В 2016 году Алтайским краевым УФАС рассмотрено 3 (2015-15) дела о нарушении статьи 17 Закона «О защите конкуренции».
Современные тенденции развития антимонопольного законодательства свидетельствуют о появлении самостоятельной группы обязывающих норм, адресованных органам, осуществляющим публичные полномочия. Это нормы Закона о защите конкуренции, которые определяют порядок заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества (ст. 17.1) и предоставления государственной или муниципальной преференции (статьи 19, 20 и 21).
Так Статьей 17.1 Закона о защите конкуренции:
- устанавливаются особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества;
- определяются виды такого имущества;
- очерчивается круг лиц, которые обязаны заключать гражданско-правовые договоры о переходе прав пользования и (или) владения государственным или муниципальным имуществом исключительно на торгах;
- устанавливается перечень изъятий из нормы об обязательном заключении договоров на торгах (в зависимости от целей предоставления таких прав, основания их предоставления и адресата).
Статья 17.1 Закона о защите конкуренции, регулируя правоотношения по распоряжению имуществом, находящимся в государственной и муниципальной собственности, не содержит перечень лиц, которым она адресована.
Норма части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, адресованная публично-правовым образованиям, устанавливает правило: Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров.
В части 1 статьи 17.1 определен закрытый перечень случаев, когда при передаче правомочий владения и (или) пользования публичного собственника не требуется проведение торгов. Эти случаи распространяют свое действие на передачу имущества, как находящегося в казне, так и переданного в хозяйственное ведение или оперативное управление.
Следует отметить, что Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.
Следует остановиться на таком виде имущества как объекты тепло- и водоснабжения.
Передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных Федеральными законами «О водоснабжении и водоотведении», «О теплоснабжении».
Нормы данных Федеральных законов закрепляют правило, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям.
В 2016 году Алтайским краевым УФАС по статье 17.1 возбуждено 12 дел (2015 - 21). По фактам нарушений статьи 17.1 Закона «О защите конкуренции», выдано 18 предписаний о прекращении нарушений антимонопольного законодательства (2015 - 38).