоряжения центральной власти с точки зрения полезности для края, а не партийности”. Был избран временный уездный Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, его исполком. Председателем Совета стал А.М.Мартюшев. По его словам, он стал своего рода буфером между левыми и правыми; его знали как человека демократических взглядов, образованного, чуждого авантюризму и к тому же выходца из народных низов. Ни к одной партии он не примыкал и “так и остался навсегда беспартийным”. Должность уездного комиссара была упразднена, земства пока сохранялись. Так, в Усть-Сысольском уезде была установлена Советская власть. Все ранее существовавшие Советы объявили о своем самороспуске.

В марте открылся первый съезд Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Усть-Сысольского уезда, на котором был избран уже не временный, а постоянный исполком Совета, который вновь возглавил А.М.Мартюшев. В марте-апреле началась организация волостных Советов депутатов в Усть-Сысольском уезде; земская управа и волостные земства ликвидировались.

В марте 1918 г. III яренский уездный съезд крестьянских депутатов объявил об установлении Советской власти в уезде. Главным уездным органом власти стал Совет крестьянских депутатов и его исполком, стоявшие на небольшевистских позициях. Земские учреждения в Яренском уезде функционировали до июля 1918 г. и были ликвидированы по решению IV уездного съезда крестьянских депутатов.

В Печорском уезде первый Совет возник в Мохченской волости 25 февраля 1918 г. по инициативе бывшего политссыльного, ставшего местным торговцем Н.И.Зыкова. Сам он писал, что “почва здесь для Советов крайне скверная. Крестьянин - плохой “советник”, и потому многие крестьяне высказывали недоумение и даже недовольство в связи с созданием волостного Совета. Но и прежние органы власти у них доверия уже не вызывали: “Народ еще чище подчеркнул, что земством он сыт”. В марте 1918 г. по инициативе уездного комиссара Г.Г.Недашковского в Усть-Цильме был созван уездный съезд Советов крестьянских депутатов, избран исполком, но власть осталась у прежних органов. Вопрос об установлении Советской власти в уезде считался преждевременным даже некоторыми из немногочисленных печорских большевиков, входивших в созданную уже знакомым нам А.Хатанзейским “фракцию большевиков”. В частности, А.М.Томилов говорил в марте 1918 г.: “Нельзя все сразу сделать, а нужно постепенно наладить, и притом же Советскую власть не все население признает законной властью, а некоторые личности обзывают бандой хулиганов, а членов (Совета - авт.) - кучкой мошенников... В Совете нет хороших работников, и стало быть власть захватывать мы не можем, а захватом же хорошо налаженную организацию (управления - авт.) разрушим, а новую трудно создать”. Однако лидер фракции А.Хатанзейский настаивал на захвате власти (позднее он был исключен из фракции за неумение руководить и авантюризм). На II уездном съезде Советов 14 апреля 1918 г. все же решено было провозгласить Советскую власть и ликвидировать земские органы (сказалось возросшее давление центра). Вместе с тем уездный исполком оставался на небольшевистских позициях.

Захват власти большевиками

Установление Советской власти в Коми крае прошло при минимальном участии пробольшевистских сил, и последние почти не пользовались каким-либо влиянием в Советах. Беспартийные (или, может быть, многопартийные) Советы пытались по мере сил наладить хозяйственную жизнь в уездах и волостях Коми края, стабилизировать политическую ситуацию, удержать население от конфликтов.

Одной из наиболее острых проблем был недостаток продовольствия. В конце апреля голодало более 60% населения Яренского и Усть-Сысольского уездов. 15 мая 1918 г. Усть-Сысольский уездный исполком “ввиду острого продовольственного кризиса” запретил въезд в уезд “ищущим работы и желающим поселиться”; “прибывающие без разрешения...будут выселяться принудительным порядком обратно”. Аналогичное положение было и в соседних районах, в связи с чем А.М.Мартюшев издал распоряжение: “Ввиду запрещения въезда в Котлас, Устюг, Вологду, Архангельск ... билеты на пароходы без разрешения Советов рабочих депутатов никоим образом выдаваться не должны”.

Было ясно, что одними запретами не отделаешься. Решено было изъять под проценты вклады состоятельных горожан в сберкассах, обложить местных торговцев чрезвычайным налогом специально для закупки продовольствия. Большевики и сочувствующие им требовали от властей более крутых насильственных мер, выходивших за рамки действовавших тогда основных законов и связанных с изъятием “излишков”, перераспределением земли и т.д. Если находившиеся у руководства Советами деятели видели в вышеназванных мероприятиях вынужденную и кратковременную меру, то их оппонентам виделась иная перспектива: насилие должно было сделаться постоянным структурным элементом системы власти в ущерб более-менее мирному сосуществованию, связанному с постепенным вытеснением “эксплуататоров” с помощью экономических методов (именно такого, последнего курса держалось Советское правительство в первые месяцы после Октября).

До поры до времени деятельность местных властей Коми края укладывалась (хотя и с оговорками) в рамки требований центральных органов, возглавлявшихся большевиками. Но в середине 1918 г. положение изменилось. Руководители большевистской партии пришли к выводу, что в условиях продовольственного кризиса и т.п. продолжать курс на постепенное вытеснение “капиталистических элементов” города и деревни через систему товарного производства и товарного обращения невозможно. Решено было осуществить ряд чрезвычайных мер в политике и экономике.

Одним из первых шагов в этом направлении стало принятие 11 июня 1918 г. декрета ВЦИК о создании деревенских комитетов бедноты (комбедов), которые должны были содействовать властям в изъятии “излишков” хлеба и распределять хлеб, предметы первой необходимости и сельхозорудия между жителями. В руках комбедов, крестьянской бедноты оказывалась огромная власть, которая позволяла им не считаться с мнением большей ( середняцкой и зажиточной) части крестьянства, а это неизбежно привело бы к конфликтам. Лидеры левых эсеров выступили против комбедов, объявили их антисоветской организацией, подменяющей советскую демократию диктатурой сброда. Один из левых эсеров, Трутовский, говорил большевикам, казалось бы, очевидные вещи: “Беднота - это ведь не класс. Здесь и пьяница, и трудолюбивый неудачник, и батрак, и проходимец. Почему они становятся первыми фигурами в деревне? Что в этом социалистического? Где пределы взаимной экспроприации? Почему нужно формировать армию для борьбы против своих и мириться с тем, что немцы эшелонами вывозят хлеб в Германию? (Имелись в виду продотряды и условия Брестского мира - авт.). Ведь страшен, страшен будет результат: раскол России сверху донизу, резня, запустение, ненависть навеки...”

Эту опасность поняли руководители Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. II Усть-Сысольский уездный съезд Советов “отверг декрет об устройстве деревенских комитетов бедноты как учреждений, могущих повлечь в деревнях раскол и посеять вражду среди крестьян, и как учреждений, дающих возможность одной части населения жить за счет другой”. Сходным образом высказывались члены Яренского исполкома: “Наша задача - тишина и споуойствие в уезде... Незачем натравлять одну часть населения против другой”; задача исполкома - “избежать конфликтов между частями населения”. IV Яренский уездный съезд Советов отверг предложение о создании комбедов и продотрядов. Аналогичную позицию заняли власти Печорского уезда.

Между тем ситуация все ухудшалась. За короткое время, прошедшее после установления Советской власти, уездные руководители физически не могли решительно оздоровить обстановку, улучшить снабжение населения - тем более, что в пропасть катилась вся страна. А люди устали ждать. Экономическая разруха, угроза голодной смерти отнюдь не способствовали остужению страстей. В июне 1918 г. в Усть-Сысольском уезде насчитывалось 11843 “голодающих” и 86062 “полуголодающих”. “Очень скудно насчет продовольствия” было в июле 1918 г. в Печорском уезде. Часть населения требовала немедленных решительных действий, улучшения положения любым путем - в ущерб законности, правам человека, не взирая на возможные катастрофические последствия. Выразителями интересов этой части жителей стали большевики. Только они могли осуществить провозглашенные центральной властью чрезвычайные меры на местах - этого от них требовала как партийная дисциплина, так и собственная убежденность в необходимости скорейшего построения социализма и коммунизма для всеобщего блага.

Но в Коми крае в первой половине 1918 г. коммунисты ввиду их малочисленности не пользовались известностью и авторитетом в массах (даже при том, что в стране в целом их партия уже в течение нескольких месяцев находилась у власти). Даже летом 1918 г. население Яренского уезда “совершенно ничего не знало о коммунистах”, отметил один из местных большевистских лидеров П.И.Покровский на II губернском съезде РКП(б). В докладе яренского уездного комитета (укома) РКП(б) в марте 1919 г. также подчеркивалось: “Организационная и агитационная работа ( коммунистов - авт.) началась только в сентябре 1918 года... До сентября наша деревня знала о коммунистах только понаслышке”. Сходное положение, несмотря на пропагандистскую деятельность пробольшевистских деятелей в Усть-Сысольске, Керчомье и некоторых других местах, было и в Усть-Сысольском уезде. Большевики и сочувствующие им не имели до июня 1918 г. в уезде даже своей организации. Из Печорского уезда упоминавшийся уже Н.И.Зыков неоднократно писал большевистскому руководству в Архангельск, прося прислать оружие для “захвата власти...во имя свободы и блага народа”, так как без оружия он и другие прокоммунистически настроенные жители как “писарь без руки” - “народ” почему-то не хотел обещавшейся Зыковым “свободы и блага” (“дурака и подлеца без палки не уверишь”, - сокрушался по этому поводу Н.И.Зыков).

Впрочем, и представители других партий не могли похвалиться успехами в популяризации своей деятельности. Отсутствие крупных городов, разбросанность населения по сельским поселениям затрудняли партийную пропаганду в Коми крае. Только эсеры, для деятельности которых крестьянская среда была наиболее благоприятна, пользовались относительно большей известностью у местных жителей (что показали, в частности, выборы в Учредительное собрание осенью 1917 г.) и еще в 1917 г. создали уездную организацию с волостными ячейками в Яренском уезде; вероятно, существовала таковая и в Усть-Сысольском уезде. Однако и они после раскола партии социалистов-революционеров на правых и левых в конце 1917 г. только через полгода смогли создать свои новые уездные организации: яренский уездный организационный комитет партии левых эсеров возник в июне 1918 г., усть-сысольский - в июле 1918 г.

Политическая сознательность основной массы местного населения была весьма низкой; жители были очень плохо информированы о политических и экономических программах партий и движений. Да и партийные различия в Коми крае в первой половине 1918 г. были выражены очень слабо; упоминавшийся уже Д.Я.Попов в начале 1918 г. говорил, что партий как таковых в крае нет. Принадлежность к той или иной партии в 1918 г. скорее декларировалась, чем существовала реально; осознание даже членами партий целей и задач своих парторганизаций, отличие их от программ других движений было весьма слабым.

Показательна в этом плане близость заявлений лидеров двух разных уездных парторганизаций: “Социализм ведет к установлению Царства божия на земле. Что такое социализм? Это - учение, требующее выполнения библейской заповеди: “Не работающий да не ест”...”; “Мы, ... открывая двери наших райских покоев социального строя, должны быть осмотрительны по отношению к входящим, и прежде чем их допустить, мы должны их к этому приготовить, давая им понять, что идея коммунизма - священная идея и что социальный строй - это царство правды, истины, про которое говорит в своем учении великий учитель Иисус”. Первое заявление принадлежит яренским эсерам (1917 г.), второе - усть-сысольским большевикам (1918 г.). Многие деятели, числившие себя еще в начале 1918 г. эсерами (Е.Ф.Вежева, Д.А.Батиев, Е.М.Мишарин и др.), во второй половине 1918 - первой половине 1919 гг. вступили в РКП(б). Неудивительно, что население Коми края ориентировалось не на программы партий, а главным образом на понравившиеся, обнадеживающие заявления и обещания тех или иных претендентов на власть безотносительно к их партийной принадлежности ( будь то коммунисты, монархисты, либералы или эсеры). Разумеется, в таких условиях были возможны и даже неизбежны шарахания политических симпатий населения из одной крайности в другую.

Сплочение местных пробольшевистских сил происходило благодаря поддержке губернских органов власти, находившихся в руках коммунистов. Н.И.Зыков в марте 1918 г. настаивал: “Для торжества народного дела в уезде необходимо прислать организаторов и оружия человек на сто... Буржуазия многочисленна и упорна. Необходимы хорошие вожжи”. “Организаторы” через некоторое время появились во всех уездах Коми края. В Усть-Сысольске организационное собрание коммунистов состоялось 16 июня 1918 г. по инициативе незадолго до этого прибывших в город русских большевиков командира красноармейского отряда (направлявшегося в Печорский уезд) С.Ларионова, его помощника Дубровина и представителя военного контроля И.Андрианова. Последний и возглавил организацию. В Яренске коммунистическая ячейка возникла по инициативе С.А.Жавнера (представителя командующего Котласским районом боевых действий) 1 сентября 1918 г.

Организаторы большевистских ячеек в Коми крае сразу же поставили перед ними задачу овладения властью в уездах. С.Н.Ларионов высказался на сей счет достаточно ясно: “Необходимо, чтобы у власти были свои люди”, а для этого “нужна организованность”. Секретарь яренского укома РКП(б) П.И.Покровский позднее говорил: “Мы, организовавшись, сразу же поставили очередной задачей нашей партии борьбу с уездным исполнительным комитетом”. Возможность компромисса, коалиции, налаживания диалога с демократическими силами, не стоявшими на большевистских позициях, решительно отвергалась: “Рано ли, поздно ли жизнь должна была сделать нас или коммунистами, или решительными противокоммунистами...Кретины и провокаторы говорят о возможности соглашения, компромисса. Нет!” - заявляли яренские большевики в связи с созданием своей организации.

Прийти к власти большевики могли только путем переворота, причем последнему должны были содействовать внешние силы. Аналогичные условия существовали во многих частях страны - например, на Украине. Украинский писатель и политический деятель В.Винниченко отметил в своем дневнике в 1920 г.: “Революция на Украине проводится военными силами. Пролетариата почти нет. Тот, что был, расползся по селам, бросился в спекуляцию, ушел на фронт”. В Усть-Сысольске главной силой переворота стал отряд С.Н.Ларионова. Способствовало перевороту то, что Ларионов был назначен уездным исполкомом на пост военного коменданта города с обширными полномочиями. Это назначение было связано с конфликтом вокруг имения торговцев Кузьбожевых в местечке Човью, вылившимся в противостояние уездного исполкома и части жителей городских окраин, которых поддерживал городской Совет ( он был создан в мае 1918 г. после упразднения городской думы). В ходе конфликта были избиты владельцы имения (их пригрозили сжечь вместе с домом), убит член горсовета Х.Кудинов, участвовавший в нападении на Човью, арестованы некоторые зачинщики беспорядков, освобожденные затем толпой, разоружившей немногочисленную местную милицию и угрожавшей убить председателя уездного исполкома А.М.Мартюшева.

Поначалу С.Н.Ларионов стал наводить в городе порядок и даже арестовал нескольких пробольшевистски настроенных активных участников беспорядков. Но вскоре Ларионов вошел в соглашение с Андриановым и прокоммунистическим горсоветом и взял курс на переворот. Было созвано собрание с участием красноармейцев, членов горсовета, некоторых членов уездного исполкома, представителей крестьян Выльгортской волости, на котором под давлением Ларионова из состава исполкома были выведены председатель и некоторые его члены, снят с должности начальник милиции Евтушенко. Вместо них ввели коммунистов и сочувствующих. Никаких полномочий для принятия подобных решений собрание не имело, что и заявили присутствовавшие на нем выльгортские крестьяне. Но к их мнению организаторы переворота, конечно, не прислушались. Дело было сделано.

А.М.Мартюшев на прощание заявил: “Отстаивать свое право и продолжать службу под дулом направленного на меня револьвера я, конечно, не могу. Я слагаю с себя нравственную ответственность за всякие нежелательные для населения уезда явления, могущие произойти... Я ушел под давлением силы и насилия... Теперь, когда говорят, что никаких норм, никаких законов не нужно, и что всякая кучка никем не уполномоченных людей может явочным порядком в любое время удалить со службы представителей своего уезда - я уже вижу, что в стране наступает анархия со всеми разрушительными последствиями”. Эти слова оказались пророческими...

После того, как в июле 1918 г. II съезд Советов Усть-Сысольского уезда осудил смещение А.М.Мартюшева с поста, отверг декрет о комбедах, где большевики не получили большинства, последние решили выполнить свою угрозу, высказанную еще в июне при подготовке к съезду: ставший начальником милиции И.П.Андрианов и другой большевик Д.И.Розанов заявили тогда, что на съезд “должны быть присланы истинные защитники Советской власти, а если будут присланы другие, то им место в тюрьме”. При этом право решать, кто “истинный” защитник, а кто нет, они оставляли за собой.

Еще 31 июня губернское руководство разослало на места свое указание о необходимости “разгонять вооруженной силой” неугодные большевикам Советы”. 21 июля руководимые И.П.Андриановым усть-сысольские коммунисты решили, что “современный состав исполкома должен быть безотлагательно реорганизован”. Силой, осуществившей “реорганизацию”, а точнее - переворот, стала созданная в июле Чрезвычайная комиссия, возглавлявшаяся тем же Андриановым. На состоявшемся в тот же день экстренном заседании ЧК постановила “удалить...с преданием революционному суду” председателя и нескольких членов исполкома, “а на место отстраненных ввести” большевиков, что и было исполнено на следующий день.

В Яренске распоряжение о разгоне некоммунистических Советов до сентября 1918 г. выполнять было некому. В начале сентября 1918 г. губернский съезд РКП(б) постановил “принять все меры по реорганизации Советов, не допуская туда левых социал-демократов и других элементов”. Яренская ячейка коммунистов приняла указание к исполнению. 12 сентября 1918 г. в Яренске получили телеграммы наркома внутренних дел Петровского, где, в частности, говорилось: “Все известные ... правые эсеры должны быть взяты немедленно под арест”. Исполнителем этого приказа в Яренске стала уездная ЧК, созданная Жавнером, Хуппоненом-Мурзиным и Вороновским. ЧК объявила о начале своей работы с 6 сентября, а утром 14 сентября при участии местных коммунистов арестовала председателя и еще четырех членов исполкома. “Комитету местной группы коммунистов Чрезвычайная комиссия предложила выделить из своей среды заместителей на места арестованных”, - сообщила газета. “Тогда весь комитет партии коммунистов прошел в исполнительный комитет”, - докладывал позднее П.И.Покровский. “Все правильно оценивали эти события как переворот”, - констатировала яренская газета “Известия...”, находившаяся уже под контролем большевиков.

Первоначально упрощенные лозунги большевиков, их обещания в сжатые сроки выправить положение путем ужесточения политики реквизиций “излишков” продовольствия и имущества в сочетании с продемонстрированной ими во время переворотов решительностью действий, а также с поддержкой, оказанной им из губернских центров, привлекли на их сторону немалую часть населения Коми края. А те, кто не симпатизировал большевикам, оказались равнодушны и к демократам, не оправдавшим их надежд. Это-то равнодушие к судьбе избранных органов власти сыграло громадную роль в успехе организованных красноармейцами, чекистами и большевиками переворотов в Усть-Сысольске и Яренске.

На Печоре ситуация сложилась иначе. Правда, С.Н.Ларионов со своими красноармейцами в июне-июле 1918 г. побывал во многих селениях уезда, “делал обновления в составе Советов и давал указания им в работе” (можно догадываться, какие именно). В Мохче он пытался расследовать убийство Н.И.Зыкова, расстреляв двоих зажиточных крестьян из числа недовольных деятельностью пробольшевистского волостного Совета. В уездном центре Усть-Цильме Ларионов организовал новый волостной Совет и коммунистическую ячейку, но устроить переворот и заменить руководство уездного Совета не успел - поступили сведения об ухудшении положения в Архангельске, и Ларионов увел свой отряд туда. Оставленная без военной поддержки большевистская ячейка не смогла захватить власть, а в августе 1918 г. Печорский уездный Совет поддержал белых. В то же время во многих волостях, особенно на Ижме, имелись вооруженные отряды, находившиеся на стороне коммунистов. Ни те, ни другие не пользовались достаточной поддержкой населения уезда для того, чтобы справиться с противником и рассчитывали на то, что им будет оказана помощь извне.

В Усть-Сысольском и Яренском уездах процесс, начавшийся с захвата большевиками власти в уездных Советах, развивался дальше. Все Советы должны были находиться под полным контролем коммунистов. Еще 21 июля 1918 г. усть-сысольские большевики приняли решение: “На будущее время при подборе служащих руководствоваться рекомендацией таковых со стороны Усть-Сысольского Комитета РКП(б)”. 15 сентября 1918 г. из усть-сысольского горсовета вывели всех беспартийных, и там остались только большевики. На V Яренском уездном съезде Советов в октябре 1918 г. большевики объявили, что “все поступающие в Совет должны иметь рекомендации или от организации коммунистов или от деревенских комитетов бедноты”. В резолюции I съезда РКП(б) Усть-Сысольского уезда (декабрь 1918 г.) говорилось: “Все ответственные служащие в советских учреждениях должны быть партийными, и вся работа должна вестись под контролем партии коммунистов”.

После прихода большевиков к власти в уездах были приняты решения о создании комбедов. Последние стали заниматься решением самых разных вопросов деревенской жизни. Вскоре они и коммунистические ячейки фактически подменили собой Советы, лишив последних всякой власти. Об этом прямо сказал на Северо-Двинской губпартконференции делегат от усть-сысольской уездной организации большевиков Д.Н.Улитин: “Волостные ячейки сразу после своей организации взяли в свои руки все управление волостью”. П.И.Покровский говорил: “Наши агитаторы...постави

Наши рекомендации