МУРОМСКИЙ МОНАСТЫРЬ В 30—60 ГОДАХ

Усилия Пудожского уездного лесного комитета по развертыванию лесопиления и строительству несамоходных грузовых судов в бассейне реки Муромка не увенчались успехом. Центр поставил новые задачи - усилить лесозаготовки и организовать поставку круглых лесоматериалов, в основном пиловочника, рудничной стойки и дров на лесопильные заводы Карелии и Ленинградской области, в шахты Донбасса. Специалисты из трестов «Ленлесосплав», «Ленлес» и других организаций построили на реке Муромке сортировочно-сплоточную запань. Подача молевой древесины в запань производилась в кошелях из реки Гакугсы, из бирж Васьково, что на побережье Онежского озера. Муромская запань вошла в состав образованного в 1929 году Пудожского леспромхоза. За сутки в период навигации запань сплачивала 300—350 кубометров бревен, за сезон до 23 тысяч кубометров. Заготовку древесины производили кулаки-«твердозаданцы», колхозники из окрестных гакугских деревень, Нигижмы и Каршева. Действовали Васьковский и Рандоручейский лесозаготовительные участки. Численность работающих достигала 200 человек.

Проблему постоянных кадров лесозаготовителей удалось решить лишь после прибытия в Муромскую запань иностранных рабочих-финнов. Строения Муромского монастыря постепенно начали приобретать вид рабочего поселка. Связь Муромской запани с деревней Гакугской и Шалой осуществлялась мотокатерами № 5 и № 26.

В начале 30-х годов в Муромском образовали рыболовецкий колхоз имени Ворошилова, для обеспечения рабочих рыбой. Однако хозяйство это оказалось маломощным и добытой рыбы хватало лишь на инвалидный дом, который был создан одновременно с колхозом. К 1941 году контингент инвалидного дома составлял 238 человек. Как и в былые времена, инвалидный дом содержал себя сам. Помимо вылова рыбы, здесь вновь развили огородничество, сеяли зерновые, заготовляли ягоды, грибы, изготовляли крестьянские сани, бочки, столярные, изделия, вязали сети. При инвалидном доме имелся мотобот.

Когда началась Великая Отечественная война, в сентябре 1941 года в Муромское были перевезены 65 человек Томицкого инвалидного дома из Прионежского района. В 1943 году, в связи с возможной угрозой прорыва отрядов противника на пудожский берег Онежского озера, Муромский инвалидный дом был эвакуирован вглубь района, в поселок Бочилово, где размещался трудовой интернат инвалидов Великой Отечественной войны. Жители деревни Подмонастырская переселились в глубинные деревни Гакугского сельсовета и района.

В 1941-44 годах части финской армии, оккупировавшей все западное побережье Онежского озера и полуостров Заонежье отзделяла от Пудожского района акватория Онежского озера. Фактически береговая полоса онежского озера со стороны Пудожского района превратилась в некое подобие «временной» государственной границы воюющих друг с другом СССР и Финляндии, протянувшейся от Повенца до Вытегорского устья. И, как положено, хоть и временную, но все же «границу», ее охранял 80-й пограничный полк НКВД. В поселке Муромское разместилась застава пограничного полка, в задачу которой входило предотвращение проникновения в тыл, на территорию района, одиночных разведчиков, групп диверсионно-разведывательного характера, прямого вооруженного нападения на заставу, а также пресечение выхода агентуры из района на Запад через Онежское озеро. Отсюда же, из Муромского, происходил «заброс» подпольщиков, агентурных и дальних военных разведчиков в тыл противника. Здесь же их принимали после выполнения боевого задания. Неоднократно по делам разведки бывал на Муромской погранзаставе секретарь ЦК комсомола республики, позднее - руководитель КГБ и Генеральный секретарь ЦК КПСС Ю. В. Андропов.

Вся прибрежная полоса Онежского озера, от Муромского до Челмуж, была заминирована частями 2-й саперной армии. «Снимали» эти минные поля в 1944-45 годах 14-16-летние юноши и девушки Пудожского района, прошедшие курс специальной подготовки.

После войны в Муромское возвратились жители деревни Подмонастырская, часть рабочих. Здесь вновь обосновалась лесосплавная запань Пудожского лесопункта Карело-Финского энерголеспромхоза, заготовлявшего в гакугских лесах столбы для электролиний в восстанавливаемых от военной разрухи областях страны. Лесопункт через несколько лет был преобразован в Гакугский энерголеспромхоз, затем реорганизован в Муромский леспромхоз треста «Пудожлес». В более позднее время Гакугса и Муромское входили в состав Пудожского леспромхоза.

В конце 60-х годов поселок Муромский, точнее то, что осталось от перестроенного за долгие 40 лет монастыря, покинул последний житель.

В 1969 году проживала круглогодично только одна семья: старик со старухой.

Они поддерживали относительный порядок в церкви-футляре, откуда церковь Лазаря была уже вывезена в Кижи. Внутри церкви сохранялась деревянная скульптура, насколько помнится Николы Можайского, а снаружи, около алтаря лежал большой старинный деревянный крест.

По непроверенным сведениям старик, после смерти старухи, повесился, и обнаружили это только весной.

Наступила пора бесконтрольного «хозяйничания» в монастыре рыбаков-любителей, неорганизованных туристов. Сейчас лишь Гакугский лесопункт акционерного общества «Пудожлес» еще продолжает заготовку древесины в окрестных, изрядно поредевших, лесах. Вроде бы полноценный лесопункт уже закрылся.

ВСЕ ВОЗВРАЩАЕТСЯ НА КРУГИ СВОЯ...

В середине июля 1991 года в Пудож прибыла представительная делегация из республики во главе с Епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом. Целью визита гостей было обследование бывшего Успенского (Муромского) монастыря. 19 июля два теплохода из Шалы по Онежскому озеру доставили гостей и сопровождавших лиц к устью реки Муромки. Замытое устье реки и большая прибрежная отмель не позволили теплоходам подойти к берегу, поэтому пассажиров перевозили на небольших мотокатерах.

Посещение Епископом Петрозаводским и Олонецким Мануилом бывшего монастыря - для общественности района и верующих событие неординарное: впервые за всю историю Советской власти на землю древней православной обители ступил Преосвященнейший владыка. Тем более, что последний приезд церковного иерарха - Пресвященнейшего Епископа Петрозаводского и Олонецкого Мисаила состоялся в 1907 году.

Бывший монастырь встретил Епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила и сопровождавшего его в поездке уполномоченного Комитета по делам православной церкви СССР по Карельской АССР Г. Ф. Детчуева умиротворенной тишиной, чистейшим, настоянным на буйных луговых травах, воздухом, спокойными водами Онежского озера. Посреди густых и высоких трав настороженно стояли здания церквей и жилые строения монастыря, памятники былого его величия.

Грустно было созерцать это безлюдье, эти развалины со следами туристской «вольной культуры», это запустение. Время глобального отрицания всего того, что связано с религией, воинствующее безбожничество, многочисленные перестройки культовых зданий под клуб, магазин, жилые помещения, равнодушие и халатность проживающих в монастырских строениях привели к полной утрате облика монастыря.

Осмотр православной обители начался с деревянной церкви-футляра. Здание сохранило свой первоначальный вид, хотя время и туристы не пощадили и его. Отдельно стоящая колокольня с шатровым верхом. Здание церкви с поврежденной входной дверью и оконными проемами, оторванной в нижней части здания вагонкой, надписи на стенах, упавшая надалтарная главка. И все же здание поддается ремонту.

Здесь в церкви-футляре покоится рака с мощами преподобного Лазаря, основателя Муромского монастыря. У этого святого места владыка, сопровождавшие его лица и пудожское духовенство исполнили молебен в память преподобных основателей православной оби­тели Лазаря Муромского и Афанасия.

Тяжело перемещаться по мощному травостою. Вытянувшись в длинную цепочку, участники осмотра по проложенной в траве тропинке подходят к зданию главной церкви монастыря - Успения Пресвятой Богородицы. Лишь только стены белого двухэтажного кирпичного здания подтверждают, что это - бывший храм. Да еще сохранившиеся конструктивные элементы высоких окон, боковых приделов, колокольни. Внутренние же помещения не позволяют зрительно восстановить прошлое: все бессистемно перестроено, перекроено. В некотором удалении от алтаря этой церкви была часовня над прахом - мощами второго основателя обители преподобного Афанасия. Сейчас нет и следа от этой часовни. Священнослужители с пением молебна обошли вокруг здания церкви, закончив молебен в предалтарном помещении, где изнутри хорошо просматривалась на потолке окружность главного купола.

Рядом с Успенским храмом стоит хорошо сохранившееся здание церкви Всех Святых, красного кирпича. Правда, на здании церкви уже нет пяти куполов, она не имела собственной колокольни и с восточной стороны к ней прирублено деревянное, но уже разрушившееся помещение бывшей киноаппаратной, тем не менее она выглядит, как новая. Несмотря на сгнившие внутренние деревянные конструкции, она легко поддается восстановительному ремонту.

Кроме этих трех церквей, гости и другие участники поездки осмотрели жилое двухэтажное кирпичное здание монастырской братии, неплохо сохранившееся, а также двухэтажный деревянный дом под железной крышей, в котором проживал настоятель монастыря.

Осмотр православной обители закончен. Велики обветшалость и степень разрушения оставшихся строений монастыря, больших денег потребует его восстановление. Стоит ли тратить их на восстановление угасшего очага религиозного самосознания?

Стоит. Таково мнение владыки Мануила. Он считает, что возрождение Муромского монастыря даст толчок возрождению всего района. Народная нравственность, мудрость и духовность станут постоянными спутниками в жизни пудожан.

Учитывая намерение руководства Петрозаводской епархии о восстановлении духовной жизни и хозяйственной деятельности в Муромском монастыре, исполком райсовета рассмотрел ходатайство Епископа Петрозаводского и Олонецкого Мануила и дополнительно передал в собственность епархии земельный участок, а также закрепил за возрождаемым монастырем часть лесов у озера Муромское.

Передача земельного участка и строений Муромского монастыря Петрозаводской епархии в постоянное пользование и в собственность - таковы конкретные шаги исполкома Пудожского райсовета на пути исправления ошибок, допущенных в отношении церкви и верующих руководителями Пудожского уезда и района в 1918-1939 годах. Анализ этих ошибок с позиции правды, пусть и горькой, но объективной и честной, поможет выработке и осуществлению государственной политики в отношении религии, церкви и верующих, поможет объединить усилия верующих Пудожского района, органов местной власти и общественных организаций и Министерства культуры республики по восстановлению Муромского монастыря.

После посещения Епископом Петрозаводским и Олонецким Манулом Муромского монастыря решение о его возрождении перешло в практическую плоскость.

Не зря в лексиконе старых пудожан бытовала поговорка: свято место пусто не бывает. И по законам бытия все возвращается на круги своя.

Год

Но и сегодня, глядя на монастырь с озера, видишь еще издалека только остатки монастырских строений: белокаменные стены собора Успения Богородицы и красного кирпича – Всехсвятской церкви, без крестов, колоколен и маковок. Рядом, на краю обрыва, у самого озера – восстановленный братский корпус. В нем – действующая зимняя церковь, кельи, трапезная.

В последние годы трудами монастырской братии территория обители стала заметно преображаться. Поднялись деревянные постройки – келии для монахов. Прибавилось и техники – трактор, вездеход. Но самый надежный транспорт в монастыре – это, конечно, лодки. До обители, расположенной на узкой полоске земли между Онежским и Муромским озерами, соединенными протокой, добираться нелегко. Ведет к ней в обход Муромского озера единственная, старинная, болотистая дорога. Вокруг одна тайга, а посреди пудожская деревня Гакугса – перевалочная база монастыря. От ее берега крепкие монастырские лодки отправляются по бывшей сплавной реке Гакугсе через бурливое Муромское озеро.

Наши рекомендации