Важнейшие критерии уровня экономического развития и качества жизни в различных странах мира
Развитие экономики – это массовое воспроизводство и стабильные качественные и количественные изменения экономики, производственных сил, показателей роста и развития, уровня образования, науки, культурной жизни и качества жизни населения.
ВВП, человеческий капитал, приходящийся на душу населения, ВНП, качество жизни населения, показатель экономической свободы и конкурентоспособности экономики государства – основные экономические показатели, характеризующие развитие экономики страны.
Концепция управления развитием Норберта Тома
1) Экономические. К примеру, изменения налогов, вступление в торговые отношения с другими странами, глобализация рынка.
2) Технологические – модернизация экономики, внедрение на производство высоких технологий.
3) Политико-правовые – положительно влияющие на экономику изменения в законодательстве страны.
4) Социально-культурные - повышение общественной морали и нравственности, уровня культуры, изменения в системе ценностей.
5) Физико-экологические - улучшение экологических и климатических условий.
Классификация стран мира по уровню экономического развития
Существует несколько моделей экономического развития. Например, Германская модель, модель Китая, Японии, США и некоторых других стран. Но, несмотря на многообразие национальных и территориальных особенностей, условия развития экономики, характеризующие процесс развития, во многом схожи.
Рост стоимости и качественного уровня человеческого капитала, высокие инвестиции, эффективное самовоспроизводство, низкий уровень коррупции, эффективные методы управления, высокая конкурентоспособность, высокий уровень и рост ВВП, улучшение качества жизни населения – эти тенденции наблюдаются во всех моделях развития.
Но все преуспевающие страны мира характеризуются циклическим развитием экономики, включающим кризисы, спады и постепенный рост.
Страны различаются по типу экономики: доиндустриальные страны; страны со смешанными укладами экономик; индустриальные страны; постиндустриальные страны; страны с экономикой знаний.
Разделение стран по уровню общего развития
1) Развитые страны – это страны с эффективной инновационной экономикой. К ним относятся в основном члены Организации Экономического Сотрудничества и Развития. В их состав входят Соединенные Штаты Америки, Германия, Япония, Финляндия, Швеция, Австралия, Сингапур и некоторые другие. В этих странах значительный упор делается на образование, экономику знаний и развитие индустрии знаний.
Главный производительный фактор роста и развития экономики знаний – человеческий капитал. Около 80% всего национального богатства составляет его удельный вес. Развитые страны мира создали для своей экономической деятельности благоприятные условия для быстрого внедрения инноваций и идей ученых, чтобы обеспечивать конкурентоспособность продукции страны на должном уровне.
Большое количество инвестирования в совокупность знаний и умений обеспечивают им лидирующие позиции в научном, образовательном, медицинском секторах, высоких технологиях и сектора знаний.
Развитые страны идут на несколько шагов впереди остальных стран по цене и качеству накопленных человеческих знаний, качеству жизни, рейтингам ВВП и ВНД на душу населения, конкурентоспособным качествам, экономическим показателям и индексам.
2) Развивающиеся страны – страны, имеющие индустриальный уклад экономики и общества. Развивающиеся страны ставят своей целью дойти до уровня и качества развития ведущих страны мира, поэтому их часто называют странами с догоняющей экономикой. К ним относятся: Турция, Бразилия, Китай, Чили, Аргентина, Колумбия и некоторые другие.
Высоких результатов достигли многие европейские страны, такие как Польша, Латвия, Чехия, Эстония и другие. Они создали в своей стране достаточные уровни конкурентоспособности и качества жизни населения.
Этапы развития экономики в России существенно замедленны. В отрасли диверсификации экономической деятельности, конкуренции, роста производительности труда и совокупности знаний, уровня качества жизни, снижения коррупции и преступности наша страна значительно отстает от других развивающихся стран.
3) Слаборазвитые страны - это одни из наиболее бедных стран мира. В основном это страны Центральной и Западной Африки, Монголия, Афганистан, островные страны и др.
Факторы развития экономики включают в себя систему показателей:
ВВП и ВНП, приходящиеся на душу населения; качественный уровень жизни населения страны; экономическая конкурентоспособность; трудовая производительность и показатели экономической стабильности; стоимость совокупности знаний страны на душу населения, их качество и производительность; участие в мировой экономике; уровень коррупции; занимаемое место в мировых рейтингах; рейтинги финансовых и экономических показателей оценки ведущими мировыми рейтинговыми агентствами; отраслевая структура экономики, занимаемая часть сырьевой экономики; производство самых важных видов продукции на человека;
Основными важными показателями развития экономического сектора государства, которые определяют стабильность и качество развития и роста экономики, фундаментом развития служат величины инвестиций в части человеческого капитала – в культурную сторону жизни, образование, медицинские разработки, научные исследования и качество жизни населения.
Показатели качества жизни.
И. В. Бестужев – Лада ориентирует категорию «качество жизни» на такую оценку степени удовлетворения материальных потребностей, которая не поддаётся прямому количественному измерению, а требует сложных приёмов косвенной квалификации по различным шкалам. Поэтому, должна даваться оценка содержательности труда и досуга и удовлетворённости ими, уровня комфорта в труде и быту, качества и модности одежды, качества питания, жилья, жилой и окружающей среды, функционирования социальных институтов, качества уровня удовлетворения потребности в общении, знания, творчестве и других потребностей, направленных не только на самосохранение, но и на самоудовлетворение и самоорганизации личности.
Критерии качества жизни
1. Здоровье (Возможность вести здоровый образ жизни на всех ступенях жизненного цикла; Влияние нарушения здоровья на отдельных лиц;)
2. Индивидуальное развитие путём обучения (Усвоение детьми основных знаний и навыков, а так же ценностей, необходимых для их индивидуального развития и успешной деятельности как члена общества; Возможность продолжения самообразования и умение использовать эти умения; Использование и развитие индивидуумами своих знаний, навыков и мобильности, требующихся для реализации их экономического потенциала и при желании дающих возможность для их интеграции с экономическим процессом; Сохранение и развитие культурного развития индивидуумом для того, чтобы внести свой вклад в благополучие членов различных социальных групп;).
3. Занятость и качество трудовой жизни (Наличие выгодной работы для тех, кто стремится её получить; Характер трудовой деятельности; Удовлетворенность индивидуума своей трудовой жизнью).
4. Время и досуг (Возможность выбора своего времяпрепровождения)
5. Возможность приобретения товаров и пользования услугами (Личная возможность приобретения товаров и пользования услугами; Количество людей, испытывающих материальные лишения; Степень равенства в распределении товаров и услуг; Качество, возможности выбора и доступность товаров и услуг, производимых в частном и общественных секторах; Защита индивидуумов и их семей при возникновении экономических трудностей;).
6. Личная безопасность и правовые органы (Насилие, преследование, и беспокойства, причиненные индивидууму; Справедливость и гуманность правовых органов; Степень доверия, оказываемого индивидуумом правовым органам;).
7. Социальные возможности и социальная активность.
Показатели, используемые для характеристики уровня жизни, можно с некоторой долей условности разделить на 3 вида:
1) Синтетические стоимостные показатели (ВНП, фонд потребления, совокупные доходы населения и т.д.)
2) Натуральные показатели, измеряющие объём потребления конкретных материальных благ (обеспеченность личным имуществом, потребление продуктов питания, число перевезенных пассажиров и т.д.)
3)Показатели, демонстрирующие пропорции и структуру распределения благосостояния (распределение населения по доходным группам, показатели концентраций и дифференциации доходов потребления).
Всероссийский центр уровня жизни населения Российской Федерации и её регионов относит к ним: Среднедушевые денежные доходы (в том числе и среднедушевой доход, среднемесячная зарплата, средний размер пенсий), прожиточный минимум (в том числе на продовольственные товары, непродовольственные товары, платные услуги населению, покупательную способность, среднедушевые денежные доходы населения) потребительские расходы населения за год.