История Чечни с древнейших времен до наших дней: В 2-х томах. Т.1. Грозный, 2006.

Ахмадов Я.З. История Чечни с древнейших времен по XVIII в. М., 2001.

Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII веках.М.2009.

История народов Северного Кавказа с др. времен до конца XVIII в.М.,1988.

Ахмадов Ш.Б. Имам Мансур. Грозный, 2010.

Тема № 8. Культура чеченцев в XVIII веке.

Материальная культура чеченцев.

Духовная культура Чечни.

Поселения и жилища. Новые явления материальной культуры чеченцев в XVIII веке были связаны в первую очередь с демографическими процессами в равнинных районах края, усилением межэтнических контактов и утверждением новой монотеистической религии – ислам.

В этот период меняется характер поселений. Если ранее они располагались, как правило, в естественно защищенных участках, то теперь они появляются и на открытых землях, богатых пастбищами и более пригодных для земледелия.

Плоскостные чеченские аулы были крупные (от 100 до 500 дворов), имели поквартальную планировку («куп», «юкъ»). В горной зоне аулы были небольшими, с огромным числом хуторов и в своем размещении делились на два типа – разбросанные и скученные (террасного или замкового плана).

XVIII век характеризуется расцветом архитектуры и народного зодчества чеченцев. Уникальные надземные монументальные сооружения (башенные и склеповые сооружения) составляют своеобразный комплекс материальных исторических памятников чеченцев. На территории Чечни основными районами каменного строительства являются верховья Аргуна (Чанты-Аргун, Шаро-Аргун), Нашаха, Малхиста, Майста и т.д.

Характерной особенностью архитектурных памятников чеченцев является строительство жилых башен – «гIала». Они являлись непременной принадлежностью любого горного села. По форме основания башни делились на 2 группы: квадратные и прямоугольные. Обычно они были невысоки − 2-3 этажа. Стены башен были сложены из необработанных или грубо обработанных камней. На каждый этаж вела своя дверь. Дверные и оконные проемы завершались арками.

Наряду с жилыми башнями функционировали и боевые башни («бIов»). Боевые башни, в отличие от жилых, являются вершиной архитектурного и строительного мастерства чеченцев.

Боевые башни строились без фундамента, на скальной основе. Секреты строительства башен передавались от отца к сыну. К выдающимся памятникам архитектуры Чечни в горной зоне относятся так называемые замковые комплексы («гIап »). Можно назвать замки Пакоч (ущелье реки Чанты-Аргуна), Алдам-Гези (сел. Кезеной) и другие.

Каменное зодчество Чечни выражалось не только в строительствебашен, но и разного вида склепов – служивших коллективными усыпальницами.

Следует отметить, что основным жилищем населения гор являлись не башни, а каменное, открытое со стороны фасада жилище («цIено») с плоской крышей типа «горская сакля». Хозяйственные постройки возводились в едином комплексе с саклей или башней. Во дворе возводились хозяйственные постройки. Во всех типах жилищ чеченцев имелись кунацкие («хьеша цIа»).

К числу памятников материальной культуры, относящихся к бытованию в прошлом среди чеченцев первобытно-языческой религии, относятся также разного рода святилища.

По мере распространения мусульманской религии ислам, в основном на равнинной части Чечни, чеченцы стали хоронить умерших по мусульманскому обряду в грунтовых могилах (кашах). Именно на этот период приходятся дошедшие до наших дней каменные стелы (надгробия) с арабскими надписями, которые ставились на могилах умерших. На смену языческим святилищам и христианским храмам приходят мечети.

Они строились первоначально из камня и сохраняли в себе черты местной национальной архитектуры.

В XVIII веке коренные жители Чечни проживали как в горах, так и на равнине в соответствующих поселениях, которые в дореволюционных русских источниках называются по-разному: село, деревня, аул, юрт, кабак и т.д. Конечно, в начале XVIII века доля сельского населения в горных селах была выше, нежели на равнинной части Чечни.

В XVIII веке в Чечне, как известно, не было городов. Поселения чеченцев были расположены в равнинной, предгорной, горной и высокогорной зонах.

Горные поселения чеченцев отличались теснотой дворов из-за отсутствия свободных земельных площадей, а то и полным отсутствием места строения. Зато на равнинной части селения чеченцев занимали большую площадь.

В XVIII веке у чеченцев шел процесс образования хуторов (к1отар - чеч.) в основном в горных районах. Жители вновь образовавшихся из нескольких семей хуторов, как правило, принадлежали к одному тайпу и были однофамильцами.

В каждом чеченском селении имелась, как правило, в центре села, небольшая площадь, называвшаяся «майдан», где жители собирались для решения и обсуждения важных вопросов. На этих же площадях - майданах - обычно находилась сельская мечеть.

В горных районах селения чеченцев по своей этнической принадлежности в основном состояли из представителей одного племени. Однако на равнине Чечни нередко были селения с многонациональным населением. Так, например, источники сообщают о том, что в отдельных селениях Чечни в XVIII веке совместно проживали кумыки, кабардинцы, балкарцы, осетины, аварцы и т.д. И, наоборот, в некоторых кабардинских деревнях проживало немало осетин, кумыков, лакцев, даргинцев, чеченцев и ингушей, и др.

Для строительства дома и хозяйственных построек чеченцы использовали различные строительные материалы. Однако и в этом были свои преимущества как в горах, так и на равнине Чечни. В горных районах большая часть жителей для строительства использовала камень. Стены из него, как правило, клались на глине или известковом растворе. Кроме того, здесь же практиковались дома с двойными плетневыми стенами, пространство между которыми заполнялось глиной.

На равнине же дома возводились из саманного (глинобитного) кирпича. Саманные дома зачастую строились одноэтажные, реже − двухэтажные. Кроме того, в равнинных районах Чечни дома горцев строились из плетня, с последующей его обмазкой глиной, смешанной с соломой. Однако и здесь, как и в горах, встречались турлучные дома с двойными плетневыми стенами. Кроме того, как в горах, так и на равнине, встречались дома с тесаной каменной кладкой и с деревянными деталями (окна, двери, карниз и т.д.). Жизнь на равнине для чеченцев сложилась в сравнимо более благоприятных условиях.

Из множества строительных приемов горцев большой интерес вызывает использование ими в строительстве чисто каменных перекрытий − арочные, на каменных столбах, ложные каменные своды, деревянные каркасы каменных жилищ, каменные столбы и колонны, зачастую фигурные (горный Дагестан, Чечня, Ингушетия, Осетия и др.).

Во внутреннем убранстве чеченцев так же, как и у многих северокавказских народов, в большой мере улавливаются национальные особенности, традиции и обычаи. В домах у горцев, как правило, были маленькие низенькие столики и стулья, открытые деревянные шкафы для посуды, некоторые деревянные резные изделия, сундуки, узорные войлоки с аппликациями на деревянных кроватях или на стене и т.д. У многих чеченцев в домах, как уже отмечалось, имелись отдельные гостевые комнаты (кунацкая), где находились лучшие вещи - ковры, паласы, оружие, сундуки, кубки и т.д.

Одежда. О материальной культуре свидетельствует также одежда чеченцев. Комплекс мужской одежды состоял из штанов общекавказского типа и нательной рубахи, обуви и головного убора. Верхней одеждой являлись длиннополые рубахи, бешметы, черкески, бурки, различные типы овчинных шуб, накидки и т.д. Бешмет носили и зимой и летом. Зимний бешмет утеплялся ватой или шерстью. Черкеска являлась праздничной одеждой горцев.

В XVIII веке у чеченцев были распространены узкие кожаные пояса с небольшой железной или бронзовой пряжкой. Наряду с кожаными поясами чеченцы часто пользовались и матерчатыми поясами-кушаками из широкой полосы ткани − холста или шелка.

Бурка у чеченцев была наиболее распространенной верхней плечевой одеждой. Бурка XVIII в. отличалась от более поздних образцов тем, что она была короткой, иногда значительно выше колен, что придавало некоторые удобства и всаднику, и пешему человеку. Такую бурку надевали поверх черкески или кафтана и носили на левой стороне плеч, чтобы разрез приходился на правую сторону и правая могла свободно двигаться. Кроме того, бурку можно было свободно поворачивать в ту сторону, откуда дул ветер и шел дождь.

Для мужчин были характерны шапки, изготовленные из меха, а также из холста, реже − из шерстяной ткани. Такие шапки позже были вытеснены другими меховыми и войлочными шапками горцев. В XVIII веке были распространены папахи из каракуля с очень широким околышем и довольно выпуклым круглым верхом. В то же время некоторые горцы из знатных фамилий к своим праздничным костюмам специально изготавливали шапки из ткани, похожие на митру и состоявшие из отдельных вертикальных долек, между которыми иногда размещались галуны, сходившиеся на макушке.

В качестве головного убора у горцев в XVIII веке были также войлочные шляпы в виде колпаков, иногда с поднятыми кверху полями.

Обувь чеченцев имела много общего с обувью народов Северного Кавказа. Она состояла из нескольких видов, как, например, чувяки («к\архаш» − чеч.) из сукна, козлиной или бараньей кожи, на мягкой, плетеной из ремней подошве.

Наряду с повседневной обувью (чувяки) чеченцы пользовались также мужской рабочей обувью «наь\ар мачаш» (поршни) из грубой сыромятной кожи, с плетеной подошвой. И, наконец, третий вид мужской обуви чеченцев − сапоги на кожаной или деревянной подошве с подковами. Сапоги шили также из дорого сафьяна, и они являлись празднично-выходной обувью состоятельных горцев.

В XVIII в. у чеченцев существовали как часть мужской обуви ноговицы. Простые ноговицы горцы шили из сукна и войлока, а парадные (праздничные) − из сафьяна.

Неотъемлемой частью мужского костюма в качестве элемента украшения являлось оружие – кинжал в серебряных ножнах.

Женская одежда чеченцев имела много локальных особенностей. Основными элементами нательной и верхней одежды женщин являлись разнотипные рубахи, рубахи-платья, бешметы разных типов, шубы, теплые шали, различные головные уборы и обувь. В горных районах Чечни в зимнее время женщины носили теплую верхнюю одежду - «г1овтал», стеганую на тонком слое ваты или шерсти. Изготовляли его из сукна, шелка или другой хлопчатобумажной ткани. Бешметы шили для молодых приталенные, женщины более старшего возраста носили трапециевидные бешметы ниже колен. В более состоятельных семьях для изготовления одежды использовались привозные дорогие шелковые ткани. Празднично-выходной одеждой молодых горянок являлись «гIабли». Данное платье украшалось специальным нагрудником и поясным набором из серебра. Чеченские женщины носили много украшений разных типов: накосные, ушные, шейные.

Различные перстни, браслеты украшали руки. Головные уборы также были представлены различными типами: шапки, платки, шали, шарфы и т.д.

В XVIII веке у чеченцев хорошо было развито изготовление столярно-токарных изделий. Подтверждением тому могут служить многочисленные деревянные: чашки, миски, кружки, кубки, которые имели явные следы вращения сосуда в процессе их изготовления в столярных мастерских.

Как и многие народы Северного Кавказа, чеченцы использовали в пищу мясо домашних животных. Предпочтение отдавалось баранине, на втором месте стояла говядина. Мясо других животных − конину, мясо буйвола или мясо диких животных − чеченцы употребляли редко. Мясные блюда чеченцев, как и у соседних народов, были разнообразные.

Из внутренностей животных горцы изготавливали колбасы и другие кушанья. Мясо домашней птицы − кур, индюков, гусей и уток − высоко ценилось ими, и из него готовили разнообразные вкусные блюда.

Наряду с мясными блюдами самой распространенной пищей чеченцев оставалась молочная. Популярны были сыры: овечий сыр − («нехча»), коровий («к1алд»), высушенный в виде шариков или кругов, а также подержанный в рассоле из сыворотки или овечьего молока.

В XVIII в. большим спросом в качестве пищевого продукта у чеченцев пользовался мед.

Духовная культура чеченцев.В XVIII веке у чеченцев, как и у многих народов Северного Кавказа, продолжала сохраняться семейная община, большая семья (патронимия), которой была характерна общинно-семейная собственность. Семейной общине (большой семье) чеченцев было присуще коллективное производство, потребление и совместное общинное управление. В большой семье (семейной общине) насчитывалось от 15 до 100 человек.

Наряду с большой семьей (семейной общиной) у чеченцев в XVIII веке существовала и малая, или индивидуальная семья.

Брак у чеченцев был экзогамным. Обычай чеченцев запрещал браки между мужчинами и женщинами одного и того же рода (тайпа) и распространялся он на род как со стороны отца, так и матери. По этому обычаю даже дальние родственники не имели право вступать между собой в брак.

В семейном быту чеченцев широкое распространение имел адат (обычай) избегания.

Большое значение чеченцы придавали рождению ребенка, в особенности мальчика, соблюдению различных обрядов, связанных с первым завязыванием дитя в люльку, прорезанием зубов, первым бритьем волос, первым его самостоятельным шагом, достижением 15 или 16 лет и т.д. В выполнении подобных обрядов у всех северокавказских народов существовали свои локальные особенности.

Процесс воспитания детей протекал под непосредственным влиянием всего уклада жизни, окружающей среды, трудовой деятельности, обычаев народа. В воспитании детей чеченцы брали за основу два рубежа, которые соответствовали приблизительно 6-8 и 10-12 годам. В этом возрасте девочек отделяли от мальчиков и привлекали к женскому труду. Девочка с раннего возраста становилась активной помощницей матери, и ее воспитание было заботой матери. Мальчики в крестьянских семьях помогали по хозяйству, и их воспитанием занимались в основном мужчины. Характерной чертой семейно-бытовых отношений чеченцев с древнейших времен являлся обычай глубокого уважения и почитания родителей и старших, независимо от их социального и национального происхождения, пола и положения в обществе

В XVIII в. у чеченцев, как и у других народов Северного Кавказа, сильны были кровно-родственные связи. По обычаям горцев, все члены фамилии и рода должны были оказывать друг другу всяческую помощь и оберегать от несчастных случаев, а в случае убийства или оскорбления чести и достоинства своего сородича - отомстить, ибо считалось, что обида и оскорбление нанесены всему роду.

Самым распространенным обычаем среди чеченцев в XVIII веке было гостеприимство. Большое место в жизни чеченцев занимал институт побратимства, когда представители разных тайпов после совершения определенного обряда становилась кровными братьями

В общественной жизни чеченцев немаловажную роль играла такая форма крестьянской взаимопомощи, как «белхи» (от слова «болх» − работа).

Как и у многих народов Северного Кавказа, у чеченцев в XVIII веке существовал своеобразный похоронный обряд. Надо полагать, что в это время чеченцы в своем большинстве хоронили умерших по мусульманскому обряду.

В Чечне были хорошо известны народные целители («лори» − чеч.), которые лечили больных и раненых, делали операции, удаляли пули и т.д. Своим мастерством были известны также чеченские костоправы. Чеченские мастера из поколения в поколение передавали навыки вправления вывихов, лечения переломов костей и различных ран, кровопускания при головных болях, укусах змей, незаживающих язвах и даже при выполнении такой сложной опера­ции, как трепанация черепа. Народные лекари имели разные лечебные инструменты.

Издревле для определения времени чеченцы использовали разнообразные предметы, связанные со звездами, луной и солнцем. Так, например, по звездам и созвездиям они определяли части света, время суток и сезонов, по луне − день месяца, по солнцу − время суток и времена года, древнейшей единицей измерения времени являлись сутки, имевшие дробное деление и т.д.

С давних пор у чеченцев существовали многообразные формы физического воспитания людей: игры, танцы, состязания, физическая тренировка, закаливание.

О высоком достижении древней культуры чеченцев в этот период свидетельствует также богатый фольклор (устное народное творчество), который составляют песни, сказки, предания, сказания, пословицы, поговорки, героико-исторические песни.

Как известно, в героико-исторических песнях воспевалась отвага горцев, спо­собных пожертвовать всем, защищая свободу родного края, земли, свою честь и национальное достоинство народа. Для всех «илли» характерна одна черта: все они учат мужеству и героической защите человеческой и национальной чести.

Героические песни горцев складывались, как правило, о подвигах, совершавшихся в кровавых сражениях, и герой берется за оружие лишь тогда,когда ему необходимо защитить честь и достоинство.

Кроме героико-исторических и героико-эпических песен, у чеченцев существовали и другие разнообразные по своему жанру песни − обрядовые, трудовые, охотничьи, любовные, шуточные, бытовые, колыбельные, детские. Жизнь песни была не статична.

Как известно, в состав героических песен входят и так называемые абреческие песни. Песни эти о горестной судьбе и героической борьбе людей, которые в одиночку осуществляли в форме индивидуального террора социальный протест порабощенного народа. Чеченские песни об абреках − это героические песни.

Высокохудожественными произведениями устного народного творчества чеченцев были легенды и предания, в которых, как правило, сообщаются сведения о прошлой, древней истории народа, о его обычаях, чаяниях и надеждах.

Основными создателями, хранителями и распространителями музыкального искусства чеченцев были народные певцы. Музыкальные инструменты чеченцев были также довольно разнообразны, основное назначение состояло в аккомпанировании певцу и в исполнении танцевальной музыки.

Язык также является одним из главных атрибутов духовной культуры народа. Чеченцы в большинстве своем, как в горах, так и на равнине говорили только на своем родном, чеченском языке.

Можно предположить также, что в это время в Чечне предпринимались попытки использовать арабский алфавит для чеченской письменности.

В то же время вполне реально, что в конце XVIII века в некоторых равнинных селах Чечни имелись религиозно образованные люди, за плечами которых были медресе в Дагестане.

Таким образом, анализ материалов, характеризующих материальную и духовную культуру чеченцев, позволяет утверждать, что во всех рассмотренных нами памятниках архитектуры и зодчества прослеживается их органическая связь и влияние строительного искусства предков чеченцев на зодчество соседних народов. В то же время, признавая некоторые общие черты, свойственные архитектурным памятникам народов Кавказа, нельзя не отметить и отличительные особенности чеченской материальной культуры, характерные только для Чечни. Кроме того, в XVIII в. происходит эволюция в развитии типологии и планировке чеченского жилища (от жилища большой семьи к жилищу малой семьи).

В этот период у чеченцев наблюдается некоторое оживление общественной мысли, связанное с социально-экономическим подъемом и обострением социальной борьбы, ускоряется процесс накопления народных знаний в различных сферах общественной жизни, делаются первые шаги в развитии письменности народа, углубляется процесс исламизации чеченского народа и т.д.

Высшим достижением духовной культуры чеченцев является создание героико-эпических песен и своеобразного уникального памятника устного народного творчества - нарт-орстхойского эпоса.

Литература:

Наши рекомендации