Тематический цикл «Новогодний праздник»
(четырнадцатая неделя)
Дети должныусвоить: особенности праздника (бывает зимой, наряжают елку, приходят Дед Мороз со Снегурочкой, приносят подарки, дети надевают маски и костюмы и т.д.).
Лексический материал:Новый год, новогодний праздник, маскарад, нарядная елка, маски, костюмы, хоровод, пляски и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
• Составление предложений по двум опорным словам.
Маша — маска, Снегурочка — гости, дети —маскарад, елка—лампочки, Дед Мороз —мешок, елка —хоровод и т.д.
• «Исправь ошибку». Работа с деформированными предложениями.
Маска любит надевать Машу.
Елка пляшет возле Снегурочки.
Дети нарядили игрушки елками.
Елка зажглась на лампочках.
Дед Мороз принес мешок в подарках и т.д.
Развитие связной речи
• Составление рассказа по опорным предметным картинкам:
«Наступила зима. Выпал снег. Из леса привезли елку. Дети нарядили елку. На праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой. Дед Мороз принес в мешке подарки. Детям было весело».
Психоречевая гимнастика
• «Какое слово короче?»
Снег — снежок, снежок — снежинка, маска — маскарад, елка — хоровод, Снегурочка — снежинка, хоровод — маскарад.
•Отстучать карандашом ритмический рисунок четверостишия (каждый слог):
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Уточнение артикуляция и произношения звука [о]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, губы овалом).
• Повторение слоговых цепочек:
ом-ом-от; оп-оп-оф;
оу-оу-оп; оу-оу-оф;
оу-оу-ох; оу-оу-ок;
ома-ома-оха; опа-опа-офа.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Оля, отдых, осы, обувь, отпуск, орден.
• Выделение ударного гласного в конце слова: окно, седло, стекло, крыло, ведро, колесо
Логопед. Какой звук слышится в конце слова?
• Повторение и анализ звукокомплексов: аоу; уио.
Логопед. Произнесите, загибая каждый пальчик, звук [о] столько раз, сколько пальчиков на руке.
Тематический цикл «Зимующие птицы»
(пятнадцатая неделя)
Дети должны усвоить:основные названия птиц; почему они не улетают на юг; где живут и чем питаются; из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто.
Лексический материал:воробей, ворона, синица, снегирь, голубь, сова, дятел, сорока; кормушка, скворечник, корм; зимующая, клевать, каркать и т.д.
Лексико-грамматические игры и упражнения
•«Живой — неживой». Закрепление понятий «одушевленный/неодушевленный».
Логопед показывает детям картинки с изображением живых и неживых предметов, а дети комментируют, например; воробей — живой, а камень — неживой и т.д.
•«Каких птиц много на дереве?» Усвоение категории родительного падежа множественного числа.
На дереве много сорок.
На дереве много дятлов.
На дереве много ворон и т. д.
• «Какой птички не стало?» Усвоение категории родительного падежа единственного числа.
На доске — четыре - пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы» и т. д.
Психоречевая гимнастика
•«Спрячь слоги в ладошки». Отхлопать в ладоши количество слогов в словах (см. лексический материал).
• Считалка. На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Верещунья — белобока,
Все зовут ее сорока.
• «Дятел». Координация речи с движениями (раскрытая
ладонь одной руки изображает дерево, а указательный палец другой руки —клюв дятла. На каждую строчку — четыре удара пальца по ладони):
Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть он скрылся под корой, —
Все равно он будет мой.
Уточнение артикуляции и произношения звука [э]
• Характеристика звука (гласный, значит поется, рот широко раскрыт).
• Повторение слоговых цепочек:
эма-эва-эха; эпа-эта-эка;
эму-эву-э; эпу-эту-э;
эпта-эква; эхма-этва.
• Выделение начального ударного гласного в словах: Эмма, Элла, Эдик, Эрик, эхо, эта, эй, этот.
• Выделение начального безударного гласного в словах: этаж, этажи, этажерка, эскимо, экран.
• «Сколько раз я произнесу звук [э]?»
Э-э-а; э-а; э-э; э-а-э; а-э-а; э-э-э.
•Повторение и анализ звукокомплексов: эау; ауэ; оэа.
Тематический цикл «Дом и его части»
(шестнадцатая неделя)
Дети должны знать:названия основных частей дома; на каком этаже они живут.
Лексический материал:дом, этаж, лифт, лестница, ступенька, крыша, стена, труба, пол, потолок, дверь, окно, комната, балкон; вход/выход; большой, маленький, высокий, низкий, кирпичный, деревянный, каменный, новый, старый, многоэтажный, красивый и т.д.