Идейные течения в народничестве
Бунтарское | Пропагандистское | Заговорщическое | |
Идеологи | М. А. Бакунин | П. Л. Лавров | П. Н. Ткачев |
Цели | Отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области). Анархизм - общественно-политическое течение, выступающее за уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей. | Справедливое социалистическое общество. | Установление всеобщего равенства. Замена старых государственных институтов новыми, революционными. |
Методы | Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции => народный бунт (даже если он «бессмысленный и беспощадный») Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция - «умственный пролетариат». | Народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил. Создание революционной организации. | Крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров (революционное меньшинство) совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу. |
Общие черты | Народ, крестьянство - главная движущая сила революции. Базис социализма - крестьянская община. Построение социалистического общества (общества всеобщего равенства) Организующая сила - революционная партия. |
Народничество, его основные идеи
НАРОДНИЧЕСТВО – политическое течение русской радикальной интеллигенции, рассматривавшее народ, крестьянство как реальную политичекую силу и стремившееся сделать эту силу сознательной и организованной
ü У России особый путь развития
ü Будущее России – социализм, минуя капитализм
ü Россия придет к социализму через крестьянскую общину
ü Руководить крестьянами должна партия революционеров - профессионалов
4. Домашнее задание. Стр. 158 – 164 – читать, с. 169, Вопросы 1,2 к документу «Катехизис революционера»
УРОК № 8. Народничество во 2 пол. 60 – нач.80х гг. 19 в.
Цели урока:
Образовательная: продолжить изучение радикального движения, выяснить причины перехода к терроризму как методу борьбы с властью.
Развивающая: развивать навыки работы с документами, умение определять и объяснять понятия, выделять главное, систематизировать материал.
Воспитательная: показать опасность и нецелесообразность террора – как метода борьбы с властью
Тип урока: комбинированный
Методы обучения: репродуктивные, ч/п
Формы работы: опрос, рассказ учителя, ученические сообщения
Организационный момент.
Актуализация знаний по теме: «Зарождение народнического движения»
1) Кто такие народники, каковы были их цели?
2) Какие обстоятельства обусловили распространение революционного движения в России?
3) Кто стоял у истоков народнической идеологии?
4) Назовите три направления в народничестве и их идеологов.
5) Какие революционные организации действовали в России в 60х гг. 19 в.?
6) Что такое нечаевщина? Дайте характеристику и нравственную оценку «Катехизису революционера»
Изучение нового материала.
Хождение в народ»
Одновременно с «чайковцами» существовал ряд других народнических групп, не связанных между собой. В 1873 г. бывший студент-вольнослушатель Петербургского технологического института А. В. Долгушин организовал немногочисленный кружок сторонников Бакунина. В одной из подмосковных деревень «долгушинцы» сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания. Правда, однажды крестьяне решили, что они печатают фальшивые деньги, и Долгушину пришлось переубеждать их при помощи пистолета.
Не соблюдая никаких мер предосторожности, народники распространяли свою продукцию среди крестьян, вели с ними беседы, дарили книги, читали вслух. Вскоре молодые революционеры были арестованы.
Гг. – «хождение в народ». Использовалась «летуча пропаганда»