Вопрос 1682. можно ли отдать закят уль-фитр мукой.
https://youtu.be/3pFxurIbpVI
Милостыню разговения можно отдавать любыми продуктами, которые употребляют люди: пшеницей, кукурузой, рисом, фасолью, чечевицей, нутом (турецкий или египетский горох), бобами, макаронами, мясом и тому подобным. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обязал выделять милостыню в размере одного са‘а продуктов, и сподвижники, да будет доволен ими Аллах, раздавали ее с продуктов, которыми питались сами.
Приводится у аль-Бухари (№ 1510) и Муслима (№ 985), что Абу Са‘ид аль-Худри, да будет доволен им Аллах, сказал:«Во времена посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, в День Разговения мы выделяли один са‘а пищи. Нашей пищей были ячмень, изюм, сыр и финики».
В другой версии хадиса Абу Са‘ид аль-Худри сказал: «Когда пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был с нами, мы давали милостыню разговения в размере одного са‘а пищи, или одного са‘а сыра, или одного са‘а ячменя, или одного са‘а фиников или одного са‘а изюма за каждого малого и пожилого, за свободного и раба».
Сказал сподвижник Абу Саид аль-Худри: «Мы давали закят уль-фитр во времена Посланника Аллаха как саа из еды, или саа фиников, или саа ячменя, или саа изюма, или саа творога».(Бухари, 1410; Муслим, 1640; Ибн Хузейма, 2418; Тирмизи, 609).
Ученые высказывали различные мнения относительно толкования слова «та’ам» (еда) упомянутого в хадисах. Некоторые сказали, что под словом «еда» подразумевается пшеница. Другие сказали, что дозволенно выплачивать только тем пропитанием, которое упоминается в хадисах. На самом же деле мнение тех ученых, кто считает, что слово «та‘ам» в хадисах является обобщенным и имеет отношение ко всей еде, которую можно отмерить, сильнее и обоснованней.
«Группа ученых разъяснила, что слово «пища», упоминаемое в предании, означает пшеницу. Другие же сказали, что под «пищей» подразумевается тот вид пищи, что является основным на определенной местности: ею может быть пшеница, кукуруза или др. И это мнение является верным. Ведь милостыня – это помощь богатых бедным, а мусульманин не обязан выделять помощь из продуктов питания, чуждых для его местности. Несомненно, в Саудовской Аравии основным продуктом питания является рис, и он хорош и ценен для употребления. И он лучше ячменя, который можно давать в качестве милостыни разговения. Таким образом, нет ничего плохого в том, чтобы милостыню разговения отдавать рисом». Источник: Маджму‘ фатауа Ибн Баз. Т. 14. С. 200.
Более того, следует выплачивать закят аль-Фитр именно теми продуктами, которые являются основными в каком-либо регионе, на что указывает хадис Абу Са’ида, который сказал: “При жизни посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) мы выплачивали Фитр одним са‘ продуктов питания, а питались мы в то время ячменем, изюмом, сушеным творогом и финиками”. аль-Бухари 1510.
Ашхаб рассказывал: “Я слышал, как имам Малик сказал: «Не выплачивается ячмень тем, кто не употребляет его! Следует выплачивать тем, что употребляют люди»”.См. “аль-Истизкар” 9/263.
Хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр говорил: “Учитывать пропитание, являющееся основным в какой-либо местности, является обязательным во все времена”. См. “ат-Тамхид” 7/127.
Шейх-уль-ислям Ибн Теймийа, да помилует его Аллах, сказал: «Если жители какой-либо местности употребляют в пищу один из этих продуктов, они, несомненно, могут выделять милостыню из своей пищи. Но могут ли они давать милостыню теми видами продуктов, что не упомянуты (в хадисе)? Например, они едят рис и кукурузу, должны ли они отдавать милостыню пшеницей и ячменем или им достаточно отдать ее рисом и кукурузой? В отношении этого вопроса существует известное разногласие. Наиболее верным является мнение, что они могут отдать милостыню тем, что употребляют в пищу сами, даже если эти продукты не перечислены (в хадисе). И это мнение является мнением большинства ученых: аш-Шафи‘и и др. Милостыня в основе является помощью бедным, как сказал Всевышний Аллах:
«…так, как вы обычно кормите свои семьи» (сура «аль-Маида», аят 89).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел раздавать милостыню в виде одного са‘а фиников или одного са‘а ячменя, так как они являлись продуктами, которые употребляли жители Медины. Если бы эти виды пищи не были их основной пищей, а были пищей других, то им бы не было велено раздавать милостыню с того, что они не ели. Как не было сделано этого и в искупительных действиях». Источник: сокр. из «Маджму‘ аль-фатауа». Т. 25. С. 68.
Шейх Ибн аль-Къайим писал: “Те, продукты, что упоминаются в хадисах, были основными продуктами жителей Медины. Если же продуктами жителей какой-либо местности являются не эти продукты, то им следует выплачивать Фитр ходовыми у них продуктами, как например кукуруза, рис, инжир и прочие продукты. Если же их пищей являются не сыпучие продукты а, например, мясо или рыба, то следует им выплачивать Фитр тем, чем они питаются, что бы это ни было. Это мнение большинства ученых, и оно является правильным”.
Источник: “И’лямуль-мууаккъи’ин” 3/12.
Шейх Ибн ‘Усаймин говорил: “Если сыпучие продукты не являются продовольствием жителей какой-либо местности, а наоборот, их едой является, например мясо, и это является их основной пищей, то им следует выплачивать Фитр мясом, что является правильным”.
Источник: «Шархуль-мумти’» 6/182.
Что касается хадиса от Абу Са’ида, что они выплачивали Фитр одним са’ муки, то он является слабым, о чем говорили имам Абу Дауд и другие. См. “Ируауль-гъалиль” 848.
Однако, несмотря на то, что этот хадис слабый, все же группа ученых дозволяла выплачивать закят аль-Фитр мукой.
Имам Ибн Къудама говорил: “Дозволено выплачивать Фитр мукой и об этом говорил имам Ахмад”. Источник: “аль-Мугъни” 2/357.
Этого мнения придерживались также имам Абу Ханифа, шейхуль-Ислам Ибн Таймия, шейх Ибн аль-Къайим, а из современных ученых отдал ему предпочтение шейх Ибн ‘Усаймин.
Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: “Дозволено также выплачивать Фитр и макаронами, если они из числа основных продуктов питания в определенной местности”. См. «Шархуль-мумти’» 6/191.
Таким образом, на основании всего сказанного становится ясно, что Фитр можно выплачивать любыми продуктами, будь то гречка, фасоль, макароны, рис, пшенка, мясо и т.п., если данные продукты являются основными в той или иной местности. И человек не обязан выплачивать Фитр самым дорогим продуктом, он может выплатить его средним из того, чем он питается сам.
Нельзя платить Фитр испорченными продуктами, а также не следует давать его быстро-портящейся едой.
Ибн аль-Къайим сказал: “Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если в них есть польза для бедняков и это требует траты времени и сил, то все равно пользы в сыпучих продуктах больше, так как хранить их можно дольше. Что касается хлеба и приготовленной еды, то даже если их будет много, они быстро испортятся и их невозможно долго хранить”.
Источник: “И’лямуль-муаккъи’ин” 3/18.
Также нельзя давать Фитр сахаром, солью и т.п. поскольку все это не еда, а приправа.
А Всевышний Аллах сказал: «Никогда не достигните вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите, а что бы вы ни израсходовали – Аллах про это знает» (Али ‘Имран 3:, 92).