Культура в годы Великой Отечественной войны

Суровые реали и войн ы внесли существенные изменени я в характер деятельности работников науки и культуры. Часть из них ушла на фронт, остававшиеся перестраивали свою работу в интересах Родины . Свыш е

2 тыс. сотрудников Академии наук ССС Р сражались в действующей ар- мии , народно м ополчени и и партизанских отрядах.

На фрон т уходили и деятели культуры. В качестве командиров , по - литработнико в и военны х корреспондентов в Красной Армии служили М. Шолохов, А. Фадеев, К. Симонов, А. Твардовский, Б. Горбатов, Н. Ти- хонов, Вс. Вишневский , А. Сурков и другие известные писатели. Всего на фронт е в перио д войн ы находилась четвертая часть состава Союза советских писателей, 417 из них погибли, защищая Родину. Среди них — сражавшийся в партизанском отряде известный детский писатель А. Гай- дар, а также один из авторов «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка» Е. Петров, которы й трагически погиб в июле 1942 г., возвращаясь на са- молете из осажденног о Севастополя. За годы войны около 500 писате - ле й были награждены орденами и медалями, 10 человек удостоены зва- ни я Героя Советского Союза.

С первых же дне й Отечественной войн ы стали комплектоваться ху- дожественны е фронтовы е бригады работников сцены , выезжавшие на передовые, дававши е концерты в госпиталях, на заводах. Всего за время войн ы на фронта х побывал о около 4 тыс. артистических бригад (впо- следствии они часто преобразовывались в фронтовые театры). В 1942—

1945 гг. он и дали на фронт е 441 тыс. спектаклей и концерто в и свыш е

532 тыс. выступлений в госпиталях. Любовью солдат и тружеников тыла пользовались таки е деятел и искусства, ка к выступавшие с русским и и советским и песнями , частушками Л. А. Русланова, К. И. Шульженко , Л. О. Утесов, знамениты й тенор С. Я. Лемешев, пианис т Э. Г. Гилельс, скрипа ч Д. Ф. Ойстрах , фронтовые театры Всесоюзного театрального общества. Вкладом работнико м киноискусства стала фронтова я кино - хроник а (около 5 мл н м снятой кинопленки) .

Не меньши м был вклад деятелей науки и культуры, остававшихся на рабочих местах. «Участие в разгроме фашизм а — самая благородная и великая задача, котора я когда-либо стояла перед наукой, и этой задаче посвящен ы знания , сил ы и сама жизн ь советских ученных», — писал президент АН ССС Р академи к В. Л. Комаров. 29 августа 1941 г. была

13*

создана специальная комиссия во главе с академиком В. JI. Комаровы м, ставившая своей целью выявление и использование ресурсов Урала, За падно й Сибири , Казахстана и других регионов на нужды обороны . Об наруженны е в Среднем Поволжье (Башкирия ) нефтяны е месторождс ни я по праву получили название «второго Баку». Джезказганский марга не ц (Казахстан ) замени л н а заводах Урала никопольски й металл , месторождения нефти на Эмбе восполнили перебои с поставками закаи казско й нефти . На восточных территориях ССС Р были обнаружены и другие крупные месторождения полезных ископаемых, позволившие снабдит ь военную промышленност ь необходимым сырьем даже в уело вия х потери западных территорий страны.

Значительным был вклад деятелей науки в военно-прикладно й сфе ре. Советские физики разрабатывали новые методы радиолокации (гру 11 паакадемикаА . Ф. Иоффе) , уточняли баллистику снарядов (группаака де\(ик а В. А. Фока) , создавали новые оптические приборы (группа ака- демик а С . И . Вавилова) , разрабатывал и метод ы защит ы советских корабле й от ми н (И. В. Курчатов, И. Е. Тамм, А. П. Александров и др.). Интенсивн о развивались ядерная физик а (Ю. Б. Харитон) и ракетная техника.

По д руководством академика Н. Н. Бурденко советские медик и на фронта х внедрили единые принцип ы лечени я огнестрельных ранени й. Им и создавались новые препараты для раненых (А. В. Вишневски й - Сталинска я преми я 1942 г. за так называемую мазь Вишневского). Ака- деми к А. В. Паланди н получил препарат витамина К, который обладал способностью ускорять затягивание ран, особенно труднозаживаемых.

Неоценимы м был вклад советских конструкторов в разработку и модификаци ю военно й техники. Внедрялись в массовое производство образц ы военно й техники , разработанны е еще д о войн ы (самолеты Ил-2 , Як-1 , ЛАГГ-3, МиГ-3, Пе-2; танк и Т-34, KB; реактивная артилле- рийска я установк а БМ-1 3 «Катюша » и др.) . Штурмови к Ил-2 , созданны й С. В. Ильюшиным , стал самым массовым самолетом во вре- мя войны: выпущено более 41 тыс. экземпляров. Также создавались но- вые образцы военной техники: противотанковые ружья В. А. Дегтярева (ПТРД) , С. Г Симонова (ПТРС), модификации самолетов Ильюшина — Ил-4 , Ил-10, Петлякова — Пе-3, Пе-8, Яковлева — Як-3. Последний стал самы м легки м (2650 кг) и маневренны м истребителем на Восточном фронте , достигавшим за 4,1 ми н высоты 5 тыс. км, превосходя в этом отношени и модифицированные немецкие истребители «Мессершми п

109» и «Фокке-Вульф-190». Создавались и новые типы самолетов. В мае

1942 г. в Советском Союзе впервые в мире успешно прошли испытани я реактивного самолета.

Большо й вклад в победу над врагом внесли деятели искусств. Сим воло м борьбы с агрессором стала песн я «Священна я война» (слоил В. И. Лебедева-Кумача на музыку А. Александрова). Появилос ь множе- ство патриотических и лирических песен: «Ой, туманы мои, растуман ы •• В. Захарова на слова М. Исаковского; «В землянке» Н. Богословского i ia словаМ . В. Исаковского; «Соловьи» В. Соловьева-Седого на слова А. Фа

тьянова; «Вечер на рейде» В. Соловьева-Седого на слова А.Чуркина;

«Смуглянка» А. Новиков а на слова Я. Шведова; «Темная ночь» Н. Бо - гословского на слова В. Агатова; «Шумел сурово Брянски й лес» С. Кац а на слова А. Софронов а и многие другие.

Советски е писатели создали многочисленны е образцы патриоти - ческой публицистики, произведений, освещающих героическую борьбу проти в фашистски х захватчиков. 22 июн я 1942 г., в годовщину нападе- ни я Германии на СССР, М. Шолохо в опубликовал свой рассказ «Наука ненависти», а вскоре — главы из нового романа «Они сражались за Роди- ну». О героической битве на берегах Волги рассказал в своей повести

«Дни и ночи» К. Симонов . Знаменито й стала повесть А. Бека «Волоко- ламско е шоссе». Замечательные поэтически е произведени я создали К . Симоно в («Жди меня»), О. Берггольц («Февральски й дневник») , А. Твардовский (поэма «Василий Теркин») и многие другие поэты . Зна - чительное распространение получил исторический жанр. В годы войн ы появилис ь роман ы С. Голубева («Багратион»), JI. Раковского («Генера- лиссимус Суворов»), В. Шишков а («Емельян Пугачев»), был перерабо- та н роман-эпопе я А. Степанова «Порт-Артур».

Самыми известными музыкальными произведениями больших форм стали Седьмая симфони я Д. Шостаковича, увертюра «1941» С. Прокофь - ева и его опера «Война и мир», патриотическая оратория «Сказани е о земле русской» Ю. Шапорина , балет «Гаянэ» А. Хачатуряна.

Немалы й вклад в Победу внесли художники. Уже 23 июн я на улицах Москв ы появился плакат Кукрыниксов «Беспощадно разгромим и унич- тожи м врага!». На борьбу с врагом звали плакаты И. Тоидзе «Родина- мать зовет!», Д. Моора «Чем ты помог фронту?», В. Иванова и О. Буро- вой «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!», В. Корецкого«Вои н Красно й Армии , спаси!», В. Серова «Наше дело правое, победа будет за нами» и многие другие. Только в Москв е и Ленинграде было выпущен о около 1500 плакатов.

Замечательные картин ы создали художники К. Юо н — «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года», И. Серебряный — «Пор- трет партизана», С. Герасимова — «Матьпартизана», А. Дейнек а — «Ок- раин а Москвы . Ноябрь 1941 года» и «Оборона Севастополя», А. Плас - тов — «Фашист пролетел», Кукрыниксы — «Таня» и «Бегство фашисто в из Новгорода». Широко е распространение получили картин ы на исто- рические темы: П. Кори н — триптих «Александр Невский», А. Бубнов —

«Утро на Куликовском поле», М. Авилов — «Поедино к Пересвета с Че - лубеем», Н. Ульянов — «Лористон в ставке Кутузова», иллюстраци и Е. Кибрик а к «Тарасу Бульбе».

Работник и киноискусства отсняли за годы войн ы окол о 5 млн м фронтовой кинохроники. Были выпущены 400 номеров «Союзкиножур- нала», 65 номеров киножурнала «Новости дня», более 100 документаль- ны х картин . Важнейшие события войны, подвиг Красно й Арми и и на - рода были оперативно запечатлены на пленку. Уже в феврале 1942 г. стал демонстрироваться фильм «Разгром немецких войск под Москвой» (ре- жиссеры Л. Варламов и И. Копалин), вскоре вышел фильм «Ленинград в

борьбе» (режиссеры Р. Кармен, В. Соловцов и Е. Учитель). В марте 1943 i появился полнометражный документальный фильм «Сталинград». Brio следствии были сняты фильмы , запечатлевшие сражения 1943—1945 п . Наряду с художественными фильмами хроника стала важным вкладом и победу деятелей киноискусства.

В годы войны были созданы такие художественные фильмы, как «Сек ретарь райкома» и « В шесть часов вечера после войны» (режиссер И. П ы рьев), «Она защищает Родину» (режиссер Ф. Эрмлер), «Радуга» (режис- сер М. Донской) , «Два бойца» (режиссер Л. Луков), «Валерий Чкалов" (режиссер М. Калатозов), «Человек № 217» (режиссер М. Ромм) , «Жди меня» (режиссер А. Столпер). Экранизировалась классика: «Дело Арта моновых» по роману М. Горького (режиссер Г. Рошаль), «Маскарад» по драм е М. Лермонтова (режиссер С. Герасимов), «Как закалялась сталь» по одноименному роману Н. Островского (режиссер М. Донской) . Ill и роко е признани е получили исторические фильмы: «Богдан Хмельниц- кий» (режиссер И. Савченко), «Кутузов» (режиссер В. Петров), «Лермон тов» (режиссер А. Гендельштейн), 1-я серия «Ивана Грозного» (режиссер С. Эйзенштейн) , «Оборона Царицына» (режиссеры С. и Г. Васильевы),

«Александр Пархоменко» (режиссер Л. Луков), «Котовский» (режиссер А. Файнциммер) . Всего в годы войны в ССС Р было выпущено 102 худо- жественных фильма.

В годы Великой Отечественной войны советские люди защитили от фашизм а не только свою Родину и национальную культуру. Красная Ар- мия спасла духовные богатства целого ряда стран Восточной Европы.

События военного времени привели к серьезным изменениям во вза имоотношенияхгосударства и Православной Церкви (РПЦ). Уже к 1941 i. гонения на Церковь по всей стране были приостановлены. В первый же ден ь войны , 22 июня, местоблюститель патриаршего престола митропо- ли т Сергий написал послание, в котором призывал православный рус- ски й народ на защиту Отечества. За годы войны патриарший местоблюс- титель обращался к верующим с патриотическими воззваниями 24 раза, откликаясь на все главные события в военной жизни страны.

Опасность, нависша я над СССР, необходимость всенародного еди- нени я дл я победы над врагом, патриотическая позици я РП Ц побудили советское правительство к изменению религиозной политики. В стране начали открываться приходы, закрытые в 1930-е гг., оставшиеся вживых священнослужител и освобождались из лагерей и возобновляли служе- ние в храмах. В печати прекратилась антирелигиозная кампания . Жур- налы , издаваемые Союзом воинствующих безбожников, перестали вы ходить за недостатком бумаги, а сам Союз прекратил существование бе» официальног о роспуска.

Патриотическа я деятельность РП Ц проявлялась в военны е годы в разнообразных формах. Так, в пяти действующих православных церквах Ленинграда даже в годы блокады продолжались службы. Сотни свящс! i нослужителей оказались в рядах действующей армии. Будущий патри арх Московски й и всея Руси Пиме н начал свой боевой путь по фронтам Великой Отечественной войн ы в качестве заместителя командира роты

Одним из важнейших направлений патриотического служения Церк - ви в период войн ы стала материальная помощ ь государству и армии . Взносы от РП Ц в фон д оборон ы составили свыше 300 млн руб. Приче м средства жертвовались даже на оккупированно й врагом территори и и оттуда доставлялись в Наркома т финансо в СССР. На средства РП Ц со - здавались воинские формирования . По призыву митрополита Серги я

30 декабря 1942 г. началось создание танковой колонн ы имен и Дмитри я Донского. 7 марта 1944 г. состоялась передача 40 танков Т-34 частям дей - ствующей армии. В Новосибирск е собирались средства на строитель - ство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину»; шло формировани е авиационно й эскадрильи имен и Александра Невского.

31 августа 1943 г. из Ульяновска в Москву вернулся митрополит Сер - гий. 4 сентября он вместе с митрополитам и Алексием и Николае м был приглашен в Кремл ь лля беседы с председателем Совнарком а Стали - ным . В результате государство сделало шаг навстречу Церкви: создавал - ся специальный государственный орган, призванный осуществлять связ ь между правительством и православным руководством, — Совет по дела м Русской православной церкви . Правительство также решил о предоста - вить РП Ц для размещени я патриархи и бывшую резиденци ю герман - ского посла в Москве Ф. Шуленбурга.

8 сентября 1943 г. начал сво ю работу Собо р иерархов РПЦ , главно й задачей которого являлось избрани е патриарха. Голосование прошл о единодушно, и на патриарши й престол был избран митрополи т Сер - гий, которы й фактическ и уже в течение 17 лет выполня л эти обязанно - сти. Патриаршество Сергия, однако, не было продолжительным. Он скон - чался 15 мая 1944 г. В ходе заседани й Поместного Собора РПЦ , состояв - шегос я с 31 январ я по 2 феврал я 1945 г., тринадцаты м патриархо м Московски м и всея Руси стал Алексий I (в миру Сергей Владимирови ч Симанский) . Тогда же на Собор е было принят о Положение об управле - ни и РПЦ , действовавшее вплот ь до 1988 г.

В ходе Великой Отечественной войн ы на оккупированных террито - рия х ССС Р стихийно развернулось церковно е строительство — ремон - тировались, открывались и освящалис ь уцелевшие храмы, устраивались молитвенные дома. Немецка я политика в отношении РП Ц была направ - лена на поощрение любой форм ы раскола и разъединения. Всего за годы войн ы на территории, подвергшейс я оккупаци и врага, было открыт о

7,5 тыс. храмов и около 40 монастырей . Но , несмотр я на это, герман - ски м властям так и не удалось добиться разобщени я народа.

К концу войн ы сложились основны е принцип ы новой религиозно й политик и советской власти, характеризующиеся большой терпимостью по отношению к православию. Только с января по ноябрь 1944 г. по стра- не было открыто свыше 200 церквей . В августе 1945 г. на территори и ССС Р действовало 10 243 церкв и и молитвенных дома, имелось 75 пра - вославных монастырей (29 из них были открыты в период немецко й ок - купации). Все это свидетельствовало ка к об определенном росте религи- озны х настроени й в массе населения , так и о признани и государством заслуг Церкви в военные годы.


Наши рекомендации