Можно ли давать закят аль-Фитр деньгами?
Разбор вопроса из книги Булуг Аль Марам шарх Мухаммада ибн Хизама:
Вопрос1683 Можно ли выплачивать закят уль-фитр деньгами
https://youtu.be/M_cdFrnpSuI
Не дозволено давать закят аль-Фитр ни одеждой, ни деньгами, ни чем-либо еще, кроме еды, поскольку это противоречит велению посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), велевшего выплачивать Фитр едой. Однако, несмотря на это некоторые ученые дозволили выплачивать Фитр деньгами.
Ан-Науауи сказал: “Большинство факъихов не дозволили давать Фитр деньгами, и дозволил это Абу Ханифа. Также Ибн аль-Мунзир передал дозволенность этого от Хасана аль-Басри, ‘Умара ибн ‘Абдуль-‘Азиза и Суфьяна ас-Саури”. Источник: “Шарх сахих Муслим” 7/60.
Сказал ан-Навави: "Не действительна выплата закят уль-фитр у шафиитов. И также об этом сказали Малик, Шафии и Ибн Мунзир". Источник: Аль-Маджму'у, 6/71.
Имам аль-Хаттаби, приведя хадис Абу Са’ида:“При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали фитр одним са’ еды, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”,сказал: “В этом хадисе доказательство на то, что выплачивать деньгами Фитр нельзя, поскольку упоминаются определенные продукты, а не деньги”. Источник: “Ма’алиму-Ссунна” 2/44.
Динары и дирхамы существовали и во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), однако вместо денег шариат предписал выплачивать Фитр именно едой, на чем необходимо остановится. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто совершит деяние, на которое не было нашего указания, то оно будет отвергнуто!».Муслим 1/236.
Спросили имама Ахмада о человеке, который решил выплатить закят аль-Фитр дирхамами и он ответил: “Я опасаюсь, что это не будет ему засчитано из-за противоречия Сунне пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Также сообщается, что когда имам Ахмад сказал: “Не следует выплачивать Фитр деньгами вместо еды!”, - его спросили: “Тут люди заявляют о том, что ‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз выплачивал деньгами”. Тогда он сказал: “Оставляют слова посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и говорят: «Сказал такой-то!»”.
Источник: “аль-Мугъни” 2/671.
Сказал Ибн Кудама: "Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выплачивать закят уль-фитр таким образом и приказал, чтобы он отдавался именно так... И тот, кто выплачивает стоимость - тот отклонился от того, на что указано в тексте, и это недействительно". Источник: Мугни, 2/674.
Сказал шейх Альбани, отвечая на вопрос о выдаче закят уль-фитр деньгами: «Нет сомнения в том, что те, кто говорят о дозволенности выдачи закят уль-фитр деньгами, являются ошибающимися, поскольку они противоречат ясному тексту хадиса Посланника Аллаха, да благословитего Аллах и приветствует, который передали Бухари и Муслим в своих Сахихах от АбдуЛлаха ибн Умара, что он сказал: "Возложил на нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя или творога..."- и конкретизировал Посланник Аллаха эту обязанность, которую возложил Посланник Аллаха на людей, повинуясь приказу своего Господа, не деньгами, а лишь едой из той, которой питаются люди страны в этой время». Источник: Сильсиляту аль-Худа уа ан-Нур, 274.
Говорит шейх Мухаммад ибн Солих аль-Усеймин, рахимахуЛлах: "Не разрешено никому выплачивать закят уль-фитр дирхамами (деньгами) или одеждой, или домашними пренадлежностями, однако обязательно выплачивать его тем, чем обязал Аллах на языке своего Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. И не следует считатья с тем из людей, кто, основываясь на личной точке зрения, посчитал это хорошим, поскольку Шариат не зависит от взглядов людей". Источник: "Фатауа", 18/280.
Ибн Хазм (да смилуется над ним Аллах) в «аль-Мухалля» сказал: «Выплата закята аль-Фитра деньгами не засчитывается вовсе».
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Не дозволено выплачивать закят аль-Фитр деньгами, по мнению большинства ученых. А обязательным является выплачивать его едой, как делали это Пророк (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах)». Источник: «Маджму'у фатауа» 14\213».
Шейх Ибн ‘Усеймин (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Мнение имама Малика (да будет милостив к нему Аллах) заключается в том, что закят аль-Фитр выплачивается продуктами питания, а не деньгами. Это мнение является правильным, и это мазхаб имама Ахмада и имама аш-Шафи’, так как Сунна указывает именно на это. Абдуллах Ибн ‘Умар (да будет доволен им и его отцом Аллах) сказал: «Посланник Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) вменил в обязанность выплачивать закят аль-Фитр в размере одного са' фиников или ячменя». Абу Са‘ид аль-Худри (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «При жизни Посланника Аллаха (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям) мы выплачивали закят аль-Фитр в размере одного са' из еды, а питались мы в то время финиками, ячменем, изюмом и сушеным творогом»».
Источник: «Маджму'у фатауа»18\279.
А те, которые считают дозволенным выплачивать закят аль-Фитр деньгами, приводят в качестве довода недостоверный хадис, который отнюдь не является аргументом. Они ссылаются на следующий недостоверный хадис: «Избавьте нуждающихся от просьб в этот день».(ад-Дарукъутни и аль-Байхакъи. Шейх аль-Альбани назвал хадис недостоверным).
У тех, которые говорят о дозволенности давать аль-Фитр деньгами, нет доказательства, кроме как; приведение ими в качестве аргумента недостоверный хадис; либо фанатическая приверженность мнению имама Абу Ханифы (да смилуется над ним Аллах); либо отвергание истины посредством лжи; либо они считают тяжелым придерживаться за сунной.
Тех, кто слепо следует за мнением имама Абу Ханифы, не следуя слепо за защищенным от ошибок - Пророком (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), тех мы опровергнем словами самого имама Абу Ханифы.
Имам Абу Ханифа (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если я скажу что-либо, что будет противоречить Книге Всевышнего Аллаха и сообщению Посланника (салля Ллаху ‘алайхи ва саллям), то оставьте мои слова». Источник: аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 50.
Также он (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Если хадис достоверный, то это и есть мой мазхаб» Источник: Ибн ’Абидин «аль-Хашийя» 1/63 и «Расм аль-Муфти» 1/4, шейх Салих аль-Фулани «Иказ аль-Химам» стр. 62 и другие.
Он (да смилуется над ним Аллах) также сказал «Никому не дозволено принимать наше мнение, пока не узнает, откуда мы их взяли».
В другой версии передается, что он сказал: «Запрещено (харам) тому, кто не знает мой довод, издавать фетву на основании моих слов».Источник: Ибн Абд аль-Барр «аль-Интика’ фи Фада’иль ас-Саляса аль-А’ймат аль-Фукаха» стр. 145, Ибн аль-Каййим «И’лям аль-Муки’ин» 2/309, Ибн ’Абидин в своих примечаниях к «аль-Бахр ар-Ра’ик» 6/293 и «Расм аль-Муфти» стр. 29, 32 и аш-Ша’рани «аль-Мизан» 1/55, передавший второе сообщение.
Однако, разрешается отдать деньги доверенному человеку, который купит на них нужную еду и отдаст бедняку.
Так делал например Ибн Умар, как передал имам Малик: "Ибн Умар посылал закятуль-фитр за два три дня до праздника тому, кто собирал его". Источник: Малик 1/285.
Сказал шейх Ибн Джибрин: "Нет проблем в поручении кому-то выплатить закятуль фитр" Источник: Фетва 10597.