Принятие решения в условиях неопределенности
Функционируя в условиях существующей финансово–хозяйственной среды, хозяйствующему субъекту необходимо принимать решения по таким вопросам, как:
— что производить и в каком количестве (какие новые потребности потребителей необходимо удовлетворять либо на каком качественно новом уровне необходимо удовлетворять старые потребности);
— как и каким образом осуществлять производство (по какой технологии, с какими производственными затратами, где производить, в каком месте, с каким персоналом и т.д.);
— для кого предназначаются товары и услуги (кому поставлять и по какой цене, в какие сроки, для какой возрастной или социальной группы, что это дает производителю и обществу в целом)
Решение этих основных вопросов осуществляется в условиях ограниченности, дефицитности ресурсов, при этом оно связано с принятием целого ряда различных, более мелких, но в конечном счете не менее важных решений. Таким образом, принятие решения хозяйствующим субъектом в условиях ограниченности ресурсов является сложным процессом.
Осмысление процесса принятия решений привело к появлению в 80 е гг. XX в. теории принятия решений, согласно которой решение — это способ, образ экономических действий хозяйствующего субъекта, который избирают его руководители в результате анализа вариантов исходя из поставленных целей и с учетом наличия ограниченных ресурсов. Проект решения вырабатывается системными аналитиками, а утверждение решения после рассмотрения производится лицами, принимающими решения (ЛПР).
Теория принятия решения представляет собой часть общей теории управления. Среди общих принципов управления на современном этапе основное место занимает принцип научной обоснованности управления и принцип системного подхода к решению управленческих задач.
Хозяйствующий субъект в теории управления рассматривается как сложная информационная система, состоящая из подсистем и представляющая собой совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как люди, структура, задачи и технологии, которые ориентированы на дотижение установленных, выбранных целей.
Система — это множество составляющих единство элементов, тсвязей и взаимодействий между ними и внешней средой, образующих присущую данной системе целостность, качественную определенность и целенаправленность.
Рассмотрим основные понятия, которые используются при применении системного подхода.
Элемент — это неделимая часть системы при данном способе выделения частей. Любая система может являться элементом системы более высокого порядка, а элемент любой системы может быть представлен как система более низкого уровня.
Связь — это совокупность зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы. Установить связь между двумя элементами — значит выявить наличие зависимостей их свойств.
Такая зависимость может иметь как односторонний, так и двусторонний характер.
Взаимосвязь — это совокупность двусторонних зависимостей свойств одного элемента от свойств других элементов системы.
Взаимодействие — это совокупность взаимосвязей и взаимоотношений между свойствами элементов, когда они приобретают характер взаимосодействия друг другу.
Структура системы — это совокупность элементов системы и связей между ними в виде множества.
Система существует среди других материальных объектов, которые в нее не вошли и которые объединяются понятием «внешняя среда», т.е. представляют собой объекты внешней среды.
Состояние системы — это совокупность состояний ее элементов, связей между ними. Системы зарождаются и живут до гибели либо переходят в другую систему.
Вход системы — это точки приложения влияния внешней среды на систему.
Выход системы — это точки приложения влияния системы на внешнюю среду.
Обратная связь — это то, что соединяет «выход» со «входом» системы и используется для контроля за изменением «выхода».
Ограничения системы — это то, что определяет условия реализации процесса управления.
Процесс — это последовательность операций по преобразованию чего либо, т.е. то, что преобразует «вход» в «выход».
Ограничения бывают внутренние и внешние (например, ресурсы, обеспечивающие результаты того или иного процесса, — это внешние ограничения).
В системе управления можно выделить две подсистемы: управляющую и управляемую. Управляющая система (субъект управления) осуществляет функции управления и формирует его цель. В теории принятия решений субъектом управления выступает ЛПР. Управляемая система — это объект управления, называемый в теории принятия решений «черным ящиком», представляющий собой предприятие либо какой либо процесс на предприятии. Качество управляющего решения — это совокупность параметров решения, удовлетворяющих
Между управляющей и управляемой системами существуют каналы связи, по которым передается информация. От управляющей системы к управляемой передается управляющая информация (управляющее воздействие). По каналу связи противоположного направления передается информация о состоянии управляемого объекта. При этом управляющая и управляемая системы соединены контуром обратной
связи, которая позволяет корректировать управляющее воздействие с целью достижения более эффективного результата управления.
Важную роль играет цель управления объектом. Она определяет не только перечень показателей состояния объекта управления, но и влияет на сам процесс принятия решения.
Таким образом, чтобы формировать требуемое состояние Ф управляемой системы при установленной цели (например, требуемый уровень качества информации о результатах деятельности) необходимо выявить факторы, влияющие на объект управления, и степень этого влияния через управляющее воздействие, смягчить или усилить влияние этих факторов на процессы, происходящие в «черном ящике».
Овладение системным подходом позволяет ЛПР принимать обоснованные управленческие решения, позволяющие эффективно достигать поставленной цели управления. Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов для достижения конкретной цели менеджера. Причем принятие решения — это не одномоментный акт, часто это длительный и мучительный процесс, в котором выделяют три этапа:
1) поиск информации, необходимой для выработки управленческого решения;
2) поиск и нахождение альтернатив решения;
3) выбор лучшей альтернативы.
На первом этапе собирается вся доступная на момент принятия решения информация: фактические данные, мнение экспертов и т.д.
Если необходимо, строятся математические модели; проводятся социологические опросы; определяются взгляды на проблему со стороны активных групп, влияющих на решение. На втором этапе определяется, что можно, а что нельзя делать в рассматриваемой ситуации, т.е рассматриваются варианты решений (альтернативы). Третий этап включает в себя сравнение альтернатив и выбор наилучшего варианта (или вариантов) решения.
Для повышения качества управленческого решения используют следующие методы:
— применение к системе менеджмента научных подходов и принципов;
— применение методов моделирования;
— автоматизацию управления;
— мотивацию качественного решения и т.д.