Раздел 1 «Характеристика и особенности экономического развития жилищно-коммунальной сферы»
Раздел 1 «Характеристика и особенности экономического развития жилищно-коммунальной сферы»
Лекция 1 Общая характеристика жилищно-коммунального хозяйства и его роль в развитии городов
Основы управления жилищно-коммунальным
Хозяйством в городах
Устойчивое функционирование городов и городских поселений предусматривает наличие двух крупных сфер деятельности: градообразующей, ориентированной на развитие данной территории, и градообслуживающей, нацеленной на обеспечение жизненно важных потребностей этой территории в ресурсах и жилищно-коммунальных услугах.
Основная задача управления городом состоит в обеспечении пропорционального развития этих сфер. Для успешного решения этих задач возникает необходимость создания эффективной системы управления, основанной на новом механизме территориального хозяйствования и стратегическом подходе к развитию города. Такой механизм должен быть ориентирован на повышение качества жизни населения, на укрепление экономической самостоятельности и значимости городов, на повышение эффективности и комплексности развития данной территории, на создание благоприятных условий для производства и жизнеобеспечения.
Система городского управления включает ряд целевых, функциональных и обеспечивающих подсистем, ориентированных на достижение актуальных целей и решение поставленных задач. Среди них особое место занимает жилищно-коммунальное хозяйство, которое представляет собой жизненно важную сферу обеспечения услугами населения городов и общин.
В условиях планового хозяйства, когда местные органы власти были составной частью государственного управления, в формировании особой системы управления городским хозяйством не было необходимости. В настоящее время новое гражданское законодательство приравнивает муниципальные образования к субъектам рыночных отношений. Такое положение предъявляет к органам местного самоуправления достаточно высокие требования по управлению городским хозяйством и городом в целом.
Основную роль в управлении городским хозяйством играет реформирование и оптимизация управления отраслями жилищно-коммунального хозяйства.
Эффективность хозяйственной деятельности городских предприятий - одна из важнейших характеристик системы отраслей городского хозяйства, которая рассматривает всю систему с точки зрения соотношения затрат и результатов ее функционирования. В зависимости от того, какие затраты и особенно - какие результаты ставятся во главу угла, можно говорить об экономической, социально - экономической, социальной, экологической эффективности. Однако границы между всеми этими понятиями расплывчаты и сами эти понятия тесно взаимосвязаны, пути достижения эффективности в значительной мере зависят от эффективности системы управления городским хозяйством.
Анализ и формирование организационной структуры управления муниципальными предприятиями и всем городским хозяйством, значение и задачи организационного проектирования, научно обоснованное формирование организационных структур управления – актуальная задача современного этапа адаптации предприятий городского хозяйства к рыночной экономике. Без оптимального проектирования структур управления городом в целом, затруднено дальнейшее совершенствование управления жилищно-коммунальным хозяйством и повышение его эффективности.
Это обусловлено целям рядом причин.
Во-первых; в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений и жилищно-коммунального обеспечения;
Во-вторых,в сфере управления техническими системами, комплексный подход к совершенствованию организационного механизма ранее во многом был подменён работой по внедрению и использованию автоматизированных систем управления.
В-третьих, создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и интуицию, но и на научные методы организационного проектирования;
В-четвёртых, проектирование сложнейшего механизма управления городом должно учитывать специфику функционирования муниципальных предприятий.
Целью совершенствования организационных структур муниципальных предприятий в системе городского хозяйства являются оптимизация издержек, обеспечение высокого уровня управляемости и гибкости, повышение качества коммунальных услуг, повышения ответственности структурных подразделений предприятия за результаты деятельности. Кроме организационных изменений, значительно влияет на результаты хозяйственной деятельности организационно-правовая форма, в которой находится предприятие. Например, в данный момент, существующая в Российском законодательстве организационно-правовая форма унитарного предприятия является плохо контролируемой и практически неуправляемой. Более приемлемы иные формы организации, например общества с участием муниципального образования. Также целью организационных совершенствований являются: модернизация производства, введение прогрессивных технологий, повышение ответственности предприятий, совершенствование системы формирования тарифов.
Еще одним фактором, определяющим хозяйственную деятельность муниципальных предприятий, является невмешательство муниципалитета на те рынки, где с успехом работают частные предприятия. Как правило, предприятия, принадлежащие органам власти, оказываются в более привилегированном положении, поскольку их учредители имеют соответственно возможности влиять на экономическую ситуацию и условия деятельности этих предприятий. К тому же частное предприятие почти всегда осуществляет предпринимательскую деятельность лучше и дешевле, нежели государственное или муниципальное предприятие. Перенос некоторых видов деятельности из ведения городских властей в рыночную конкурентную экономику продолжается и, как показывает опыт, дает положительный эффект при условии контроля за ней. С одной стороны муниципалитет отрешается от предпринимательских задач и сосредотачивает свое внимание на непосредственных своих функциях и на традиционно своих отраслях экономики. С другой стороны, растут качество предоставляемых услуг и внимание к потребностям рядового потребителя.
Требования к проектированию территорий и зон в городе
Жилая застройка.
При проектировании жилой застройки, как правило, выделяются два основных уровня структурной организации селитебной территории:
• микрорайон (квартал) — структурный элемент жилой застройки площадью, как правило, 10-60 га, но не более 80 га, не расчлененный магистральными улицами и дорогами, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия повседневного пользования с радиусом обслуживания не более 500 м (кроме школ и детских дошкольных учреждений, радиус обслуживания которых определяется в соответствии с табл. 5 настоящих норм); границами, как правило, являются магистральные или жилые улицы, проезды, пешеходные пути, естественные рубежи;
• жилой район — структурный элемент селитебной территории площадью, как правило, от 80 до 250 га, в пределах которого размещаются учреждения и предприятия с радиусом обслуживания не более 1500 м, а также часть объектов городского значения; границами, как правило, являются труднопреодолимые естественные и искусственные рубежи, магистральные улицы и дороги общегородского значения.
Проектирование жилой зоны, ее плотность и порядок размещения объектов осуществляется с учетом градообразующих факторов:
1) общая численность населения;
2) структура населения и перспективная динамика численности;
3) расположение жилых зон (традиционные), их удаленность друг от друга;
4) наличие и состав инженерной инфраструктуры;
5) наличие свободных зон;
6) рельеф местности;
7) размещение источников природных ресурсов и зеленых зон;
8) размещение промышленных объектов, транспортных сетей, коммунальных объектов, включая коммуникации и т.д.
Расположение вспомогательных объектов относительно жилых домов проектируются в зависимости от радиуса обслуживания, которое устанавливается для различных объектов:
1. детские учреждения, кроме социальных оздоровительных – радиусом до 300м., для села – до 500м;
2. помещения для физкультуры и оздоровительных учреждений – до 500м., для села – 750м.;
3. школы: начальные классы – до 500м., остальные – 750м;
4. поликлиники – до 1км.;
5. аптеки: многоэтажные застройки – до 500м., одноэтажные – 800м;
6. отделение сбербанка и связи – до 500м.;
7. торговые центры: многоэтажные застройки – до 500м., одноэтажные – 800м.
При проектировании жилой застройки следует предусматривать размещение площадок, размеры которых и расстояния от них до жилых и общественных зданий принимать не менее приведенных в табл. 2.
Таблица 2.
Планирование отношений субъектов градостроительной деятельности
Регулирование отношений субъектов градостроительной деятельности осуществляется на основе федеральных законодательных документов и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Регулирование осуществляется на региональном уровне на основе постановлений законодательных органов субъектов Российской Федерации. Объектами регулирования являются: объекты жилищно-гражданского назначения, объекты коммунального и промышленного назначения и земельные участки. Регулирование осуществляется с целью:
1. упорядочения процедуры выделения земельных участков и рационального их использования
2. совершенствования процедуры проведения аукционов и передачи прав на аренду земельных участков
3. совершенствования процедуры оформления разрешения на проектирование и строительство объектов в черте города.
Основными направлениями, по которым осуществляется регулирование, являются:
1. Предоставление земельных участков. Земельные участки для проектирования и строительства предоставляются юридическим и физическим лицам на возмездной основе. В соответствии с генеральным планом города, планами застройки микрорайонов и кварталов при условии соблюдения установленных градостроительных регламентов. Строительство на территории города производится только по разрешению правомочного органа исполнительной власти местного самоуправления – главы города, оформленного соответствующим постановлением. Строительство в индивидуальном частном секторе для удовлетворения личных потребностей владельцев земельных участков производится на основе постановления главы управы района. Оформление разрешения на отвод участка объектов общегородского назначения (общественные и производственные здания, спортивные и культурно-зрелищные объекты коммунального и транспортного назначения, здравоохранения и образования, реконструкция памятников, торговые центры и гостиничные комплексы) осуществляется в два этапа. Первый этап – предварительное согласование места размещения для производства проектных работ на основе постановления органа исполнительной власти с последующим проведением государственной экспертизы и согласованием проекта в комитете главного архитектора. Второй этап – разрешение строительства объекта с последующим оформлением разрешения на производство СМР в муниципальной инспекции Архстройнадзора. Оформление разрешения на проектирование строительства жилых домов осуществляется в один этап. Предоставление земельных участков без предварительного согласования места размещения объекта, без наличия градостроительной документации о застройке города не производится.
2. Предварительное согласование места размещения объектов. Для согласования заказчик обращается с письменным заявлением в администрацию города о предоставлении ему земельного участка или разрешения на проектирование с краткой характеристикой объекта строительства. Комитет главного архитектора прорабатывает площадку и формирует акт выбора участка, который утверждается в течение месяца, в т.ч. акт выбора земельного участка и возможность его выставления на торги. Акт выбора участка утверждается межведомственной комиссией.
К акту выбора земельного участка разрабатываются или прилагаются следующие документы:
· Выкопировка из плана города (М 1:500 или 1:5000) с нанесением границ, координат и площади земельного участка (подоснова)
· Краткая характеристика предполагаемого к строительству объекта.
· Краткие условия землепользования с указанием предлагаемых сервитутов (ограничение права землепользования).
· Заключение комитета главного архитектора о соответствии земельного участка генплану города, проекту детальной планировки, красным линиям застройки и другим условиям для проектирования (сведения о подъездных путях, наличии существующих объектов).
3. Формирование технических условий для строительства. Для инженерного обеспечения объекта и получения технических условий формируется комиссия под председательством данного комитета и заместителя главного архитектора, а также предприятий «Воронежводоканал», «Воронежтеплосеть», «Воронежгорэлектросеть» и т.д. Комиссия рассматривает запрос заказчика и готовит в течение пятнадцати календарных дней заключение на технические условия, а также в течение двух месяцев выдает паспорт и архитектурно-планировочное задание, которое является основанием для проектирования. Постановление действительно в течение двух лет.
4. Разработка и согласование проекта. Архитектурно-планировочное задание и строительный паспорт являются основанием для разработки проектной документации. Для согласования проекта заказчик совместно с проектной организацией получает:
· Заключение городского центра «Госсанэпиднадзора»
· Результаты экологической экспертизы
· Заключение государственной противопожарной службы
· Заключение УГО и ЧС
· Заключение инспекции по охране памятников
· Заключения и согласования иных органов и служб.
После согласования проекта и его экспертизы комитет главного архитектора осуществляет вынос осей (в течение двух недель) и оформляет акт-разрешение на строительство.
5. Оформление разрешения на производство СМР. Разрешение на СМР подразделяется на два вида: Первый – на выполнение отдельных видов работ (например, коммуникаций, нулевой цикл), второй – разрешение на выполнение всех СМР (через месяц). Для получения разрешения на СМР в инспекцию Архстройнадзора подаются следующие документы:
· Заявление застройщика
· Копия постановления о разрешении строительства
· Документы, подтверждающие право на землю и акт отвода земли
· Проектно-сметная документация и генплан участка строительства
· ПОС и ППР утвержденный главным инженером генподрядчика
· Копии лицензий заказчика, проектировщика и подрядчика
· Приказы по техническому, авторскому надзору и назначение ответственного производителя работ
· Журнал производства работ
· Копия строительного паспорта
Срок рассмотрения документов – десять дней. Разрешение на производство отдельных видов работ выдается на срок не более трех месяцев.
Комплекс градостроительных требований определяется договором об условиях строительства, заключаемым между администрацией города и заказчиком, где определяются права и обязанности сторон и условия по целевому использованию земли, сроки строительства и порядок участия заказчика в развитии городской инфраструктуры. Договор обеспечивает устойчивое градостроительное развитие и реализацию программ перспективного развития энергетических объектов и общегородских коммунальных объектов с учетом увеличения нагрузки на них от строящегося объекта.
6. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшие разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте.
Указанные документы и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Управляющая компания.
Плюсы: главный из них - не надо думать. Самое главное здесь - как заключен договор. Если его заключат жильцы, то это хорошо. Если мэрия, то влиять на исполнение договора будет почти невозможно - ведь не жильцы его подписывали, а власти.
Минусы: та же круговая порука - общие счетчики. Единственная разница в том, что управляющая компания обслуживает не один дом, а несколько. Если она задолжает энергетикам, без света останется весь квартал. Если управляющая компания разорится, деньги с нее будет взять невозможно.
Вызывает тревогу еще несколько нюансов. Законодательством не предусмотрено лицензирование управляющих компаний. Не разработана форма договора жильцов с управляющей компанией. То есть до сих пор нет документа, который максимально защитит интересы собственников жилья. Как будет проходить конкурс по подбору управляющих компаний - непонятно. Ни одна из них такой деятельностью еще не занималась - оценить ее успешность невозможно. В связи с пробелами в законодательстве на конкурс может выставить свою кандидатуру любой предприниматель без образования юридического лица (ПБОЮЛ). Но если повезет и управлением многоквартирными домами займутся действительно добросовестные люди, сотрудников компании жильцам предстоит СОДЕРЖАТЬ. Иначе не получится - любой предприниматель рассчитывает получить прибыль. Кроме этого жильцам, скорее всего, предстоит оплачивать труд руководителя компании, бухгалтера, юриста, водителя, аренду помещения, наконец. Кроме 100%-ной оплаты жилья, выходит, нам предстоят дополнительные и немалые затраты на содержание ПОСРЕДНИКОВ. Это касается и ТСЖ - жильцы, избранные в Правление, тоже будут трудиться в свое нерабочее, а может - и в рабочее время (где бы таких найти?).
Сущность тарифной политики
Тарифная политикав жилищно-коммунальной сфере – это система определенных последовательных действий, мероприятий, организационных и управленческих решений, направленных на обеспечение согласования экономических интересов предприятий-производителей работ или услуг посредством формирования и регулирования цен, покрывающих производственные издержки и соответствующих качеству предоставляемых работ или коммунальных услуг.
Под ценовой или тарифной политикой понимаются цели и способы регулирования цен на услуги, которые проводят администрации городов и регионов, и органы, уполномоченные регулировать тарифы. Очевидно, что эффективность проводимой тарифной политики, при таком ее определении, будет зависеть от того, насколько точно и глубоко понимаются эти цели и каким способом происходит их реализация, насколько эти цели соответствуют интересам тех, по отношению к кому реализуется эта политика. Разные интересы, разное понимание целей, неадекватность предпринимаемых действий этим целям – таковы факторы, с которыми связана сложность решения проблем тарифной политики.
Цена (тариф) – стоимость единицы продукции, работ, услуг или утвержденный денежный эквивалент для реализации работ и услуг на рынке.
Цена на жилищно-коммунальные услуги в условиях реформирования отрасли и поэтапного перехода на рыночные условия функционирования является материальным воплощением компромисса между поставщиками и потребителями услуг, отражающего реальные финансово-экономические и социальные возможности регионов и всех участников рынка жилищно-коммунальных услуг.
Экономически обоснованный тариф – размер платы за предоставление услуг, обеспечивающий минимально необходимый уровень возмещения затрат на расширенное воспроизводство с учетом принятой собственником программы развития предприятия жилищно-коммунального хозяйства при соблюдении стандартов качества услуг.
Оформление субсидии
Документы, представляемые с заявлением о предоставлении субсидии.
Для получения субсидии граждане и члены их семей граждан представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
б) копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
в) документы, содержащие сведения о лицах, зарегистрированных совместно с заявителем по месту его постоянного жительства. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие правовые основания проживания в этом жилом помещении граждан, не указанных в заявлении;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии. Индивидуальные предприниматели для подтверждения получаемых ими доходов представляют документы, предусмотренные налоговым законодательством Российской Федерации для избранной ими системы налогообложения, что удостоверяется документом налогового органа;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги;
е) копии документов, подтверждающих право заявителя и (или) членов его семьи на льготы, меры социальной поддержки, компенсации по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
ж) копии документов, удостоверяющих принадлежность заявителя и членов его семьи к гражданству Российской Федерации и (или) государства, с которым Российской Федерацией заключен международный договор, в соответствии с которым предусмотрено предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена).
Документымогут направляться в уполномоченные органы по почте. В этом случае копии документов, направляемых по почте, должны быть нотариально заверены. При этом днем обращения за субсидией считается дата получения документов уполномоченным органом. Обязанность подтверждения факта отправки документов лежит на заявителе. Заявитель несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и (или) заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии.
8.3 Порядок определения размера субсидии
Размер субсидии исчисляется помесячно и зависит от размера расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанных исходя из региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи.
Размеры региональных стандартов устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Размеры региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемые в соответствии с требованиями частей 1 и 6 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации из расчета на одного члена семьи для семей разной численности и одиноко проживающего гражданина, дифференцируются по муниципальным образованиям одного субъекта Российской Федерации. Для одного муниципального образования может устанавливаться региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг отдельно для многоквартирных домов, находящихся в различных жилищных фондах, и жилых домов индивидуального жилищного фонда.
При среднедушевом доходе семьи равном или выше прожиточного минимума, установленного органами государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, размер субсидии определяется по формуле:
Размер предоставляемой субсидии не должен превышать фактических расходов семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В случае если размер субсидии превысил фактические расходы семьи на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, производится возврат средств.
Если размер субсидии, исчисленный исходя из новых региональных стандартов или размеров прожиточных минимумов, меньше размера ранее предоставленной (выплаченной) субсидии, возврат излишне выплаченных средств за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии не производится. В случае если вновь рассчитанный размер субсидии превышает прежний размер, то средства, недоплаченные за период с даты вступления в силу соответствующих изменений до даты перерасчета размера субсидии, подлежат перечислению получателю субсидии.
Если граждане не имеют возможности подтвердить документально какие-либо виды доходов, за исключением доходов от трудовой и индивидуальной предпринимательской деятельности, они могут самостоятельно их декларировать в заявлении. Такие сведения могут быть проверены уполномоченным органом в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Среднемесячный доход каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина определяется путем деления суммы его доходов, полученных в течение расчетного периода, на количество месяцев этого расчетного периода, в течение которых он имел данные доходы. Среднемесячный совокупный доход семьи в расчетном периоде равен сумме среднемесячных доходов всех членов семьи.Среднедушевой доход семьи в расчетном периоде исчисляется путем деления среднемесячного совокупного дохода семьи на количество членов семьи. Совокупный доход семьи, учитываемый при расчете размера субсидии равен произведению среднедушевого дохода семьи в расчетном периоде на количество лиц, входящих в состав семьи заявителя (получателя субсидии.
Раздел 1 «Характеристика и особенности экономического развития жилищно-коммунальной сферы»