Гаджиев М.Г Раннеземледельческая культура Северо-Восточного Кавказа. Эпоха энеолита и ранней бронзы. М., 1991.

3. История народов Северного Кавказа с др. времен до конца XVIII в.М.,1988.

4. История первобытного общества: эпоха первобытной родовой общины. М., 1986.

5. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

6. Марковин В.И., Мунчаев Р,М, Северный Кавказ. Очерки древней и средневековой истории и культуры. М. 2003.

7. Мунчаев P.M. Кавказ на заре бронзового века. Неолит, энеолит, ранняя бронза. М.,1975.

8. Очерки истории Чечено-Ингушской АССР с древнейших времен по март 1917 г. Т. I, Грозный, 1967.

Тема № 2. Чечня в VII в. до н.э. - IV в. н.э.

Нахи и степной мир.

Хозяйство. Общественный строй.

Духовная культура.

Нахи сарматы.

Хорошо известно, что Северный Кавказ является зоной активных контактов оседло-земледельческого местного населения и подвижных степных скотоводческих племен Юго-Восточной Европы. Начиная с IV - середины III тыс. до н.э. к Кавказу потянулись скотоводы степей, нуждавшиеся в земледельческой и ремесленной продукции, которой был богат Северный Кавказ.

Одним из кочевых племен оставивших след в культуре вайнахов были скифы.

Нахи и скифы. Итак, скифы начали проникать на Кавказ с начала VII в. до н.э. Жили они в степях Северного Причерноморья (считается что это термин собирательный для всех племен Северного Причерноморья.

В VII веке скифы начали гигантский поход в Переднюю Азию через Кавказ. Спокойный быт древних нахов был нарушен.

Кавказские народы оказали яростное сопротивление пришельцам. Так поступили и вайнахские племена.

Присутствие скифов на Северном Кавказе затянулось почти на два века.Постепенно скифские племена переходили к оседлому образу жизни. Они смешивались с аборигенами Кавказа, постепенно забывая свой язык и обычаи. С годами они растворились среди нахов, осетин и других народов. Поэтому сегодня нет такого народа - скифы.

Скифский «звериный» стиль в нахском искусстве. Скифы оказали сильное влияние на социально-экономическую и культурную жизнь вайнахов. Своим походом в Переднюю Азию скифы втянули в орбиту международных связей древних нахов, которые приняли самое активное участие в скифском походе. Благодаря этим контактам, нахи многое переняли у скифов. Они научились изготавливать по-скифски атрибуты конской сбруи - более изящно и пластично; переняли формы оружия - и не хуже скифов стали изготовлять их акинаки (кинжалы), секиры, наконечники копий и стрел. Материальная культура нахов постепенно преобразовывается. В ней сливаются как элементы скифской кочевнической культуры, так и привнесенные из Закавказья и Малой Азии. Об этом красноречиво свидетельствуют кинжалы из Сержень-Юртовского, Шалинского, Мескетинского и других могильников VII-V вв. до н.э.Вайнахи переняли у скифов их знаменитый «звериный стиль». Вещи, изготовленные в подражание этому стилю, были выполнены с изображением зверей и птиц изображения хищной птицы или хищного зверя.

Одним из излюбленных мотивов древних нахских мастеров было изображения копытных животных, как целыми фигурами, так и частями того или иного животного (в виде головы, ноги, копыта). Они изображались на глиняных сосудах, металлических изделиях или отливались целыми фигурками.

Таким образом, скифский «звериный» стиль был заимствован местными мастерами-гончарами, ювелирами, косторезами и другими умельцами.

Тем не менее, несмотря на сильное скифское влияние, древние нахи, да и другие аборигены, сумели сохранить самобытный местный колорит и облик во всех аспектах своей культуры.

Хозяйство. Земледелие.В равнинных районах автохтоны обрабатывали обширные плодородные земли, а в горах использовалась и террасная форма земледелия. Сеяли пшеницу, лен, просо, ячмень. Землю пахали при помощи деревянных рал, усиленных железными наконечниками. В рала запрягали быков, буйволов, возможно, и лошадей. Для помола зерна использовались ладьевидные каменные зернотерки, а также ступы, песты (для дробления зерна) и терочники.

Земледелие плодотворно сочеталось с садоводством и виноградарством. Не исключено, что равнинные вайнахи выращивали и бахчевые культуры.

Скотоводство. Параллельно с земледелием развивалось и животноводство. Об этом свидетельствует огромное количество костей домашних животных, найденных при археологических раскопках поселений и могильников. Наиболее убедительные материалы найдены на Сержень-Юртовском поселении. Основными составляющими в животноводстве были свиноводство и разведение крупного рогатого скота, а мелкий рогатый скот - овцы и козы, - устойчиво занимал третье место.

Хорошим подспорьем в хозяйстве служили охота и рыболовство.

Металлообработка.Вдревней Чечне были развиты металлообработка, гончарное дело, обработка камня и косторезное дело. На Сержень-Юртовском поселении обнаружены специальные кварталы, где жили и работали мастера по металлу. Шел процесс специализации металлургов, литейщиков, кузнецов и других специалистов.

Гончарное производство. Было развито гончарное производство. Керамика была в основном ручно-лепная и поэтому довольно грубая на вид. Вместе с тем, видимо, были и мастера, знавшие секреты работы с гончарным кругом. К керамическому производству относится и изготовление глиняных статуэток в виде изображений различных животных. Это была в основном культовая атрибутика.

Обработка кости и камня. Значительное место в быту древних вайнахов занимали предметы из кости и камня. Камнерезы изготавливали надгробные стелы, каменные украшения (бусы, привески), а также боевые молоты, топоры и т.д.. Мастера виртуозно пользовались искусством шлифования, сверления и гравировки.

Прядение, ткачество и шитье. В рассматриваемое время на Северном Кавказе и в частности на территории Чечни было развито прядение, ткачество и шитье. В качестве пряжи использовались шерсть и льняной луб. Кроме того, одежду шили и из кожи животных.

Обмен и торговля. Разветвленная специализация ремесел потянула за собой рост и расширение торговли, обмена. Торговля тоже начала специализироваться, т.е. появляются торговцы зерном, ремесленными изделиями, кузнечным инструментом, скотом, мясом и т.д.

Общественный строй.Развитие хозяйства и торговли привело к развалу первобытно-общинного уклада в нахском обществе, при котором вся хозяйственная деятельность ложилась в равной степени на всех членов общины, рода, племени. Успехи же в развитии земледелия, скотоводства, ремесла и торговли привели к формированию новых социальных отношений. Люди начали делиться на богатых и бедных. Об этом свидетельствуют погребения с богатым, средним и очень бедным инвентарем.

Духовная культура.В I тыс. до н.э. материальная жизнь общества зависела от животноводства, земледелия и ремесленного производства. Условия материальной жизни способствовали формированию общественного сознания. В первую очередь это касалось религии. Археологами найдено много изделий из камня, глины, металлов, кости и т.д., связанных с религиозными представлениями общества того времени. Отголоски тех далеких верований до нас дошли, прежде всего, благодаря богатейшей вайнахской мифологии.

Религиозные верования в нахской мифологии. В ту пору люди начали поклоняться неодушевленным предметам - фетишам. Фетиши наделялись сверхъестественной силой и служили объектом поклонения.

Нахи поклонялись горным вершинам, определенным деревьям, родникам, небесным светилам - Солнцу, Луне, звездам и т.д.

Им приписывались мистические чудодейственные свойства, ими клялись. Нахи даже в наши порой клянутся Солнцем (Д1а Малхора ду и бакъ - клянусь тем Солнцем, что это правда), Луной, небом и т.д.

Ношение мусульманами - вайнахами в наши дни амулета «жайн» или христианами крестика на шее, поклонение иконам - пережитки язычества - поклонение фетишам.

Верования в быту нахов как пережитки язычества сохранялись вплоть до ХVШ-ХIХ вв., например, культ матерей природы и стихии:

1. Хинана - Мать воды,обитает в воде

2. Дорцнана- Мать вьюгии бури. Ей приписывалась власть над всякой непогодой.

3. Мехнана- Мать ветров.Так же, как и Мать вьюги, она жила на вершине Казбека.

4. Нана-Латта- Мать-Земля.В ней отражается образное восприятие кормилицы-земли по аналогии с кормящей матерью.

5. Щенана - Мать Огня.По мифам, она живет в огне и является его покровительницей.

При анализе всего пантеона нахских богов нетрудно заметить, что идея единого Бога в духовной культуре древних чеченцев отсутствует. Вместе с тем постоянно превалирует идея верховного Бога в лице Дэла, (подобно греческому Зевсу). Кстати, даже в наши дни, Аллаха чеченцы и ингуши называют Дэла, хотя среди 99 прекрасных имен оно отсутствует.

В целом чеченское язычество имело систему верований, где особое место занимали культы плодородия, земледелия, скотоводства, огня и т.д. Среди них заметную роль отводили животным, птицам, насекомым и многочисленным предметам неживой природы. Лучшее доказательство тому - вайнахские имена, пришедшие к нам из глубины веков.

Астрономические божества налов. Предки нахов в процессе развития своего кругозора, по мере углубленного познания и осмысления окружающей действительности, постепенно переносят своих богов на небеса, превращая их в солнце, луну, звезды, гром, молнию и т.д.

Сохранившиеся в языке нахов названия звезд и других небесных тел говорят о бытовавших в прошлом астрономических познаниях среди нахов. Ученые сумели зафиксировать более 15 названий звезд и созвездий. Если говоритьо месте глины и изделий из нее в духовной культуре нахов,надо отметить,чтоиз всех находок культового назначения на первом месте находятся глиняные изделия.

В мифологии нахов, как и у многих других народов, сохранились свидетельства о сотворении богом первого человека из глины.

Из глины вайнахи делали украшения и предметы культа.

Из культовых предметов наибольший интерес вызывают штампы-пинтадеры (они напоминают современные печати). Они выполняли роль инструмента для оттиска узоров на культовых хлебцах (чеченские межирг, сискал, хьокхум). В наши дни хьокхум украшают тисненным орнаментом, исполненным столовой вилкой.

На Сержень-Юртовском поселении найдено 70 экземпляров антропоморфных (человекообразных) культовых фигур из глины. Большинство статуэток изображают человека в позе молящегося .

Антропоморфные статуэтки образуют три группы:

1. Статуэтки для ритуальных церемоний и празднеств. Они изображали божества - участников церемоний;

2. Статуэтки, связанные с культом рождения и смерти и изображавшие духов-покровителей, предков;

3. Статуэтки, связанные с магией и олицетворявшие не только сверхъестественные существа, но и живых людей.

На Сержень-Юртовском поселении найдено более одной тысячи зооморфных глиняных культовых статуэток. Их можно сгруппировать по отдельным видам животных:

1) крупный рогатый скот (быки, коровы, волы, буйволы);

2) мелкий рогатый скот (бараны, козы);

3) свиньи;

4) лошади;

5) собаки;

6) птицы;

7) фантастические животные.

Нахи и сарматы.Сарматы жили в Нижнем Поволжье и Приуралье. Под общим названием «сарматы» скрываются и другие народы - савроматы, сираки, аорсы и другие. Угроза их нашествия возникла еще V в. до н.э., когда они, сокрушив сопротивление скифов на обширных просторах Северного Причерноморья, замыслили поход на Кавказ.

Первая, наиболее мощная волна нашествия сарматов на нахов была несколько погашена, ослаблена. Но тем не менее археологические памятники свидетельствуют о том, что в конце IV и начале III вв. до н.э. сарматы проникают в районы проживания.

Активно расселившись в I – IV в. н. э. на обширных просторах Северного Кавказа, сарматы постепенно растворяются в местной среде среди предков нахов, прикаспийских народов Дагестана. Сарматские племена, как это случилось в свое время и со скифами, - ассимилировались в местной среде и полностью потеряли себя как народ.

Литература:

1. Багаев М. Страницы древней истории Чечни. Грозный,2012.

2. 2.Дударев С.Л. Взаимоотношения племен Северного Кавказа с кочевниками Юго-Восточной Европы в предскифскую эпоху (IX - первая половина VII в. до н.э.). Армавир, 1999.

3. История Чечни с древнейших времен до наших дней. Грозный, 2006. Т.I

4. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

5. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.

6. Мифы народов Кавказа. Составитель М.Х. Багаев. Махачкала, 1999.

7. Очерк истории ЧИАССР. Грозный, 1967. Т.I.

Тема № 3.Чечня в период раннего средневековья

(V-XII вв.)

Наши рекомендации