Приёмы формирования словаря существительных
Работа над уточнением значения слова тесно связана сформированием представлений у детей об окружающих предметах и явлениях, с овладением классификацией предметов. Классификация предметов может проводиться как внеречевом плане (разложить картинки на 2 группы), так и с использованием речи (отобрать только те картинки, на которых нарисованы овощи, назвать их одним словом).
Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», Птицы», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Явления природы», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Новогодние праздники» и т.д.
При работе над расширением словарного запаса у детей с ОНР надо помнить, что по отдельным тематическим лексическим группам соотношение видовых и родовых слов – понятий у них различно. Дети употребляют такие родовые термины, как «птицы», «рыбы», «травы», «деревья», «грибы», «одежда», но у большинства из них в речевом запасе, как правило, нет таких родовых терминов, как «насекомые», «инструменты», «транспорт», «здания», вследствие чего они не могут одним общим словом назвать осу и пчелу, молоток и грабли и т.д.
При этом в одном случае затрудняются в подборе терминов, в другом – в установлении правильного соотношения между видом и родом, в третьем – не конкретизируют родовое слово – понятие. Поэтому по отношению к различному по тематике лексическому материалу развитие мышления и речи будет проводиться то от общего к частному, то наоборот.
Предложенные ниже примерные задания целесообразно использовать только в качестве ориентировочного, так как самое большее, что они могут дать – это наличие в речевом запасе детей родовых терминов, обобщённых и отвлечённых понятий. Включение требования обосновать свои обобщения придают упражнениям развивающий характер.
«Можно ли воробья и утку назвать одним общим словом?» — Почему думаешь, что это птицы?
«Каким общим словом можно назвать шубу и колготки?»
«Назови общим словом пчелу, кузнечика и стрекозу»
«Назови общим словом утюг , лампу, электроплитку»
Эти упражнения стимулируют включение в активную речевую практику родовых слов – понятий.
Очень важным моментом является выбор педагогически целесообразных видов словарно – логических упражнений. Каждое из них должно давать совершенно определённый результат: в одном случае надо отрабатывать приём сравнения и дети будут учиться находить черты сходства или отличия; в другом – дети будут группировать предметы, которые входят во взаимосмешиваемые родовые группы; в третьем – правильно подбирать родовое слово – понятие к данному перечислению предметов; в четвёртом – учиться выполнять двойное обобщение и т.д.
При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.
Эти занятия носят обучающий характер и включают в себя различные варианты упражнений:
Перечисление предметов с последующим обобщением;
Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;
Обобщение после исключения «лишнего»;
Обобщение через противопоставление (шапка – одежда, а ботинки — ?);
Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);
Непосредственное обобщение (оса – это кто?);
Распределение по двум или нескольким группам;
Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник?);
Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом – зверь, кошка – птица, утка – рыба);
Двойное обобщение (пчела – насекомое, а насекомые – это кто?).
Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.
Примерные задания для количественного роста словаря существительных.
Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),
Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).
Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …
Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.
Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов. Например: «Что за птица? Красные лапки щиплют за пятки».
«Зверь я горбатый, а нравлюсь ребятам» и т.д.
Назвать детёнышей животных: «У кошки котята» и т.д.
Определить время года по картинкам.
Определить по картинке время суток.
Назвать профессию людей по картинкам.
Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч)