Единство нама-бхаджана и экадаши-враты
Данное эссе приглашает провести ревизию действующих стандартов «соблюдения» Экадаши-враты, сверив их со свидетельством шастр, сад-гуру и подлинных садху, ачарьев прошлого, вместо того, чтобы маскировать неспособность контролировать чувства спекуляциями на воспевании Святого Имени или ссылками на особые и экстремальные ситуации в жизни духовных авторитетов.
Как тождественны Нама и Нами, так едины Нама-бхаджан и Экадаши-врата. Подлинные садху, такие, как Шрила Санатана Госвами, Шрила Бхактивинода Тхакур, Шрила Гауракишор Дас Бабаджи Махарадж, Шрила Джаганнатха Дас Бабаджи Махарадж, искушённые как в воспевании Святого Имени, так и в соблюдении Экадаши-враты, свидетельствуют собственным примером и наставлениями, приводимыми в эссе, что Святое Имя способствует правильному совершению Экадаши-враты, а правильное совершение Экадаши-враты способствует чистому воспеванию Святого Имени. Противопоставлять Харинаму и нирджал в Экадаши, значит, искажать обе таттвы: и Экадаши-таттву и Нама-таттву:
шринамабхаджана ара экадаши-врата
экататтва нитйа джани’хао тахе рата
«Шри Нама-бхаджан и Экадаши-врата – это единая вечная таттва (истина)! Прими их, не разделяя, и сделай своей жизнью!» – это слова Шри Чайтаньи Махапрабху, которые Шрила Джагадананда Пандит приводит в «Према-виварте». Далее:
«В Экадаши следует полностью отказаться от сна и еды! Только вкусом Кришна-намы утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы!» – такие наставления даёт Гауранга Махапрабху своим спутникам в садах Джаганнатха-валлабхи в Пури.
Мы можем придумывать свои нормы и стандарты, считая, что превзошли правила и предписания, которым следуют вечные спутники Бхагавана, и тогда у нас будет возможность реализовать на собственном опыте, что значит «навлечение на себя вреда при невыполнении этих правил». Кришна никого не лишает права обрести такой опыт, не так ли:
«Если вайшнав по небрежности ест в Экадаши [что бы то ни было – бхунджита], всё его поклонение Вишну – впустую! Он достигает лишь темнейших из адов». («Хари-бхакти-виласа», 12.32).
«Тот, кто не соблюдает пост в Экадаши», – говорит Шри Кришна Юдхиштхире, прославляя Апара-экадаши, – «будет рождён в материальном мире одним из миллионов пузырьков в огромной массе воды или маленьким муравьём среди всех других живых существ» («Брахманда-пурана»).
«Если в дни, когда Я ложусь спать [Шаяна-экадаши], переворачиваюсь на другой бок [Паршва-экадаши] и пробуждаюсь [Уттхана-экадаши], какой-то вайшнав, имеющий духовное посвящение и занятый преданным служением Мне, ест зерновую пищу или только корнеплоды или плоды – за это оскорбление он никогда не увидит от Меня никакого прощения! Я низвергну его в темнейшие из адов вплоть до полного разрушения мира!» («Хари-бхакти-виласа», 12.101-102)
Можно в это не верить, считая, что к нам это не имеет отношения, и полагаться на своё исключительное положение в иерархии преданных Господа. Ум склонен гипертрофировать ценность своего вклада в копилку преданного служения. Смирение травинки (тринад апи суничена...) не стесняет его, как и настроение вечных спутников Шри Чайтаньи Махапрабху, которые считали для себя обязательным соблюдать Экадаши именно так, как мы считаем для себя необязательным.
С воды, пищи и сна начинаются наши наслаждения и само тело, которым мы не являемся, но интересами которого живём, забывая из-за его капризов о Кришне. Поэтому нирджал и суточное бодрствование в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы становятся особо желаемым, затребованным и ожидаемым Кришной служением Ему, без которого, как без листиков Туласи на приготовленном для Него угощении, Он ничего не принимает в эти дни. Для обретения бхакти необходимо аннулировать привычку доставлять удовольствие самому себе под предлогом служения Кришне. Мы делаем это каждый день, выполняя любую севу в настроении пуруши. Кришна закрыл на это Свои лотосные глаза, предоставив это зрелище зрению Параматмы. Но Экадаши – это особые дни, Его дни! Кришна принимает облик этих дней, Он становится ими! Под видом служения Ему мы красуемся друг перед другом, но в эти дни Он хочет, чтобы ради Него мы лишили себя этого наслаждения и выполнили указания Махапрабху: «Не ешь, не пей и не спи в Экадаши! Воспевай!». Кришна заявляет об этом Сам, и это условие доставить удовольствие Ему!
Соискателям бхакти не остаётся ничего другого, как только принять прибежище у этих наставлений Махапрабху и сделать Нама-бхаджан и Экадаши-врату смыслом своей жизни. Таков лейтмотив эссе.
Круга
Если удача улыбнётся нам, и мы будем одним лишь вкусом Святого Имени утолять свою жажду в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы, как учит этому Шри Гаурахари, то нирбандха – установленное Им ежедневное воспевание 64-х кругов Кришна-намы – не заставит себя долго ждать. Почему эти 64 круга так важны? Потому что не только Сваям Бхагаван Шри Кришна, но даже Сваям Бхагаван Шри Кришна Чайтанья Махапрабху, олицетворение милосердия и великодушия, не примет от нас ничего без ежедневного лакха Своих Святых Имён, произносимых громко и отчётливо (учхарана). Мы знаем это из «Шри Чайтанья-Бхагаваты» Шрилы Вриндавана Даса Тхакура (этот фрагмент приводится в эссе), а также из «Упадешавали» Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады:
«Бхагаван ничего не примет от того, кто не повторяет Хари-наму сто тысяч раз ежедневно».
Ничего, значит, ни пищу, ни служение – ничего!
Если Бхагаван не принимает от нас ничего, то наша практика перестаёт быть преданным служением – мы предлагаем Кришне то, что Ему не нужно. Преданное служение подразумевает делать счастливым Кришну, а не себя. Он говорит о том, что ожидает от нас, а мы этого не делаем и предлагаем Ему то, что Он не просит. Чем же является наша садхана-бхакти?
Определить то, чем мы занимаемся, можно, оценив своё продвижение по ступеням развития бхакти. Если наша вера в предписания шастр, слова гуру и ачарьев (шрадха) не увеличивается, материальные желания не ослабевают, вкус к воспеванию Святого Имени (ручи) не появляется, желание обрести настроение жителей Враджа не растёт, а сама цель практики (бхава) и жизни (Кришна-према) ускользает из сердца, то это не соответствует тому, что сопровождает процесс садхана-бхакти.
«Мы должны сосредоточить свои усилия на методе, позволяющем развить адхикару [качества, квалификацию] для бхакти, иначе мы никогда не сможем войти в круг вечных спутников Бхагавана». («Бхакти-таттва-вивека», 4).
Что же это за метод?
«Преданное служение, начинающееся с повторения Святых Имён Господа – это высшая из всех религий!» («Шримад-Бхагаватам», 6.3.22)
Итак, всё следует начинать с воспевания Святого Имени – это высшая из религий! Бхагаван не принимает ничего без ежедневного лакха Хари-намы! (Ничего, за исключением строгого соблюдения Экадаши!). А кто принимает? Надо думать, ложное эго – оно принимает от нас всё! Не воспевая 64 круга, мы ничего с этим не сможем поделать – ложное эго будет перехватывать все наши подношения Бхагавану! Мы будем стараться изо всех сил служить Кришне – изо всех сил! – но... ради себя! А следует даже о себе научиться заботиться ради Кришны. Попытка действовать через гуру – правильная, но у нас не получится использовать гуру в служении своему ложному эго: Бхагаван ничего не примет от нас даже через гуру, если наше служение гуру мотивировано продиктованными ложным эго ожиданиями. Какими? Вечными, как самсара! Их апофеозом, вбирающим в себя все формы удовлетворения эго в максимальной степени, является желание воссесть на вьясасану своего гуру. Это самый эффективный допинг, стимулирующий самозабвенное служение гуру из тех, что превращают садхана-бхакти в апарадху (оскорбление) или в садхана-бхакти-абхас (подобие садханы), а ступени развития бхакти – в ледяную горку, по которой можно катиться вниз, насвистывая на ходу полюбившиеся мелодии бхаджанов...
Джайпурский парадокс
В одной книге, посвящённой святым Враджа, рассказывается о пире в храме Шри Говинда-дэва в Джайпуре, после которого некоторые садху, принявшие в нём участие, ощутили прилив вожделения. Оказалось, что деньги на пир пожертвовала проститутка, и её настроение, как объясняется в этой книге, повлияло на садху через прасад Говинда-дэва.
То, что контакт с материалистами оскверняет, сомнений не вызывает. Сам Бхишма Питамаха объяснил это всему миру, признавшись Драупади, что осквернился, принимая пищу в доме Дурьотханы. Но то, что чьё-то низменное сознание способно влиять через прасад Говинда-дэва – это полный абсурд! Прасад Шри Говиндаджи не может быть нечистым! Всё, что Кришна-Говинда принимает, становится не просто чистым, а абсолютным! Наичистейшим! Превращённым в трансцендентную амброзию, в целебный бальзам и панацею от всех болезней этого мира! Шри Чайтанья Махапрабху объяснял это маме Шачи, сидя на груде использованных горшков, в которых готовили угощение для Шри Вишну. Если садху почувствовали прилив вожделения, и причиной этого, на самом деле, являлась пища, которую они приняли в храме Шри Говинды, значит, Говинда-дэв не принял этот пир, и блюда остались бхогой! Почему не принял – другой вопрос.
Мы не можем сомневаться в квалификации пуджари и поваров этого храма, не так ли? Проще заподозрить эту женщину в чём-то настолько отвратительном, что Говиндаджи отверг её пожертвование! Но разве Он не знал, что эту бхогу будут есть ни в чём не повинные садху? И ни в чём не повинные пуджари? И что они осквернятся? Знал, конечно, и всё-таки попустил это. Так, может быть, эти садху и пуджари были не так уж неповинны, раз Господь лишил их своей защиты? Одни, возможно, только и думали о том, чтобы попасть на какой-нибудь пир, а другие – чтобы получить на него пожертвования...
В противоположность этому, вайшнавские летописи хранят имена некоторых представительниц самой древней профессии, коллег джайпурской «девы», которые были великими преданными Господа! Кто знает: может быть, и эта щедрая на пожертвования леди была из их числа? А вот пуджари, возможно, не имели привычку воспевать лакх Хари-намы каждый день, и Говинда-дэв давным-давно, быть может, уже ничего не принимал из предлагаемых Ему подношений, а этот случай просто выявил это?
Разумеется, блюда остались бхогой! Только в этом случае садху могли ощутить сексуальную инфекцию. А раз они её ощутили, значит, вирус действительно в бхоге присутствовал. И кто же его занёс? Подозрения вновь концентрируются на бедной женщине, сделавшей пожертвование, которая, вполне возможно, была далеко не великой преданной Господа... Означает ли это, что именно из-за неё Говинда-дэв не принял этот пир?
Не факт! Нигде не говорится, что Господь ничего не принимает от проституток. Будь это так, Он вообще ни от кого не должен был бы ничего принимать в материальном мире: все баддха-дживы – проститутки! Оттого эта профессия и называется «самой древней» – с неё начинается «послужной список» и первая запись в «трудовой книжке» каждой обусловленной души, привлёкшейся Майей! С незапамятных времён баддха-дживы «ходят по рукам»! Условия, при которых Шри Кришна принимает предлагаемое Ему подношение, Он во всеуслышание огласил на Курукшетре, и ни одна из профессий не упоминается в них. Итак, вопрос «почему Говинда-дэв не принял в тот день приготовленный для Него пир?» остаётся открытым...
Возникает другой вопрос: как автор этой книги мог допустить, а читающие её преданные поверить, что прасад Шри Говиндаджи может быть инфицирован вожделением? Как могла коснуться их эта иллюзия? Это результат пренебрежительного отношения к правилам соблюдения Экадаши-враты, изложенным в «Хари-бхакти-виласе», неизменным следствием которого является осквернённое сознание.
Так или иначе, мы хотим, чтобы Кришна принимал наши подношения. Нет скверны, которая бы превзошла Его милость! Вместе с тем, Он не обязан принимать всё, что Ему предлагают. 64 круга – это не гарантия того, что Кришна примет бхогу, а исходное условие, которое не является исчерпывающим. «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью и Я приму их!» – таково второе, исчерпывающее условие Кришны. Нужна любовь и преданность! Так не целесообразно ли обретать эту любовь и преданность Кришне у стоп Шри Экадаши-дэви, матери преданности? И не целесообразно ли это делать именно так, как Она сама об этом просит? Эти риторические вопросы поставлены в эссе.