О тех, чьё положение хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства

Итак, на основе «Хари-бхакти-виласы» (12.91) и книги Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха» мы установили, что только дети, старики и больные люди получили, как Бхимасэна, уступку Господа принимать в Экадаши прасад один раз после захода солнца, и пищей им может служить лишь молоко, фрукты и корнеплоды. Мы установили также, что эта уступка имеет оговорку, которую мы обсудили и которую рассмотрим ещё раз под другим углом зрения:

«Дорогой! Вкушая один раз в день, не соблюсти Двадаши [Экадаши]. Тот, кто таким способом решил всегда соблюдать этот обет, никогда не достигнет совершенства!» («Хари-бхакти-виласа», 12.96)

В этом стихе речь идёт о тех, кто пользуется уступкой на законных основаниях, – им никогда не достичь совершенства! Им позволено в Экадаши принять один раз молоко и фрукты, поэтому последствий несоблюдения Экадаши не будет, но совершенства они не достигнут! Никогда!

Насколько же бесперспективно положение тех, на кого эта уступка не распространяется, но кто присвоил себе исключительное право Бхагавана – Его прерогативу принимать пищу в Экадаши – и ест в этот святой день, не имея на это благословений Кришны, да не один раз и не два, и не ограничивая себя только молоком с фруктами?! Очевидно, что положение таких людей несоизмеримо хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства: если дети, старики, больные и немощные, пользующиеся уступкой, подпадают под действие стиха 12.96 «Хари-бхакти-виласы», то узурпаторы прерогативы Бхагавана, самовольновкушающие в Экадаши – под действие стихов, определяющих в качестве наказания пребывание в аду, рождение в форме насекомых, молекул воды и другие виды «навлечения на себя вреда». В это трудно поверить, потому что «узурпаторы» – это подавляющее большинство окружающих нас замечательных преданных, которым мы выражаем своё почтение. Однако эти же преданные учат нас смотреть на мир через призму шастр, а шастры учат на примере Бхараты Махараджа, что для вечного существа, ступившего на бхакти-марг, низшие формы жизни – это не смерть и не конец пути, а получение недостающего для обретения бхакти опыта. Наказание, предусмотренное шастрами, – это единственное средство, способное что-то объяснить тем, кто не верит, не понимает на словах и даже иронически посмеивается, слыша, что пренебрежение нирджалом в Экадаши пронзает сердце Бхагавана стрелами.

Помимо хронической нама-апарадхи и перспективы угодить в ад и низшие формы жизни, пренебрежение нирджалом в Экадаши влечёт за собой также и все дурные последствия неспособности контролировать речь, язык, желудок, гениталии, ум и гнев. Есть много примеров этому, в том числе, досадных падений, но мы остановимся на самом безобидном – на повальной эпидемии покупать в маркетах и съедать всевозможные закуски, напитки, печенья, сладости, мороженое, то есть пищу, заряженную настроением людей, стремящихся получать прибыль и удовлетворять свои материальные желания. И опять же: заражают всех этой инфекцией и своим личным примером – увы, увы, увы – уважаемые носители данды, саньяси! Их защищают: «Махараджи, наверное, знают, что делают!». Но тогда Шрила Кришнадас Кавирадж Госвами не знает, что пишет, потому что в «Чайтанья-чаритамрите» сказано:

«Когда преданный принимает пищу от любителей мирских удовольствий, его ум оскверняется и не позволяет ему помнить о Кришне!» (Антья, 6.278).

«Преданный никогда не должен принимать пожертвования от знатных и богатых людей, ибо, съедая предложенную ими пищу, он оскверняет свой ум. Осквернённый ум не позволит помнить о Кришне, а, без памятования о Кришне, жизнь – бесполезна!» (Ади, 12.50-51).

Шрила Гурудэв в биографии Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа (4-г) приводит такие слова нашего прославленного Парам-гурудэва:

«Пища и деньги, полученные от людей, которые заняты удовлетворением чувств, содержат сильный “яд”, и обычный человек не в состоянии его переварить. В шастрах сказано, что когда садхака ест пищу, полученную от вишайи, его сердце оскверняется, а ум приходит в беспокойство, отчего садхака уже не может помнить о Бхагаване. Нужно всегда быть очень осторожным! Даже лучшие из садхаков уходили с пути духовной жизни и оставляли свой бхаджан из-за того, что ели пищу, полученную от любителей мирских удовольствий».

Игнорировать эти предостережения Шрилы Кришнадаса Кавираджа Госвами и Шрилы Бхактипрагьяны Кешавы Махараджа осмелится только тот, для кого ценность наслаждения чувств откровенно превосходит ценность памятования о Кришне. Так знают Махараджи, что делают, или не знают? Любое отклонение от наставлений парампары свидетельствует о пребывании вне парампары. Питаться в маркетах – это самый безобидный пример дурных последствий, которые влечёт за собой нарушение правил соблюдения Экадаши.

Если мы ищем вкус бхакти, а не счастье сентиментальных тусовок в «Клубе любителей Сознания Кришны», пищу, приготовленную не то, что в маркетах, а даже в Матхах, обитатели которых пренебрегают строгим соблюдением Экадаши и лишь воздерживаются от зернобобовых, принимать нельзя! Почему?

Во-первых, когда слуга присваивает собственность господина, он обнаруживает не только склонность к воровству, но и желание занять место своего хозяина. Поэтому, присваивая себе исключительное право Кришны принимать пищу в Экадаши, мы тоже свидетельствуем не только о склонности обворовывать Кришну, но и о стремлении занять Его положение. Это изначальное желание баддха-дживы, определившее её выбор в татастха-шакти. Мы не молим Кришну о милости, как Бхимасэна, а самовольно распоряжаемся подвластной Кришне Экадаши-таттвой, будто имеем на это право, искажая её по своему усмотрению вплоть до заявлений, что поститься в Экадаши – необязательно! Так проявляет себя настроение «наслаждающегося», расставляя всё по им отведённым всему местам, но внешне оно принимает облик смиренного слуги слуги слуги слуги... Практику подобных расхождений внутреннего и внешнего Шрила Рагхунатха Дас Госвами назвал омовением в струе ослиной мочи – лицемерием.

Во-вторых, если наше положение хуже, чем положение тех, кто никогда не достигнет совершенства, то приготовленная нами пища едва ли представляет ценность и будет способствовать развитию Враджа-премы.

В-третьих, есть угроза обрести вместе с положительными качествами тех, кто воздерживается от зернобобовых, и хладнокровие, с которым они регулярно – каждый Экадаши! – ради наслаждений своего языка и желудка пронзают сердце Бхагавана стрелами!

Четвёртая причина в том, что мы не должны есть бхогу, а любые блюда, приготовленные воздерживающимися от зернобобовых, остаются бхогой, потому что Кришна не принимает то, что готовят не для Него. Из чего видно, что эти преданные готовят не для Кришны? Это видно из того, что, когда наступает Экадаши, они начинают готовить специальные блюда – экадашные, которые сами могут есть в Экадаши. Это значит, что и в другие дни они готовят для себя. Если бы они всегда готовили для Кришны, то ассортимент блюд, приготовленных в обычные дни, не отличался столь радикально от того, что они готовят в Экадаши, потому что Бхагаван не постится в Экадаши. Повара, которые любят Кришну и готовят для Него, лишь увеличивают в Экадаши количество подношений, в том числе, зерновых и бобовых, потому что это праздник, посвящённый удовлетворению чувств Бхагавана, – любимый день Господа Хари! А мы в Экадаши Кришну потчуем кхиром, сваренным из гречи. Почему? Потому что сами едим гречу в Экадаши. Вот вам и доказательство того, ради кого мы стараемся, готовя пищу. Греча не относится к молоку, фруктам или корнеплодам, разрешённым в Экадаши тем, кто получил уступку Господа; но и мы не относимся к группе «льготников» – мы расширили для себя эту группу собственным волевым решением, а заодно и список разрешённых, якобы, в Экадаши продуктов, как и количество приёмов пищи. Это самоуправство, конечно же, и оно притянет свои последствия, но речь не об этом. Где-то написано, что Кришна любит кхир из гречи? Если написано, то надо предлагать Кришне такой кхир каждый день, а не только в Экадаши. Но мы не будем это делать, даже если прочитаем об этом в шастрах, потому что сами больше любим кхир, сваренный из риса...

Пятая причина. Шрила Бхактивинода Тхакур составил перечень продуктов, которые можно использовать для приготовления блюд Господу Джаганнатхе. Картофель, помидоры, чили и ещё какие-то продукты (нужно уточнить) не входят в этот список. Джаганнатха – это Кришна! Шрила Бхактивинода Тхакур знает то, что Кришна любит и что Он не любит, и он запретил предлагать Кришне картофель, помидоры, чили... В этом запрете выражена забота Шрилы Бхактивиноды Тхакура о счастье Кришны: он не хочет, чтобы Кришну оставляли голодным, предлагая Ему то, что Кришна не любит и не ест. А мы предлагаем Кришне картошку, помидоры, чили, несмотря на запрет Шрилы Бхактивиноды Тхакура, потому что сами всё это любим и едим. Для кого же мы готовим? Да ещё 64 круга Харе Кришна маха-мантры не считаем для себя обязательным повторять. Почему же мы уверены, что Кришна принимает такие подношения?

Учимся готовить для Кришны

Тот, кто готовит пищу для Кришны, подразумевая, что после предложения Кришне будет наслаждаться этими блюдами сам, готовит для себя. Не совершая пост в Экадаши, невозможно очистить сознание от влияния аханкары, «предвкушающей» собственную трапезу во время приготовления пищи для Кришны. Экадаши, соблюдаемые по всем правилам, предоставляют уникальную возможность научиться готовить для Кришны в полном смысле этого слова, без ожидания отведать приготовленные блюда самому. Каким образом? Очень просто! Мы постимся в Экадаши, поэтому знаем, что не будем есть то, что готовим сегодня для удовольствия Кришны. К этому чувству нужно добавить решимость не есть это и завтра – в двадаши мы раздаём всё, что приготовили и предложили Кришне в Экадаши. Раздаём, преимущественно, животным. Почему не людям? Чтобы никого не накормить блюдами, приготовленными для Кришны из запрещённых для людей в дашами и двадаши продуктов. Это довольно обширный список! Мы уже говорили, что такие, запрещённые для нас в дашами и двадаши продукты, называются кшарах («Хари-бхакти-виласа», 13.9), а разрешённые – хавишья («Хари-бхакти-виласа», 13.10-13), и приводили цитаты из книги Шрилы Бхактиведанты Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха» на эту тему.

То, что наставления Шрилы Ваманы Махараджа, представленные в этой книге, оказались слишком трудными для «Шри Гаудийа Веданта Самити», ачарьей которого он тогда был, не должно удивлять нас – вся литература бхакти, легко читаемая и пересказываемая, реализуется только ценой самоотверженного предания! Необходимо быть корректными в исполнении правил Экадаши-враты, независимо от того, делают это остальные преданные или нет. Наша благодарность Кришне, Шри Экадаши-дэви и предшествующим ачарьям, потрудившимся составить для нас бхакти-шастры, выражается в принятии с верой их наставлений и в следовании им. Шри Кришна, описывая Юдхиштхире славу всех Экадаши года, неоднократно повторяет, что результат правильного соблюдения одного Экадаши многократно превосходит результат проведения всех других Ведических врат и жертвоприношений вместе взятых, включая Ашвамедха и Раджасуйа ягьи! Вот стих из «Хари-бхакти-виласы»:

«С одной стороны – собранные вместе все места паломничества и аскезы, щедрые пожертвования и жертвоприношения, а с другой – один вайшнавский обет в Экадаши. Дхарма, порождённая вайшнавским обетом, и дхарма, порождённая жертвоприношениями и прочим, на весах были взвешены Брахмой, и первая – перевесила!» (12.146-147).

Что говорить о других вратах и ягьях, если постом и бодрствованием в Экадаши (без воспевания Святого Имени!) обретается Вайкунтха:

«О лучший из лучших! Люди, предавшиеся Экадаши, в четырёхруком облике и жёлтых одеждах отправятся на Гаруде в обитель Шри Хари!» (12.123)

Куда же тогда отправятся те, кто, предался не только Экадаши, но и Харинаме, и Святой Дхаме, и своим дикша-мантрам, а главное – исполнению указаний Шрилы Гурудэва и объяснённых им наставлений парампары? Шрила Гурудэв открыл эту тайну: Кришна займёт таких бхакт служением на Голоке!...

Вернёмся к приготовлению пищи. Итак, соблюдая нирджал в Экадаши, мы готовим для Кришны, зная, что раздадим весь маха-прасад, не оставляя себе ничего! Лишив, таким образом, ум надежды приобщиться к экадашной трапезе Кришны, мы отключаем этим и ожидания ложного эго. Сердце, освобождённое от его гнёта, начинают захлёстывать новые ощущения и чувства к Кришне, которых мы раньше не испытывали из-за примеси эгоизма. Так мы познаём вкус подлинно бескорыстного служения Кришне. Это настроение очень сладостно! Оно захватывает и увлекает, и глубоко входит в сердце. Мы запоминаем его, а затем в обычные дни воскрешаем в себе. Поскольку эти чувства были реально пережиты, такая практика не имеет ничего общего с областью фантазий и имитаций – это памятование собственного опыта чистого бескорыстного служения Кришне! Те, кто готовит для Кришны, подразумевая своё последующее участие в прасада-севе, не имеют условий, чтобы ощутить вкус чистого преданного служения Кришне, доступный постящимся в Экадаши.

В качестве примера такого служения, в «Части второй» эссе приводится случай, когда вечные спутники Шри Чайтаньи Махапрабху, братья-брахманы Джагадиш Пандит и Хиранья Пандит, соблюдавшие Экадашный пост, приготовили роскошный пир для Господа Вишну. Малыш Нимай, войдя в настроение Шри Вишну, захотел принять это подношение Своих преданных, не выходя из роли ребёнка. Он стал плакать и капризничать и не успокаивался до тех пор, пока Джаганнатха Мишра не отправился к своим друзьям Джагадише и Хиранье и те не принесли Нимаю все свои приготовления. Этот эпизод, описанный Шрилой Вриндаваном Дасом Тхакуром в «Шри Чайтанья-бхагавате», сопровождается комментарием Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады, содержащим наставления о соблюдении Экадаши.

Экадашные небылицы

Читатели эссе могут сравнить эти наставления Шрилы Прабхупады с экадашными историями о нём, которые доводится иногда слышать от проповедников, пытающихся убедить этими историями не ожидающую демагогических подвохов публику, что в Экадаши, якобы, необязательно поститься – достаточно воздерживаться от зернобобовых.

Если кому-то нравится жить и проповедовать в самсаре, оставаясь вечным членом «Клуба любителей Сознания Кришны», то воздержания от зернобобовых, действительно, достаточно. Но для обретения бхакти нужна, по крайней мере, уступка, избавляющая от нама-апарадхи несоблюдения Экадаши. Тогда за счёт шраванам-киртанам и других анг бхакти можно прогрессировать в развитии преданности. Однако с последствиями несоблюдения Экадаши, на которые обрекает воздержание от зернобобовых, невозможно преодолеть самсару – таково свидетельство Кришны, шастр и ачарьев.

Доказать принятым у вайшнавов способом – свидетельством шастр – что в Экадаши достаточно воздерживаться от зернобобовых, невозможно; поэтому проповедники пытаются использовать в качестве «праманы» какой-нибудь нестандартный, экстремальный или выдуманный случай, приписывая его жизни какого-нибудь вайшнавского авторитета. Ниже мы рассмотрим два таких случая, один из которых связан с жизнью Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады.

Представьте человека, который решил повесить картину, но не нашёл молоток, чтобы вбить в стену гвоздь; вместо молотка он взял валявшийся под ногами слиток золота и вбил гвоздь им; после этого он хотел было выбросить слиток за ненадобностью, но, подумав, оставил – на тот случай, если вновь понадобится гвоздь вбить...

Именно так понимают ценность сокровища Экадаши-враты рассказчики этих историй. Но Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада имел высшую реализацию всех таттв! Именно он поведал о сокровенной природе Экадаши, уходящей корнями во Врадж Голоки. Он – хранитель гуру-парампары, её милости и чистоты, поэтому допустить мысль, что он дал повод ссылаться на себя, чтобы опровергать учение парампары относительно Экадаши, представленное Шрилой Санатаной Госвами в «Хари-бхакти-виласе», – это... Не буду подсказывать, что это такое, а спрошу: если Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада (доверенная служанка Шримати Радхики, Наяна-мани-манджари) принимал Шрилу Санатану Госвами (другую доверенную служанку Шримати Радхики, Лавангу-манджари) самым дорогим слугой Шри Чайтаньи Махапрабху – вишвамбхара прийанкара шри-сварупа дамодара шри-госвами рупа-санатана – то во что могут обойтись спекуляции на его жизни, направленные на то, чтобы отговорить слушателей принять авторитет «Хари-бхакти-виласы» Санатаны Госвами в таком принципиальном для обретения бхакти процессе, как соблюдение Экадаши? У меня мороз проходит по коже от этого вопроса...

Итак, ссылаясь на особые единичные случаи, проповедники пытаются оправдать регулярные нарушения предписаний бхакти-шастр в отношении Экадаши. Однако примеры из жизни возвышенных вайшнавов, лишённые подтверждения шастр и объяснений самих этих вайшнавов, а лишь наблюдаемые со стороны не достигшими совершенства преданными, не могут быть ни праманой, ни примером для подражания, особенно, если речь идёт о сиддха-махатмах. Их поступки и намерения – трансцендентны, а потому могут быть неправильно поняты, неправильно истолкованы и даже искажены, а точнее, не могут быть правильно поняты, правильно истолкованы и не искажёны, что мы и увидим ниже. Также и противоречащие шастрам наставления, приписываемые какому-нибудь уважаемому вайшнаву и пересказываемые в оправдание неконтролируемых чувств – весьма сомнительная прамана.

Однажды в преддверии Картики, начиная парикраму по Матхуре, Шрипад (*) Махарадж сказал: «Сегодня Экадаши, но вы можете принять прасад – Шрила Вамана Махарадж разрешил есть в Экадаши». Однако упомянутая выше книга Шрилы Ваманы Махараджа, «Экадаши-врата-катха», свидетельствует о других наставлениях, которые давал Шрила Вамана Махарадж:

«Обязательно надлежит поститься и соблюдать вышеупомянутый обет во все Экадаши. Всем человеческим существам, начиная с 8-ми и до 80-ти лет, надлежит поститься как в тёмные, так и в светлые Экадаши. Дети, старики, больные, страдающие и немощные личности могут соблюдать Экадаши-титхи, поев один раз вечером молоко, фрукты или корнеплоды»...

Последнее означает, что всем остальным людям – не детям, не старикам и не больным – запрещено принимать пищу в Экадаши даже один раз вечером! Даже если этой пищей будет молоко и фрукты! Они должны соблюдать нирджал! Почему же Шрипад (*) Махарадж сделал такое заявление? Возможны 2 ответа на этот вопрос: 1) Махарадж сказал неправду, чтобы оправдать собственную практику «соблюдения Экадаши». 2) Махарадж в искажённой форме представил индивидуальные наставления, полученные им самим или кем-то другим. Есть разница между тем, когда ученик приходит к ачарье и спрашивает: «Как следует соблюдать Экадаши?» и когда он приходит и говорит: «Я не могу поститься в Экадаши!». В первом случае ученик услышит предписания «Хари-бхакти-виласы», а во втором – индивидуальные наставления, которые помогут постепенно развить способность следовать этим предписаниям. Шрила Вамана Махарадж, как ачарья «Шри Гаудийа Веданта Самити», несомненно, давал своим ученикам, помимо общих, и индивидуальные наставления. Он давал их, в том числе, и тем, кто был неспособен поститься в Экадаши, поддерживая их энтузиазм продолжать процесс и делать то, что могут. «Если не можешь поститься полностью, не ешь, хотя бы...» – это не разрешение есть в Экадаши. Человек уже признался, что ест и будет есть в Экадаши, ибо не может поститься, и гуру рекомендует ему диету, приносящую меньший вред, а не разрешает кушать. Ещё гуру даёт наставления: «Живи в Матхе, посещай арати, бхаджаны, повторяй Наму, слушай Кришна-катху, служи преданным...» – это метод обретения вайшнавских качеств посредством посильного исполнения садхана-бхакти; вайшнавские качества позволят со временем научиться контролировать чувства и осуществлять процесс в полном объёме. В наставлениях Шрилы Ваманы Махараджа наверняка присутствовало указание соблюдать полный пост в Пандава-экадаши – не потому, что этот Экадаши компенсирует нарушения всех Экадаши года (это не соответствует действительности), а потому, что он наделяет способностью соблюдать их. В этом смысл индивидуальных наставлений Шрилы Ваманы Махараджа. Однако, спустя некоторое время, когда длительное пребывание в Матхе и выполняемое служение создаёт авторитет преданному, неквалифицированному когда-то поститься и остающемуся неквалифицированным поститься до сих пор, он, обретя вес духовного лидера, представляет полученные им когда-то индивидуальные наставления как общие, а слова гуру «Если не можешь поститься полностью, не ешь, хотя бы...» как разрешение принимать пищу: «Шрила Вамана Махарадж разрешил есть в Экадаши!». Однако, читая книгу Шрилы Ваманы Махараджа «Экадаши-врата-катха», мы узнаём, какие наставления о соблюдении Экадаши давал Шрила Вамана Махарадж на самом деле. Мы уже приводили эту часть его книги.

Сравнение наставлений Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады с экадашными историями о нём, которыми проповедники оправдывают прасада-севу в Экадаши, даёт тот же результат, что и в случае со Шрилой Ваманой Махараджем: истории противоречат наставлениям. Из этого факта и того, что Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада не расходился в том, что думал, говорил и делал, легко понять, что истории эти – выдуманы. Источником этих небылиц стал искажённый до неузнаваемости один единственный случай испытания, которому Шрила Прабхупада подверг своего дорогого ученика Хайагриву-брахмачари и которое тот с честью выдержал, о чём проповедники не любят просвещать публику. Почему не любят? Потому что это свидетельствует о подлинных наставлениях, которые Хайагрива-брахмачари получал от Шрилы Прабхупады. Это не выгодно проповедникам, ибо всё представляется ими так, будто Шрила Прабхупада, желая подчеркнуть приоритет проповеди над «бессмысленными постами» (так отзываются они на публичных лекциях о постах в Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы!), регулярно и собственноручно готовил в Экадаши и Джанмаштами для своих учеников зернобобовые и кормил их этими кушаньями, чтобы влить в них силу проповеди! Ученики, якобы, ели всё это и, вдохновлённые, уходили проповедовать! «Всё – в жертву проповеди!», как в каламбуре: «Всё – в жертву Харинаме!». Ещё одна демагогическая ловушка, призванная оправдать неспособность рассказчиков этих историй контролировать язык и желудок. Ради этого они исказили ситуацию с Хайагривой-брахмачари до такой степени неузнаваемости, что та, не давая к этому никакого повода, стала служить им доказательством возможности принимать пищу в Экадаши – вплоть до зернобобовых! В действительности же, Шрила Прабхупада никогда не готовил для своих учеников, тем более, в Джанмаштами! Он готовил в Джанмаштами, но для Кришны, для удовольствия сына Яшоды, и, поскольку Кришна не постится ни в Экадаши, ни в Джанмаштами, он готовил, в том числе, и зернобобовые. И вот однажды Шрила Прабхупада решил устроить экзамен Хайягриве-брахмачари. Гуру может экзаменовать своего ученика. Даже Господь Чайтанья устраивал испытания Своим преданным, например, Мурари Гупте и Шривасу Тхакуру, отговаривая одного поклоняться Рамачандре, а другого – принимать в своём доме Нитьянанду Прабху. В чём же состоял экзамен, устроенный Шрилой Прабхупадой? Хайагрива-брахмачари, действительно, отправлялся на проповедь, и Шрила Прабхупада, испытывая его реализацию полученных от Гуру наставлений, предложил ему подкрепиться перед дорогой маха-прасадом Кришны в нарушение правил празднования Джанмаштами. Шрила Прабхупада готовил не каждый день, и был большой соблазн отведать приготовленные им в Джанмаштами для Кришны блюда. Но Хайагрива-брахмачари любил своего Гуру. Он понимал сокровенное желание Шрилы Прабхупады и то, каким тот хочет видеть своего ученика, поэтому он отказался нарушить пост и принять прасад. Счастье, которое Хайагрива-брахмачари доставил своему Гуру, следуя вайшнава-дхарме, было ему наградой. Шрила Прабхупада был полностью удовлетворён и обнял своего дорогого ученика. Все прочие истории о случаях, произошедших, якобы, с другими учениками Шрилы Прабхупады, имена которых никто не может назвать, доведённые до абсурда принятия зернобобовых в Джанмаштами из рук Шрилы Прабхупады, возникли из желания проповедников, чтобы такие случаи были. Есть нечто, однозначно доказывающее, что Шрила Прабхупада никогда не наставлял своих учеников принимать пищу в Экадаши или Джанмаштами ради проповеди или чего бы то ни было ещё. Что же это? Это то, что Хайагрива-брахмачари отказался принять Кришна-прасад, предложенный ему Прабхупадой – он следовал в этом личному примеру своего Гуру, его учению и тем принципам, которые Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Прабхупада прививал своим ученикам.

Кому-то страшно?

Итак, можно повторять Харинаму по лакху и более в день, но до тех пор, пока желудок наполняется водой и пищей в Экадаши, это будет лакх и более нама-апарадхи. Кому-то страшно? Ничуть не бывало! Уж чем-чем, а нама-апарадхой нас не запугаешь! Дело привычное! Другого вкуса Намы никто не знает, потому и нестрашно! Попробуем напугать. Напомним: «Лучше иметь половую связь со своей матерью, есть плоть коровы, совершать убийства и пить спиртное, чем принимать какую бы то ни было пищу в Экадаши» («Хари-бхакти-виласа», 13.8). Теперь представим человека, совершающего перечисленные преступления: он промышляет убийством и пьянствует, наслаждается сексом со своей матерью и питается мясом коров, но при этом регулярно, как и мы, повторяет Харинаму. Каков будет результат его воспевания? Сможет ли он, совершая все эти действия, ощутить нектар Святого Имени? Риторический вопрос, не правда ли? В этом случае всё ясно без объяснений. Но в стихе (13.8) говорится, что принимать какую-либо пищу в Экадаши – это значительно хуже, чем совершать все эти преступления вместе взятые! Значит, лучше жить, как этот человек, чем есть что-либо в Экадаши! На что же мы рассчитываем, утоляя свой голод и жажду в Экадаши? Да ещё под предлогом воспевания Святого Имени? Не слишком ли дорого обходится счастье вкушать в Экадаши тем, кто на это решается ради того, чтобы привычные для языка и желудка удовольствия не имели выходных?

28. «Братия мои! Не многие делайтесь учителями!»…

Об участи «теоретиков» искажения Экадаши-таттвы лучше не задумываться: внешним провозглашением торжества Святого Имени и Его приоритета по отношению к аскезе нирджала, на самом деле, внедряется праздник неконтролируемых чувств и их торжество над предписаниями шастр; подводится философская база, оправдывающая пренебрежение правилами Хари-васара, которые были продиктованы Самим Господом в соответствии с Его ожиданиями нашего служения Ему. Воспеванию при этом отведена роль ширмы – это прости-прощай, бхакти! Почему ширмы? Потому что подлинная привязанность к Харинаме нашла бы себя в столь благоприятный для этого день в воспевании, а не в том, чтобы тратить драгоценное время Экадаши на неоднократное приготовление и приём пищи, последующую уборку и сон, что демонстрирует практическая реализация этой демагогической идеи.

Опираясь на свидетельство Шри Джагадананды Пандита, представившего в «Према-виварте» наставления Шри Чайтаньи Махапрабху, данное эссе утверждает: «Экадашный прасад – это воспевание Святого Имени! “Только вкусом Святого Имени утоляют свою жажду в Экадаши благочестивые вайшнавы!”». Тем, кто проповедует что-то иное, напомним:

«И те, кто соблазняет: “Ешьте! Ешьте!” в Хари-васар [в Экадаши]; и те, кто призывает: “Убейте корову! Убейте брахмана! Убейте женщину!”; и те, кто подстрекает: “Пейте вино!” – все они идут падения одной дорогой общей вниз [в ад]» («Хари-бхакти-виласа», 12.28-29).

Тут уж невольно на ум приходят предостережения святого апостола Якова:

«Братия мои! Не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большему осуждению!... Кто не согрешает в слове – тот совершенен и может обуздать тело... Язык – прикраса неправды, он оскверняет всё тело; это неудуржимое зло, исполненное смертоносного яда»...

Прамада

Искателю бхакти целесообразно прислушиваться к интонациям бхакти-шастр, передаваемых гуру-парампарой, а не словоблудию демагогов, растекающихся мыслью по древу. Демагогические перлы в растерянности ищут и не могут найти себе подтверждение в сокровищнице бхакти-шастр! А логика их ущербна: ведь можно поститься и не думать о еде, а можно думать о еде и продолжать воспевать Святое Имя. Посторонние мысли при воспевании – не повод останавливать Харинаму. Это прамада, невнимательное повторение Святого Имени. Прамада не является особенностью Экадаши: невнимательное повторение характерно для любого дня того, кто совершает эту апарадху. Прамада очень опасна – она признаётся причиной всех других нама-апарадх, поэтому от неё необходимо избавляться. Вопрос – как? Как ни удивительно, – методом, прямо противоположным содержанию рассмотренного нами каламбура: рекомендуется соблюдать Экадаши и дни явления Шри Вишну-таттвы по всем правилам, посвящая весь день и всю ночь воспеванию Святого Имени! («Шри Харинама-чинтамани»).

Логика

Логика, как это представлено в эссе, может служить инструментом установления истины, если её выводы находят подтверждение в триедином свидетельстве шастр, сад-гуру и ачарьев прошлого, подлинных садху. Именно этот принцип свидетельства истины принят у вайшнавов. Эссе лишь напоминает об этом, предлагая проповедникам не быть голословными и подтверждать свои слова свидетельством бхакти-шастр, когда они заявляют, что в Экадаши необязательно поститься. Поиск свидетельств в Писаниях убедит искателей истины, что таких свидетельств там нет. Есть уступка, сделанная детям, старикам, больным, страждущим и немощным, но, чтобы ей воспользоваться, нужно на самом деле быть одним из них. Рано или поздно нам придётся убедиться: слова, не подтверждённые шастрами, есть ложь.

«Нужно стараться удовлетворять Бхагавана так, как это предписывают шастры. Отклонения от наставлений шастр могут иметь разрушительные последствия и, в конечном итоге, привести в ад». («Шри Рай-Рамананда-самвад», 8.58, комментарий Шрилы Гурудэва)

«Понять то, что следует делать и что не следует, можно только с помощью Писаний. Вот почему Шриман Махапрабху попросил Рамананду Рая привести доказательства из шастр». (Там же)

«Человеческое тело – это надёжная лодка, на которой можно переплыть океан самсары, доверив её управление опытному капитану, сад-гуру, а паруса – ветру милости и наставлений Шри Кришны, принявших форму Священных Писаний». («Шримад-Бхагаватам», 11.20.17)

Если Священные Писания – это форма милости и наставлений Шри Кришны, то логика может выступать лишь в роли их служанки, а не госпожи. Например, в «Ведах» говорится, что испражнения нечисты; коровий навоз – это испражнения, но о нём в тех же «Ведах» сказано, что он чист; высшая логика заключается в том, что мы принимаем прямое свидетельство шрути и признаём и то, и другое: испражнения нечисты, а коровий навоз – чистый! Точно так же, поскольку бхакти-шастры однозначно предписывают держать нирджал в Экадаши (чему в эссе приводятся исчерпывающие доказательства), нарушение нирджала в этот день под любым предлогом должно быть отвергнуто! Особенно под предлогом воспевания Святого Имени: Святое Имя – это Сам Кришна, который запретил принимать пищу в Экадаши; Нама (Имя) и Нами (Обладатель Имени) – это одна и та же Абсолютная Истина, одна и та же таттва, одна и та же Верховная Божественная Личность! А мы пытаемся вкушать, используя Имя в качестве предлога, чтобы нарушить запрет, установленный Обладателем Имени! Так эффектный и популярный в Экадаши каламбур увлекает его повторяющих в места обитания, общие с теми, кто призывает убивать коров, женщин, брахманов или пить спиртное.

Наши рекомендации