Упражнения на составление коротких
Предложений с изученными
Словами
Упражнение 28
Предлагается подобрать к названию предмета подходящее действие (стоит, спит, либо оба действия) и составить предложения:
чайник........... чайник стоит;
дельфин........ дельфин спит;
медведь........ медведь стоит. Медведь спит.
Слова:
сундук, лыжник, торшер, кактус, аист, киоск, верблюд, флакон, старик, сторож, грибок, турист, трактор, станок, поезд, кролик, кровать, павлин, солдат, компот, козлик, стакан, корабль, клоун, тюльпан, индюк.
Упражнение 29
Необходимо поставить слова в правильном порядке иназвать предложение.
В, помидоры, теплице............... В теплице помидоры.
Яблоней, под, яблоки................ Под яблоней яблоки.
Эскимо, столике, на................... На столике эскимо.
Слова.
Над, сосулька, окном. Дереве, на, кукушка. Ножницы, ящике, в. Полкой, над, картина. У, шахматы, мальчика. Скамейкой, цыплята, под. В, тюльпаны, парке. Домом, над, облака. Конфеты, девочки, у. Почте, на, посылка. Под, тапочки, вешалкой. Гантели, папы, у. Над, молния, лесом. Капуста, сумке, в. Лис том, под, улитка. На, бабочка, ромашке. Булавки, коробке, в. Лавкой, под, лягушка. У, удочка, дедушки. Беседка, даче, на. Диваном, над, зеркало.
Упражнение 30
Ребенку предлагается самостоятельно придумать предложение с данным педагогом словом.
Упражнения на дифференциацию слов изучаемого типа со словами большей
Или меньшей контрастности
По слоговой структуре
Упражнение 31
Взрослый показывает, что при произнесении разных слов можно успеть сделать разное количество шагов (например, сыр — самолет). Затем дети прошагивают называемые логопедом слова.
Упражнение 32
Дети делятся на три группы. Взрослый объясняет, что нужно прослушать названия деревьев. При этом ребята из первой группы должны выбирать «для посадки» и запоминать деревья с односложными названиями, из второй группы — с двусложными, из третьей — с трехсложными. После зачитывания названий задание совместно проверяется.
Слова:
сосна, ель, липа, осина, дуб, береза, тополь, рябина, ива, клен.
Упражнение 33
Играющим раздаются «деньги» — карточки с нарисованными двумя, тремя или четырьмя кружками. У взрослого на столе разложены картинки с изображениями «товара». Ребенок может купить только тот товар, в названии которого столько слогов, сколько кружков на карточке. Нужно подойти к столу и проговорить выбранное слово по слогам, показав свою фишку. Если играющий не допустил ошибки, у него берутся «деньги» и выдается «покупка». Выигрывает тот, у кого оказалось больше картинок.
Картинки:
лук, морковь, свекла, перец, чеснок, картофель, капуста, огурцы, помидоры, баклажаны, тыква, укроп, петрушка, кабачки, фасоль, лимон, персик, банан, слива, виноград, ананас, яблоки, абрикосы, апельсины, мандарины, дыня, вишня, черешня, клубника.
Упражнение 34
Перед ребенком стопка картинок с изображениями животных. На столе четыре большие карты с нарисованными клетками. Взрослый объясняет правила: «В наш зоопарк привезли зверей. Мы должны расселить их по клеткам. В первую поселим животных, в названиях которых один слог. Во вторую — с названиями из двух слогов» и т.д.
Картинки:
лев, еж, лось, тигр, слон, белка, медведь, лиса, заяц, олень, зебра, жираф, верблюд, леопард, бегемот, кенгуру, носорог, обезьяна.
Упражнения на закрепление материала
Упражнение 35
Повторение предложений сложного слогового состава. Предложения.
Над домом летит длинноногий аист.
Тетя Дина сидит на диване.
Тема дома. Катя катается на коньках.
Никите купили кеды и кепку.
В холодильнике баклажаны и абрикосы.
Мухи сели на хлеб.
Хлебница стоит в кухне на холодильнике.
Пять котят спать хотят.
В буфете фиолетовая сахарница.
Сима и Сеня весело смеялись.
У Зои заболели зубы.
У Зины зимой зябнет нос.
Воспитательница принесла чернильницу.
Лида и Лиля пекли блины.
Дима и Тина пилили липу.
Оля и Валя купали Лялю.
Коля и Лена пилят полено.
Толя и Оля бегали в поле.
Надя и Петя гуляли по поляне.
Емеля едет еле-еле.
Майя моет плиту водой.
Ляля подает Оле юбку.
Я иду по льду, я не упаду.
Я ем ягоду малину.
Илья бьет мяч ногой.
Оля дает Коле йод.
Надя и Дина ели дыню.
Соня плела веночки.
Дети слепили снеговика.
Под папоротником мухомор.
Мама переложила котлеты со сковородки.
Курица с цыплятами пили воду.
Бабушка похвалила Галину.
Вова наливает воду в аквариум.
На поляне колокольчики и незабудки.
В зоопарке медвежата и обезьяны.
Около ванны полотенце и шампунь.
Настя подула на одуванчики.
Коля медленно обувается.
Папа включает магнитофон.
Стекольщик вставляет стекла.
Пастух пасет стадо.
Ткачиха ткет ткань.
Каменщики кладут стену.
Воспитательница занимается с детьми.
На перекрестке автомобиль и мотоциклист.
Оксана уронила землянику в траву.
Девочки покрошили хлеб в кормушку.
Максим всегда здоровается.
Наталья любит фотографироваться.
Пекарь печет хлеб.
Продавец заворачивает коричневый костюм.
Библиотекарь выдает книги.
Водопроводчик чинит водопровод.
Милиционер регулирует уличное движение.
Почтальон разносит письма, газеты и журналы.
Экскурсовод проводит экскурсии.
Пограничник охраняет границу.
Далее детям предлагается составить рассказы по сюжетным картинкам с включением изученных слов (по вопросам учителя, позже самостоятельно).
Упражнение 36
Дети заучивают чистоговорки.
Б
Бы-бы-бы, идет дым из трубы.
У Бобы были бобы.
Бредут бобры в сыры боры.
Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.
Забавной обезьяне бросили бананы.
Бросили бананы забавной обезьяне.
Би-би-би, гудит машина, — не поеду без бензина.
П Уп-уп-уп, мама варит суп.
Наш Полкан попал в капкан.
За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам. Говорит попугай попугаю:
— Я тебя, попугай, попугаю! Петушок прыг на порог:
— Подари, пекарь, пирог!
П — Б
Потерялись бусы у нашей бабуси.
Хлеб ржаной, батоны, булки на добудешь на прогулке.
Бабкин боб расцвел в дождь. Будет бабке боб в борщ.
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
Бились лбами у забора два быка. Прободали в шумном споре все бока.
В Ва-ва-ва, на суку сидит сова. Три вороны на воротах. Водовоз вез воду из водопровода. Вкусная халва — мастеру хвала. Взмокший вол с поклажей воз вдоль дороги вязкой вез.
Вертлявый ветер вырывал ворота как вертушки. Ворчливый ворон воровал вчерашние ватрушки.
Ф
Аф-аф-аф, в углу стоит шкаф.
У Фан и фуфайка, у Феди туфли.
Флот плывет к родной земле, флаг на каждом корабле.
Федя полез за конфетой в буфет, факт, что в буфете не будет конфет.
Ф — В
Наш Филат не бывает виноват. Волков бояться — в лес не ходить. Михаил играл в футбол, он забил в ворота гол. Филин даже с фонарем ничего не видит днем.
Г
Гу-гу-гу, пасутся гуси на лугу. На горе гогочут гуси, под горой огонь горит. Гусь Гога и гусь Гага друг без друга ни шага! До города дорога в гору, от города с горы. На иве галка, на берегу галька.
К
Ко-ко-ко, не ходите далеко. Тук-тук-тук, прибиваю я каблук. Наша река широка, как Ока. Укусила кису муха и болит у кисы ухо. Кошка с котенком, курочка с цыпленком.
К — Г
Галка села на палку, палка ударила Галку.
Идут гуськом гусак за гусаком.
Купили Егорке салазки для горки.
Груздь на солнце греет бок. В кузовок иди, грибок!
X
Ха-ха-ха, не поймать вам петуха! Прохор и Пахом ехали верхом. Муха-горюха села на ухо. Был в саду переполох — там расцвел чертополох.
Л
Ду-до-да — гудят провода. Ду-ДУ-ДУ, растут яблони в саду. Дарья дарит Дине дыни. Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил. Дед Данил дыню делил: дольку — Диме, дольку — Дине.
Т
Та-та-та, хвост пушистый у кота. Наш гость купил трость. От топота копыт пыль по полю летит. Ткач ткет ткани на платье Тане. Опять пять ребят нашли пять опят.
Т—Д
Собака Том сторожит дом. Без трудов нет и плодов.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб. Я мохнатый, я кудлатый, я зимой над каждой хатой (дым).
М
Му-му-му, молока кому?
Мама Милу в ванне мыла.
Где мед, там и мухи.
На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.
— Вы малину мыли ли? — Мыли, но не мылили!
Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много пчел.
Н
Ан-ан-ан, папа чинит кран. Няня нянчит Надю с Ниной. Нина играет на пианино. Нарядились ножки в новые сапожки. У Ваньки — у встаньки несчастные няньки.
С
Са-са-са, в лесу бегает лиса.
Со-со-со, у Вовы колесо.
Су-су-су, ловим мы осу.
Ас-ас-ас, свет у нас погас.
Ос-ос-ос, на поляне много ос.
Усь-усь-усь, на лугу пасется гусь.
У осы не усы, не усищи, а усики.
Коси, коса, пока роса.
У маленькой Сани сани едут сами.
Носит Сеня сено в сени. Спать на сене будет Сеня.
Грабли — грести, метла — мести, весла — везти, полозья — ползти.
Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне.
Если б он не свалился во сне, до сих пор бы сидел на сосне.
У Сони и Сани в сетях сом с усами.
Сын Сени накосил стог сена.
На скамейку мама села, справа — Сева, Слава — слева.
За-за-за, уходи домой, коза!
Зу-зу-зу, Катю моем мы в тазу. У
зайки Бубы заболели зубы.
У маленькой Зины бузина в корзине.
Звенит звонок, звонок зовет, и Зоя в класс к себе идет.
Все с базара, а Назар на базар.
С — 3
Са-за, са-за, са-за-за, улетела стрекоза.
За-са, за-са, за-са-са, залетела к нам оса.
Соня Зине принесла бузины в корзине.
Зоя — зайкина хозяйка, спит в тазу у Зои зайка.
Сачок зацепился за сучок.
В лесу две Зины-Зиночки трясутся, как осиночки.
Идет с косой косой козел.
Цо-цо-цо, на руке кольцо. Цы-цы-цы, поспели огурцы. У кольца нет конца. Около колодца кольцо не найдется. Бегают две курицы прямо на улице. Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь. Цапля, стоя на крыльце, написала букву Ц. Стоит цапля у болотца, улыбается, смеется. Нагнись к корытцу напиться водицы.
С-Ц
Со-цо, со-цо, со-цо-цо, снесла курица яйцо. Цо-со, цо-со, цо-со-со, Костя катит колесо. Синицы — веселые птицы. Курица снесла яйцо под крыльцо. Соне в оконце ярко светит солнце. Из соседнего колодца целый день водица льется. Я нарвал овце овса. Ешь скорей овес, овца! Стоит воз овса, возле воза — овца.
Ш
Ша-ша-ша, мама моет малыша.
Шу-шу-шу, я письмо пишу.
Аш-аш-аш, у Паши карандаш.
Тише, мыши, кот на крыше! Зашумите — он услышит!
Луша в душе мыла шею и уши. Нашей Маше дали манной каши. Не найду я ушки у этой лягушки. Леша и Глаша едят пшенную кашу. Яшка в фуражке едет на черепашке. На окошке крошку-мошку ловко ловит лапкой кошка. Маше каша надоела, Маша кашу не доела. Маша, кашу доедай, маме не надоедай!
С — Ш
Су-шу, су-шу, су-шу-шу, я письмо домой пишу. Шу-су, шу-су, шу-су-су, мишку встретил я в лесу. Саша любит сушки, а Соня ватрушки. Шишки на сосне, шашки на столе. У Сашки в кармашке шишки и шашки.
Вымыли мышки миски для мишки. Саша шапкой шишку сшиб. Купила Саша сушки. Шла лиса по шесточку.
Ж Жа-жа-жа, есть иголки у ежа. Жу-жу-жу, молока дадим ежу. У ежа ежата, у ужа ужата. Не живут ужи, где живут ежи. Лежит ежик у елки, у ежа иголки. Ужин нужен жуку и ужу.
3 — Ж
За-жа, за-жа, за-жа-жа, жили в доме два ежа. Жа-за, жа-за, жа-за-за, от лисы бежит коза. У Зины много забот, заболел у зайки живот. У маленькой Зины медвежонок в корзине. Задрожали зайки, увидев волка на лужайке. Завизжала пила, зажужжала пчела. Заржавел железный замок.
Ш — Ж
Ша-жа, ша-жа, ша-жа-жа, мы увидели ежа. Жа-ша, жа-ша, жа-ша-ша, Женя кормит малыша. У ежа ежата, у мишки медвежата. Желуди у мышки, шишки у мартышки. У кошки лежат ложки в лукошке. Хорош пирожок, внутри творожок. На крыше у Шуры жил журавль Жура. С малышами во ржи подружились ежи.
Ушли в камыши, и во ржи ни души.
Облепили лампу мошки, греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки, обожжете ножки!
Щ
Ща-ща-ща, мы несем домой леща. Ащ-ащ-ащ, надеваю плащ. Волки рыщут, пищу ищут. Щипцы да клещи — вот наши вещи. Тощий Кощей тащит ящик овощей. Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи. Щенок жалобно пищит, тащит он тяжелый щит.
Ч
Ча-ча-ча, в комнате горит свеча. Чу-чу-чу, молоточком я стучу. Оч-оч-оч, наступила ночь. Шубка овечки теплее всякой печки. У Пети тачка, а у Паши печенья пачка. Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки. У четырех черепах по четыре черепашонка. Это для Леночки мороженое на тарелочке.
Ц — Ч
Цу-чу, цу-чу, цу-чу-чу, на ракете я лечу.
Чу-цу, чу-цу, чу-цу-цу, дали зернышки птенцу. У цапли цыпленок, у зайца зайчонок. Очень часто бьются у Танечки блюдца. Ученица-озорница получила единицу.
Ш — Ч
Ча-ща, ча-ща, ча-ща-ща, в речке ловим мы леща.
Ща-ча, ща-ча, ща-ча-ча, Кате вызвали врача. Мой руки чище и чаще.
Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас. В роще щебечут стрижи, чечетки, щеглы и чижи.
Л
Ла-ла-ла, у меня юла. Ло-ло-ло, на улице тепло. Оль-оль-оль, мы купили соль. У елки иголки колки. Елка-елочка, колкая иголочка. На мели мы налима ловили. Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку. В уголок Аленка села, у Аленки много дела. Мама Милу мылом мыла, Мила мыло не любила. Клади уголь в угол.
Юля маленькой была и вертелась как юла. Полет в поле Поля, ловит Колю Толя. Морская волна сильна и вольна.
Р
Ра-ра-ра, Роме спать пора.
Ро-ро-ро, на полу стоит ведро.
Ри-ри-ри, на ветках снегири.
Арь-арь-арь, на стене висит фонарь.
Трое трубачей трубили в трубы.
Проворонила ворона вороненка.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
Привез Пров Егору во двор дров гору.
Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.
Три сороки-тараторки тараторили на горке.
Во дворе горка, под горкой норка, в этой норке крот норку стережет.
На горе растут дубы, под горой растут грибы.
В аквариуме у Харитона четыре рака и три тритона.
На горе-на горке горько ревет Егорка.
Быстро Егорка говорит скороговорку.
Л — Р
Ла-ра, ла-ра, ла-ра-ра, начинается игра.
Ра-ла, ра-ла, ра-ла-ла, быстро вертится юла.
Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.
Лара у Вали играла на рояле.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.
Вкусная халва, мастеру хвала.
Король — орел, орел — король.
В тетради Кондрат начертил квадрат.
Вез корабль карамель, наскочил корабль на мель.
И матросы три недели карамель на мели ели.
Покатился колобок, а на пороге — коробок.
Удивился колобок и закатился в коробок.
Список использованной литературы
Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4— 8 лет: Метод, пособие. М., 2005.
Ахутина Т.В. Единицы речевого общения, внутренняя речь, порождение связного высказывания // Исследование речевого мышления в психолингвистике. М., 1985.
Винарская Е.Н., Пулатов A.M. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга. Ташкент, 1989.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи детей 3—4 лет: Конспекты логопедических занятий. М., 2005.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2—4 лет: Метод, пособие. М., 2005.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5—6 лет. М., 2005.
Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Переверзева И А. Стихи и рассказы о животном мире: Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. М., 2005.
Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М., 1979.
Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
Лямина Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста: Метод, пособие. М., 2005.
Методы обследования речи детей / Под общ. ред. Г.В. Чиркиной. М., 2005.
Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Упражнения, дидактические игры, лексические игры, игры-занятия. М., 2005.
Чернякова В.Н. Развитие звуковой культуры речи у детей 4— 7 лет: Сб. упражнений. М., 2005.
СОДЕРЖАНИЕ
От автора............................................................................................................... 3
Типы слоговой структуры слов................................................................ 4