Система международных морских границ. Пограничные конфликты и споры.
Морские границы. К берегу государства прилегают территориальные воды — суверенная территория государства протяженностью, согласно международным соглашениям 12 миль. За территориальными водами расположена прилегающая зона — полоса шириной 12 миль. Таким образом, граница государства, в пределах которой осуществляется пограничный контроль за соблюдением таможенных и иммиграционных правил, находится на расстоянии 24 морских миль от прибрежной линии.
Далее над континентальным шельфом и материковым склоном расположены исключительная экономическая зона и исключительная зона рыболовства шириной 200 миль. Эти зоны могут использоваться как прибрежными государствами (для разведки, разработки естественных ресурсов недр и вод, создания в этой зоне искусственных островов, установок и сооружений), так и другими государствами (они имеют право судоходства, полетов, прокладки кабелей и трубопроводов, если это не нарушает права прибрежных государств).
Континентальный шельф — это морское дно и недра подводных районов за пределами территориального моря до внешней границы подводной окраины материка. Эта зона простирается до глубины 200 м или на расстояние 200 морских миль от линий, которые отмеряют ширину территориального моря (если внешняя граница подводной окраины не простирается на такое расстояние). Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Континентальный шельф не может простираться более чем на 350 миль.
Государства имеют право на разведку и разработку естественных богатств континентального шельфа (рыбную ловлю, добычу полезных ископаемых). Линии границ континентального шельфа, примыкающего к территории государств, берега которых расположены один против другого, или к территории двух смежных государств, определяются соглашением между государствами либо на основе международных принципов.
Острова и атоллы, принадлежащие другим государствам, могут иметь лишь 12-мильную полосу территориального моря и прилежащую зону, но не дают права на континентальный шельф.
Проведение морских границ в проливах, заливах и внутренних морях — сложная политическая проблема. Обычно границы проводятся на равном расстоянии от побережий соседствующих стран.
В отношениях между государствами различают пограничные инциденты, территориальные разногласия территориальные споры. Если объект (территория земли, участок границы) и предмет (применяемые правовые нормы) спора не совпадают, то подразумевается территориальное разногласие, а не спор. Частый случай территориального разногласия — вопрос о демаркации границ. Наличие спора подразумевает его признание сторонами. Простого заявления недостаточно для доказательства наличия спора.
Споры могут вестись по поводу принадлежности территории и по вопросу прохождения линии границы. Не сложившаяся атмосфера границы может послужить поводом для конфликтов в будущем.
При разрешении споров могут использоваться аргументы приобретательской давности, эффективности владения (оккупации) — непрерывное и ненасильственное осуществление территориального верховенства хотя бы де-факто, а также обращается внимание на поведение спорящих сторон — длительность молчания может быть принята за согласие стороны и доктрину интертемпорального права — споры должны разрешаться согласно нормам права, существовавшего на момент возникновения правоотношения.
Территориальные разногласия могут носить государственный и региональный характер. Государственный уровень означает ведение переговоров, а региональный — существование недовольства в определенных общественных кругах, чаще всего представляющих интересы жителей приграничных областей.
Пограничные конфликты возникают по разным причинам:
•по этническим причинам
Летом 1977 года Эфиопия столкнулась с вооруженной агрессией соседнего Сомали, предъявившего территориальные претензии на часть Эфиопии — пустыню Огаден. Эту территорию населяют этнические сомалийцы. Этот же конфликт можно отнести к категории «наследие колониального периода».
•после политического разделения территорий по линии фронта
Южная и Северная Корея в 60–70-е годы прошлого века постоянно нарушали воздушное и водное пространство друг друга. В течение 15 лет военные силы обеих стран сбивали самолеты и топили суда, нарушавшие воздушные и морские пространства государств. Последний бой между северокорейскими и южнокорейскими пограничниками состоялся 27 июня 2002 года.
• как предвестник войны. Стычки указывают на «перегрев» ситуации
Конфликты на границе Юга и Севера США непосредственно перед началом Гражданской войны, в штатах Миссури и Канзас.
Современный конфликт Эритреи и Эфиопии. Спор о некоторых территориях был лишь поводом для начала военных действий. В основе же лежали экономические проблемы, возникшие после разъединения двух государств.
•как наследие колониального периода
После освобождения от владычества Испании ее бывшие колонии в Латинской Америке столкнулись с территориальными разногласиями. Такие же споры велись и на территории Африки.
•по религиозным причинам
Приграничные конфликты Саудовской Аравии и Ирака в 1941 году. Большинство населения Саудовской Аравии составляют сунниты, а Ирака — шииты.
•по экономическим причинам
Спор между Ираком и Ираном в использовании пограничного водного пути Шатт-эль-Араб. Он периодически порождал кризисы и вооруженные конфликты между этими странами. В конце концов давний спор стал поводом для кровопролитной восьмилетней войны (1980–1988). Еще одна причина — желание контролировать богатейшие нефтеносные районы иранской провинции Хузистан, где сосредоточено около 90 процентов всех иранских нефтяных запасов. Именно на Хузистан был направлен главный удар иракской армии в сентябре 1980 года.
• в результате незавершенности и/или несовершенства демаркации/делимитации границ и определения статуса территорий, а также в результате разных трактовок и разного отношения к положениям договоров и к самой границе
Чем протяженнее граница, чем больше сопредельных государств, тем больше вероятность появления спорных территорий. Так, например, китайская граница содержит множество спорных участков: большая часть границ с Индией и Таджикистаном; 33-километровый участок границы с КНДР в горах Пэктусан; острова Спратли (Малайзия, Филиппины, Тайвань, Вьетнам и, возможно, Бруней); морская граница с Вьетнамом в заливе Тонкин; Парасельские острова оспариваются Вьетнамом и Тайванем; японские острова Сенкаку; наземный участок границы с Вьетнамом; Тайвань рассматривается как мятежная провинция.
Нередко конфликты возникают из-за различного отношения к договорам в разных культурах. Так, если в Европе, пережившей много войн, для развязывания военных действий необходим повод, то в азиатских и африканских странах часто достаточно лишь одностороннего желания и воли для предъявления претензий на территории другого государства.
Проблема делимитации и демаркации границ особо остро ощущается большинством государств бывшего СССР. Помимо того что делимитация занимает некоторое время, у государств накопилось немало претензий, восходящих к неурегулированности/изменению административных границ СССР. Российская Федерация и большинство государств применяют в настоящее время принцип «исторически сложившихся границ» в сочетании с принципом «прозрачности». Однако закрепление границ в договорах необходимо.
Наиболее крупные приграничные конфликты на постсоветском пространстве наблюдаются в Закавказье и Средней Азии: Казахстан — Узбекистан, Ферганская долина. Споры ведутся по поводу морской границы Литвы и Латвии, границы Молдовы и непризнанного Приднестровья.