Искусственное воспроизводство рыб во второй половине XIX века
В 60-е годы и особенно в конце XIX в. искусственное рыборазведение стало быстро развиваться, потому что катастрофически уменьшались запасы рыб в естественных водоёмах Европы, Северной Америки и Азии. Так, например, в России в реке Волхов в 40-е годы XIX столетия вылавливали за сезон по 200 тысяч сигов, в 50-е годы улов снизился до 20-30 тысяч. В реке Куре в 30-е годы XIX в вылавливали за сезон до 7 тысяч белуг, к 80-м годам — только 300-400, а десятью годами позднее — не более 100 шт.
Во второй половине XIX столетия в реках Аляски вылавливали громадное количество тихоокеанских лососей, чавычи, кеты и других видов. Быстрыми темпами развивались консервная промышленность, выпускавшая миллионы банок консервов из этих рыб. Однако при неограниченном лове в очень короткий срок рыбные запасы были подорваны. Много аналогичных примеров истощения запасов ценных рыб в естественных водоёмах было в Англии, Германии и многих странах западной Европы.
Продолжающийся рост городов и городского населения порождал усиленный спрос на рыбу. Одни законодательные меры не могли остановить быстрое истощение запасов рыб. Требовалось искусственное восстановление запасов, что заставляло правительства многих стран обратить внимание на искусственное рыборазведение и выделить для него государственные средства. Все это обусловило быстрое развитие рыборазведения во второй половине XIX в во многих странах, особенно в Северной Америке и западной Европе. Стали создаваться частновладельческие и государственные РЗ, большую роль играли общества рыбоводства и рыболовства. В ряде стран искусственное рыборазведение стало важнейшим государственным мероприятием.
В 80-90-е годы XIX столетия в странах Европы и Северной Америки за сезон воспроизводилось немногим меньше 2 млрд. личинок рыб. Больше всего воспроизводилось сиговых — 429,5 млн., окуневых — 245 млн. (главным образом, в Северной Америке), сельдевых рыб — 163,3 (там же) и около 156 млн. лососей и форелей. Меньше всего искусственно разводили осетровых рыб (около 7 млн.), из-за не разработанности биотехники их разведения и специфических особенностей икры (большая клейкость). Морских рыб и то время разводили около 340 млн. В США разводили искусственно омаров (553 млн.) Характерно, что из 1894 млн. личинок рыб на Северную Америку приходилось 86%, в том числе на США половина количества личинок рыб, воспроизводимых во всех странах.
Первенство по искусственному разведению рыб в 50-е годы XIX в держала Франция, в 90-е годы — США. Из 496 действовавших во всех странах РЗ на Северную Америку приходилось только 80 (на США — 66), 416 заводов действовало в странах Европы. В Северной Америке каждый завод выпускал в среднем но 13,5 млн. оплодотворённой икры и личинок, в Европе — 0,6 млн. В Северной Америке действовали крупные государственные заводы, на рыбоводство (США и Канада) ежегодно расходовались большие средства из государственного и местных бюджетов отдельных штатов. В большинстве стран Европы преобладали частновладельческие небольшие заводы, разводившие рыб, главным образом, в водоёмах местного значения. Лишь в некоторых европейских государствах (в Германии и отчасти в Норвегии и Франции) искусственное рыборазведение осуществлялось как государственное мероприятие и субсидировалось правительствами, из общего числа 416 европейских заводов государственных было всего 80.
В большинстве европейских стран правительства не придавали серьёзного значения рыбоводству, в то время как в странах Северной Америки организация искусственного разведения была исключительной заботой правительства. Это и способствовало развитию рыборазведения. Так, например, на РЗ Канады выпуск личинок за период с 1875 по 1891 г
увеличился более чем в 100 раз (с 1,1 до 115,8 млн.).
В США действовали Центральная рыбоводная комиссия и рыбоводные комиссии штатов. Искусственное рыборазведение приняло форму важной государственной промышленной отрасли, котораярасполагала крупными стационарными РЗ (в штате Мичиган, например, один завод ежегодно выпускал более 130 млн. личинок сига и судака), а также передвижными РЗ на специальных пароходах и в железнодорожных вагонах. Такие заводы прибывали во время нереста на промыслы и использовали для искусственного осеменения громадные количества икры и молок. Затем оплодотворённую икру и личинок, в специальных вагонах развозили по всей стране. Широко было развито искусственное рыборазведение в Канаде и Ньюфаундленде.
В Европе во второй половине XIX столетия искусственное рыборазведение было развито в Норвегии, где 58 РЗ, пользовавшихся государственной поддержкой, в 90-е годы выпускали более 200 млн. личинок рыб в год. В Германии большую помощь развитию рыбоводства оказывали многочисленные рыболовные и, особенно, рыбоводные общества. Они способствовали деятельности частных и кооперативных заводов и широко практиковали поощрительные мероприятия, расходуя на это государственные и общественные средства. В Швейцарии существовали частные РЗ. В Великобритании искусственное рыборазведение было частным и лишь в Шотландии его поддерживало правительство.
Франция, колыбель искусственного рыборазведения, к концу XIX в утратила своё ведущее положение в этом деле и по объёму воспроизводства рыб занимала 9-е место Правительство Франции перестало уделять внимание развитию рыбоводства. Знаменитый Гюнингенский рыбоводный завод отошёл вместе с Эльзасом к Германии. Все это убедительно показывает, что искусственное рыборазведение хорошо развилось в странах, где правительства уделяли ему внимание и выделяли значительные средства.
Почти в каждой стране крупные РЗ, наряду с производственной
деятельностью, разрабатывали также вопросы теории искусственного рыборазведения, готовили кадры специалистов и практических работников. Они выпускали практические руководства, наставления и научные труды по рыборазведению.
Искусственное разведение рыб позволило не только поддерживать запасы ценных видов рыб в естественных водоёмах, но и восстанавливать их там, где они полностью уничтожены, а также изменять фауну, акклиматизируя новые виды рыб.