Землепользования в РСО-Алания
Главной целью управления региональными земельными ресурсами является рациональное использование земли, под которым понимается максимально эффективный (с точки зрения государства и общества) способ ее эксплуатации с учетом конкретных факторов природного, экономического, политического и социального характера в соответствии с объективно существующими принципами взаимодействия общества и природы.
Суть заключается в системной организации всего комплекса слагаемых в землепользовании: анализ и оценка земельных ресурсов; налаженность распределительного механизма в использовании земель, а еще раньше во владении землями; нормативная основа сформированности финансово-налоговых требований в землепользовании; оформление и переоформление принятых ранее малообоснованных договорных обязательств в землепользовании.
Крайне важно в РСО-Алания выработать механизм экономически и социально обоснованной возвратности в распоряжение государственных и муниципальных органов власти земельных ресурсов, которые используются не по назначению; реализация необходимых для системы землепользования контрольных и надзорных функций; приведение в требовательный законодательный порядок решение вопросов, касающихся непогашения имеющихся задолженностей по неуплате земельного налога и арендной платы за последние пять лет (так же следует поступить и с невозвращенными ссудами, но при учете механизма цен пересчета).
В связи с этим можно предложить следующие этапы решения проблем землепользования в РСО-Алания:
1. Изъятие земель, которые используются неэффективно. При этом можно, применять следующие критерии: «не используются»; «используются не по назначению»; «пользователи не платят арендную плату».
2. Проведение оценки эффективности кредитования в сфере землепользования по следующим параметрам:
- объем сумм кредитования и условия предоставления кредитов за последние 3–5 лет;
- отказы в кредитовании и причины, по которым они состоялись;
- характер использования (цели и реальное использование) кредитов, их экономическая и финансовая обоснованность;
- госучастие в кредитах: объемы и структурированность по направлениям использования земель и результативных показателей использования кредита.
3. Проведение анализа постановки задач для пользователей земли с учетом производства продукции (объемы и структура); ожидаемые (прогнозируемые) цены на продукцию (по видам); обеспеченность собственного населения и его покупательная способность в текущем состоянии.
4. Произведение оценки предыдущего и настоящего положения дел с землепользованием в РСО-Алания: какие допущены упущения, сколько запущенных хозяйств и иных нарушений организационного и управленческого характера в землепользовании.
5. Проведение оценки размеров площадей земель, которые используются, анализ сформированности и точности измерений. Необходимо четко обосновать правила для обоснованности дробления земельных массивов, а также для внесения органических и минеральных удобрений.
6. Разработка стратегии использования земельных ресурсов в РСО-Алания. При этом необходимо учесть следующие факторы: концепция экономики землепользования; концепция экологизации землепользования; государственная структура и система управления (каковы земельные ресурсы и целесообразность); подлежат ли сложившиеся земельные отношения реформированию или нет; необходимость разработки новой модели управления земельными ресурсами, учитывая тот факт, что субъектами земельных отношений являются: государство (органы государственной власти), землевладельцы, землепользователи, граждане, владеющие земельными участками на праве собственности в пределах личных хозяйств.
7. Проведение оценки и переоценки земельного фонда (количественной и качественной). Необходимо учитывать в достаточной степени для анализа и оценки факторы влияния на землепользование: экономические, социальные, политические. Особенно следует учитывать реакцию населения на расширение пахотных угодий, состояние доступности земель для выпаса скота, т, на явления заброшенных земель (неиспользуемых).
В интересах поступательного социально-экономического развития в РСО-Алания необходимо создание особой системы управления земельными ресурсами, позволяющей эффективно разрешать противоречия между интересами собственников земли, интересами общества в целом и его территориальными образованиями.
Основные задачи управления земельными ресурсами:
- контроль над использованием и охраной земель. Разработка и утверждение проектной градостроительной документации;
- кадастровый учет и мониторинг. Государственная регистрация прав земель на недвижимость;
- экологический контроль и экологическая экспертиза. Управление природопользованием;
- производство наблюдений за состоянием почвенного покрова.
- оценка состояния земельных ресурсов.
- организация разработки и реализации экологических программ рационального использования земель. Формирование системы особо охраняемых природных территорий. Установление режима их содержания и использования;
- координация природоохранной деятельности. Формирование законодательной базы управления;
- управление землеустройством. Приватизация земель.
Система внутрихозяйственного управления земельными ресурсами хозяйствующих субъектов должна быть основана на:
– разграничении функций публичного и гражданского права в сфере землепользования;
– гибкой нормативной базе в сфере повышения эффективности использования объектов земельно-имущественного комплекса хозяйствующих субъектов;
– системном подходе к ведению государственного кадастрового и бухгалтерского учета объектов недвижимости и их оценки;
– справедливой налоговой системе объектов недвижимости, ликвидирующей относительно большое (в 1,5–2 раза) налоговое бремя для сельских товаропроизводителей по сравнению с поселениями;
– инфраструктуре цивилизованного оборота земель, которая должна включать полноценную правовую базу, упрощенную процедуру формирования сделок с земельными участками, систему платного землепользования на основе рентной стоимости земель, учет земельных ресурсов в финансово-кредитной системе государства, регионов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов.
Для предоставления комплексных услуг по управлению земельными ресурсами необходимо создание единого земельного Интернет-портала региона (рис. 3.1).
Рис.3.1. Схема предоставления государственной услуги по оценке стоимости земельных участков, имущественных прав
Такой портал (рис.3.1) должен стать универсальным инструментом управления земельными ресурсами региона, получения государственных услуг по земельным вопросам по принципу «одного окна», единой точкой доступа к распределённым информационным ресурсам и площадкой для взаимодействия поставщиков данных и пользователей. Ключевой особенностью земельного портала является обеспечение свободного доступа к аналитической и справочной информации о земельных ресурсах региона. Портал должен предоставить возможность ознакомления с состоянием рынка земельных участков, нормативно-правовой базой, регулирующей земельные отношения[25].
Частью портала должны быть электронные карты, обеспечивающие геовизуализацию информации о правилах застройки, функциональном зони-ровании, существующих, строящихся, проектируемых инженерных сетях и объектах инженерной инфраструктуры. Однако геоинформационная система может быть лишь средством пространственно интеграции и визуализации данных информационно-аналитической системы, единой точкой входа в информационное пространство с однократной идентификацией пользователя[26].
Кроме того, земельный портал должен предоставить электронные сервисы от получения консультации по порядку выдачи документов до подачи в электронном виде и онлайн-режиме заявления, запроса на оказание госуслути по земельным вопросам (оформление и регистрация прав собственности и аренды земельных участков, решение вопросов о выделении земли для предпринимательства, вопросы формирования и осуществления земельных платежей). Централизация информации на портале позволит также более эффективно осуществить государственный учёт земель и мониторинг их состояния, надзор за правильностью их использования. Автоматизация процессов обеспечит также информирование о ходе подготовки документа на электронную почту или мобильный телефон заявителя.
Портал восполнит недостаток информационно-аналитических ресурсов по вопросам состояния рынка земельных ресурсов, а также регулирования земельных отношений. Кроме того, будет реализована возможность получения государственных услуг по земельным вопросам в круглосуточном онлайн-режиме. Портал обеспечит сбор разнородной информации из различных источников и визуализирует её на «одном экране». Для построения единого информационного и экономического пространства Российской Федерации, активизации процессов привлечения инвесторов целесообразно также интегрировать информацию о конкурсах инвестиционных проектов, земельных аукционах на федеральном земельном портале.