Извлекаем максимум из свободного времени

Время слишком ценно, чтобы пассивно относиться к планированию досуга. Посмотрите на свой журнал учета времени и «Список 100 вещей, о которых я мечтаю», а потом задайте себе несколько вопросов.

Какие занятия (от одного до трех) мне хотелось бы включить в 168 часов на регулярной основе? (Фитнес обязателен).

Сколько времени в неделю займет каждое из них?

Как уместить необходимые блоки времени в расписание?

Какими вещами могла бы моя семья заняться на выходных? Когда можно будет это запланировать?

Где найти время, чтобы поддерживать отношения с друзьями?

Подготовьте два списка вещей, которые делают вас счастливыми: один для занятий на 30 минут и другой — на 10 или меньше.

За 30 минут я могу…

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

6. ____________________________________________________________

За 10 минут и меньше я могу…

1. ____________________________________________________________

2. ____________________________________________________________

3. ____________________________________________________________

4. ____________________________________________________________

5. ____________________________________________________________

6. ____________________________________________________________

Какие инструменты или материалы понадобятся, чтобы с толком использовать отрезки от одной до тридцати минут, когда они появятся?

ЧАСТЬ IV. ДЕНЬ ЗА ДНЕМ

9. Трудная задача получить от жизни всё

Главная идея этой книги в том, что можно найти время на все важные вещи, хотя я понимаю, что в середине безумного вторника в это трудно поверить. Часы проносятся мимо и ставят крест на наших попытках сохранять спокойствие и помнить, что у нас много времени. Мы делаем вещи, которые должны делать, — спим, работаем, кормим детей, — а времени на вещи, которые мы хотим делать, не находится. Или же мы недооцениваем свои успехи и чувствуем давление со всех сторон, отчего создается ощущение клаустрофобии в жизни.

Кэтрин Бомонт Мерфи может послужить олицетворением современного профессионала, страдающего от постоянной нехватки времени, и в особенности родителя. Десять лет она занималась журналистикой, а потом пошла учиться на юриста. Смена карьеры принесла ей удовлетворение, но поскольку одновременно с юридическим образованием Мерфи приобрела мужа и дочь, то внезапно оказалась начинающим адвокатом в бостонской юридической фирме с маленьким ребенком на руках. У нее не было возможности перейти на полставки, и поскольку она только пришла в свою фирму, то не могла гибко планировать вечера, если другие ожидали от нее присутствия на работе. Конечно, рано или поздно она добиралась до дома — на первом году работы оказалось, что она беременна вторым ребенком. Прочитав мою колонку, она зашла ко мне на сайт и увидела объявление о поиске подопытных кроликов для эксперимента по переделке жизненного графика. И написала мне письмо, в котором писала: «Кажется, мне очень нужна ваша помощь».

«Я часто отправляюсь в постель расстроенная и в слезах, потому что у меня ни на что не хватает времени, — рассказала она мне. — Ни на готовку, ни на уборку, ни на электронную почту и, конечно, на все остальные вещи, которые ожидают от “хорошей мамы”, типа скачивания фотографий из фотоаппарата или ведения детского дневника». Если перед сном удавалось прочесть одну небольшую заметку в The New Yorker, она считала, что ей повезло. О романах вообще не могло быть и речи. «Особенно расстраивают выходные, потому что мне кажется, что надо впихнуть в них походы за продуктами, текущие дела за всю неделю и, конечно, уделить достаточно внимания дочери».

Она с осторожностью охарактеризовала свои проблемы. «Я понимаю, что все это жалобы человека из развитой страны, и нам с мужем очень повезло иметь отличную работу при нынешнем состоянии экономики», — сказала она. Ее семья могла позволить себе «домашнюю команду» — няню и ясли, услуги прачечной и доставку еды в любой момент, когда не хотелось готовить. «Но было бы здорово перестать все время паниковать».

Я согласилась, что постоянная паника — неподходящее состояние, чтобы проводить в нем всю жизнь. И попросила Мерфи вести журнал учета времени 168 часов. Так она и поступала в течение недели в середине 2009 года.

Вот ее расписание («Е» — дочь).

Я задала Мерфи несколько вопросов о ее 168 часах. Во-первых, что ей понравилось больше всего? «Обычно я нахожу время на фитнес», — ответила она в электронном письме. Еще у нее было время, чтобы решать личные задачи в течение рабочего дня. «Глядя на расписание за прошлую неделю, я вижу, что много читала, но отчасти это объясняется 1) интересом к новой электронной книге и 2) тем, что у нас сломался телевизор!»

Во-вторых, чем бы ей хотелось заниматься больше в течение 168 часов? Это оказался легкий вопрос — конечно, уделять больше внимание дочери. «Я чувствую, что в течение недели наше время ограничено», — написала она. С утра они проводили вместе по несколько минут, пока Мерфи пыталась одеться. Вечерами, когда она приходила домой из офиса, ей казалось, что нужно скорее искупать и уложить дочь, чтобы поработать, убраться или приготовить еду, хотя, по ее собственному признанию, до последнего почти никогда не доходило. «Я бы с удовольствием готовила ужин и ела его вместе с мужем», — сказала она. «Я просто не уверена, что это возможно при моем расписании».

В-третьих, от чего бы она хотела отказаться? Ее первая мысль — от походов по магазинам, готовки и уборки, однако на деле она очень мало занималась этим по будням. «Не знаю, от чего бы я хотела отказаться, кроме разве что дня работы!», — сказала она. Но такой возможности на нынешней работе не было, хотя можно было найти способы несколько сжать рабочие часы.

Потом я спросила, на что она тратит слишком много времени, и она ответила: «На проверку личной электронной почты и чтение новостей на работе», а еще на то, чтобы вяло слоняться по дому по вечерам. Конечно, отчасти это объяснялось первыми месяцами беременности, когда вряд ли стоит ждать прилива сил. Ей требовался долгий сон, однако она признала, что, возможно, тратит слишком много времени на подготовку ко сну.

Я посмотрела журнал учета времени Мерфи и разделила ее часы на основные категории («Сон» за каждый день считается до следующего утра, но, поскольку люди спят разное время каждую ночь, некоторые отчетные дни в итоге содержат больше или меньше 24 часов. «Уход за собой» включает посещение душа и принятие пищи). В результате у меня не получилось ровно 168 часов, но так не бывает никогда. Записывая свои действия, люди путаются, а потом трудно распределить занятия по категориям, потому что несколько дел часто происходят одновременно. Но более-менее у нас получилось.

Понедельник

Работа: 9; сон: 9; дорога: 1; ТВ: 1; личная переписка: 0,5; чтение: 2,5; чтение дочери: 0,5 (и еще немного утром); работа по дому: 0,5; уход за собой: 0,5.

Вторник

Работа: 11; сон: 7,25; дорога: 1; ТВ (плюс уход за ребенком): 0,5; чтение: 0,5; уход за ребенком и оргвопросы: 1,5; уход за собой: 0,5; Интернет: 0,5.

Среда

Работа: 8,5; сон: 9,75; фитнес: 2,5; чтение: 1; уход за собой: 2,5 (включая посещение врача); игры с дочерью: 0,5; работа по дому: 0,5.

Четверг

Работа: 10; сон: 8; фитнес: 1; дорога: 0,75; чтение: 1; уход за собой: 0,5; работа по дому и оргвопросы: 1,25; личная переписка: 0,5.

Пятница

Работа: 7,5; сон: 9,5; фитнес (пешком до работы): 2; ТВ: 1; чтение: 1; уход за ребенком: 2; общение: 0,5; уход за собой: 1.

Суббота

Сон: 9,75; фитнес: 1; уход за ребенком, семейное время, общение: 8; чтение: 2; дорога (в одиночку): 0,5; уход за собой: 1,5; ТВ: 0,5.

Воскресенье

Сон: 10,5; фитнес: 0,5; уход за ребенком, семейное время, общение: 10,5; чтение: 1; текущие дела: 1.

Изучив ее расписание, я сделала несколько наблюдений. Определенно, у Мерфи был насыщенный график, но в целом очень хорошая жизнь, полная позитивных вещей.

Что касается карьеры, то она работала по 46 часов (не считая дороги, электронной почты, телефонных звонков или обедов, если она относила их к личным занятиям).

Это длинная рабочая неделя. В ее офисе было не принято сразу уходить по вечерам, но мне показалось, что некоторая гибкость в течение дня все же возможна. Еще я заметила, что около 10 часов рабочего времени было потрачено на посещение мероприятий. Юристам необходимо общаться с клиентами и коллегами, но время на это можно ограничить, если работы становится больше.

Несмотря на насыщенный график, Мерфи все-таки успевала спать. Поскольку она регулярно ложилась подремать, вышло больше 63 часов, или около 9 часов в день. Возможно, в третьем триместре получится спать меньше и появится дополнительное время, чтобы работать вечером или вставать пораньше с утра и проводить время с дочерью.

Она много занималась физическими упражнениями — полные 7 часов или час в день. Это удивительно много для беременной мамы с работой на полную ставку, да и, если на то пошло, для кого угодно. Выходило хорошее сочетание йоги, энергичных прогулок на работу и с работы (отличная идея, раз уж все равно приходилось тратить время на дорогу) и бега. Это разнообразие помогало упражняться много. Несмотря на переживания о том, что не хватает времени на художественную литературу, она читала как сумасшедшая — 9 часов в неделю. Получается, электронная книга была отличным вложением, чтобы вернуться к этой привычке. Она действительно тратила очень мало времени на работу по дому, решение хозяйственных проблем или текущие мелкие дела. В целом это хорошо, хотя, поскольку она хотела больше готовить для семьи, этот срок можно было увеличить.

В течение недели она не слишком много взаимодействовала с дочерью — около 4,5 часа, причем в основном это время тратилось на уход. Однако она довольно много была рядом с ней (например, когда они вместе смотрели телевизор). Поскольку это ее беспокоило, надо было найти возможность проводить больше времени вдвоем. Однако львиную долю выходных она уделяла дочери и мужу — в целом за субботу и воскресенье вышло 18 часов, проведенных с ними обоими.

Я сделала Мерфи несколько предложений.

· Не чините телевизор. Мне показалось, что Мерфи удалось 9 часов читать, 7 часов заниматься фитнесом и достаточно много спать именно потому, что она смотрела телевизор всего 3 часа. Если бы делать это было проще, итоговые результаты могли стать совсем другими.

· Выделите время для дочери с помощью творческого подхода к расписанию. Мерфи обычно виделась с дочерью по вечерам, но ей не очень удавалось устроить так, чтобы эти вечера был расслабленными и осмысленными. Большинство ее коллег, адвокатов на первом году карьеры, были моложе 30 и не имели семей. Они предпочитали подольше поспать и подольше поработать, и часы работы в офисе соответствовали этим предпочтениям.

Но обычно родители могут проводить время с детьми только по вечерам, особенно если это маленькие дети, которые часто встают очень рано. Поскольку расписание Мерфи показывало, что «настоящая» работа редко начиналась раньше 8:30, а порой и позже, я предложила выделить два ранних утра на общение с дочерью. Она могла бы встать в 6:15 (для этого обязательно надо было вовремя лечь накануне) и подготовиться к работе к 6:30, только не надевать офисную одежду. Потом можно было разбудить дочь и посвятить двухчасовой блок времени только ей. За это время можно как следует поиграть, заранее продумав, чем они займутся. Почитают? Прогуляются с коляской? Отправятся на игровую площадку? Построят крепость из подушек? Сделают что-нибудь своими руками? Потом можно было выбежать на работу в 8:30 утра. Я сомневалась, что кто-то заметит небольшое опоздание.

Еще один способ найти время на ребенка в течение недели — использовать перерывы в течение дня. Из графика Мерфи я заключила, что у нее была некоторая свобода, чтобы встречаться с друзьями за обедом. Когда расписание дочери позволяло, такой «подругой» могла быть она. Пусть так не получится делать часто, но это было бы приятным исключением для всех, и вряд ли кто-то будет жаловаться, что она на час ушла с работы.

· Разбирайтесь с ужином постепенно. Некоторые люди предпочли бы отказаться от приготовления еды, но Мерфи хотела готовить для своей семьи. Я предложила ориентироваться на два вечера в неделю, чтобы сделать эту цель достижимой. Можно было попробовать несколько вариантов, с которыми справится абсолютно любой (я перечислила их в главе 7). Например, макароны «волосы ангела» с соусом маринара и салатом. Еще один вариант удовлетворить желание готовить — сделать рагу или суп в воскресенье, а потом разогреть его два раза на неделе и подать с хрустящим хлебом и готовым салатом. Еще можно попробовать мультиварку. Если одолжить ее у подруги и попробовать использовать дважды в течение недели, можно понять, будет ли она, как и электронная книга, хорошим вложением денег. Так или иначе, перед тем как идти за продуктами, стоит составить список или использовать перерыв на работе, чтобы заказать в Интернете то, из чего можно приготовить что-нибудь простое. Например, компания Peapod доставляет все базовые продукты в районе большого Бостона.

· Прекратите паниковать. Как и многие матери, Мерфи сравнивала себя с мифическим идеалом «хорошей матери», которую никогда не раздражает то, что малыш снял только что надетую обувь, которая готовит ужин из нескольких блюд каждый вечер и у которой все фотографии датированы и распределены по категориям. Мне эта женщина не встречалась в жизни ни разу. Более того, многие матери, которые не являются высокооплачиваемыми специалистами по налоговому законодательству, так и не успевают делать милые детские фотоальбомы или каждый день писать о своем ребенке в блог. Несмотря на насыщенное расписание и усталость на раннем этапе беременности, Мерфи умудрялась устраивать дочери отличные выходные: они ходили в гости к родственникам, играли на площадке, плавали в бассейне и веселились на дне рождения девочки столько, сколько она хотела.

Порой, когда мы очень сильно заняты, создается ощущение, что мы отсутствуем в собственной жизни. Я подумала, что йога, которой занималась Мерфи, — отличный способ сосредоточиться. Но у меня было и другое предложение — использовать пешие прогулки в офис, чтобы сфокусироваться на чем-то конкретном, а не отпускать мысли в свободный полет. Например, хорошая тема для размышлений — благодарность за все, что есть у нее в жизни («У меня отличная работа! У меня прекрасная дочь! Скоро будет еще ребенок! Я в хорошей форме!»). Я предложила, чтобы во время одной из прогулок она представила, где окажется через 20 лет, когда жизнь будет более расслабленной. В этом проекте у меня были родители, взрослые дети которых уехали из отчего дома. Я была поражена, сколько часов досуга оставалось у этих людей.

Как же Мерфи отнеслась ко всем этим предложениям? «Вы правы, по большому счету, мне очень повезло и у меня не так мало времени, как кажется. Мне было очень ценно услышать об этом от другого человека — это навело на размышления», — написала она мне. Отчетная неделя, по ее словам, «была нетипичной, потому что я работала довольно мало», но «в то же время на фоне общего экономического кризиса начинающему юристу приходится гораздо легче». Мерфи заключила: «Я работаю гораздо меньше, чем я опасалась или ожидала, и надо пользоваться этим преимуществом, пока оно есть».

Ей очень понравилась идея выделять блоки времени по утрам, чтобы проводить их с дочерью. «Это очень легко, странно, что мне самой не пришла в голову такая мысль, — сказала она. — Еще мне очень понравилось предложение планировать заранее». Готовить оказалось задачей потруднее (пока она писала мне это письмо, ее муж, оказывается, снова выбирал салаты навынос), но Мерфи была полна решимости хотя бы попробовать сделать какие-нибудь легкие блюда.

Наконец, ей пришлась по душе идея найти время, чтобы сосредоточиться на конкретных вещах: на настоящем, на будущем. «Вы правы, часто я словно отсутствую в своей жизни, и это действительно может помочь. Сама я не видела, что могу найти время для восстановления контакта с собой, и было крайне полезно услышать об этом от другого человека. Она распечатала расписание на следующее несколько недель и проанализировала, где можно выделить блоки времени на утреннее общение с дочерью. «Я очень рада этой возможности», — сказала она.

Помогли ли ей мои рекомендации? За следующие два месяца я несколько раз связывалась с Мерфи. Все это время она постоянно корректировала график. Через три недели после заполнения журнала она сообщила: «У меня не очень получилось проводить время с ребенком по утрам, потому что на работе внезапно появилось много дел» — ей пришлось выходить в 7:30. С другой стороны, это удалось отчасти скомпенсировать: она стала укладывать дочь чуть позднее и старалась сама ее купать и читать вслух перед сном. Она нашла дополнительный способ выделить время на ребенка: поскольку они переехали за город через несколько недель после заполнения журнала, дорога до работы удлинилась, и она стала работать из дома, когда график это позволял (в идеале — раз в неделю). Время, которое иначе ушло бы на дорогу и перерывы, в этот день уделялось дочери. Когда мы позже списались по электронной почте, выяснилось, что она стала находить время и по утрам: поскольку токсикоз уже прошел, стало получаться вставать раньше и регулярно общаться с дочерью по часу перед работой. «В это трудно поверить, но теперь мы часто готовим вместе», — рассказала она. «Дочь обожает вставать на табуретку и что-то мешать» — например, яичницу-болтунью или тесто для домашнего печенья.

Однако важнее всего для Мерфи оказалось осознание, что необходимо «присутствовать в своей жизни в течение дня». По дороге на работу (теперь в пригородном поезде) она стала обдумывать поводы для благодарности и ставить цели. Она продолжила забастовку против телевизора и по вечерам читала, расслаблялась и готовилась к следующему дню. «Порой, даже если не получается выделить время для ребенка с утра, в эти моменты я успокаиваюсь» — и это помогает посвящать себя дочери по вечерам. Еще она освободилась от представлений, что каждый вечер надо готовить целый пир, начиная с нуля, — они были далеки от реальности. Но теперь она два раза в неделю готовит ужин, «пусть это просто макароны с соусом или омлет». Что вполне хорошо. Когда речь идет о приготовлении еды, лучше сделать что-нибудь простое и потратить сэкономленное время и силы на своих близких, чем целый час стоять над ризотто, которое надо постоянно помешивать, а потом сорваться на вышеупомянутых близких за то, что они слишком медленно тянутся к столу.

Никто не говорил, что взять от жизни все — это легко. Чтобы получить максимум от 168 часов, потребуется оценить, где вы находитесь сейчас и где хотите находиться. Может быть, это одно и то же место, а может быть, нет. Если нет, тогда надо посмотреть, что мешает и что можно изменить.

Чтобы понять, как можно внедрить передовые методы, которые я изучила, пока писала эту книгу, я попросила десятки людей вести журналы учета времени, как это сделала Мерфи. Потом мы вместе изучили их расписания и попытались найти способы выделить время на вещи, которые хотелось бы туда уместить, и убрать вещи, которых там быть не должно. Две таких «переделки графика» описываются ниже, другие можно найти на сайте LauraVanderkam.com. Мы склонны представлять картину своей жизни в уме, поэтому каждый раз отчеты сопровождались разъяснениями. Одно из моих любимых прислал мой младший брат, который работает в Google в Сан-Франциско. Он подвел итоги недели и обнаружил, что работал 40 часов, занимался физкультурой 11, спал 53 и целых 45 часов потратил на общение, включая 9 часов на встречи один на один, 6 часов на тусовки с соседями по квартире, 8 часов на ужины с друзьями и 22 — на вечеринки. Когда я стала расспрашивать его об этой жизни в стиле Пэрис Хилтон, он сразу же запротестовал, мол, это были вовсе не типичные 168 часов. «Я редко выхожу из дома каждый вечер на неделе», — сказал он. Я решила, что обычно он делает перерывы по вторникам.

Поскольку этот отчет был сделан для раздела по переделке графика, я дала ему совет, как лучше использовать досуг — подготовиться к дуатлону. Он даже опередил мои ожидания и через два месяца принял участие в коротком триатлоне. Но в целом я порекомендовала ему получать удовольствие от жизни. Большинство из нас не пользуется обилием свободного времени, которое имеется в распоряжении до того, как мы становимся родителями, получаем руководящую должность или заводим собственный бизнес. Конечно, люди на этих более поздних стадиях жизни жалуются, что у них нет свободного времени, но это тоже неправда. Просто гораздо сложнее воспользоваться преимуществом свободных часов и минут, если ты пытаешься делать карьеру и поддерживать семью. Но в жизни много трудных вещей, однако мы все равно их делаем. Смысл в том, что время есть всегда: 168 часов — это невероятно много. Время найдется на все, чем вам действительно хочется заниматься. Как только вы это поймете, то можно будет перейти от паники к объективному анализу данных, а затем поставить себе задачу извлечь максимум из 168 часов.

Вот как можно сделать «переделку графика» собственными силами.

Записывайте, на что ушло ваше время. Используйте таблицу в конце главы 1 (ее также можно скачать на сайте LauraVanderkam.com), компьютерный файл или блокнот и запишите как можно точнее, что вы будете делать в течение следующих 168 часов. Потом посчитайте, сколько времени ушло на основные категории (сон, работу, взаимодействие с детьми и так далее). Если вы думаете, что итоги получились нетипичными, запишите еще одну неделю. Но помните: на то, что действительно важно, время найдется. Люди, которым правда нравится фитнес, берут с собой кроссовки в командировку и останавливаются в отелях, где есть спортивные залы. Люди, которым правда нравится общаться с детьми, звонят им в определенное время и пишут каждому личные электронные письма о том, как прошел день. Ведите журнал учета времени, пока не почувствуете, что получили полную картину.

Составьте список «100 вещей, о которых я мечтаю». Это упражнение из главы 2, которому коуч Кэролайн Сениза-Левин учит своих клиентов. Найдите максимум ответов на вопрос: «На что я хочу тратить (или на что я хочу больше тратить) свое время?» Порой ответы бывают масштабными, например: «получить Нобелевскую премию», а иногда — попроще, например: «два раза в неделю готовить ужин для семьи». Для длинных проектов составьте список выполнимых шагов и подумайте, сколько времени займет каждый, если можно — в часах. Наша жизнь — это 168 часов, которые повторяются снова и снова, и, создав абсолютно произвольный список всего, что для вас ценно и способно доставить удовольствие, вы поймете, что именно имеет для вас смысл, а значит, должно попасть в ваше расписание.

Определите свои ключевые компетенции. Это вещи, которые вы делаете лучше всего и которые совсем не так хорошо получаются у других людей. Если ваша работа вам подходит — соответствует внутренней мотивации, дает много самостоятельности и ставит задачи, которые нужно решать на пределе возможностей, — значит, одной из ключевых компетенций будет ее содержание. Среди прочих, вероятнее всего, окажется забота о членах семь и других близких людях, а также забота о собственной душе, разуме и теле теми способами, которые вам нравятся и которые хорошо получаются. Составьте список своих ключевых компетенций. Какую долю 168 часов вы посвящаете этим вещам? А какую — другим?

Начните с чистого листа. Это, прежде всего, переворот в образе мыслей. При перестройке графика Мэрфи, а также в примерах ниже и на моем сайте, я не меняла базовый ритм жизни людей, потому что знаю по опыту: люди приобретают привычки не просто так. Хотя каждому пойдет на пользу, если другой человек посмотрит его расписание на неделю и внесет какие-то предложения, задачи вроде «уйти с работы» или даже «переехать в другое место» — долгосрочные проекты, которые требуют полной личной самоотдачи. Но если вы перестраиваете собственный график, журнал учета времени можно начать с нуля. Что же до различных категорий в 168 часах, то, за исключением сна или еды (а также организации сна и еды детей), ни одна из них не является обязательной. Это вопрос выбора. Иногда он приносит крайне неприятные последствия, но тем не менее остается за вами. Если вы планируете сохранить все как есть, помните, что это ваше решение.

Заполните 168 часов блоками, выделенными на ключевые компетенции. Примерно определите, сколько часов вы потратите на работу, сон, семью, друзей и себя, например, на организованный досуг вроде физкультуры, волонтерства или участия в религиозных отправлениях. Для долгосрочных проектов из «Списка 100 вещей, о которых я мечтаю» запланируйте блоки времени на каждый выполнимый шаг. Например, чтобы пробежать полумарафон, надо выделить около пяти часов на бег каждую неделю — на следующие три месяца, если вы уже регулярно бегаете, или на полгода, если вы начинаете в не слишком хорошей физической форме. Если вы хотите начать свой бизнес, как можно лучше определите сотни выполнимых шагов (шаг на первом этапе: упросите того, кто уже через это прошел, дать вам совет!) и то, сколько времени займет каждый из них.

Внесите их в свой календарь в первую очередь или, по крайней мере, поищите свободные промежутки времени, чтобы их туда вставить. Или замените ими какие-нибудь не столь важные вещи. Люди с фиксированным рабочим графиком (например, с 9 до 17 или с 8 до 18) часто могут выделить время на ключевые компетенции, не связанные с работой, утром, по дороге, в обед, по вечерам и по выходным. Если вам действительно необходимо в будни работать по 12 часов, лучше разделить смену на две части (например, с 7:30 до 17:30, а потом с 20:00 до 22:30), чтобы в промежутке заняться чем-то другим. Но если и правда необходимо отсутствовать, скажем, с 8:00 до 22:00, все равно можно выделить 45 минут, чтобы почитать детям с утра. Добавьте энергичную прогулку за обедом с другом и полчаса на крыльце вместе с мужем или женой, чтобы просто посмотреть на звезды, и день уже не будет потерянным с точки зрения личной жизни. Плюс к тому, поскольку мало кто работает по 14 часов много дней подряд, вы сможете добавить больше досуга или семейных занятий в более короткие рабочие дни. Время всегда где-нибудь найдется.

Игнорируйте, сокращайте или поручайте другим все остальное. Я попросила своих «подопытных кроликов» назвать вещи, от которых им хотелось бы избавиться, и дописать предложение «Я трачу слишком много времени на …» Если вы тщательно учли 168 часов, вероятно, вас удивит, сколько их было потрачено на определенные вещи. К.К. Лоу, писательница из Бостона, вела для меня журнал учета времени и назвала его «источником сильного огорчения». Поскольку я видела немало подобных дневников, мне он не показался таким уж ужасным, однако она очень смутилась, когда поняла, что делает пять или больше перерывов в день на Facebook или Twitter и что эти «перерывы» иногда происходят через считаные минуты после начала серьезного дела. Само осознание этого факта помогло: к концу недели она стала более сосредоточенной. Другие распространенные отвлекающие факторы — телевизор, домашняя работа, мелкие дела, проверка электронной почты, всякие пустяки (например, изучение мебельного каталога, когда вы не собираетесь ничего покупать) и избыточный уход за собой. По утрам действительно надо одеваться, но это не должно выливаться в 30-минутный угнетающий процесс.

Для начала избавьтесь от пары легких вещей, а потом найдите способы выбраться из более сложных ловушек. Действительно ли ваши дети любят внеклассные занятия или соглашаются ими заниматься, чтобы порадовать вас? Не слишком ли много дел вы пытаетесь делать одновременно, тем самым отнимая время от занятий, в которых могли бы добиться наибольших результатов? Действительно ли весь ваш отдел должен собираться раз в неделю или устраивать ежедневную телеконференцию? Может быть, часть работы можно передать другим людям, если применить творческий подход. Например, если вы преподаете язык и литературу в старшей школе, можно пригласить аспирантов-филологов, чтобы они помогли оценивать работы, и договориться о выделении средств на оплату их труда — заодно ваши ученики смогут больше писать.

Заполняйте небольшие отрезки времени тем, что вас радует. Это упражнение из главы 8. Составьте список вещей, которые приносят вам радость или имеют особую ценность, но занимают меньше получаса или даже меньше 10 минут. Мэрфи решила вспоминать, за что она благодарна, по дороге на работу. Лоу хотела учить французский, и я предложила вместо одного 15-минутного перерыва на Facebook провести это время на французском сайте. Мы склонны недооценивать, сколько времени займут вещи в краткосрочной перспективе, поэтому многие люди часто опаздывают. Однако мы переоцениваем, сколько все займет в долгосрочной перспективе. Если по 15 минут в день пять дней в неделю добросовестно заниматься французским с полной решимостью улучшить свои навыки, через год вы спокойно сориентируетесь в Париже.

Подстраивайтесь по необходимости. Жизнь меняется. Расписание тоже меняется. «Список 100 вещей, о которых я мечтаю» изменится тоже. Регулярно уточняйте текущую ситуацию (например, раз в 168 часов), чтобы убедиться: недели проходят так, как следует. Если что-то не так, выделите один из 168 часов, чтобы понять, как внести все возможные изменения. Это гораздо эффективнее, чем маяться остальные 167. Этот последний шаг важен, поскольку, чтобы создать желаемую жизнь за 168 часов, потребуется настоящая дисциплина. Всегда будут соблазны вернуться к обычному порядку вещей. Сознательно понизить хозяйственные стандарты будет сложно, если вы считаете, что люди осудят вас за неидеальную чистоту. Трудно вставать на пробежку холодным утром; чтобы запланировать занятия с детьми, надо сделать усилие, а не просто включить телевизор. Вас будут отвлекать в моменты, выделенные для мозгового штурма. Новый бизнес — запущенный, чтобы использовать ваши ключевые компетенции, — поначалу будет приносить меньше дохода, чем вы ожидали, и это ослабит решимость не отступать. Председатель родительского комитета поручит всем родителям что-нибудь испечь для сладкой ярмарки и ни в какую не захочет взять вместо этого с вас деньги. Ваша бабушка может вспомнить, что, хотя вырастила шестерых детей, каждый вечер к шести у нее был готов домашний ужин. Возможно, она скажет вам об этом по телефону, когда вы, теряя время в пробках, поедете в супермаркет, потому что забыли запланировать на неделю несколько простых в приготовлении блюд. Коллега может заявить, что, хотя мамам разрешается уходить в пять, ни один мужчина на его памяти никогда так не поступал, — хотя, благодаря дополнительным часам с восьми до десяти, вы работаете больше него. Муж или жена могут саботировать попытки устраивать регулярные свидания, потому что есть другие важные дела, а выбора якобы нет.

Не стоит ожидать, что будет легко — по крайней мере поначалу. Надеюсь, что два варианта переделки графика, приведенные в этой главе и на моем сайте, вдохновят вас, но даже если процесс покажется трудным, есть и хорошая новость: с практикой результаты улучшаются. И часть этой практики — анализировать, что пошло не так, и разрабатывать стратегию возвращения в норму. Со временем — которое мы проживаем неделями по 168 часов — задача жить полной жизнью больше не будет казаться такой сложной. Любые изменения, которые вы сможете внедрить и поддерживать, лучше, чем ничего. Они запустят цепочку положительных изменений. Если выключить телевизор пораньше, чтобы поговорить с партнером, будет проще заснуть. Чем лучше вы спите, тем сосредоточеннее работаете. Чем сосредоточеннее работаете, тем больше успеваете за меньший срок и раньше приходите домой. Чем раньше приходите домой, тем больше сил остается на игры с детьми. А если вам весело с детьми, то телевизор уже не кажется слишком интересным. И так цикл повторяется, пока, наконец, ваша желаемая жизнь не начнет укладываться в имеющиеся 168 часов.

Переделка графика: дополнительные примеры

Брайан Брандт: как устроить передышку и найти время на партнера, если живешь насыщенной жизнью

Брайан Брандт — главный пастор в техасской церкви, имеющей несколько приходов. Кроме того, он отец троих детей 13, 10 и шести лет, а также директор компании Summit Solution Group, которая занимается тренингами и коучингом. На работе он уделяет много внимания нуждам сотрудников и прихожан, а дома в основном занимается детьми. Такая доступность определяется спецификой обеих его профессий. Брандту очень нравятся его занятия, однако у него есть ощущение, что его график оставляет мало времени на молитву и работу над отношениями с женой Энн. Он хотел выделить больше времени на эти вещи и понимал, что они существенно повлияют на его эффективность и на работе, и дома. Еще он хотел работать производительнее, не отказываясь при этом от возможности по-настоящему вкладываться в людей, для которых он выступал наставником или консультантом. Еще он хотел найти время на чтение.

Вот как выглядела одна из его недель в июле 2009 года (Ц — церковь; SSG — Summit Solution Group; LT — Leadership Tyler, некоммерческая организация, занимающаяся общественной работой, в совете директоров которой состоит Брандт; FB — Facebook).

Что Брандт делал правильно

Брандту прекрасно удавалось вписать занятия физкультурой в насыщенный график. Он не только тренировался почти каждое утро, но и активно проводил выходные, например, ходил с семьей в бассейн. Особенно приятно было увидеть, что сын нередко занимался физкультурой вместе с ним: это можно было устраивать и почаще, чтобы практиковать совмещение. Семейный вечер настольных игр — отличная идея. Кроме того, Брандт сумел сходить на короткое свидание с женой в дополнение к совместному просмотру кино. Его рабочая неделя укладывалась в разумный срок — от 50 до 55 часов (однако неясно, как учитывать время, потраченное на электронную почту и Facebook). Не перерабатывать трудно при любой из его профессий: пастору постоянно приходится исправлять такие вещи, как упавшее на дом прихожанина дерево, и он должен быть доступным даже по выходным, а у предпринимателя работа может занять все имеющееся время. Спал он достаточно — по моим подсчетам, 52,5 часа в неделю. Он вставал довольно рано, чтобы потренироваться, но компенсировал это, всегда ложась спать до 22:30.

Как использовать время рациональнее

Брандту следовало полностью уделять внимание жене, когда они проводили время вместе. Как и у многих других, у него были проблемы с распределением времени по категориям, потому что он пытался делать много вещей одновременно. У него, например, были записи вроде «почта, Facebooк, зашел к жене». Когда мы отвлекаемся, нам кажется, что у нас меньше времени, чем есть на самом деле. Я предложила выключать телевизор, когда дети отправляются спать, затем в течение получаса вдумчиво беседовать с женой и после еще немного читать. Любая электронная почта может подождать до утра.

Крепкий брак строится не только на больших блоках времени, которые вы проводите вместе, но и на мимолетных проявлениях взаимного внимания. Брандт мог бы постараться чаще звонить жене в течение дня. Если возникал пятиминутный перерыв, можно было позвонить жене и спросить, как у нее дела, или даже послать ей сообщение «Я тебя люблю». У Брандта с семьей было много чудесных совместных занятий (например, они вместе ходили в бассейн и играли в настольные игры), но мне подумалось, что в некоторые вечера они могли бы отказаться от телевизора. В освободившееся время можно было заняться чем-то интересным, например устроить семейный книжный клуб. Старшие дети и взрослые могли бы читать отдельно, кто-то один читал бы малышу, а в один из вечеров совместно обсуждали прочитанное. Многие классические произведения, например «Хроники Нарнии», подходят для всех возрастов.

Брандт был прав в том плане, что пастору исключительно важно находить время для молитвы. И я предложила делат

Наши рекомендации