Муромский монастырь. Xiv - xx век
К югу от Пудожа, в направлении соседнего райцентра Вологодской области, города Вытегры, протянулось асфальтированное шоссе. На восьмом километре к шоссе примыкает лесной массив: преобразованный в природный парк памяти жертв репрессий 30-40-х годов в Пудожском районе. Здесь обнаружены места массовых расстрелов и захоронений безвинно уничтоженных людей, установлен памятный знак. Чуть далее находится поселок лесозаготовителей Чернореченский. Затем на пути появляется деревня Нигижма, древнейшее поселение, бывшая вотчина Юрьева монастыря, центр бывшей Нигижемской волости. За годы Советской власти деревня изрядно поредела, церковь Пречистой Богородицы, превращенную в склад сельхозинвентаря и минеральных удобрений, сожгли нерадивые хозяева. Многие дома обветшали. Правда, в последние годы стали появляться новые дома индивидуальной застройки и архитектуры. Похоже, что появился свет в конце туннеля и близится возрождение деревни.
Дорога проходит стороной от совхозного поселка Красноборский. В не столь давние времена здесь, в лесной тиши, за озером Мурмозеро, или, по-старому, Пречистинским, стояли зенитные ракеты. Но после дела Пеньковского военное подразделение передислоцировалось, передав совхозу жилье и прочие постройки. Сейчас поселок отстроен 18-квартирными домами. Здесь расположился крупный ремонтно-машинный двор, действует водопровод, очистные сооружения. Здесь находится большая свиноферма и животноводческие помещения на 800 голов крупного рогатого скота.
Гакугса - последний населенный пункт на территории района, близкий к границе с Вологодской областью. Это древнее поселение. Здесь по переписи 1905 и 1920 годов числились деревни: Великодворская, Худоугольская, Харловская, Тучина Гора, Михалевская, Князевская, Аксинская, Силевская, в которых проживало более четырехсот человек. Здесь также наблюдается процесс сокращения численности жителей, много домов ветхих, развалившихся, с заколоченными окнами. Предприятие строит новое жилье, однако база для деятельности лесопункта истощена, и проблема занятости населения в ближайшем будущем возникает.
Среди местных жителей ходит поговорка: «Кругом болота и леса, а посредине - Гакугса».
Все деревни, составляющие современную Гакугсу, разместились на высоком холме и его подножье. Отсюда, с самой верхней точки Гакугсы, хорошо просматриваются обширные муромские болота, гладь Муромского озера и береговая стена леса по побережью озера Онежское. Там, на западе, за стеной леса, на остром, вдающемся в онежские просторы мысе, расположился Муромский монастырь. Нет к нему путей и дорог. Затерялись и заросли тропы паломников, безнадежно разбита лесозаготовителями объездная дорога-тележница, ведущая к монастырю вдоль южного побережья озера Муромское. Лишь только после таяния снегов и льда на реке Гакугсе и озере Муромское появляется возможность для владельцев моторных лодок посетить эти места. В период навигации сюда заезжают соседи — жители села Андома Вытегорского района Вологодской области, главным образом в поисках рыбацкого счастья (мелководное озеро богато рыбой, которая при восточном ветре по короткой реке Муромке устремляется в Онежское озеро). Летом и осенью пробираются сюда одиночки и группы бродячих туристов, творя бесконтрольно богохульство над оставшимися строениями и могилами старого кладбища. Ближайшее селение Гакугса находится в 15 километрах от монастыря по прямой и до 30 километров — по трассе старой разрушенной дороги. И все же это святое место вызывает острый интерес и притягивает к себе массу туристов из многих краев нашей страны. Здесь предстает перед ними 600-летняя история монастыря.
Это по нынешним понятиям Муромский монастырь находится в труднодоступных местах. А в достопамятные времена вдоль восточного побережья Онежского озера проходил «судовый ход», по которому плыли не только «из варяг в греки», но и от причалов Господина Великого Новгорода и новой северной столицы Российского Государства Санкт-Петербурга. Дружинники, иноки, мирские люди, паломники, служивые люди проторили сюда тропы и дорожки. Посуху, санным ли путем, по воде на веслах и под парусом, по своему почину или по государственному интересу, с добрыми намерениями или богохульными и вражескими помыслами — но бывали люди в этом святом месте постоянно. И многие из этих людей оставили, в различного рода документах, свои впечатления о монастыре. Облик монастыря запечатлен на многих фотографиях.
В Московском государстве в 15-17 веках существовала практика переписи населенных пунктов в пределах национальных границ в целях упорядочения налогообложения. Перепись по Онежской пятине, в которую входили нынешние пудожские земли, при царе Иване III проводил писец Юрий Сабуров (1496 год), при царе Иване IV Гавриил Муранов и подьячий Иван Алексеев (1545 год), Андрей Лихачев и Ляпун Добрынин (1564 год), Леонтий Аксаков (1584-85 гг.), Афанасий Жеребячев (1585-86 гг.), Василий Волынский (1588-89 гг.), Тимофей Свибов (1613-14 гг.), Андрей Плещеев и подьячий Семенка Кузьмин (1582-83 гг.), Суторма Корнеев и дьячок Посник Дементьев (1614-15 гг.), Петр Воейков и Иван Логовений (1615—1619 гг.), Иван Воейков и Третьяк Копнин (1620-22 гг.), Никита Панин (1627-29 гг.), князь Долгорукий, Иван Диков (1657 г.), Сергей Малой и Дружинка Протопопов (1658-59 гг.), Петр Лопухин (1676 г.), князь Яков Мышецкий (1678-79 гг.). В писцовых книгах этих людей упоминается о Муромском монастыре.
В 1813 году в Санкт-Петербурге вышла в свет книга «История Российской иерархии». В пятом томе этой книги помещено «Завещание инока аввы Лазаря Муромского». В большом и довольно обстоятельном документе рассказывается об образовании Муромского монастыря. Исследователи утверждают, что писец Тихон Васильевич Баландин имел список этого «Завещания».
В книге «Русские епархии в XVI—XIX веках», вышедшей в 1897 году, И. Покровский дал описание Муромского (Успенского) монастыря.
В «Христианских чтениях» за 1886 год опубликованы труды митрополита Макария «История Российской иерархии» и «История Русской церкви», в которых упоминается о существовании архива Муромского монастыря.
О Муромском монастыре писали исследователи Докучаев-Басков, Е. Барсов, К. Петров, академик Озерецковский, Л.В. Даль. В 1906 году в Петрозаводске вышло издание «Старая Пудога» с XIV по XVIII век» (историко-бытовой очерк). Это произведение написал сын нигижемского священника из Пудожского уезда, действительный член императорского Санкт-Петербургского археологического института, преподаватель Олонецкой духовной семинарии Николай Семенович Шайжин. В нем автор довольно детально исследовал историю пудожской церкви и Муромского монастыря. В Санкт-Петербурге в библиотеке бывшего музея атеизма хранится «Полное иллюстрированное описание всех православных монастырей Российской империи и на Дону». Здесь имеются фотоснимки и Муромского монастыря.