Социально-философская мысль акынов заманистов и акынов-демократов.

По мнению русского ученого В.В. Радлова, кыргызы в XIX в. находились в са­мом расцвете эпического творчества. Это находило свое подтверждение в искусстве манасчи - сказителей океаноподобного эпоса "Манас", художественное содержание кото­рого достигло апогея в процессе неустанного совершенствования. Исполнение эпоса было особо почетным и популярным среди кыр­гызов. Самые видные исполнители этого жанра - Балык, Кельдибек, Назар, Чонбаш, Телтай, Калмырза, Суранчы, Чоодан, Жандаке и др. именовались в народе "великими манасчи" и пользовались боль­шим уважением. Эти народные таланты, каждый в меру своих сил, совершенствовали нетленное наследие предыдущих сказите­лей. Каждый манасчи считал своим долгом передать свое умение и искусство другим талантливым исполнителям. Например, учени­ками манасчи Жапый уулу Тыныбека (1846-1902) были сказите­ли Сагымбай, Калыгул, Тоголок Молдо, Байбагыш, Донгузбай и др., дожившие до нашей эпохи. Об удивительном мастерстве этих гигантов слова говорит тот факт, что однажды известные манаты Шабдан, Байтик, Сооронбай и Озбек близ Токмока в саду, названном именем Соорон-бая, в течение 30 дней подряд слушали эпос "Манас" в исполнении сказителя Тыныбека. Великие сказители при исполнении "Манаса" до того входили в образы героев и эпическую ситуацию, что сами становились как бы соучастниками событий. Одним из таких манасчи был Сагымбай Орозбак уулу (1867—1930). Сагымбай-манасчи был ро­дом из айыла Кабырга, что на Иссык-Ку­ле. Познал эпос от современных ему ска­зителей-мастеров. Записанный в его исполнении вариант эпоса "Манас" характеризуется высокохудожественным содержанием, законченной композицией и патриотической направленностью и вошел в духовную сокровищницу кыргызского народа как высо­кий образец монументального художественного творчества. Ва­риант Орозбакова отличали богатая фактографическая насыщен­ность, красочное фольклорное обрамление. Все это свидетель­ствовало о его большой творческой индивидуальности и высо­ком мастерстве. В этот период окончательно сформировались и художественно отшлифовались малые эпосы. В дастане "Кожожаш", повествую­щем о смелом, но неразумном охотнике, отражена основанная на вековом опыте кыргызов идея о необходимости сохранения при­родного равновесия, бережного отношения к животному миру и развития экологической культуры. В эпосе "Эр-Тёштюк" нашли воплощение самые древние пред­ставления кыргызов о строении Земли и Вселенной, это было свое­образное поэтическое пособие, по которому можно рассуждать о взаимоотношениях людей, понятиях добра и зла и которое служи­ло развитию общественного сознания того времени. О политической ситуации в Центральной Азии, самоотвержен­ной борьбе кыргызов против захватчиков-ойротов повествовали по­явившиеся в ХУП-ХУШ вв. малые героические эпосы "Жаныш-Байыш", "Курманбек", "Эр-Табылды" и др., получившие широкое распространение по всему этому региону. В дастане "Жаныл-Мырза" воспевалась борьба женщин древней воинственной эпохи за свободу и равноправие. Творческие искания народа нашли новое воплощение в произве­дениях акынов и национальных мыслителей. Свое мастерство слова акыны и певцы до­казывали в состязаниях-импровизациях. Сре­ди них за свои высокохудожественные произ­ведения, философское осмысление бытия осо­бое уважение народа приобрел Женижок (Оте Коке уулу, 1859-1918 гг.). Великий акын кыргызского народа Токто­гул Сатылганов (1864-1933) заслужил ши­рокое признание за то, что пел о тяжелой судьбе своего народа, воспевал в своих пес­нях идеи справедливости, вскрывал существу­ющие классовые и социальные противоречия, обличал властьимущих. Для многих известных в свое время акы­нов Токтогул стал наставником, мудрым со­ветчиком. За пламенные песни в защиту про­стого народа против произвола баев и манапов царские власти по ложному доносу вра­гов сослали его в Сибирь как участника Ан­дижанского восстания. Токтогул был не толь­ко виртуозом-импровизатором, но и ярким сказителем дастанов и народным мыслителем. Знаменитый поэт-импровизатор Барпы Алыкулов (1884-1949) был родом из киш­лака Ачы (территория современного Сузак-ского района). Его песни-наставления харак­теризовались богатством глубоких дидактических и философских размышлений. Помимо остро социальных произведений, он создал целый ряд дастанов-наставлений о сущности мира, человеческого бытия, перипетиях эпохи, много лирических песен. Одним из учеников Токтогула был поэт-импровизатор Эшмамбет Байсеит уулу (1867-1926). Его песни всегда отличала образность, философская содержательность, острая полемичность. Большое по­этическое и импровизаторское мастерство ярко выражалось в состяза­ниях с такими известными акынами, как Калмырза Сарпек уулу, Женижок, Жаныбай, Куран, Найманбай, Барпы, Калык и др. Широкой популярностью в народе пользовались лирические, трудовые, бытовые, героические песни. Проводились групповые поэтические состязания - сармерден веселые песенные посиделки -ыр кесе, на которых каждый мог блеснуть талантом и острослови­ем. Из поколения в поколение передавалось и развивалось мастер­ство игры на музыкальных инструментах, особенно на комузе. Богатая духовная культура народа нахо­дила свое выражение не только в эпосах, уст­ном народном творчестве или в песнях акы­нов-импровизаторов, но и в наследии народ­ных мыслителей. Значительный след в ораторском искусстве и философской мысли кыргызов XIX в. оста­вил Калыгул Бай уулу (1785-1855). Глубиной, значительностью, прозорливос­тью своих размышлений, способностью пред­видеть события мыслитель снискал в народе большое почитание. Его назвали Калыгул-олуя — Калыгул-провидец. В искусстве художествен­ного слова задолго до Калыгул-олуя были из­вестны имена Асан-кайгы, Санчы-сынчы, Толубай-сынчы, Жээренче-чечена и многих других, однако их мысли и высказывания за многие годы утратили личностный характер, перекликались между собой, адаптировались и стали носить больше легендарный харак­тер, чем реальный. Известный манасчи Сагымбай говорил о Калы-гуле: "Калыгул-акын является отцом кыргызских акынов. В наро­де не сохранились имена певцов, не связанных с Калыгулом, все истоки восходят к нему". Его дидактические произведения - "Сло­во Калыгула", "Конечный век", "Наставления", "Похвала Иссык-Кулю" и др. — воспринимались в народе как мудрые наставления и потому имели огромную популярность. Одним из продолжателей этой формы восточного поэтического красноречия был Арстанбек Буйлаш (Бойлош) уулу (1824-1878). В народной памяти он остался как автор наигрышей на комузе и песенных мелодий. В главном произведении его творчества "Тар заман" ("Попранный мир") собраны поэтические рассуждения об обществе, политике, бытии в связи с конкретными историческими условиями. Размышляя о современной ему политической жизни кыргызов, Арстанбек во многом осуждал присоединение Кыргыз­стана к России. По его мнению, целесообразнее было присоеди­ниться к созданному в Восточном Туркестане гос-ву Жакып-бека — Жети-Шаар. Эти мысли акына являлись отражением про­тиворечивых настроений кыргызского общества в современную ему эпоху. В поэтических произведениях Калыгула и Арстанбека очень об­разно и наглядно, в четкой и краткой форме дается глубокая суть явлений и вещей. Каждая строка их песен характеризуется высо­кой художественностью, продуманной лаконичностью и содержательностью. Свидетельством тому стали факты использования в народе многих высказываний и сентенций этих ярких мыслите­лей в качестве пословиц, поговорок и других фразеологизмов. Известно, что в XVIII в. кыргызы, хотя и изредка, но пользовались новой письмен­ностью, о чем свидетельствуют послания глав родов Атаке-бия, Бооромбая-баатыра российским властям. В то время кыргызы использовали чагатайское письмо на арабской графике. Из акынов, впервые начавших писать свои произведения на исконно кыргызском языке, самым видным был Молдо Нияз (1823 - 1896). Родился акын в айыле Кызыл-Булак в окрестностях Оша. Образование получил в местном медресе, а затем в учебном заведе­нии такого же типа в г. Кашгаре. Его произведения знали не толь­ко южные, но и северные кыргызы; высоко ценилось собственное исполнение автора. Молдо Нияз с философских позиций суфизма писал в своих изящных произведениях о близких людям понятиях — добре и зле, жизни и смерти, сущности бытия. Содержание его творчества объяснялось хорошим знакомством с восточной поэзи­ей. В творчестве Молдо Нияза отражались мировоззренческие пред­ставления различных социальных слоев о морально-этических нор­мах. До нас дошли только три из семи его рукописей "Санах ырла-ры" ("Поэтические наставления"). Они представляют для нас ин­терес и ценность как по своей художественной ценности, а так же и как одно из первых письменных наследий кыргызской поэзии. Традиции письменной кыргызской по­эзии, заложенные Молдо Ниязом, уже после присоединения к России продолжили дру­гие приобщенные к грамоте мастера слова. Один из них - Байымбет Абдыракманов (Тоголок Молдо, 1860-1942). Родился в местности Куртка в Нарыне, к поэзии при­общился через своего дядю по отцовской линии - песенника Музооке, грамоте обу­чился у муллы. Творчество Байымбета Абдыракманова было неразрывно связано с устным народным творчеством, переживав­шим в ту пору небывалый расцвет. Сопро­вождая знаменитого манасчи Тыныбека, мо­лодой поэт заучивал целые фрагменты эпоса "Манас". Манасчи Ты-ныбек высоко оценил его грамотность и дал ему творческое имя Тоголок Молдо. Как наставник, он всячески способствовал разви­тию таланта ученика. Тоголок Молдо сочинял разножанровые ме­лодичные песни, творчески перерабатывал народные обрядовые пес­ни, предания и сказы. Кроме того, он оставил нам целый ряд соб­ственноручно записанных эпизодов из эпоса "Манас". Известнейшим акыном-письменником кыргызского народа был Молдо Кылыч Шамыркан уулу (1868-1917). Получив начала об­разованности у муллы, далее он учился самостоятельно. Интере­совался восточной поэзией, историей литературы, философией. В 1911 г. издал в г. Казани сборник газелей "Зилзала" ("Стихия", дословно -"Землетрясение"). Это было первое печатное произведе­ние кыргызской поэзии. В своем творчестве Молдо Кылыч, как и другие мыслители нашего народа, стремился отразить наиболее злободневные вопросы общественной жизни. Понятно, что его фи­лософские и мировоззренческие позиции во многом определялись условиями феодально-патриархальных устоев, социального нера­венства, существующими в обществе. С присоединением Кыргыз­стана к Кокандскому ханству на местное население усилилось вли­яние исламской религии. В связи с этим в творчестве Молдо Кылыча довольно явственно проявлялись и религиозные мотивы. В эпоху главенствования религиозной идеологии развитие духовной культуры в русле религии - закономерное явление. С этой точки зрения можно понять установления Молдо Кылыча о соблюдении всех без исключения правил ислама. Даже такие философские по­нятия, как "добро" и "зло", он пытался объяснить, исходя из ре­лигиозных канонов. Однако это не дает никакого основания счи­тать его произведения реакционными. Молдо Кылыч проповедовал, что счастье человека не в матери­альном богатстве, что истинное счастье зависит от духовного мира и широты его сердца, и особо подчеркивал, что злой, ленивый, скупой, мстительный человек никогда не сможет быть счастлив. Молдо Кылыч призывал к добру, воздержанности, скромности, здра­вомыслию и, наоборот, - избегать честолюбия, зазнайства, амо­ральных намерений. Говоря о добре и счастье, их основой он счи­тал семейное благополучие. Он говорил, что хорошая жена - свет в доме, опора в жизни, а плохая - предвестница несчастья, печаль в семье. Основу творчества Молдо Кылыча составляло стремление, в пер­вую очередь, воспитать его духовные и моральные качества, раздви­нуть границы мировоззрения человека, его отношение к обществу. Продолжало развиваться музыкальное искусство. Народные му­зыканты достигали высшего мастерства игры на комузе, кыяке, темир-комузе, чооре, керней-сурнае, сыбызгы, других музыкаль­ных инструментах и создавали высокохудожественные произведе­ния. Ярким мастерством и профессионализмом выделялись Курен-кей Белек уулу (1826-1960), Ныязаалы Борош уулу (1860-1949), Карамолдо Ороз уулу (1863-1960), Боогачы Жакыпбек уулу (1866-1935), Ыбрай Туман уулу (1885-1967) и др. Своими разножанро­выми, то торжественными и веселыми, то печальными и грустны­ми, глубоко философичными и эмоциональными произведениями они внесли нетленный вклад в духовную культуру нашего народа. Многие произведения позже были переложены на ноты и навечно вошли в музыкальную сокровищницу кыргызского искусства.





Наши рекомендации