Почему у осины дрожат листья?
Однажды, рекут, Змей, спасаясь от гнева Перунова, приполз к осине. «Почему ты дрожишь?» — спросила она его. «Потому, — отвечал Змей, — что Перун вот-вот нагрянет и спалит меня своими Огненными Стрелами-Молоньями!» — «Не бойся, — говорит ему осина, — спрячься под моею кроной, и Перун тебя не заметит, мимо проскачет!» Змей так и сделал. Вскоре на огненной колеснице, запряженной тремя Конями-Огнями, примчался Перун и спрашивает осину: «Не видала ли ты, осина-древо, здесь врага моего — лютого Змея?» — «Нет, — отвечает осина, — не видала!» — «А что это у тебя, осина-древо, листья дрожат?» — спрашивает Перун. «Это их ветер трясет!» — отвечает осина. Взял Перун, да и запретил ветру дуть. Смотрит на осину, а у нее и без ветру листья колышутся, будто от страха дрожат. Догадался Перун, в чем тут дело, но виду не показал и спрашивает: «А не Змей ли это, осина-древо, за листвой твоей от меня укрылся?» — «Нет, — отвечает Перуну осина, — не он!» Услышав такую ложь, рассердился Перун и проклял осину: «Коли лжешь ты, древо-осина, возьми ж на себя ты Змея трясину!» С тех пор и стали дрожать листья у осины — безо всякого ветру…
Почему в нощную пору не клянутся?
Рекут, что нощью улавливает Морок все, сказанные без оберега, слова, связывая их подвластной ему тьмой. Поэтому сами они ничего связать уже не могут…
Как появились на Руси топоры?
Рекут, что во времена древние-незапамятные рубили мужики на Руси дрова бородами, ибо сам Велес, Волохатый Бог, наделил их такой силой. За то и мужики Велеса не забывали — требы ему клали обильные, жертвовали усердно, кто сколько мог, по мере своей. Но вот как-то вразумил Чернобог одного плохонького мужичонку народ мутить: «Хватит, де, вам Велесу требы класть; чай, и без его помощи со всеми делами своими управитесь!» Хоть и не сразу, но, на беду свою, послушались его мужики и перестали Велесу дары свои на капище носить. Глядит Велес, что позабыли мужики Стези его, что он их Прадедам еще заповедывал. И положил он тогда заклятие великое на их бороды, дабы мягки они волосом были, дерев никак не рубили, а только бы путались. И стало по слову его. Пошли мужики дрова рубить, ан — глядь: ничего-то у них не выходит! Только бороды свои запутали да в смоле измарали. Что тут делать? К Велесу-то на поклон идти — теперича стыдно! Ну, думали они, думали — ничего лучше не придумали, как взять за жабры того, кто им худое посоветовал. Долго ли, коротко ли — разыскали они того мужичонку, за грудки взяли, к тыну приперли, рекут: «Ты нас, Змиев сын, лиху научил, ты нас теперича от него и избавить изволь! А не то — на своей шкуре узнаешь, почем нынче лихо приходится!» Ну, мужичонко — делать нечего — им и говорит: «Ступайте на капище, кладите требы богатые самому Сварогу-Батюшке — Ковалю Небесному, Вышнюю Твердь сковавшему, просите его дать вам то, чем дерева бы можно рубить было — окромя бород-то ваших!» Пошли мужики, как им сказано было, на капище, поклонились всем миром Сварогу Небесному, челом били — слезно просили пособить во беде их: дать им то, чем деревья рубить было бы можно. Внял их мольбам Сварог и дал им железный топор. Глядят мужики: всем топор хорош, одна беда — без топорища-то не много им наробишь! Пришлось-таки мужикам за топорищем к Велесу — Богу, Лесу Велящему, на поклон идти. Простил их Велес, дал дерева на топорище. «Сами вы, — речет, — Стезю сию избрали; вам по ней и идти!..» С тех самых пор и повелось на Руси — за дровами не с бородами, а с топорами ходить…
Как появились на Руси разбойники?
Рекут, что разбойники — суть потомки того самого худого мужичонки, что отговаривал народ Велесу требы класть. После того, как научил Сварог людей топоры из железа ковать, взяли сыны мужичонки того топоры, повтыкали их себе за пояса да и ушли от сраму отцовского во глухие леса. С тех самых пор там они и живут — когда зверя лесного да птицу бьют, а когда и народ честной, всякий люд проходящий да проезжий, грабят. И хорошо еще, когда иного путника только ограбят; а то, бывает, что и до смерти убьют! Так, рекут, в лихих-то руках и Сварожьи топоры Чернобогу славу поют!..
О материнском горе
Рекут, однажды спросили у одной матери, потерявшей сына, о том, куда он отправился. «Во Светлый Ирий-Град, — отвечала она, — чтобы не знать печалей и горестей наших!» — «Почему же ты плачешь?» — спросили ее. «Потому, — отвечала она, — что мне печально и горько говорить об этом в его отсутствие!..»
Что есть Истинное Чудо?
Рекут, что однажды в некое селение пришел одинокий странник — калика перехожий, который показывал всем встречным грубый льняной плат с вышитым на нем красным кружком и спрашивал, что они зрят перед собой. Многие шарахались от него как от безумного, другие же со смехом отвечали: «Зрим маленькое красное коло!» Странник хмурил густые брови и шел дальше. И лишь один старый волхв Богумил ответил иначе, что, де, зрит он не только коло, но и то, на чем оно вышито: льняной плат! Просветлел ликом странник, поклонился волхву до Земли: «Тебе одному, — прорек, — дано зреть Истинное Чудо, иже наипаче всех чудес Всемирья суть! Ибо ты один узрел Основу!» Сказал так, повернулся и ушел обратно своей дорогой. Потом говорили, что, де, это сам Вещий ходил по Земле, испытывая взыскующих его тайн…