Практика выявления нарушений законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности

Часть 12 статьи 9.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют, от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Так, по результатам рассмотрения поступивших в адрес УФАС по Алтайскому краю заявлений от жильцов ряда многоквартирных домов к административной ответственности по части 12 статьи 9.16 КоАП РФ привлечено ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха», которое не установило и не ввело в эксплуатацию коллективные (общедомовые) приборы учета тепловой энергии в нарушение требований части 12 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее – Закон об энергосбережении).

В настоящее время ЗАО «Теплоцентраль Белокуриха» обжаловало постановление УФАС по Алтайскому краю в арбитражный суд. Окончательного судебного акта арбитражным судом Алтайского края не принято (дело № А03-2345/2017).

За аналогичное правонарушение привлечено к административной ответственности должностное лицо АО «Сетевая компания Алтайскрайэнерго», которое не предприняло должных мер, установленных в части 12 статьи 13 Закона об энергосбережении, по истечении двух месяцев со дня выдачи предписания потребителю, проживающему в жилом доме, и не принявшему необходимых действий по замене прибора учета электрической энергии в связи с истечением срока межповерочного интервала.

В обеспечение надлежащей конкурентной среды, единства экономического пространства законодатель установил требования, направленные на недопущение со стороны органов, осуществляющих властные полномочия, действий (бездействия), которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции.

Количество нарушений со стороны органов власти остается высоким, однако, необходимо отметить, что с каждым годом происходит снижение выявленных нарушений со стороны органов власти.

Статья 15 Закона о защите конкуренцииустанавливает запрет на принятие федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями, осуществляющими функции указанных выше органов власти и местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ ограничивающих конкуренцию актов и совершение ограничивающих конкуренцию действий (бездействие).

Установленный ст. 15 Закона запрет адресован органам, осуществляющим властные функции, в целях предупреждения их негативного вмешательства в конкурентную среду посредством использования административных инструментов

Требования данной статьи подлежат применению ко всем федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления в равной мере и одинаковым образом.

Однако, антимонопольные запреты не распространяются на законодательные органы власти федерального уровня, суды, органы прокуратуры, Счетную палату РФ, Следственный комитет РФ.

В 2016 году Алтайским краевым УФАС возбуждено 16 (2015 – 73) дел по фактам нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции», выявлено 43 (2015 - 73) нарушения статьи 15 Закона «О защите конкуренции».

Статья 16 Закона о защите конкуренции содержит запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения или согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации

Запрещены соглашения между:

а) органами власти всех уровней между собой;

б) органами и организациями, осуществляющими функции органов власти;

в) внебюджетными фондами между собой;

г) внебюджетными фондами и органами власти; внебюджетными фондами и органами и организациями, осуществляющими функции органов власти; внебюджетными фондами и ЦБ РФ;

д) органами власти и организациями, осуществляющими функции органов власти; органами власти и внебюджетными фондами; органами власти и ЦБ РФ;

е) ЦБ РФ и любыми организациями, органами и фондами, указанными выше;

ж) всеми указанными выше организациями и хозяйствующими субъектами.

Необходимо отметить, сто данная норма запрещает не только соглашения между указанными в ней органами власти, внебюджетными фондами и ЦБ РФ с хозяйствующими субъектами, но и соглашения, в которых хозяйствующий субъект не участвует.

Однако в практике УФАС по Алтайскому краю отсутствуют примеры заключения антиконкурентных соглашений, запрещенных комментируемой статьей, без участия хозяйствующих субъектов.

Как правило, действия органов власти по ограничению конкуренции носят либо односторонний характер, в виде издания соответствующих актов или распоряжений, что запрещено ст. 15 комментируемого Закона, либо форму соглашений с хозяйствующим субъектом, в результате которых этот субъект получает различные конкурентные преимущества на товарном рынке.

Наши рекомендации