Наука и культура в годы Великой Отечественной войны.
В тяжелое для страны время из Кыргызстана на фронт было отправлено 15736 представителей интеллигенции, которые доблестно сражались на полях сражений. Оставшиеся в тылу ученые не покладая рук трудились над решением военно-экономических задач по повышению обороноспособности Родины. К началу войны в республике было 13 научно-исследовательских учреждений, в которых работало 323 научных сотрудника. Из них - 13 докторов, 45 кандидатов наук. Все свои знания и опыт они направили на удовлетворение нужд фронта. За счет эвакуированных в Кыргызстан ученых специалистов научный потенциал республики как никогда вырос и окреп. С прибытием академиков А. Баха, А. Борисяка, доктора технических наук М.Келдыша, доктора исторических наук А. Бернштама, К. Юдахина и др. уровень научно-прикладных исследований в республике резко активизировался. Геологи Кыргызстана вели неустанные поиски полезных ископаемых, имеющих военное значение. В течение 1941-1944 гг. была организована 321 экспедиция, определены 110 месторождений цветных и 8 месторождений черных металлов, 71 залежь угля и нефти. Продукция разработанных в Кыргызстане более 20 рудников ртути, сурьмы, вольфрама и других редкоземельных элементов имела стратегическое значение. Эвакуированное в г. Фрунзе Биологическое отделение Академиинаук СССР и учреждения Кыргызской Академии вели важные военные и экономические исследования. В соответствии с постановлением СНК СССР от 5
января 1943 г. в республике был образован Кыргызский филиал Академии наук СССР,
что стало огромным стимулом повышения уровня научно-исследовательских изысканий
в Кыргызстане. 13 августа 1943 г. филиал приступил к работе, первым его председателем был избран академик К. И. Скрябин. Заместителями стали Ж. Шукуров и В. Масенко, ученым секретарем - П. Власенко. В филиале трудилось 158 ученых, среди них один академик АН СССР, один член-корреспондент, К. И. Скрябин. 12 докторов и 22 кандидата наук. Всю свою деятельность филиал направлял на использование ресурсов Кыргызстана в нуждах обороны страны, фронта. Институт химии под руководством Н. Сытых разработал новый способ взрывных работ. Представители общественных наук проводили работу по организации военно-патриотического, интернационального воспитания, анализу военно-политических проблем, разработке агитационно-пропагандистской методики. В 1944 г. под редакцией К. Юдахина был издан состоящий из 40 тыс. слов первый "Кыргызско-русский словарь". Продолжались работы по сбору и исследованию материалов эпоса "Манас". Многие члены Союза писателей - М. Элебаев, Ж. Ашубаев, Н. Чекменев, Я. Шиваза, Ж. Турусбеков, У. Абдукаимов и др. - ушли нафронт. Некоторые из них стали политруками воинских частей, другие работали во фронтовой печати, проводили агитационную и воспитательную работу. Ж. Турусбеков, М. Элебаев, К. Эсенкожоев героически погибли на поле брани. Советский патриотизм, защита Отечества, воинская доблесть, самоотверженный труд в тылу были главной темой творчества кыргызских писателей в эти годы. А. Токомбаев, К. Жантошев, А. Осмонов, К. Маликов, Т. Уметалиев, Т. Сыдыкбеков, Ж. Боконбаев.в своих произведениях призывали народ к стойкости, вдохновляли на новые подвиги, укрепляли веру в победу над врагом. Артисты Кыргызстана с первых меся
цев войны посвятили весь свой талант и силы приближению победы. Например, бри
гады артистов республики с июля 1941 г.по 1 апреля 1942 г. провели на фронтах, в госпиталях и мобилизационных пунктах 763 концерта. В ноябре 1941 г. прошла
премьера кыргызской оперы "Патриоты",посвященная героям Великой Отечествен
ной войны. 17 августа 1942 г. музыкальный театр преобразован в Кыргызский гос-венный театр оперы и балета. В ноябре 1942 г. театр поставил оперу "Кекул", через год, в декабре 1943 г. - "Ким кантти?", в 1944 г. балет "Чолпон". До конца войны артисты театра дали для воинов и тружеников тыла 750 концертов. В укреплении взаимосвязей тыла и фронта большую роль сыграли организованные мастерами кыргызского искусства выездные гастроли творческих бригад. Образованные в 1942 г. семь концертно-театральных бригад до 1944 г. дали перед воинами фронтов 2500 концертов. Становление и развитие Кыргызского драматического театра, проходило в военные годы. В октябре 1942 г. театр поставил пьесу А. Токомбаева "Ант", посвященную Великой Отечественной войне. В январе 1944 г. в нем была поставлена патриотическая пьеса "Курманбек", в этом же году «Кек» («Месть») Р. Шукурбекова, в 1946 г. «Жаныл» К. Маликова и А. Куттубаева. В последующие годы на сцене театра были поставлены пьесы "Орус адамы", "Фронт", "Полководец Суворов", "Ревизор", "Король Лир".
В годы войны в соответствии с тематикой развивалось и художественное искусство. Произведения С. Чуйкова - "За Родину", "Портрет Чолпонбая"; А. Игнатова - "Проводы на фронт", "Встреча с матерью", "Гость с фронта"; Г. Айтиева - "Письмо с фронта"; И. Галь-ченко - "На строительстве БЧК", "На джайлоо"; Л. Ильиной -"Прополка свеклы"; С. Акылбекова - "Колхозный сторож" и др.Авторы отображали жизнь народа в суровые военные годы. Кыргызская литература и искусство всем своим содержанием, служа чаяниям и устремлениям советских людей в годы войны, поднялись на новый общественно-социальный и творческий уровень. Развитие культуры в послевоенные годы проходило под усилившуюся идеологическую опеку сталинской административно-командной системы. Была принята официальная доктрина о том, что у части населения продолжают сохраняться феодально-родовые и капиталистические пережитки, а в слоях интеллигенции бытует преклонение перед буржуазной культурой, и что имеет место усиление тенденции недопонимания политики коммунизма. Партийные руководящие идеологи обосновали эту позицию в постановлениях ЦК ВКП(б) о журналах "Звезда" и "Ленинград" и кинофильме "Большая жизнь". Эти постановления были предложены для обсуждения в широких слоях интеллигенции, после чего началось принятие конкретных мер по усилению идеологической работы. В результате ряд представителей интеллигенции снова был подвергнут гонениям. Произведения известного акына второй половины XIX в. - начала XX в. Молдо Кылыча были признаны "буржуазно-националистическими", а исследователей его творчества Т. Саманчина, Т. Байджиева, 3. Бектенова подвергли репрессиям. Ученые Ж. Шу-куров, К. Сооронбаев, X. Карасаев были сняты с должностей. Роман А. Токомбаева "Кандуу жылдар" и поэма К. Маликова "Бал-бай" подверглись серьезной критике, их запретили читать. В 1951 г. по указанию высших советских и партийных руководителей началась кампания классовой критики национальных народных эпосов. Высшее достижение духовного творчества кыргызского народа эпос "Манас" был запрещен как произведение "религиозно-антинародного содержания, воспевающее эксплуататорские интересы и проповедующее войну". Однако передовая кыргызская интеллигенция не восприняла такую трактовку народного эпоса. На страницах печати была поднята принципиальная дискуссия. После многочисленных обсуждений и проведенной в июне 1952 г. научной конференции на тему "О народности эпоса "Манас" шедевр устного народного творчества был огражден от репрессий. Большой патриотический вклад в защиту эпоса внесли М Ауэзов, А. Токомбаев, Маликов, Т. Сыдыкбеков, А. Бернштам, Б. Юнуса-лиев, Б. Керимжанова и др.В эти годы произошли существенные положительные сдвиги в области народного образования. Начат приостановленный в годы войны выпуск учебников и учебных пособий. На должный уровень было поставлено издание учебников на кыргызском языке. В 1950 г.было выпущено 89 наименований учебников для школ. Повысился уровень средне-специального и высшего образования. Открылся Кыргызский женский педагогический институт. Начали выпускать специалистов Пржевальский, Ошский, Джалал-Абадский двухгодичные педагогические институты, активизировали работу индустриальный, зооветеринарный, пищевой техникумы, культурно-просветительные, музыкальные, хореографические, художественные учебные заведения. В Кыргызском филиале АН СССР успешно трудилось 500 научных работников, среди них 13 докторов и 83 кандидата наук. В высших учебных заведениях и научно-исследовательских институтах работало 46 профессоров-докторов наук, 350 доцентов-кандидатов наук. Из них 60 были представителями кыргызского народа. В 1950 г. в республике функционировали медицинский, сельскохозяйственный и 4 педагогических института. 29 средне-специальных учебных заведений, в которых получали знания 19,2 тыс. студентов.Полиграфия и печать в послевоенные годы получили соответствующее с требованиями времени развитие. В Кыргызстане издавались 5 республиканских, 10 областных, 70 районных и городских газет общим тиражом в 160 тыс. экземпляров. Помимо этого, выпускались журналы "Коммунист", "Блокнот агитатора и пропагандиста" на русском и кыргызском языках.Получила новый стимул развития кыргызская литература. Роман Т. Сыдыкбеко-ва "Биздин замандын кишилери" ("Люди наших дней") был удостоен Гос-венной премии СССР, Большой любовью пользовались в народе произведения К. Баялино-ва, К. Жантошева, Т. Уметалиева, А. Ос-монова. На новую высоту поднялось творчество драматургов, композиторов, художников.В 50-е и в начале 60-х гг. культура республики продолжала развиваться в духе нового времени. В эти годы художественнаялитература пополнилась такими талантливыми писателями и поэтами как Ч. Айтматов, У. Абдукаимов, С. Эралиев, К. Каимов, А.Ток-томушев, Т. Уметалиев. Сборник повестей Ч. Айтматова "Повести гор и степей" был удостоен Ленинской премии.Деятели искусства Кыргызстана продемонстрировали свои достижения в Москве на проходившей в 1958 г. П-й Декаде искусства и литературы Кыргызстана. Шести артистам республики - С. Кийизбаевой, Б. Бейшеналиевой, М. Рыскулову, Б. Кыдыкеевой, А. Мыр-забаеву, Д. Куюковой — были присвоены звания Народных артистов СССР. Триста представителей искусства награждены орденами и медалями. Девять из них - орденом Ленина.
Возросло мастерство кыргызских художников. В своих произведениях они изображали труд своих современников, красоту родного края: С. Чуйков - «Дочь Советской Киргизии», Г. Айтиев - «Полдень» и др. Кыргызское изобразительное искусство пополнилось молодыми художниками, окончившими художественные вузы Москвы, Ленинграда, Ташкента такими, как А. Усубалиев, К. Керимбе-ков, Ж. Кожохматов и др Произошли позитивные сдвиги и в системе народного образования. В 1953—1954 учебном году в городах республики начало вводиться обязательное среднее образование. Вместе с тем, в 1955 г. еще более 20 тыс. детей не было привлечено к обучению в школе, особенно в сельской местности. С 1958 г. вместо семилетнего образования было введено обязательное восьмилетнее образование. В средних школах срок обучения был продлен до 11 лет. В 1960-1961 учебном году в республике действовало 1763 дневных общеобразовательных школ, в которых обучалось 397,5 тыс. детей. Однако из 22 тыс. школьных учителей только 33,1% имели высшее образование. Основную часть составлял контингент со средне-специальным или просто школьным образованием. Это отрицательно сказывалось на качестве всего школьного обучения. В 60-гг. проводилась большая работа по подготовке кадров специалистов для народного хозяйства. Так, по инициативе Главного управления профессионально-технического образования при Совете Министров Кыргызской ССР на базе восьмилетних школ начали создаваться городские и сельские профессионально-технические училища, которые ежегодно готовили 8,7 тыс. специалистов. До 50-х гг. специалистов с высшим образованием для народного хозяйства республики готовили центральные вузы СССР. Открытие на базе Кыргызского гос-венного пединститута в 1951 г. Кыргызского гос-венного университета стало важным событием для нашего горного края. В 1954 г. на базе геологического и технического факультетов был открыт Фрунзенский политехнический институт. Теперь высокообразованных специалистов по многим отраслям республика стала готовить в своих вузах.В 1951 г. открылся Ошский, в 1953 г. Пржевальский педагогические институты с четырехгодичным сроком обучения. В 1955 г. начал набор студентов Кыргызский физкультурный институт. В результате подготовка кадров учителей в республике была во многом решена. Наряду с развитием высшего образования большое внимание продолжало уделяться средне-специальным учебным заведениям. Во Фрунзе в 1954 г. были открыты техникумы легкой промышленности и советской торговли, в 1957 г. - автодорожный техникум. С 1956 г. в Нарыне начал подготовку кадров сельскохозяйственный техникум. В 1960-1961 учебном году в 8 высших и 27 средне-специальных учебных заведениях Кыргызстана обучалось 22,2 тыс. студентов, из них 10,8 тыс. - в вузахВ 1954 г. на базе Кыргызского филиала АН СССР была образована Академия наук Кыргызской ССР. Ее первым президентом научный коллектив избрал И. Ахунбаева.В состав первого президиума академии вошли видные ученые -Б. Жамгырчинов, И. Ахунбаев, И.В. Батманов, К.К. Юдахин, Б.Юнусалиев, писатели А. Токомбаев, Т. Сыдыкбеков, всего 27 человек. В 10-и научных учреждениях академии трудилось 203 научных работника, среди них 12 докторов и 83 кандидата наук. Учреждение своей академии послужило мощным стимулом и опорной базой для развития научно-исследовательских работ во всех отраслях народного хозяйства Кыргызстана. Глубоко понимая роль общего школьного образования в повышении культурного уровня населения, и культура. партийно-гос-венное руководство поставило задачу перехода в восьмой пятилетке (1966-1970 гг.) на всеобщее обязательное среднее образование с окончательным завершением этой реформы в период девятого пятилетнего плана (1971-1975). 'Для -претворения этих заданий в жизнь в Кыргызстане была начата широкомасштабная деятельность по укреплению материально-технической базы общеобразовательных школ. В 1966-1985 гг. в республике было построено 859 школ на 756 тыс. учеников. В 1985-1986 учебном году из 1654 общеобразовательных школ 1375, или 83% находились в сельской местности. Вместе с тем, половина школ в сельских регионах находилась в неудовлетворительном состоянии. Более того, в обветшавших зданиях 300 средних школ даже занятия проводить было небезопасно. В 66% школ отсутствовал водопровод, в 76% - не было сточных систем. Крупные просчеты были допущены и при планировании строительства школ. Строительные организации, преследуя собственные интересы, возводили здания в местах, требующих меньших затрат: в городах, Чуйской и Таласской долинах, в областных и районных центрах или рядом с ними. В то же время в отдаленных высокогорных районах, остро нуждающихся в современных школьных зданиях, работа велась не на должном уровне. Решающая роль в повышении уровня обучения принадлежала школьным учителям. В 1984-1985 учебном году в школах Кыргызстана работало 58 тыс. учителей и воспитателей, из них 41 тыс. трудились в сельской местности. За период с 1965 по 1985 гг. количество учителей с высшим образованием увеличилось в городских школах на 21%, в сельских - на 30%. Школы республики в 1966-1967 гг. были переведены на новые планы и программы. Все яровыми именами доподлинно доказали, что кыргызская гос-венность насчитывает 22 века. Международная научная конференция рекомендовала объявить 2003 год Годом кыргызской гос-венности. Президент КР согласился с рекомендацией и обратился в ООН. Генеральная асамблея ООН, отмечая богатство кыргызской культуры, ее национальное, региональное и международное значение, приняла в декабре 2002 года специальную резолюцию о Годе кыргызской гос-венности, признав 2200-летие нашей гос-венности событием общемировой значимости. Решение Генеральной ассамблеи ООН о проведении в 2003 году Года кыргызской гос-венности позитивно сказывался на общественно-политической обстановке в республике. В 2003 году в стране проведены широкие круги мероприятий, посвященных нашей истории. В этом году научные силы, особенно ученые-историки, с энтузиазмом взялись за это дело. Проведен ряд международных конференций, опубликованы новые учебники, учебные пособия, монографии, появилась серия исторических публикаций. В Год кыргызской гос-венности состоялся II Всемирный курултай кыргызов. Этот курултай, проведенный в августе 2003 года, еще раз продемонстрировал консолидированность всех кыргызов, проживающих в республике и далеко за ее пределами. Как и первый курултай (август, 2002 г.), он укрепил наши связи с соотечественниками, придавая новый импульс развитию нашей страны.
Ошские события.
Недостаточность и несвоевременность мер по решению накопившихся в республике социальных проблем сказались и в других сферах общественной жизни. Рост преступности, бессилие призванных бороться с ней партийно-гос-венных органов привели в конце концов к массовым столкновениям и кровопролитию. Летом 1990 г. в окрестностях города Оша возникло движение за получение земельных участков под частное жилищное строительство, которое переросло в противостояние жителей кыргызской и узбекской национальностей, особенно среди молодежи. Вместе того, чтобы правильно оценить создавшуюся ситуацию и соответствующим путем разрядить напряжение, партийно-гос-венное руководство проявило беспечность, равнодушие и бюрократическое упорство. Накалу страстей, перешедших в открытые столкновения молодежи двух национальностей, послужили и политическая неопытность, неустойчивость мировоззренческих позиций неформальных организаций "Ош аймагы" и "Адолат", объединяющих соответственно кыргызскую и узбекскую молодежь. Самым непростительным было то, что проживавшие в Оше некоторые вроде бы умудренные жизненным опытом ветераны войны и труда вместо того, чтобы примирить разошедшуюся молодежь, подстрекали горячие, головы к кровопролитию. Это подтверждает письмо группы 23 аксакалов-ветеранов из г. Джалал-Абада Ошской области в союзные и республиканские органы власти от 2 марта 1990 г. В письме на основе сфабрикованных фактов о том, что большинство населения области составляют узбеки, подвергаемые немыслимым притеснениям, было выдвинуто предложение образовать в составе Кыргызской ССР Ошскую автономную область, якобы для защиты в этом регионе национального равноправия. Текст письма был размножен и через специально подобранных лиц распространен среди населения. Эти недальновидные действия группы ветеранов послужили толчком к возбуждению сепаратистских настроений узбекской молодежи и усилению противостояния двух национальностей. В разгар скандалов и препирательств за земельные участки обстановку усугубило и то, что 700 кыргызских семей, снимавших в узбекских махаллях квартиры, были выгнаны на улицу. Две враждебно настроенные толпы 4 июня собрались на ставшем предметом притязаний поле. В результате переполнивших чашу терпения предыдущих событий непримиримое противостояние переросло в настоящее побоище. Местные органы власти оказались не в состоя- t: нии утихомирить озлобленную молодежь. Кыргызы с одного конца города, узбеки - с другого учинили в Оше кровавое шествие. В столкновениях в городских кварталах было зверски убито 155 человек, ранено 845. Разгромлено и сожжено 262 дома, 24 магазина и других зданий, 67 автомашин. 5 июня г. Ош был полностью блокирован, на улицы введены воинские части. 6 июня положение в городе было взято под контроль. 5 июня в г. Узгене в местах скопления людей вспыхнули беспорядки, принявшие массовый характер. И там была пролита кровь, совершены поджоги жилищ. С вводом войск 6 июня столкновения утихли. 7 июнянапряженная ситуация сложилась во всех регионах Ошской области и в столице республики. В результате и во Фрунзе 7 июня было объявлено особое положение. Ошские события не были проанализированы партийно-гос-венным руководством с должной тщательностью. Это породило в народе недовольство властными структурами, недоверие к руководству, в том числе к главе гос-ва А. Масалиеву.
Литература и искусство в период «развитого социализма»(1964-1990гг Деательность и творчество М.Рыскулова, С.Джумадылова, Б.Бейшеналиевой,Б.Минжылкиева, С.Чокморова и др.)
В 60-е - 80-е гг. активизировалась творческая активность работников искусства. В эти годы только три деятеля искусства -М. Абдраев, А. Жаныбеков и Т. Эрматов - имели композиторское образование. В 1966 г. был образован Союз композиторов Кыргызстана .в составе 9 человек. В 1970 г. их количество составило 11 членбв. С 1966 г. начали проводиться фестивали "Весна Ала-Тоо", которые подняли искусство республики на еще большую высоту.
Начавшее формироваться еще в 50-х гг. кыргызское киноискусство в 60-80-е гг. заявило о себе ставшими известными мировому кинозрителю фильмами "Ранние журавли", "Зной", "Выстрел на перевале Караш", "Алые маки Иссык-Куля", "Лютый", "Красное яблоко", "Белый пароход", "Улан", "Волчья яма" и др. Эти кинофильмы на Всесоюзных и зарубежных кинофестивалях завоевывали престижные премии. В развитие кыргызского киноискусства внесли большой вклад талантливые режиссеры Т. Океев, Б. Шамшиев, Г. Базаров, Д. Садырбаев, известные артисты и артистки С. Чокморов, М. Рыскулов, С. Жумадылов, Б. Кыдыкеева, Д. Куюкова, Т. Турсунбаева, Б. Бейшеналиев, С. Кумушалиева и др.
В 80-е гг. в Кыргызстане работало 8 специализированных театров, среди них театр оперы и балета, 6 драматических и музыкальных, республиканский кукольный театры. Талантливые театральные деятели и артисты ставили в них всемирно известные спектакли "Отелло", "Юлий Цезарь", "Гамлет", "Двенадцатая ночь" В. Шекспира; "Ревизор" Н. Гоголя; "Оптимистическая трагедия" В. Вишневского и многие другие. На сценах театров шли пьесы на исторические, социальные, лирические и др. темы и по мотивам произведений писателей, отображающие жизнь, мировоззренческие ценности, обычаи и дух кыргызского народа: Ч. Айтматова — "Бетме бет", "Биринчи мугалим", "Саманчынын жолу", "Фудзиямадагы кадыр тун" ("Лицом к лицу", "Первый учитель", "Млечный путь", "Восхождение на Фудзияму"); Б. Омуралиева - "Унутулгус кундер"; Б. Жакиева - "Атанын тагдыры"; Т. Абду-момунова - "Абийир кечирбейт"; К. Мали- кова - "Осмонкул"; Ж. Абдыкадырова — "Ол-жобай менен Кишимжан" и др. Только в период 70-80 гг. пьесы кыргызских драматургов обошли сцены около 100 театров СССР.
Кыргызское общество театральных деятелей в 1983 г. насчитывало более 600 членов. Помимо профессиональных театров в республике действовали 21 народный театр и более 5 тыс. кружков художественной самодеятельно^ сти, которые проводили огромную работу nqp удовлетворению духовных потребностей насеэ ления, поддержке и созданию условий для са-Б. Бейшеналиева. мовыражения народных талантов. Например, народный музыкально-танцевальный ансамбль "Бек-бекей", организованный и начавший свою деятельность в Джумгальском районе Нарынской области, в 70-х гг. дал для населения республики свыше 600 концертов. Ансамбль трижды принимал участие во Всесоюзных фестивалях народной художественной самодеятельности и трижды завоевывал первое место. Коллектив ансамбля показывал свое мастерство в Москве, Западном Берлине. Музыкально-танцевальный ансамбль "Шаттык" Кочкор-ского/ргайона ездил с гастролями в Югославию, коллектив художественной самодеятельности Узгенского района покорял своим мастерством зрителей Сирии и Иордании.
Организация и проведение в 80-х гг. конкурсов-смотров мастеров рукоделия и народных умельцев возродили преданное забвению кыргызское народное прикладное искусство. В связи с празднованием 50-летия Кыргызской Республики в сентябре 1984 г. на Выставке достижений народного хозяйства был проведен смотр-конкурс прикладного искусства республики. На этом конкурсе, продолжавшемся пятнадцать дней, все районы республики демонстрировали работы своих народных мастеров и умельцев.