Приёмы формирования словаря глаголов

В младших классах коррекционно-развивающего образования расширение словаря следует начать с введения в речь наиболее употребительных глаголов.

Кто как передвигается (человек ходит, черепаха ползает и т.д.).

Кто как голос подаёт (голубь воркует, корова мычит и т.д.).

Какие звуки издаёт (дверь скрипит, ветер свистит и т.д.).

Кто как ест (кошка лакает, заяц грызёт и т.д.).

Кто что делает (учитель учит, доктор лечит и т.д.).

Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает – умывается, купает – купается и т.д.).

Для дифференциации глаголов в экспрессивной речи задают, например, такие вопросы: кто купает, а кто купается?

Дифференциация глаголов противоположных по значению (одеть – снять, поднять – опустить и т.д.).

Предъявляются детям картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолёт и др. Задаются вопросы: Кто умеет читать? Кто умеет бегать? Кто умеет скакать?

Определи, что делать полезно, а что вредно. Рано вставать. Поздно вставать. Купаться и плескаться. Подушкой вытираться. Сытно поесть. У телевизора сесть. Лёжа одеваться. На диване валяться. Ворон считать. В доме прибрать. Кота обижать. Идти рисовать. Книги читать. С друзьями играть. Маме помогать. Посуду помыть. В магазин сходить. Цветы полить. Кота накормить.

Подобрать синонимы (слова – друзья): бежит – мчится, несётся, скачет — …, поднимается — …

Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать — …, кричать — ..

Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… Берёзка от ветра наклонилась, а потом …

Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать….

4 Формирование словаря наречий

Наречия – части речи, которые позволяют ребёнку оценить окружающий мир. Малый запас слов – наречий в речи младшего школьника может сыграть в дальнейшем злую шутку: раздельное написание таких наречий как направо, налево, напротив и т.д.

Образуй новые слова, отвечая на вопрос (как?): бедный – бедно, беспокойный — …, дорогой — …, интересный — …

Закончи предложение: капризная девочка ведёт себя (как?) капризно, приветливый человек говорит ….

Слова – враги: ночью на улице холодно, а днём тепло, гепард бежит быстро, а черепаха ползёт …

Составить предложения с наречиями по опорным словам, картинкам.

Придумать больше наречий к одному действию: я играл вчера долго, весело, азартно, интересно; я готовил обед ….

РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР

приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru

Тема: « Овощи»

1.Изменить слова по образцу.

Образец: растет - растут.

Зреет-…, зеленеет-…,спеет-…,цветет-…,краснеет-…,сажает-…,копает-…,окучивает -.., рыхлит- …, поливает-…, убирает-…

Назови овощные блюда.

Образец: суп из свеклы- свекольный.

Пюре из тыквы- …, из моркови - .., из кабачка - .., из огурца

- …,

суп из щавеля -.., моркови, капусты, гороха, картофеля-..

3.Подбери как можно больше слов,отвечающих навопросы: какой? какая? какие?

Образец: капуста - круглая, сочная, сладкая, большая, хрустящая, зеленая, соленая, кислая, квашеная.

Лук-…..,кукуруза -….., помидоры -… 4.Игра «Посчитай 1-2-5»(со словами:помидор,кабачок,лук, морковь, свекла, картофель).

Образец: один огурец, два огурца, пять огурцов.

5. Подумай, как удобнее собирать овощи:морковь-

дергают.

Картофель-…, капусту-…, горох-…., свеклу -…., огурцы - …, кабачок-..

приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru

Тема: « Фрукты»

1. Подбери как можно больше слов,отвечающих навопросы: какой? какая? какие?

Образец: лимон (какой?) - (желтый, сочный, кислый…)

Апельсин -.., мандарин - .., вишня -.., груша - …, яблоко -

….

2.Ответить на вопросы.

Как называется сок?

Из яблок – яблочный, из лимона -…, из винограда -…, из абрикосов -…, из груш -…, из апельсинов - …Как называется варенье?

Из яблок – яблочное, из груш -.., из вишен -…, из малины -.., из персиков -…, из слив -…

3.Исправь ошибки в предложениях:

Осенью в огороде Витя и Коля посадили огурцы. Ароматные груши созрели на грядках.

Крупный картофель вырос на яблоне.

На лесной поляне зреют сочные помидоры. Ваня помогал папе выкапывать яблоки.

Ребята в лесу набрали полные корзины персиков. Бабушка сварила вкусное варенье из чеснока.

4.Назови свой любимый фрукт и составь о нем рассказ.

Не забудь рассказать о его цвете, форме, вкусе и о том, как его можно употреблять в пищу.

Картотека упражнений по формированию лексико-грамматических категорий для детей 6-7 лет с ОНР приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru

Тема: « Осень»

Игра « Найди предлог».

Родители на столе производят с игрушками различные манипуляции, перекладывая их НА, ПОД и В разные предметы: кубик в коробку, чашечку на креслице, елочку под столик и т.п. Ребенок составляет с каждым предлогом предложения по наглядной ситуации.

Закончить предложения.

Дождь идет, дожди идут.

Лист падает, листья…., цветок вянет, цветы…., птица улетает, птицы …, листья падают, лист…..

3.Ответить на вопросы.

День, когда идет дождь – какой?- дождливый.

День, когда дует ветер- какой? Дождик, который идет осенью – какой? Погода, когда часто идут дожди - какая? Погода, когда часто дуют сильные ветры – какая? Погода, которая бывает осенью – какая?

приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru

Тема: « Деревья»

1.Закончи предложения:

Образец: Конь скакал, скакал и наконец прискакал. Путник шел, шел и наконец…Мама мела, мела пол и наконец…Лена грела, грела руки и наконец…Колобок катился, катился и наконец… Петя клеил, клеил листы бумаги и наконец…. Гуси-лебеди летели, летели и наконец….

2. Придумать предложения со словами:плыл-приплыл,

просил- выпросил, ехал- приехал, бежал – прибежал, резал

– разрезал, шила – сшила, варила – сварила, читал – прочитал.

Упражнение « Скажи, какой?»

Образец: лист с дуба - дубовый.

Лист с клена-….., лист с рябины-…., лист с клена-…., лист ясеня-….., лист с березы-….., лист с каштана-…

4.Составить рассказ по теме « Деревья» с опорой на схему:Как называется дерево?Какое оно по величине?Где чаще всего растет? Из каких частей состоит? Какую пользу может принести людям? Как изменяется в разные времена года? Что можно сделать из этого дерева? Почему люди сажают деревья на улицах города?

приёмы формирования словаря глаголов - student2.ru ( Рассказ записать в тетрадь).


Наши рекомендации