Вопрос 1677 В каком случае человек может не платить закят уль-фитр.
https://youtu.be/b7mEc4ZrsaY
Вопрос 1679 Кто выплачивает закят уль-фитр за раба, подписавшего договор о выкупе (мукатаб) - он сам или его хозяин.
https://youtu.be/aa3IQlhtzEI
Закятуль фитр обязателен на всех мусульманах, мужчинах, и женщинах, рабах и свободных, пожилых и малых, согласно тексту хадиса: "Обязал нас Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выплачивать закят уль-фитр в размере саа фиников или ячменя на свободного и на раба, на мужчину и на женщину, на малого и старшего из мусульман…" (Бухари, 1407; Муслим, 1639; Даракутни, 6, и другие).
Мужчина обязан выплатить закятуль фитр за членов своей семьи из тех, кого он должен содержать, как жена. Сказал Посланник Аллаха: "Выплачивайте закятуль фитр за того, кого вы должны содержать". (Бейхакы, 7932, Даракутни, 11, Шафии, 413, шейх Альбани назвал его хасан (хорошим)).
Сказано в "Манару ас-сабиль": "Это как рабы, жены, дети"
Также если у него есть бедные родители, то ему нужно выплатить за них. (См. "Аль-маусуату аль-фикхия аль-кувейтия", 23/339).
Однако ученые разошлись в вопросе, обязан ли человек отдавать Фитр за тех, кого он обязан содержать или же каждый обязан отдавать его только за себя.
Ан-Науауи говорил: “Человек обязан отдавать этот закят за самого себя, а также за тех, на кого он обязан расходовать свои средства, а именно – за жену, детей и родителей”. См. «аль-Маджму’» 6/128.
Сторонники этого мнения, что человек обязан отдавать Фитр как за себя, так и за тех, кого обязан содержать, опираются на следующий хадис от Ибн ‘Умара, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Отдавайте Фитр за тех, кого вы обязаны содержать». ад-Даракъутни 2/141, аль-Байхакъи 4/161.
Но ученые разошлись в достоверности этого хадиса. Ибн аль-‘Араби, аз-Захаби, ан-Науауи и Ибн Хаджар назвали этот хадис слабым, а ад-Даракъутни сказал: “Правильно то, что эти слова принадлежать самому Ибн ‘Умару, но не пророку (мир ему и благословение Аллаха)”. Однако некоторые имамы, среди которых шейх аль-Альбани, опирались на этот хадис и усиливали его достоверность другими подобными сообщениями. См. “Ируауль-гъалиль” 835.
Также к этому мнению склонились ученые Постоянного комитета (аль-Ляджнату-ддаима). См. “Фатауа аль-Ляджна” 9/367.
Также ученые разошлись в вопросе, обязан ли выплачивать Фитр каждый мусульманин или только тот, кто соблюдал пост. Большинство ученых, среди которых и имамы четырех мазхабов считают, что выплачивать Фитр следует даже тому мусульманину, кто не соблюдал пост, как например больной или старый человек, неспособный соблюдать пост. Некоторые ученые считали, что выплачивать Фитр обязан только тот, кто соблюдал пост, поскольку в хадисе Ибн ‘Аббаса сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) предписывал закят аль-Фитр, как очищение для постящегося от пустых разговоров”. Абу Дауд 1609, Ибн Маджах 1827, ад-Даракъутни 2/138. Достоверность хадиса подтвердили имам аль-Хаким, аз-Захаби имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани.
Однако ответ на этот довод прост. Разве человек, который не пустословил во время поста Рамадана, исходя из этого, не обязан платить Фитр? Конечно же обязан. См. “Фатхуль-Бари” 3/364.
Нет сомнения, что закят аль-Фитр искупляет прегрешения допущенные во время поста, однако наличие прегрешений не является условием его выплаты. Более того в хадисе Ибн ‘Умара сказано: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вменил Фитр рабу и свободному, мужчине и женщине, малому и старому из числа мусульман”. аль-Бухари 1503.
Под словом «малый» подразумевается ребенок, а известно, что ребенок не обязан поститься.
Если человек хочет выплатить Фитр за кого-либо, то он обязан известить его об этом и сделать это только с его разрешения, поскольку закят – это поклонение, при котором необходимо иметь намерение.
Шейх Ибн Баз (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Является обязательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр за себя и за своих домочадцев из числа детей, жен и рабов…
А что касается слуги, которого наняли, то он выплачивает закят аль-Фитр за себя, кроме как если наниматель его добровольно не отдаст за него закят аль-Фитр (проявив этим самым к нему почтение)». Источник: «Маджму'у фатауа» 14\197.
Высший совет ученых Саудовской Аравии писал: «Является обязательным для мусульманина выплатить закят аль-Фитр за себя и за всех, на кого он обязан расходовать. В их число входит и его жена, по причине того, что он обязан на нее расходовать».
Источник: «Фатауа аль-Ладжнату адь-Даима» 9\367.
«Булуг ль Марам» хадис 613. Передают со слов Ибн ‘Умара: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, приказал выплачивать пожертвование фитр в размере одного са‘ сухих фиников или ячменя за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Он приказывал раздавать его до того, как люди отправятся на намаз». Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим. В версии Ибн ‘Ади и ад-Даракутни говорится: «Избавьте их тем самым от блуждания в этот день». Иснад этой версии слабый.
Комментарий:
Пожертвование фитр было вменено в обязанность мусульманам в рамадане 2 г. х. за два дня до праздника разговения. Об этом сообщил аль-Касталани. Выплачивать пожертвование фитр следует за всех мусульман – рабов и свободных, мужчин и женщин, взрослых и детей. Из этого следует, что мусульманин не должен выплачивать это пожертвование за неверующих рабов. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Богословы ханифитского толка и некоторые другие считали, что пожертвование фитр также следует выплачивать за неверующих рабов. Они опирались на восходящий хадис, переданный Муслимом со слов Абу Хурейры, в котором говорится: «Хозяин не облагается за раба никакими пожертвованиями, кроме пожертвования фитр в день разговения». Однако этот хадис содержит общее предписание, которое ограничивается обсуждаемым нами хадисом. А это значит, что мнение большинства богословов по этому вопросу является наиболее достоверным. Если осиротевший ребенок владеет собственным имуществом, то пожертвование фитр взимается из его имущества. Если у него нет собственного имущества, то пожертвование фитр за него выплачивает опекун. Некоторые богословы считали, что пожертвование фитр не обязательно выплачивать за несовершеннолетних детей, потому что оно является угощением для нуждающихся и искуплением для постящегося, который сквернословил или празднословил во время поста. А как известно, несовершеннолетние дети не обязаны соблюдать пост. Однако это мнение является ошибочным, поскольку логическая аргументация не может противостоять недвусмысленному тексту обсуждаемого нами хадиса. См. “Субуль ас-Салам”, т. 2, стр. 196-197.