Причастие как особая форма глагола.
Действительные и страдательные причастия.
Пример 1. Выделите словосочетания «действительные причастия плюс существительные».
Исправленный диктант 3) Затихающий шум
2)Раскрытое окно 4) Проверенная работа
Ответ: 1.
Пример 2. Выберите страдательные причастия.
1)Переплетенные книги 3) Отдыхающая учительница
2)Работающий сантехник 4) Улыбающееся дитя
Ответ: 1.
Решение:
Причастия, обозначающие признак предмета, который сам
производит действие, называются действительными:
летящие на юг гуси – гуси, которые сами летят на юг,
пасущиеся на лугу овцы – овцы, которые сами пасутся.
Причастия, обозначающие признак предмета, над которым
произведено или производится действие, называются
страдательными:
рассыпанные ягоды – ягоды, которые кто – то рассыпал,
распаханное поле – поле, которое кто-то распахал.
Не забывайте, друзья!
И действительные, и страдательные причастия имеют две
формы времени – настоящего и прошедшего.
действительные страдательные
настоящее вр. говорящий, расцветающий выбираемый, исследуемый
прошедшее вр. говоривший, расцветавший выбранный, исследованный
Задания для самостоятельной работы:
Найдите в предложениях действительные и страдательные причастия. Подпишите их.
На чердаке он нашёл стальной рыцарский хлам, книги, переплетённые в железо и кожу.
2. Остывшие головни костра цеплялись за жизнь тонкой струёй дыма.
3. Бледно светились звёзды; мрак усилился напряжением, предшествующим рассвету.
4. Картина изображала корабль, вздымающийся на гребень морского вала.
5. Гребень вала, распластанный корабельным килем, напоминал крылья гигантской птицы.
6. Мгновенно вставшая тишина рассеяла звучную паутину фантазии.
7. Грей шёл к цели с стиснутыми зубами.
8. Струя пены, отбрасываемая кормой корабля Грэя «Секрет», прошла через океан белойчертой и погасла в блеске вечерних огней Лисса.
9. Иногда с ветром по чуткой воде влетала береговая фраза, сказанная как бы на палубе.
10. Двинулись тени и отражённое водой пламя.
11. Наконец происходит желанная встреча.
12. Никто более не кланялся ему, не протягивал руки, не бросал узнавающего, здоровающегосявзгляда.
13. Понемногу он потерял всё, кроме главного – своей странной летящей души.
14. Завёрнутые полы его кафтана трепетались ветром.
15. Их белые колпаки на фоне почерневших стен придавали работе характер торжественногослужения.
16. Тропа кругом обходит рассыпанные камни.
17. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется прямо к тебе.
18. Утихающее волнение грозно шатало корпус.
19. Между шкафов были проходы, заваленные грудами книг.
20. Он увидел Ассоль, стремглав бежавшую к нему с радостным и нетерпеливым лицом.
21. Чуть шелестят листья берёз, едва колеблемые ветром.
22. Зарево на дальних высотах трепещущим румянцем отразилось.
23. Добываемый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмыприставшего к пристани корабля.
24. И вдруг перед витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды.
25. Русалка плыла по реке голубой, озаряемая полной луной.
26. Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь жёлтой нивы четубелеющих берёз.
27. На мысли, дышащие силой, как бисер, нижутся слова.
28. Мы вышли к узкой, расширяющейся на юг просеке, посередине.
29. С дерева дождём посыпалась сбитая выстрелом хвоя.
30. Свежая рожь, омытая росою и обласканная солнцем, наливалась тяжёлым колосом.
Правописание нн и н в причастиях и отглагольных прилагательных.
Пример 1.
Вставьте Н или НН в причастиях и отглагольных прилагательных:
Соле..ые огурцы; груже..ый вагон; суше..ые фрукты; вяза..ые варежки; плете..ая корзина; жаре..ые грибы; собра..ый урожай; испуга..ый малыш; девочка испуга..а; писа..ая красками картина; соле..ая в кадушке капуста; тетради провере..ы; письмо написа..о; люди взволнова..ы сообщением; его речь была взволнова..а;
Ответ: соленые огурцы; груженый вагон; сушеные фрукты; вязаные варежки; плетеная корзина; жареные грибы; собранный урожай; испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; соленная в кадушке капуста; тетради проверены; письмо написано; люди взволнованы сообщением; его речь была взволнованна;
Пример 2.
Образуйте от глаголов страдательные причастия прошедшего времени, отвечающие на вопрос «какой?»
Засылать, ткать, разделить, мыть, брить, прыгать.
Ответ: распустив.
Пример 2: Выберите деепричастия и глаголы, к которым они относятся.
Деепричастия
- не изменяются
- отвечают на вопросы что делая? что сделав?
- в предложении всегда выступают в роли обстоятельств.
Задания для самостоятельной работы:
1.Выполнить морфологический разбор деепричастий пытаясь и проломив.
2.Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Деепричастные обороты подчеркнуть как члены предложения.
3.Мокей пол..тел вниз ударяясь о мя..кие, п..крытые густым мхом стены к..лодца.
4.2. Прол..тев метров четырнадцать он упал на кучу, как ему пок..залось, хвор..ста и отключился.
5.3. Сол..це еще не вз..шло, и поэтому он (поезд) мчался злобно лязгая вагонами.
6.4. Тут дверь с треском ра..пахнулась сильно ударив ее по лбу. Баба-Яга с криком отлетела в угол пот..рая на лбу новую шишку ведра загрох..тали по полу.
7.5. Маша смотрела на эти яства не веря своим глазам.
8.6. Загл..нув под избушку она увид..ла две ма(с,сс)ивные кури(н, нн)ые ноги, которые намертво вц..пились в землю своими мощ(?)ными когтями.
Деепричастный оборот.
Пример 1. Выделите деепричастные обороты запятыми.
Ленька растянулся на траве положив голову на котомку и крепко уснул.
Накинув нарядные уборы березы первыми вступили в осенний танец.
Не замечая меня лебеди плавали у берега.
Ответ: Ленька растянулся на траве, положив голову на котомку и крепко уснул.
Накинув нарядные уборы березы первыми вступили в осенний танец.
Не замечая меня, лебеди плавали у берега.
Пример 2: Найдите предложение, в котором допущена ошибка при построении деепричастного оборота.
Помыв посуду, я сел у окна.
Ответ: 1
Решение:
Пример 2.
Выберите деепричастия, которые пишутся раздельно с частицей не.
1. (Не)двигаясь.
2. Постоянно (не)доедая.
3. (Не)дооценив способности.
4. (Не)скрываясь.
5. (Не)думая.
Ответ: 1,2,3.
Решение:
Частица не с деепричастиями обычно пишется раздельно:
не отдохнув, не пообедав, не замечая.
Не с деепричастиями пишется слитно, если деепричастия образованы:
1. от глаголов, без не не употребляющихся:
недоумевая, негодуя, ненавидя;
2. от глаголов с приставкой недо- :
недосыпая, недовыполнив.
Задания для самостоятельной работы:
1. (Не)страшась меня, близко садились, громко распевали лесные маленькие птички.
2. Изредка, (не)разжимая зубов, он произносил краткое горловое слово.
3. Павел захлопнул дверь, (не)досмотрев заката, (не)додышав сырого, синего вечернеговоздуха.
4. Возмущаясь и (не)годуя, они так и не пришли к согласию.
5. Лукавое время играет в минутки, (не)требуя крупных монет.
6. Всё ещё (не)доумевая и несколько смущаясь от торжественной встречи, я соскочил слошади и подошёл к хозяину усадьбы.
7. Грей стоял у штурвала, (не)доверяя руля матросу.
8. Австрийские войска, (не)дооценив силы противника, теперь в беспорядке отступали.
9. Василиса первая подала ему руку, Василий пожал её и, (не)договорив, ушёл.
10. (Не)дочитав книгу, я пошёл гулять.
11. Тянется усталая ночь, и, ни на минуту (не)прерывая шумящего, не утихающего движения,льётся чёрный человеческий поток.
12. (Не)замечая человека, природа ожила, всё кругом зашумело и зашуршало свободно,(не)скрываясь.
13. Сразу (не)взлюбив свою новую машину, Рогов никак не мог к ней привыкнуть.
14. Колоски ржи засохли ещё до цветения, так и (не)налившись зерном.
15. (Не)веря.
16. (Не) дописав послания, он разорвал его и принялся писать снова.
17. (Не) прочитав и нескольких глав повести, я закрыла книгу и решила отправиться на прогулку в парке.
18. (Не) закончив разговор, она вдруг разозлилась и выбежала из комнаты, громко хлопнув дверью.
19. ( Не) дойдя до дома, я вдруг вспомнила, что мне нужно сходить в библиотеку за книгой, которая нужна была нам для завтрашнего урока.
20. (Не) заметив меня, учительница продолжала объяснять теорему.
21. Он относился ко всему небрежно, ни перед чем искренне (не) склоняясь, ничему глубоко (не) веря и ни к чему особенно (не) пристращаясь.
22. Он не умеет переводить, (не) смотря в словарь.
23. Лукерья рассказ свой вела весело, (не) жалуясь и (не) напрашиваясь на участие.
24. Почти ни с кем (не) прощаясь, чтобы не разжигать горя, Павел уехал к матери.
25. Никак не можем примириться с тем, что люди умирают не в постели, что гибнут вдруг, (не) дописав поэм, (не) долюбив, (не) долетев до цели.
26. (Не) открывая глаз, я наслаждался утренним пением птиц.
27. (Не) доставая до потолка головой, он убирался на антресолях.
28. Ученик получил «двойку», (не) выучив домашнего задания.
29. (Не) умея писать НЕ с деепричастиями, мы рискуем прослыть невеж(д)ами. (Загляните в толковый словарь).
30. Трудно человеку добиваться своих целей, если он будет работать, (не) получая удовольствия от любимого дела.
Наречие как часть речи. Группы наречий.
Пример 1. Выделите наречия места.
а)Громко закричать,б) вовремя приходить, в)поздно ложиться,г) сидит наверху, д)виднеется вдали.
Ответ: г,д.
Пример 2. Подчеркните наречия как члены предложения.
Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой, поражающей воображение.
Ответ: Русский язык неисчерпаемо богат и все обогащается с быстротой,
_._._._._._.
поражающей воображение.
Решение:
Наречие - это неизменяемая часть речи, которая обозначает признак действия, признак другого признака, реже признак предмета. Чаще всего наречия относятся к глаголу и обозначают признак действия: стоять насмерть, говорить взволнованно, очень интересуется. Примыкая к прилагательным, причастиям и наречиям обозначают признак признака: очень интересная книга, ярко освещённая гостиная, очень интересно рассказывает. Признак предмета наречия обозначают в редких случаях, т.к. могут сочетаться лишь с некоторыми существительными: чтение вслух, глаза навыкате, совсем дитя. В предложении наречие чаще всего выполняет функцию обстоятельства (если наречие относится к глаголу, прилагательному, другому наречию): Женщина рассмеялась и пошла (куда?) вниз. Реже, если наречие относится к существительному, оно является определением: Его ухо уловило женский смех, быстрые и бойкие шаги (какие?) вниз. |
Особую группу наречий составляют слова, которые не называют признак, а лишь указывают на него. Это местоименные наречия. Они делятся на следующие группы: указательные – здесь, там, тут, туда, тогда и др.; неопределённые – где-то, куда-то, где-нибудь, кое-где и др.; вопросительные – где, куда, когда, зачем и др.; отрицательные – нигде, никуда, негде и др. |
По значению наречия делятся на два больших разряда: обстоятельственные и определительные. К обстоятельственным относятся: наречия времени (когда? с каких пор? до каких пор? как долго?) всегда помнить, издавна известный, гулять дотемна, долго готовится; наречия места (где? куда? откуда?) идти впереди, отправить туда, приехать издалека; наречия причины (почему? отчего?) ударить сгоряча, герой поневоле; наречия цели (зачем? для чего? c какой целью?) уронить нарочно, сказать в насмешку, встретиться специально; К определительным относятся: наречия меры и степени (сколько? на сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере?) много работать, вдвое быстрее, слишком громко, чуть-чуть поднять; наречия образа и способа действия (показывают каким образом или способом совершается действие) идти пешком, разбить вдребезги, смотреть исподлобья; качественные наречия (обозначают качество действия или признака) смело ответить, быстро приехать, кое-как сделать, трепетно мерцающая звезда. |
Причастие как особая форма глагола.
В: Что такое причастие?
О: Причастие – это особая форма глагола, которая обозначает
признак предмета по действию и отвечает на вопросы
(какой? какая? какое? какие?)
Например: сверкавший, плачущая, палящее, переливающиеся.
Причастие совмещает в себе признаки глагола и прилагательного.
Как изменяются причастия?
Причастия, как и прилагательные, изменяются по падежам, числам
и родам и имеют такие же падежные окончания:
синеющая (и.п.), синеющей (р.п.), синеющую (в.п.), о синеющей (п.п.);
решенный (вопрос) – решенные (вопросы);
улыбающийся (мальчик) – улыбающаяся (девочка) – улыбающееся (дитя).
Какова синтаксическая роль причастий, то есть какими членами предложений они могут быть?
В предложениях причастия обычно согласуются с именами
существительными и выступают в роли определения:
Не забывайте!
У причастий (как и у глаголов) никогда не меняются:
значение действия:
идущий по реке пароход – пароход, который идет по реке;
брошенный в корзину мусор – мусор, который бросили в корзину;
возвратность / невозвратность:
озарявшийся – озарявший;
вид (совершенный и несовершенный):
придуманный – думавший;
время (настоящее и прошедшее):
называющий, сохраняемый – называвший, сохраненный.
Пример 1. Выпишете причастия.
1.Багряная листва, покрытая морозною росою, шуршит в аллее под моей ногою.
2. И низко висит над чужою землей ревущее грозою наше небо.
3. Я сидел сзади и видел молодые напряжённые затылки моряков.
4. И потекла новая песня, решительная и решившаяся.
5. Вся собранная, острая, живая, ты много, где успела побывать.
6. Гроза отгремела и ушла, оставив над городом мелкий дождичек, моросивший до самого утра.
7. Потемневшие деревья слились с силуэтами домов.
Ответ:
Для того чтобы правильно выполнить это задание, нужно вспомнить, что обозначает причастие, на какие вопросы отвечает, по отношению к какому слову является зависимым (причастия зависят от существительных).
Пример 2.
Выделите причастия и существительные, с которыми причастия согласованы (т.е. определяемые слова).
1. Луга давно расцвели. Зазеленели кусты и деревья, но новорожденные листочки былисовсем крошечные. Озарённые нежным светом раннего утра, свежие, будто улыбающиеся, онинапоминали детей, только что пробудившихся ото сна.
Ответ:
Пример 3.
-Выписать причастия, задать к ним вопросы, выделить суффиксы.
1. Яблоня, посаженная дедушкой, расцвела весной.
2.Сочинение, написанное мной, лежит на столе.
3.Овощи, выращенные мамой, очень популярны.
4. Мальчик рисующий цветы, сидел в правом углу комнаты.
Ответ:
Задания для самостоятельной работы:
2. Причастный оборот
В: Что такое причастный оборот?
О: Это причастие с зависимым словом (словами).
бегающая (где?) на стадионе; слушающий (что?) музыку.
Главным словом в причастном обороте всегда является причастие, так как именно от него задается вопрос.
Сравните: занимающийся ученик; занимающийся (чем?) математикой ученик.
В: Каким членом предложения является причастный оборот?
О: Причастный оборот целиком выделяется в предложении как определение, если находится после определяемого слова:
Дети, идущие из школы, весело смеялись.
В: Какими знаками препинания выделяется причастный оборот на письме?
О: Причастный оборот выделяется запятой (запятыми), если в предложении он находится после определяемого слова.
Композитор, сочинивший эту симфонию, сегодня посетит нашу музыкальную школу.
Интервью дает тренер команды, проигравшей сегодня с разгромным счетом.
Пример 1.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте.
Капитан всматривающийся вдаль взмахнул рукой и всё на судне пришло в движение.
1,3
1,2,3
1,5,6
1,9,11
Ответ: 1.
Решение: «всматривающийся вдаль» - это причастный оборот, так как главное слово здесь – это причастие «всматривающийся» (от него задается вопрос «как?»). Данный причастный оборот находится в предложении после определяемого слова «капитан». Предложение не заканчивается на причастном обороте, следовательно он выделяется запятыми с обеих сторон.
Пример 2.
Выпишите цифры, обозначающие запятые при причастном обороте (причастных оборотах).
Глаза его,(1) поднятые кверху (2)и рассеянно бродившие по стенам комнаты,(3) выражали пренебрежение к хозяевам.
Они оплакивали невзгоды, перенесённые ими в прошлом и ожидавшие их в будущем, и рассказывали всякие ужасы.
1,2,3
1,3
Ответ: 1,3.
Решение:
Если два и более причастных оборота относятся к одному и тому же слову, то в предложении они выступают в роли однородных определений:
Тучи, быстро приближающиеся и уже застилающие полнеба,
грозили нам скорым, проливным дождем.
Вывод: Знаки препинания между такими оборотами ставятся по такому же правилу, что и при однородных членах предложения.
Тучи, застилающие полнеба, но движущиеся мимо нас на запад,
выглядели очень грозно.
Задания для самостоятельной работы:
Поставьте пропущенные запятые там, где это необходимо. Выделите причастный оборот как член предложения.
1. По протоптанному окладчиками (1) глубокому снегу (2) мы погружаемся в таинственную глубину леса (3)покрывшего нас своей тишиной.
2. Я обтаптываю мягкий(1) ссыпающийся снег (2) оглядываю своих соседей (3) одетых в белые балахоны.
3. Опытный Мураш (1) не раз побывавший в опасных схватках(2) сделал большой круг возле (3) лежавшего на снегу (4) смертельно раненного(5) зверя и опять деловито направился в лес...
4. Моё внимание привлекала (1) маленькая синичка (2) ещё недавно (3) вертевшаяся над моей головою.
5. С тех пор Малинка выносила дичь из воды безотказно (1) но по-прежнему отказывалась подавать в руки (2) как это делают некоторые собаки (3) исполняющие при ленивых охотниках (4) должность лакеев.
6. Одежда его была ветха и пыльна (1) а в дырьях штанов (2) изодранных в лохмотья (3) о лесные колючки (4) сквозило худое смуглое тело.
7. Мы шли садами и убранными полями (1) с торчавшими из земли (2) сухими стеблями кукурузы (3) колючими кустарниками (4) росшими по закрайкам полей (5) по местам (6) где ночью кормились зайцы.
8. Иногда мишку выпускали гулять (1) и (2) смешно переваливаясь (3) как бы выполняя роль строгой охраны (4) он гонялся за козами (5) забиравшимися в запрещенную для посторонних (6) посетителей зону...
9. Это был длинноногий (1) уже оперившийся (2) птенец (3) не умевший хорошо летать.
10. Присев на пенек под елкой (1) я закурил трубочку (2) и с удовольствием стал слушать лесную музыку (3) любоваться веселыми (4) разнаряженными в весенний (5) праздничный наряд (6) музыкантами (7) распевавшими над моей головой.
11. Человек услышавший шорох насторожился.
12. Распускающиеся под теплыми лучами солнца листочки радовали глаз.
13. От оттаявшей земли поднимался пар.
14. Мы почувствовали даже дыхание лаявшей на нас собаки.
15. Много тайн хранят леса, опаленные войной.
16. Озеро, взволнованное ветром, шумело у берегов.
17. Архитектор создавший необычный дом гордился своей работой.
18. Флотилия, не замеченная неприятелем, приступила к высадке.
19. Два разведчика прокладывающие дорогу пехоте вышли на ближайшие подступы к Висле.
20. На правах старого друга отыскавшего летчика в лесу Санька солидно шагал за носилками.
21. Небо было все в звездах излучающих ровный тихий свет.
22. Небольшой деревянный домик выкрашенный розовой краской стоял посреди сада.
23. Никогда не забуду этой осенней горечи чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми мыслями.
24. Далёкий ропот моря долетавший в чащу этих лесов придавал им таинственность.
25. При самом выходе стояло огромное и когда-то могучее дерево перевидевшее не одно поколение людей.
26. У ворот его стояла кибитка запряжённая тройкою татарских лошадей.
27. На аптечном ярлыке прикреплённом к пузырьку с лекарством чёткою рукою аптекаря было написано: «По рецепту профессора Пирогова».
28. Я схватил ключи лежавшие на столе и сунул в карман пальто.
29. Серебряные кусты дикой маслины окружённые кипящим воздухом дрожали над пропастью.
30. Так поворачивается шляпка подсолнечника наблюдавшего за медлительным кружным походом солнца.