Особенности формирования слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........................................................... 9
ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ................................................................. 9
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ............................................................................ 10
Пропедевтический этап........................................................................................................ 11
Особенности работы с неговорящими детьми............................................................ 11
Развитие понимания речи у неговорящих детей........................................................ 12
Активизация речевого подражания............................................................................... 13
Формирование первых форм слов................................................................................. 15
Особенности формирования слоговой структуры слов
со стечением согласных................................................................................................... 17
Особенности формирования слоговой структуры слова
на материале фразовой речи........................................................................................... 17
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ................................................................................................... 19
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ........................................................................................................ 19
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................. 21
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................... 24
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................. 27
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 29
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ.......................................................... 33
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ.............................................................. 36
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.......................................................... 39
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ............................................................... 42
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.................................................... 44
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 47
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 49
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА........................................................................................... 50
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ................................................. 52
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ.................................................. 53
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.......................................... 54
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 57
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ...................................................................................................... 58
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ.... 61
СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ
(ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ).......................................................................... 62
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ
СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ............................................................................ 65
Приложение............................................................................................................................... 71
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ.............................................. 71
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.
♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.
♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).
♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).
♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).
В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:
— звукоподражания;
— двухсложные слова из открытых слогов;
— трехсложные слова из открытых слогов;
— односложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;
— трехсложные слова с закрытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;
— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;
— двухсложные слова с двумя стечениями;
— трехсложные слова с двумя стечениями;
— четырехсложные слова из открытых слогов;
— пятисложные слова из открытых слогов;
— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).
Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.
Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».
В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.
Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.
Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.
Пропедевтический этап
Вначале логопед не требует от ребенка осознанного отношения к слогу как к части слова. Дети обучаются членению слов на слоги неосознанно, и эта работа основывается на четком послоговом проговаривании слова взрослым. Н.С. Жукова предлагает это проговаривание связывать с ритмичными движениями правой руки, которая в такт отхлопывает по столу количество слогов, проговариваемых в слове. Таким образом, количество слогов ритмично сочетается с одновременными движениями вниз-вверх правой руки. Кроме того, ребенку дается зрительная опора слога в виде каких-либо предметов (фишек, кругов, карточек), разложенных друг за другом на столе. Логопед объясняет ребенку, что слово можно «простучать по карточкам», что слова бывают длинные (показывает разложенные друг за другом три карточки) и короткие (убирает две карточки, оставляя одну, лежащую слева). Проговаривая слово по слогам, логопед одновременно отхлопывает по разложенным листкам бумаги или фишкам так, чтобы слог приходился на отдельную карточку. Затем логопед предлагает ребенку определить, длинное это слово или короткое. Для сравнения даются одно- и трех-, четырехсложные слова.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ
Предметные:
уа — младенец;
иа — ослик;
бе-е-е — овечка;
ме-е-е — козленок;
му-у-у — корова;
га-га-га — гуси;
ко-ко-ко — курица;
пи-пи-пи — мышка;
би-би — машина;
жу-жу — жук;
чу-чу-чу — поезд;
агу — малыш;
ути-ути — утята;
гули-гули — голуби;
мяу-мяу — кошка (котенок);
и-го-го — лошадка;
ав-ав-ав — щенок;
у-ух — сова;
тук-тук — дятел;
тик-так — часы;
гав-гав — собака;
чух-чух — паровоз;
чив-чив (чиф-чиф) — птицы;
цып-цып — цыплята;
мур — кошка;
кар — ворона;
динь-дон — колокольчик;
чирик — воробьи;
ку-ка-ре-ку — петушок;
ква-ква — лягушка;
кря-кря — утка;
хрю-хрю — свинья (поросята);
дзинь — телефон;
фьюить — щегол (соловей);
ежик — пчелка.
Ситуативные:
угу — крик в лесу;
ха-ха-ха — смех;
хи-хи-хи — хихиканье;
фи — наморщить нос;
ду-ду-ду— играть на дудочке;
ля-ля — пение;
ам — ребенок ест;
ай — занозить палец;
ох — болят зубы;
ой — уронить предмет;
ух — грозить кулаком;
эх — махнуть рукой;
бах — лопнул шарик;
бух — ребенок упал;
бум — ударить в барабан;
фас — команда собаке.
ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО
* * *
У меня ученый пес —
Круглой пуговкою нос.
Если в чем-то я не прав,
Громко лает он ... (гав-гав)!
Только вишня расцвела —
Прилетела в сад пчела
Я давно за ней слежу,
Ищет мед она ... (жу-жу)!
Кот усатый, как разбойник,
Перепрыгнул подоконник,
Распугал соседских кур
И мурлыкает ... (мур-мур)!
Хороша ворона-птица,
Да в певицы не годится.
Как откроет рот — кошмар,
Слышно только ... (кар-кар-кар)!
Пятачок умоет в луже
И торопится на ужин.
Отрубей я ей сварю,
Скажет мне она ... (хрю-хрю)!
(В. Степанов)
* * *
Загрустила вдруг корова —
Ничего, мол, не пойму.
Петух учит кукарекать,
А она все ... (му-му-му)!
Учит курица цыпляток:
«Не ходите далеко».
А по-птичьи это будет —
... (ко-ко-ко, ко-ко-ко).
Идет овечка маленькая
В детский сад к тебе.
Чтоб спеть всем деткам
Песенку: ... (бе-бе-бе).
Поеду я на поезде,
Я к бабушке хочу.
И пусть стучат колесики:
... (чу-чу, чу-чу, чу-чу).
Решает задачки
Козленок в уме
И отвечает всем
Правильно ... (ме-е).
В лесу сидит кукушечка
На тоненьком суку.
Все знают ее песенку:
... (ку-ку, ку-ку, ку-ку).
Я голубей кормить люблю,
И пусть года минули,
Я сяду в парке и зову:
... (гули-гули-гули).
Я учу щенка служить.
Верным псом он должен быть.
Никого не испугав,
Громко лает он: ... (ав-ав).
Ты наездник смелый —
Не бойся никого.
Твой конь тебя поддержит —
Заржет он: ... (и-го-го).
Чтобы сыр не потерять,
Вороны каркать не хотят.
Одна крикнула: «Кошмар!»
Остальные — ... (кар-кар-кар).
Мелодий несколько
Новейших разучив,
Дают в лесу концерт
Пичуги: ... (чиф-чиф-чиф).
Удивился воробей —
До чего же мир велик!
Как узнать о нем побольше,
Он спросил: ... (чирик-чирик).
Утка плавать звала утят.
Утята в воду не хотят.
«Воды боитесь, детки, зря,
Плывите все ко мне, ... (кря-кря).
Жаворонок на заре
Будет солнышко будить.
Запоет он песенку: ... (фъюить-фъюить).
Приложение
Содержание
ВВЕДЕНИЕ................................................................................................................................... 5
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ........................................................... 9
ОСОБЕННОСТИ НЕСФОРМИРОВАННОСТИ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ................................................................. 9
МЕТОДИКА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ............................................................................ 10
Пропедевтический этап........................................................................................................ 11
Особенности работы с неговорящими детьми............................................................ 11
Развитие понимания речи у неговорящих детей........................................................ 12
Активизация речевого подражания............................................................................... 13
Формирование первых форм слов................................................................................. 15
Особенности формирования слоговой структуры слов
со стечением согласных................................................................................................... 17
Особенности формирования слоговой структуры слова
на материале фразовой речи........................................................................................... 17
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ................................................................................................... 19
ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ........................................................................................................ 19
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................. 21
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................... 24
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ................................................. 27
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 29
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ.......................................................... 33
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ СЛОВА И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ.............................................................. 36
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В СЕРЕДИНЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.......................................................... 39
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ СЛОВА И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ............................................................... 42
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ.................................................... 44
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ОТКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 47
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
(В РАЗНЫХ ПОЗИЦИЯХ) И ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ................................................... 49
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ
В НАЧАЛЕ И КОНЦЕ СЛОВА........................................................................................... 50
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ................................................. 52
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ДВУМЯ СТЕЧЕНИЯМИ.................................................. 53
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.......................................... 54
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ.................................................. 57
ЧЕТЫРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ
И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ...................................................................................................... 58
ПЯТИСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ И (ИЛИ) СТЕЧЕНИЯМИ.... 61
СЛОВА СО СЛОЖНЫМИ СТЕЧЕНИЯМИ
(ТРИ И БОЛЕЕ СОГЛАСНЫХ РЯДОМ).......................................................................... 62
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЛОВ
СЛОЖНОЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ............................................................................ 65
Приложение............................................................................................................................... 71
ИЛЛЮСТРАЦИИ К РАЗДЕЛУ ЗВУКОПОДРАЖАНИЯ.............................................. 71
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Если это нарушение вовремя не исправить, в дальнейшем оно приведет к негативным изменениям в развитии личности ребенка, таким как формирование замкнутости и закомплексованности, что будет мешать ему не только в обучении, но и в общении со сверстниками и взрослыми.
Поскольку данная тема недостаточно изучена и освещена в учебно-методической литературе, учителя-логопеды испытывают трудности в организации работы по формированию слоговой структуры слова: в систематизации и подборе речевого дидактического материала, обеспечении занятий лексической насыщенностью.
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова.
♦ Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
♦ Инертное застревание на каком-либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикание.
♦ Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»).
♦ Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
♦ Нарушение последовательности слогов в слове (например, «чимхистка» вместо «химчистка»).
♦ Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).
В настоящем пособии предлагается тщательно подобранный речевой материал с учетом классификации продуктивных классов, разработанный А.К. Марковой, с некоторыми изменениями:
— звукоподражания;
— двухсложные слова из открытых слогов;
— трехсложные слова из открытых слогов;
— односложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова из закрытых слогов;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и открытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в середине слова и закрытым слогом;
— двухсложные слова со стечением согласных в начале слова и закрытым слогом;
— трехсложные слова с закрытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и открытым слогом;
— трехсложные слова со стечением согласных (в разных позициях) и закрытым слогом;
— односложные слова со стечением согласных в начале и конце слова;
— двухсложные слова с двумя стечениями;
— трехсложные слова с двумя стечениями;
— четырехсложные слова из открытых слогов;
— пятисложные слова из открытых слогов;
— четырехсложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— пятисложные слова с закрытым слогом и(или) стечениями;
— слова со сложным стечением (более трех согласных рядом).
Работу по формированию слоговой структуры слова у неговорящего ребенка следует начинать с отработки звукоподражания.
Если у ребенка нарушены все группы звуков и не велось формирование фонетической стороны речи, то рекомендуем использовать в работе над слоговой структурой речи материал первых абзацев из каждого раздела. Разделы расположены таким образом, что их последовательное использование предполагает соблюдение структуры занятий по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи. Пособие дополнено приложением и иллюстративным материалом к разделу «Звукоподражание».
В случае, если параллельно с работой над слоговой структурой слова вы автоматизируете какой-либо звук, рекомендуем использовать соответствующий речевой материал. Он подобран таким образом, что исключает наличие в словах других, трудных для детей звуков. Например: материал на звук [ш] не содержит таких звуков, как [ж], [с], [с'], [з], [з'], [ц], [л], [л'], [р], [р']. Материал на звук [л] не содержит таких звуков, как [ш], [ж], [с], [с'], [з], [з'], [р], [р'], но начинать работу все же следует с первых абзацев. Чистоговорки же содержат только простые предлоги, типа на и у.
Каждый словарный блок также соблюдает систематизацию: существительные единственного и множественного числа, нарицательные существительные, прилагательные, наречия, глаголы.
Материал, содержащий четырехсложные и пятисложные слова, как и последние предложения, является заключительным этапом работы по формированию слоговой структуры слова, но он будет не лишним и в работе по развитию речевых навыков у детей, не имеющих тяжелых нарушений. Следует учесть, что в каждом конкретном случае всегда должна оставаться возможность для варьирования последовательности работы с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Работа логопеда не может и не должна быть стандартизирована. Активизация различных анализаторов во время занятий с использованием данного лексического материала (когда ребенок должен пронаблюдать, прослушать название предмета или действия, изобразить жестом обозначение или назначение, назвать сам) способствует более прочному закреплению материала. Рекомендуем использовать преимущественно игровую форму занятий, лишь таким образом можно вызвать потребность в общении, интерес к упражнениям, что, в свою очередь, будет обеспечивать эмоциональность воздействия и способствовать развитию речевого подражания.
Содержание и технология работы по данному разделу прошли успешную апробацию в ДОУ № 32 Первомайского округа и ДОУ № 92 Ленинского округа г. Мурманска.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ