Изменении в Конституцию КР (Референдум 2007).
1. Мы предлагали инициаторам проводить все поправки и изменения в новой редакции Конституции в соответствии с действующей Конституцией, которая была принята 9 ноября 2006 года и подписана президентом и которая уже вступила в силу. В ней чётко и ясно сказано, что изменения или дополнения либо новая редакция конституции принимается только после получения и заключения Конституционного суда не ранее 3 месяцев и не позже 6 месяцев. Инициаторы конституции могли бы и потерпеть 3 месяца, отправить свой вариант в Конституционный суд, получить его заключение и затем приступить к принятию конституции, т.е. идти в правовом русле. 2. Я не вижу смысла обсуждать, какая она сейчас, что получил президент, что получил премьер, что осталось ЖК, раз конституцию приняли неконституционным путём. Изменений в ней несколько, но они все ключевые. У президента сейчас есть право формирования местной гос-венной администрации, это, по сути, означает, что всю власть в Кыргызстане он формирует сам и контролирует правоохранительные структуры. В общем, то, что у него было отнято ноябрьской конституцией, вернули декабрьской, грубо говоря. 3. Сейчас делать какой-либо прогноз в Кыргызстане сложно, потому что с позиции здравого смысла ничего не делается. Сейчас надо говорить вообще о другом, речь идёт о том, что мы теряем. Само понятие гос-венности уже давно потеряно. Кыргызстан, как гос-во, в мире уже не воспринимается, по большому счёту. Но это второй вопрос, первый то, что не воспринимается самими гражданами. Сейчас почти около миллиона граждан работают за рубежом, самая мобильная часть населения, т.е. трудовой потенциал Кыргызстана потерян. Я думаю, что он потерян навсегда, т.е. мы, по сути, уже потеряли гос-венность. Вполне возможно, что если мы и дальше пойдем такими темпами и политикой, которая сегодня проводится, если не будет кардинальных изменений, если всё будет идти в прежнем русле, то Кыргызстана уже не будет. Как минимум, разделится на 2 страны - южный и северный. Это прогнозирую не я, а западные политологи и эксперты, всё идёт к этому и не замечать, не слышать то, что говорят аналитики - просто преступление. В принципе, сейчас самороспуск парламента не выгоден президенту страны. Дело в том, что его сейчас поддерживают, как мы убедились в конце 2006 года, две трети парламента, а какой придёт парламент, прогнозировать очень сложно. Вполне возможно, что новые выборы определят политическую судьбу президента и, не дай бог, сценарий будет развиваться как в марте 2005 года. По такому же накатанному опыту, только жестче, а это будет полная потеря гос-венности вообще. 1. Конституция – это основной закон и он должен служить для консолидации всех слоев общества. Конституцию, которую мы приняли в спешном порядке в декабре, по сути, парламент поставил вне закона – она была принята с нарушениями, просто придумали словосочетание – «новая редакция». Допустим, завтра кто-то еще придумает «свежую редакцию». И что? Честно говоря, перед мировым сообществом мы выглядим не в лучшем свете, я имею в виду парламент со своим отношением к Конституции, которой даем присягу беречь и хранить. Но и президентская сторона вместе с парламентом оказалась в щекотливом положении. Перед Новым годом они получили «подарок» в виде троянского коня. Если президент подпишет эту Конституцию без заключения Конституционного суда, то этот основной закон в дальнейшем будет яблоком раздора. Надо ли это было делать? Я думаю, нет. Когда они говорят, что мы в поспешном порядке под давлением принимали Конституцию в ноябре, я считаю, это обман. Одним из условий так называемой революции как раз и была конституционная реформа. Для этого мы создали Конституционное совещание, полтора года работали над этим документом. А самое главное, когда Бакиев шел в президенты, он же давал письменное обязательство, что в течение двух месяцев мы примем новую Конституцию. Мы просто подталкивали сделать этот шаг. В Конституции 2000 года не было нормы о принятии новой конституции. Там была только норма об изменениях и дополнениях путем референдума и т.д. , и учитывая это, мы принимали новую Конституцию, чтобы ускорить процесс. Если бы тогда речь шла об изменениях и дополнения, тогда нужно было выдержать не менее трех месяцев и иметь заключение Конституционного суда. В принятой в ноябре Конституции мы написали «новая Конституция либо изменения и дополнения принимаются не ранее трех месяце после заключения Конституционного суда». Ну что ж, иногда наши коллеги, которые в жизни не написали хотя бы устав крестьянского хозяйства, в течение недели уже 4 конституции написали, это чем говорит. Но самое главное, если президент подпишет эту Конституцию без заключения суда, мне кажется, она долго не будет существовать. Получается, что одна сторона принимает свою Конституцию, потом другая сторона - свою, отсюда возникает конфликтная ситуация. А как будет выполняться Конституция, в которой заранее заложена конфликтная ситуация? 2. Честно говоря, когда Акаев пришел и говорил о строительстве демократического гос-ва, я радовался. А теперь через 15 лет у нас наблюдается уход от норм демократии. Что касается назначений, допустим министра Внутренних дел, я приведу пример, у нас в год возбуждается около 12 тысяч уголовных дел, но до судов доходит только 40% . У нас до сих пор ни один человек из сотрудников и следователей за незаконное возбуждение уголовных дел не привлекался к ответственности. Их деятельность касается прав человека, и эта структура уходит из под контроля парламента. Основное фундаментальное понятие - демократия у нас уже исчезло. Эта Конституция на самом деле не северная и не южная, не кыргызская, не русскоязычная, это Конституция кыргызского народа, и она должна служить народу, чтобы ее фундаментом было именно единение всех граждан, всех народностей Кыргызстана, к сожалению этого не получилось. 3. Чувствуется, что идет кризис. Трагедия в том, что народ с каждым днем теряет веру в власть и не только в президента, премьер-министра, а ко всем ветвям власти. А на что они хотят опираться, эти ветви власти, когда они потеряли веру народа? Как можно управлять гос-вом, как дальше жить? Правительство ушло в отставку, хотя бы отчитались, единственное, что они могут предложить это программа ХИПИК. Я одно вам скажу, в свое время мы Акаева хвалили: 2 миллиарда долга, полтора миллиарда грантовой гуманитарной помощи. Если бы этих денег не было, акаевская система и пяти лет, то есть одного срока, не продержалась бы. А теперь они ничего не могут предложить, кроме как войти в ХИПИК, чтобы просто удержаться у власти. Честь нации дороже, чем благо нации, честь нации дороже, чем само существование нации. Как и кем же мы себя будем чувствовать благодаря ХИПИКУ? Это 40 лет под внешним управлением, из свободных кыргызов можно превратиться в манкуртов, за это время мы забудем, кто мы с вами такие. Когда все зависит от прихоти одного или двух, что это за народ? Что за гос-во? Мы радовались тому, что ушел акаевский режим. Худо-бедно в Кыргызстане выработалась определенная политическая культура. В ноябре мы реабилитировали свой народ за 24 марта перед глазами мирового сообщества: азиаты-кочевники в течение 7 суток в центре столицы, имея сотни тысяч человек, не позволили сломаться ни одной веточке. Но им мерещится только власть. Одним из девизов, одной из движущих сил революции была все-таки реформа. Я надеюсь, у сегодняшней власти хватит ума идти путем реформ. Если же люди убедятся, что при нынешней власти невозможно продвигать никакие реформ, то последствия понятны. Я не хочу, чтобы это произошло. Все-таки, худо-бедно шаг за шагом мы шли путем реформ. Но сейчас некоторые нам говорят, ну что вы, реформисты, получили конституцию? Зачем создавать такую обстановку, когда мы можем решать многие вопросы путем компромисса, а они создают конфронтации. Ведь личные интересы и амбиции надо ставить ниже гос-венных. Новая Конституция может стать очередным яблоком раздора между исполнительной и законодательной ветвями власти. Президенту Кыргызстана нельзя подписывать принятую парламентом 30 декабря 2006 года редакцию Конституции, потому что эта редакция фактически денонсирует предыдущий вариант Основного закона, который при всех недостатках и недоработках являлся шагом вперед. Принятие 30 декабря новой редакции Конституции значительно подорвало авторитет Жогорку Кенеша и дает основания говорить о необходимости роспуска парламента. Думаю, было бы честно со стороны депутатов принять решение о самороспуске. Это позволило бы разрешить политический кризис. Намерение парламента рассмотреть структуру правительства и кандидатуру премьер-министра – неправомочно. По Конституции от 9 ноября 2006 года, которая пока является действующей, кандидатуру премьер-министра должна выбирать партия, победившая на выборах. Но такой политической организации, как известно, в ЖК КР нет. Кроме того, я полагаю, что премьер-министра сейчас менять нельзя. До сих пор основой стабильности в стране остается тандем Бакиев – Кулов, поэтому этот блок необходимо сохранять и дальше.
Религиозное верования.
Доисламские религиозные верования. Наряду с исламом в жизни кыргызов широко соседствовали обычаи и традиции доисламских религиозных верований. Главным образом они являлись отражением в сознании людей господствующих над ними природных и общественных сил. В народе сохранился обычай поклонения различным животным – тотемизм, являвшийся одни из наиболее ранних форм религиозного сознания. Тотемистические представления были основаны на осознании кровного родства группы людей, племени, рода с определенным животным – тотемом. Отсюда традиции и обычаи фетишизации, поклонения им. Отдельные названия родов носили имена животных и птиц – тотемов. Некоторые части тела тотемов (голова, шкура, перья когти и т.д.) почитались в качестве священных амулетов. Так, один из родов северных кыргызов именуется «бугу». Его представители до сих пор хранят легенды и предания, обычаи и традиции, связанные с почитанием этого красивого и благородного животного. К числу тотемов относили также беркута, волка, горного козла. Кыргызам было свойственно почитание и других животных, имеющих отношение к религиозным воззрениям зороастризма. Согласно этому древнейшему верованию, многие животные считались священными (белый верблюд, снежный барс, медведь, сова, змея и др.). Большое место в религиозных представлениях кыргызов отводилось культу природы и связанным с ней явлениям. В первую очередь выделялся культ неба – Тенир. Обожествляя небо, кыргызы поклонялись также Луне, звездам земле и воде. Считалось, что все живое произошло от земли и воды. Поэтому делая жертвоприношение, люди просили их о милости, благосклонности. В жизни кыргызов сохранялись и продолжали бытовать древние традиции шаманизма и веры в шаманов. С ними зачастую связывали практику народного врачевания. У кыргызов был развит культ поклонения предкам и их духам.
Ислам и кыргызы. Господство патриархально-феодального общественного устройства обусловило важную роль религии в духовном развитии кыргызского народа и его сознании. Ислам считался официальной религией, однако содержание религиозных представлений им не ограничивалось. Наряду с ним в жизни народа сохранились и бытовали пережитки древних форм религии. Начало распространения ислама в Кыргызстане относится к 1Х – Х11 вв. Сведения о принятии кыргызами мусульманской веры широко отражены в исторических источниках ХVI в. – «Тарих и Рашиди», «Маджму ат-таварих», «Джалис и Муштадин», «Зийа ал Кулуб» и др. бытовавшие до принятия ислама религиозные традиции и обряды кыргызы сохраняли не только до XVIв., но и много позднее. Османский тюрк Сейфи (XVIв) писал, что кыргызы не являются «и мусульманами, и кафирами»(араб. Кафир - неверующий). Другой историк Махмуд ибн Вели (XVII в.) называл кыргызов неверующими и предполагал, что «кыргызы приняли ислам лишь с приходом узбеков».