Практика выявления нарушений Закона о торговле
В 2016 году Алтайским краевым УФАС России возбуждено 2 дела по признакам нарушения Закона о торговле, из них:
- 1 дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле;
- 1 дело по признакам нарушения статьи 15 Закона о торговле.
По результатам рассмотрения вышеуказанных дел выявлено 3 факта нарушения Закона о торговле; выдано 2 предписания органам местного самоуправления; 1 дело прекращено в связи с добровольным устранением нарушения.
Нарушение закона о торговле со стороны органов местного самоуправления выразилось в невключении в схему размещения нестационарных торговых объектов и исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов фактически существующих объектов.
В 2016 году управлением проведена внеплановая выездная проверка ООО «Розница К-1» (торговая сеть «Мария-Ра»), по итогам проведения которой возбуждено дело по признакам нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 14 Закона о торговле хозяйствующий субъект, который осуществляет розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети и доля которого превышает двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах субъекта Российской Федерации, в границах муниципального района, городского округа, не вправе приобретать или арендовать в границах соответствующего административно-территориального образования дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности по любым основаниям, в том числе в результате введения в эксплуатацию торговых объектов, участия в торгах, проводимых в целях их приобретения.
Признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле выразились в увеличении ООО «Розница К-1» в 2014 и 2015 году площади торговых объектов в г.Белокуриха Алтайского края, используемой для реализации продовольственных товаров посредством организации торговой сети путем заключения двух новых договоров аренды недвижимого имущества, при превышении, с 2013 года, доли в размере двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый год в границах г.Белокуриха Алтайского края.
В 2013 году реализация продовольственных товаров ООО «Розница К-1» в г.Белокуриха Алтайского края осуществлялась в одном объекте, расположенном в г.Белокуриха.
В 2014 году произошло увеличение ООО «Розница К-1» площади торговых объектов, используемой для розничной реализации продовольственных товаров, в результате заключения двух новых договоров аренды нежилых помещений, расположенных г.Белокуриха.
Таким образом, на конец 2014 года ООО «Розница К-1» осуществляло розничную торговлю продовольственными товарами посредством организации торговой сети в г.Белокуриха в 3 торговых объектах, при этом, доля ООО «Розница К-1» превышала двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении за предыдущий финансовый 2013 год в границах г.Белокуриха Алтайского края.
В 2015 году ООО «Розница К-1» расторгло договоры аренды, заключенные в 2014 году, и заключило новые договоры аренды на эти же помещения, общая площадь которых снова была увеличена, однако, по итогам 2014 года доля ООО «Розница К-1» также превышала двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении в границах г.Белокуриха Алтайского края.
Присутствующий в ходе рассмотрения настоящего дела представитель ООО «Розница К-1» пояснял, что сведения об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в городском округе Белокуриха на момент приобретения помещений в аренду ООО «Розница К-1» в 2014 году в сводном доступе отсутствовали, в т.ч. на официальном сайте органа статистики в сети Интернет. До опубликования данной информации в СМИ или предупреждения государственными органами общества о невозможности приобретать в данном городском округе дополнительные торговые площади в связи с превышением предела в товарообороте ООО «Розница К-1» действовало без нарушения закона. Кроме того, подобного рода информация, взятая с Интернет-сайта, не может являться официальной и использоваться по делам о нарушении антимонопольного законодательства. По мнению ООО «Розница К-1», данные, находящиеся на сайте Алтайкрайстата в разделе «Официальная статистика», являются недостоверными. Кроме того, представитель ООО «Розница К-1» сообщил, что в 2015 году изменение торговых площадей у ООО «Розница К-1» отсутствовало, в заключенных в 2015 году договорах аренды нежилых помещений, расположенных в г.Белокуриха по ул.Садовая, 2 и Бийская, 7/1, произошло изменение размера общих арендованных площадей с учетом информации об их размерах, содержащейся в технических паспортах и свидетельствах о праве собственности, полученных арендодателем – ООО ПКФ «Мария-Ра».
Приведенные доводы ООО «Розница К-1» в обоснование своих действий относительно отсутствия и недостоверности информации на сайте территориального органа Федеральной службы статистики отклонены Комиссией УФАС по Алтайскому краю в силу следующего.
На основании п. 2 Постановления Правительства РФ № 305, информация об общем объеме всех продовольственных товаров, реализованных в отчетном году в границах субъекта Российской Федерации, в том числе городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в границах муниципального района, городского округа, в денежном выражении размещается Федеральной службой государственной статистики (ее территориальными органами) на ее официальном сайте в сети Интернет ежегодно, до 1 мая года, следующего за отчетным годом.
Таким образом, действующим законодательством не предусмотрена обязанность опубликования (размещения) данных сведений в СМИ.
Согласно информации, представленной в антимонопольный орган Территориальным органом Федеральной службы статистики по Алтайскому краю (Алтайкрайстат), показатель «Общий объем всех продовольственных товаров, реализованных в границах муниципальных районов и городских округов, в денежном выражении, за финансовый год» (в т.ч. и по г.Белокуриха) размещен на сайте Алтайкрайстата и стал общедоступен для всех посетителей сайта 22 апреля 2014 года за 2013 год и 21 апреля 2015 года за 2014 год. При этом, п. 2 Постановления Правительства РФ № 305 предусмотрена публикация данных об общем объеме реализованных продовольственных товаров, поэтому данные в разрезе хозяйствующих субъектов (крупные, средние предприятия, субъекты малого предпринимательства) не публикуются.
Доказательств недостоверности информации, опубликованной на сайте Алтайкрайстата, в т.ч. обращения ООО «Розница К-1» в суд с требованием о признании данной информации недействительной и признания ее судом таковой, в управление ФАС по Алтайскому краю не представлено.
Согласно определениям, данным в статье 2 Закона о торговле:
-торговый объект - здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров;
-площадь торгового объекта - помещение, предназначенное для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей.
Из сведений, полученных от ООО «Розница К-1» в ходе проведения проверки и представленных в материалы настоящего дела (вх. № 1610757 от 21.09.2016г.) относительно торговых объектов, расположенных в г.Белокуриха Алтайского края и используемых ООО «Розница К-1» для розничной реализации продовольственных товаров, и размеров их площадей, следовало, что несмотря на изменение в 2015 году, по сравнению с 2014 годом, общих размеров площадей нежилых помещений, расположенных по вновь заключенным в 2015 году договорам, арендуемая площадь торговых объектов -помещений, предназначенных для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров, прохода покупателей, не изменилась.
По состоянию на 01.01.2015 и 31.12.2015г. совокупный размер трех площадей торговых объектов, расположенных в г.Белокуриха не изменился и составил 1 321,8 кв.м., т.е. в 2015 году ООО «Розница К-1» не приобрело (не арендовало) в границах административно-территориального образования – города Белокуриха Алтайского края дополнительную площадь торговых объектов для осуществления торговой деятельности.
Комиссия УФАС по Алтайскому краю приняла решение о признании действий ООО «Розница К-1», выразившиеся в заключении в 2014 году двух договоров аренды нежилых помещений, расположенных г.Белокуриха, при превышении за 2013 год доли в размере двадцать пять процентов объема всех реализованных продовольственных товаров в денежном выражении в границах г.Белокуриха Алтайского края, нарушающими требования части 1 статьи 14 Закона о торговле.
Учитывая факт расторжения ООО «Розница К-1» вышеуказанных договоров в 2015 году, основания для применения мер, предусмотренных частью 2 статьи 14 Закона о торговле, отсутствуют.
В связи с отсутствием в действиях ООО «Розница К-1» при заключении новых договоров аренды в 2015 году нежилых помещений, расположенных по адресу: Алтайский край, г.Белокуриха, ул.Садовая, 2 и ул.Бийская, 7/1 нарушения части 1 статьи 14 Закона о торговле, рассмотрение дела №17-ФАС22-АМ/08-16 в отношении ООО «Розница К-1» прекращено.
В 2017 году управлением ФАС по Алтайскому краю были проведены внеплановые выездные проверки двух торговых сетей: ООО «Розница К-1» и ООО «Торговая сеть Аникс» на предмет соблюдения требований статей 9 и 13 Закона о торговле. По итогам проведения данных проверок признаков нарушения антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки продовольственных товаров, закрепленных в ст.13 Федерального закона от 28.12.2009г. №381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также признаков нарушения ст.9 названного Федерального закона, не выявлено.
Вместе с тем, за истекший период 2017 года управлением ФАС по Алтайскому краю рассмотрено 8 административных дел, возбужденных в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих розничную реализацию продовольственных товаров посредством организации торговой сети (муниципальных торговых сетей), по части 1 статьи 14.41 КоАП РФ в связи с непредставлением торговыми сетями на своих сайтах в сети Интернет информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров, о существенных условиях такого договора.
По итогам рассмотрения административных дел, вынесено 8 постановлений о назначении административного наказания в виде предупреждений, а также на основании части 1 статьи 29.13 КоАП РФ торговым сетям внесено 6 представлений о принятии мер по устранению причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению.
По состоянию на 20.06.2017 года по 5 внесенным представлениям хозяйствующие субъекты сообщили в управление ФАС по Алтайскому краю о принятых мерах по устранению причин административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, а именно: создали свои сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и разместили на них информацию об условиях отбора контрагентов для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора.