Тема 2. Внутренняя и внешняя среда фирмы. 4 часа
Тема 2. Внутренняя и внешняя среда фирмы. 4 часа
Законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность фирм.
Имущество фирмы и его состав.
Внутренняя среда фирмы, ее факторы
Внешняя среда фирмы, ее состав.
Финансовое обеспечение деятельности фирмы.
Кредитные отношения в системе хозяйствования
Налоговое окружение фирмы.
Таможенное окружение фирмы
Законодательные и нормативные акты, регламентирующие деятельность фирм.
Государство является важнейшим фактором внешней среды. Оно определяет (устанавливает) правовые нормы (основные правила) функционирования хозяйствующих субъектов.
По существу хозяйствующие субъекты находятся в определенной законодательной среде. Законодательные акты зачастую характеризуются не только сложностью, но и подвижностью, а иногда и неопределенностью деятельности хозяйствующего субъекта, регулируются не только федеральными законами, но и требованиями (постановлениями, решениями) органов государственного регулирования и местного самоуправления.
Государственные органы реализуют функции государственного управления страной и регулирования экономики на различных уровнях — от федерального до местного.
В настоящее время согласно действующему законодательству государство не может вмешиваться в оперативно- хозяйственную деятельность хозяйствующего субъекта напрямую.
Регулирование деятельности хозяйствующего субъекта осуществляется как через множество законодательных и нормативных актов, инструкций, положений, так и через методы косвенного воздействия, которые определенным образом влияют на деятельность хозяйствующего субъекта: фискальная, монетарная, кредитная, таможенная политика.
Правовой статус хозяйствующего субъекта устанавливается хозяйственным законодательством. Наиболее общие положения, регулирующие имущественные взаимоотношения между юридическими лицами, юридическими и физическими лицами и, наконец, между физическими лицами, определяются
Гражданским кодексом РФ, а порядок разрешения возникающих споров в судебных инстанциях — Гражданско-процессуальным кодексом.
Гражданский кодекс РФ,определяющий права и ответственность субъектов права в области имущественных взаимоотношений, раскрывается в системе законов о собственности, земле и земельных отношениях, о банках и банковской системе, о таможенном законодательстве, о биржах и биржевой деятельности.
Правовой статус хозяйствующего субъекта в области налогообложения и налоговой системы отражен в Налоговом кодексе.Государство в качестве регулирующего механизма широко использует налоговые системы. С помощью таких экономических, а не административных инструментов, как налоговые ставки, налоговые льготы, наряду с маневрированием ставки рефинансирования, ссудным капиталом, государственными закупками, дотациями и другими государство регулирует экономику в определенном, желательном направлении.
Особое место в системе хозяйственного права занимает трудовое право. Трудовой кодекс регулирует комплекс важнейших вопросов, связанных с определением прав и обязанностей наемных рабочих и работодателей, включая такие важнейшие вопросы, как регламентация времени труда и отдыха, порядок найма, увольнения рабочей силы, гарантии в области оплаты труда и
различных компенсаций (при увольнении, несвоевременная выплата зарплаты, дополнительные отпуска, компенсации вредных и тяжелых условий труда и др.).
Особо следует отметить наличие элементов экологического законодательства в России в составе законодательных и нормативных актов.
Всю совокупность законов, подзаконных актов по хозяйственным вопросам и создает сектор правовой инфраструктуры, в которой функционируют хозяйствующие субъекты, его задача - правовое обеспечение их деятельности.
Кроме того, взаимоотношения хозяйствующего субъекта с органами государственного и местного управления регулируются Административным кодексом РФ, вопросы несостоятельности хозяйствующего субъекта — Законом РФ о банкротстве (несостоятельности).
Налоговое окружение фирмы.
Налоговая система является одним из важнейших элементов экономической инфраструктуры, в рамках которой протекает коммерческая деятельность юридических и физических лиц.
Налоговая система состоит, в свою очередь, из двух относительно самостоятельных подсистем: системы налогов и системы налоговых органов.
Права, обязанности и взаимоотношения налоговых служб с налогоплательщиками (субъектами налогообложения) определяются соответствующими законами и подзаконными актами (положениями, инструкциями и т.п.)- Предприниматель должен учитывать, что налоговым службам предоставлены права взыскивать в бесспорном порядке недоимки по налогам, налагать на недоимщиков штрафы, начислять пени за просрочку выплаты налогов и налагать аресты на расчетные счета фирм — злостных нарушителей налогового законодательства.
Действующая в России в настоящее время система налогов организована применительно к существующей бюджетной системе, в связи с чем включает налоги трех уровней: федеральные, субъектов Федерации и муниципальные. Федеральные налогивводятся в действие законами Российской Федерации,
обязательными для применения всеми субъектами Федерации.
Любой налог, устанавливаемый в порядке, предусмотренном законодательством, — обязательный платеж в государственный (федеральный) и другие бюджеты. Пропорции распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней (государственный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, бюджеты муниципальных органов) устанавливаются в каждом законе. В том же законе определяются субъекты налогообложения (физические или юридические лица), порядок определения налогооблагаемой базы, т.е. величины того или иного экономического показателя, по которому определяются сумма налога, ставки налогообложения и сроки платежей налога.
Любой налог — специфическая форма финансовых взаимоотношений, связанная с распределением части стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода между субъектами налоговых отношений.
Налоги в принципе должны выполнять одновременно ряд функций:
• фискальную — служить инструментом пополнения дохода бюджета всех уровней;
• контрольную — служить орудием государственного контроля за процессами формирования и использования денежных доходов хозяйствующими субъектами и отдельными лицами;
• регулирующую— через систему льгот и «ужесточений» формировать народнохозяйственные (макроэкономические) и отраслевые (микроэкономические) пропорции в интересах всего общества и отдельных социальных групп населения.
Различают налоги прямые и косвенные.
Прямые налогивыплачиваются хозяйствующими структурами за счет их те-
кущих доходов и включаются в издержки производства и обращения, в операционные расходы страховых компаний, банков и других структур коммерческого характера.
Косвенные налоги не включаются в издержки плательщика налога, а входят в цену товара (продукта, услуги) и покрываются в конечном счете потребителем, когда уплачиваются, как правило, производителем товара данного вида.
Наиболее распространенными видами прямых налогов в России являются: налог на прибыль, налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на землю, на операции с капиталом, и др.
К косвенным налогам следует относить налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы — специальные надбавки к цене конкретных видов товаров (легковые автомобили отечественного производства, спиртные напитки, нефтепродукты и многое другое). Фактически роль косвенных налогов играют и таможенные пошлины — импортные, вводимые в целях защиты интересов отечественных производителей аналогичных товаров, и экспортные, цель которых — изъять в доход государства сверхприбыль, образующуюся за счет различий в издержках производства и ценах реализации товаров на отечественном и мировом рынках.
В зависимости от конкретных особенностей законодательства к группе прямых налогов могут быть отнесены сборы за оказание предпринимателями регистрационных и нотариальных услуг, а к числу личных налогов — налог на сделки по купле-продаже имущества, налоги на наследство, дарение имущества и др.
Налоговые ставки могут быть:
• пропорциональными, когда налоговая ставка, устанавливаемая в процентах или долях единицы, остается неизменной независимо от величины налогооблагаемой базы (например, 20% величины фактически полученной прибыли);
• прогрессивными, когда ставка увеличивается с ростом налогооблагаемой величины (например, налог на доходы физических лиц, если налогооблагаемый доход превышает установленные законом пороговые размеры);
• дегрессивными, если ставки налогов растут с ростом базовой налогооблагаемой величины, но каждый последующий прирост ставки меньше, чем предыдущий;
• регрессивными, если ставка налога уменьшается при увеличении налогооблагаемой величины.
Таможенное окружение фирмы
Таможенное окружение фирмы обусловлено ее внешнеэкономической деятельностью. К внешнеэкономическим относятся все виды коммерческой деятельности фирм, связанные с взаимоотношениями с юридическими лицами — нерезидентами. При осуществлении таких видов деятельности фирма обязана руководствоваться требованиями, устанавливаемыми уполномоченными органами правительства, строго соблюдать таможенное законодательство и правила осуществления внешнеэкономической деятельности, устанавливаемые Государственным таможенным комитетом РФ.
В составе внешнеэкономической деятельности выделяют торговые и неторговые операции.
К первым относят операции, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а ко вторым — операции с капиталом и другими специфическими платежами, связанными с кредитно-финансовой деятельностью.
Как правило, коммерческие фирмы осуществляют внешнеэкономическую деятельность по экспорту (вывозу товаров и услуг с территории своей страны на территорию других стран) и импорту (ввозу товаров и услуг на территорию своей страны с территории зарубежных стран). Кроме этих двух основных видов внешнеторговых операций на практике выделяют и реэкспорт (ввоз товара на территорию данной страны для последующего его экспорта в другие страны без переработки).
При анализе внешнеэкономической деятельности фирм надо всегда иметь в виду, что при существенных различиях в уровнях цен на один и тот же товар на отдельных рынках (например, внутреннем, ближнего и дальнего зарубежья) реэкспортные операции могут быть весьма выгодными для этих фирм.
Во внешнеторговых операциях необходимо учитывать, что понятие «территория данной страны» в рамках ее государственной границы может не совпадать с понятием «таможенная территория», т.е. та часть территории государства, на которой действует его таможенное законодательство. За пределами таможенной территории в границах данного государства могут оставаться оффшорные и свободные экономические зоны (СЭЗ), а при наличии соответствующих экономических союзов единая таможенная территория может охватывать и территории нескольких суверенных государств.
Таможенное законодательство России предусматривает, что фирма, намеревающаяся экспортировать товары, входящие в специальные перечни (стратегические товары и сырье), должна получить лицензию на право осуществлять ввоз и вывоз товаров в объемах, не превышающих установленных квот (предельных объемов). Практически квотируются главным образом экспорт и только очень ограниченный круг импортируемых товаров (медикаменты и некоторые другие товары).
Ограничения, накладываемые законодательством и подзаконными актами на внешнеэкономическую деятельность коммерческих фирм, вынуждают их нередко прибегать к помощи посредников —спецэкспортеров, организаций государственных или находящихся под прямым контролем государственных органов.
Таможенная система —это совокупность нормативных документов, определяющих размеры, порядок уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость и акцизов на импортируемые товары и порядок предоставления таможенных льгот (преференций), вытекающих из международных
соглашений о внешнеторговой деятельности государств, входящих в Международный таможенный союз —Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ). В соответствии с этим соглашением импортные таможенные тарифы должны быть дифференцированы.
Тарифная таможенная политика государства —эффективный инструмент воздействия на коммерческие фирмы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, так как эта политика может существенно влиять на стратегию и результаты их деятельности.
Механизм воздействия таможенной политики на деятельность фирм в области их операций по экспорту и импорту вытекает из следующих моментов.
Если товар, реализуемый на внутреннем рынке, облагается НДС и акцизами, то освобождение экспортируемых партий этого товара от таких платежей стимулирует рост экспорта и, следовательно, приток валютных средств в страну-экспортер.
Однако при определенных условиях можно столкнуться с ситуацией когда страна-импортер в целях защиты внутреннего рынка вводит импортные пошлины или специальный механизм антидемпингового законодательства. Кроме того, выгодные для экспортеров условия могут привести к превышению предложения данного товара над спросом на мировом рынке и, как
следствие, снижению общего уровня мировых цен.
Обложение импортируемых товаров импортными пошлинами, акцизами и НДС на уровне, предусмотренном для аналогичных товаров отечественного производства, преследует прежде всего цель защиты интересов отечественных производителей товара, повышение его конкурентоспособности на
внутреннем рынке. Однако эффективной такая мера может быть, если отечественный производитель не является монополистом, иначе повышение пошлин, взимание налогов и акцизов не стимулируют рост внутреннего производства, а лишь способствуют повышению уровня цен на внутреннем рынке.
Тема 2. Внутренняя и внешняя среда фирмы. 4 часа