Практика выявления нарушений Правил подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям и газораспределительным сетям

В соответствии со статьей 9.21 КоАП в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 250-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон № 250-ФЗ) административным правонарушением является нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.

Субъектами административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 9.21 КоАП, являются субъекты естественной монополии, осуществляющие свою деятельность в следующих сферах:

-транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам (нефтепроводам, нефтепродуктопроводам);

- транспортировки газа по газопроводам;

- оказания услуг по передаче электрической энергии;

- оказания услуг по передаче тепловой энергии;

- водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения.

Подключение (технологическое присоединение) является совокупностью организационных и технических действий, дающих возможность потреблять соответствующий ресурс.

В настоящее время утверждены и действуют следующие Правила подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям и газораспределительным сетям:

· Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее – Правила технологического присоединения) ;

· Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 и др.

В 2016 году в адрес антимонопольного органа поступали многочисленные обращения граждан - владельцев земельных участков в поселке Новый первомайского района Алтайского края - с жалобами на действия сетевой организации ПАО «МРСК Сибири», выразившиеся в несоблюдении сроков технологического присоединения объектов капитального строительства к электрическим сетям.

В ходе рассмотрения данных заявлений, ПАО «МСРК Сибири» представило информацию, из которой следовало, что приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 02.07.2015 № 507 создана рабочая группа по вопросам подключения потребителей к инженерному обеспечению в микрорайонах жилой застройки Первомайского района Алтайского края. Администрацией Первомайского района Алтайского края проводятся работы по изъятию земельных участков из частной собственности для муниципальных нужд в целях выделения коридора для прокладки ЛЭП-0,4кВ с размещением объектов электроснабжения КТП-10/0,4кВ.

Согласно пункту 3 Правил технологического присоединения сетевая организация независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя обязана заключить договор с физическим лицом в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.

Из документов и материалов, полученных УФАС по Алтайскому краю следовало, что ПАО «МРСК Сибири» обращалось с соответствующими письмами в органы местного самоуправления по вопросам, связанным с выделением земельных участков для строительства объектов электроэнергетики, но данная переписка началась после того, как сроки выполнения мероприятий по технологическому присоединению, установленные в соответствующих договорах, заключенных с физическими лицами либо подходили к концу, либо вообще истекли.

Таким образом, ПАО «МСРК Сибири» не предприняло всех зависящих от него мер, направленных на своевременное исполнение договорных обязательств.

В связи с чем, управлением ФАС по Алтайскому краю вынесено 16 постановлений по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении 7 должностных лиц ПАО «МРСК Сибири» по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

В 2016 году управлением ФАС по Алтайскому краю была проведена плановая выездная проверка в отношении АО «Газпром газораспределение Барнаул», в ходе проведения которой установлено, что юридические лица по договорам на технологическое присоединение в 2016 года не подключались АО «Газпром газораспределение Барнаул» к сетям газораспределения.

В 2016 году АО «Газпром газораспределение Барнаул» было подключено к сетям газораспределения 1561 домовладение, из них: 36 домовладений по договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а в остальных случаях АО «Газпром газораспределение Барнаул» выдавало технические условия, но не заключало договоры о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения .

Вместе с тем, порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства определен Правилами подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 № 1314 (далее – Правила № 1314).

Подключение объектов капитального строительства к сети газораспределения осуществляется на основании договора о подключении (пункт 59 Правил № 1314).

На основании пункта 60 Правил № 1314 по договору о подключении исполнитель обязуется осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к сети газораспределения с учетом обеспечения максимальной нагрузки (часового расхода газа), указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги по подключению (технологическому присоединению).

Отсутствие иных договоров о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, АО «Газпром газораспределение Барнаул» объясняется тем, что сети газораспределения, от которых планировалось подключение объектов капитального строительства, обслуживаются АО «Газпром газораспределение Барнаул» по договорам на техническое обслуживание и не находятся на законных основаниях у АО «Газпром газораспределение Барнаул».

Однако, выдавая технические условия для присоединения к газораспределительной сети АО «Газпром газораспределение Барнаул» признало себя исполнителем, в соответствии с пунктом 2 Правил № 1314.

Пунктом 63 Правил № 1314 предусмотрено, что для заключения договора о подключении заявитель направляет заявку о подключении (технологическом присоединении) в газораспределительную организацию, которая ранее выдала технические условия (исполнителю).

Кроме того, согласно пункту 2 Правил № 1314 подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения является совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения.

Согласно информации, полученной антимонопольным органом, врезку и пуск газа осуществляло АО «Газпром газораспределение Барнаул».

Данные работы были оплачены лицами, которым были выданы технические условия, по ценам, установленным АО «Газпром газораспределение Барнаул» самостоятельно.

Согласно статье 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, подлежат государственному регулированию.

Учитывая вышеприведенные нормы права, законодатель возложил на исполнителя (в рассматриваемом случае – АО «Газпром газораспределение Барнаул») обязанность по выдаче технических условий и заключению договора о подключении как непосредственно к сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства, так и опосредовано через сети газораспределения, которые присоединены к сетям газораспределительной организации.

Размер платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и в соответствии с методическими указаниями по расчету размера данной платы и (или) размеров данных стандартизированных тарифных ставок, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (статья 23.2 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»).

На основании подпункта «з» пункта 4 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке и платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения № 1021), государственному регулированию на территории Российской Федерации подлежит плата за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированные тарифные ставки, определяющие ее величину.

Согласно подпункту «ж» пункта 11 Основных положений № 1021 государственное регулирование платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, осуществляется путем установления фиксированных цен (тарифов) или их предельных уровней исходя, в том числе, из возмещения газораспределительным организациям экономически обоснованных затрат, связанных с оказанием услуг по технологическому присоединению к газораспределительным сетям.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний по расчету размера платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину, утвержденных приказом ФСТ от 28.04.2014 № 101-э/3 (далее – Методические указания), для расчета платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок учитываются расходы на выполнение газораспределительной организацией (далее – ГРО) следующих обязательных мероприятий:

а) разработку ГРО проектной документации;

б) выполнение ГРО технических условий;

в) проверку ГРО выполнения Заявителем технических условий;

г) осуществление ГРО фактического подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства Заявителя к сети газораспределения и проведение пуска газа. В состав расходов ГРО на проведение пуска газа входит, в том числе, стоимость газа, используемого на продувку газопроводов.

В рассматриваемом случае АО «Газпром газораспределение Барнаул» согласно актам о приемке выполненных работ фактически осуществляло проверку выполнения технических условий, фактическое подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сети газораспределения и проведение пуска, но при этом, взимало плату, не установленную в соответствии с действующим законодательством.

Следовательно, АО «Газпром газораспределение Барнаул» обязано было осуществлять подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, которые находятся на законном основании и (или) на техническом обслуживании АО «Газпром газораспределение Барнаул», заключая договоры о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям газораспределения с заявителями.

АО «Газпром газораспределение Барнаул» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.

В настоящее время АО «Газпром газораспределение Барнаул» обжаловало постановление УФАС по Алтайскому краю в арбитражный суд. Окончательного судебного акта арбитражным судом Алтайского края не принято (дело № А03-6913/2017).

Наши рекомендации