Процесс межхозяйственного землеустройства.
Объектом МХЗ яв-ся территория, перераспределенная м/у собственниками земли, з/в и з/п. Основанием проведения МХЗ яв-ся решения федеральных органов гос. власти, органов местного самоуправления, договоры о проведении ЗУ, судебные решения. Договоры проведения ЗУ составляют на основании ходатайств собственников, владельцев и пользователей земли или заявителей о выделении земельного участка. Производственный процесс МХЗ состоит из подготовительных работ; составления проекта; рассмотрения проекта; перенесения проекта в натуру; оформления и выдачи землеустроительных материалов, землеустроительных дел и документов, удостоверяющих право собственности на землю землевладения и землепользования; осуществление проекта МХЗ, проведение авторского надзора за выполнением проекта собственниками земли, землевладельцами и землепользователями. МХЗ проводят при: – изменении границ объектов землеустройства, в т. ч. с целью устранения недостатков в их расположении; – установление границ объектов землеустройства; – предоставление земельных участков гражданам и юридическим лицам; – изъятие земельного участка; – совершение сделок с зем. участками; в иных случаях перераспределения земель.
Содержание межхозяйственного землеустройства при проведении земельной реформы в России.
Каковы основные черты земельного строя, существовавшего до земельной реформы в России? Существовавший до начала земельной реформы в России земельный строй в основном характеризовался следующими чертами и особенностями. Единым и единственным собственником земли было государстве Земля предоставлялась только в пользование. Участки земли, значительные по площади и по цельности, предоставлялись только высшими государственными органами. В пользование земля предоставлялась бесплатно. Основными землепользователями в сельском хозяйстве были колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия. Гражданам земля предоставлялась только для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества. Землепользователи были обязаны рационально использовать землю. Государство имело монополию на земельную собственность.
Понятие земельной реформы. Земельная реформа это законодательно оформленные существенные изменения и переустройство земельного строя и земельных отношений в обществе, вызывающие преобразование форм собственности на землю, передача земли от одних собственников и пользователей другим и изменение форм устройства территории в соответствии с изменившимся земельным законодательством.
Образование и упорядочение землепользований сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
1. Образование землевладений и землепользований — это подготовка земельного участка для создания нового хозяйства или предприятия на любых землях.
2. Реорганизация землевладений (землепользований) — это подготовка и проведение значительных изменений в размещении, конфигурации, количестве хозяйств и, соответственно, их площадей.
3. Упорядочение землевладений (землепользований) — это целенаправленные землеустроительные действия по улучшению конфигурации, параметров земельных участков, ликвидации любых недостатков пространственного характера.
4. Отвод и изъятие земельных участков:
а) предоставление земель — это оформление землеустроительных документов и принятие решения о передаче земельного участка в собственность, владение, пользование и аренду гражданам и юридическим лицам;
б) отвод — это землеустроительные действия по оформлению и установлению на местности границ земельного участка, предоставленного в собственность, владение, пользование;
в) изъятие земель — это подготовка документов и принятие решения о прекращении в установленном порядке права собственности, владения, пользования, аренды земельного участка или в случаях нарушения земельного законодательства по использованию конкретного земельного участка.
5. Установление черты населенных пунктов — это подготовка проекта установления черты и перенесение ее на местность.
Поэтому образование землевладений или землепользований сельскохозяйственных предприятий представляет собой землеустроительные действия, включающие составление, обоснование, утверждение проекта и перенесение его в натуру, в результате которых создают и оформляют новую земельную территорию, отграниченную на местности, для ведения сельскохозяйственного производства.
Землевладение и землепользование при этом размещают и формируют как составную часть системы землепользований района.
Размеры и состав землевладений и землепользований зависят от зон их расположения, каждая из которых характеризуется природными и экономическими условиями. При этом площадь землевладения или землепользования и размеры производства должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В то же время размер хозяйства влияет не только на возможный объем произведенной продукции, но и на разного рода затраты и потери, которые, в свою очередь, зависят от величины территории, на которой осуществляется производство, например, на транспортные расходы.
От площади землевладения или землепользования, его размещения, компактности зависят объем продукции, затраты на ее производство и управляемость хозяйством. Компактность землевладения или землепользования, его конфигурация, расположение усадьбы на территории хозяйства определяют дальнейшую внутрихозяйственную организацию территории и производства сельскохозяйственного предприятия. Поэтому образование землевладения или землепользования — задача первостепенной важности, которая решается составлением экономического обоснования проекта.
Крестьянское (фермерское) хозяйство - самостоятельный тип товарного аграрного предприятия, обладающий основными средством производства (включая землю), собственными трудовыми ресурсами, финансами и другими материально-техническими средствами ведения хозяйства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство основывается на труде членов крестьянской семьи, хотя законодательно допускается наем рабочей силы. В содержание раздела входят:
¾ подготовительные работы;
¾ установление площади землепользования крестьянского хозяйства;
¾размещение и формирование землепользования крестьянского хозяйства.
1Подготовительные работы при составлении проекта образования землепользования крестьянского хозяйства включают:
¾ изучение планово-картографических и обследовательских материалов;
¾ изучение данных, характеризующих природные и экономические условия территории реформируемого сельскохозяйственного предприятия;
¾ выявление наличия дорог и водных источников в местах предполагаемого размещения землепользования крестьянского хозяйства;
¾ установление мест реализации и переработки продукции и других объектов, с которыми крестьянское хозяйство будет связано производственными и другими отношениями.
Завершаются подготовительные работы разработкой задания на проектирование.
2 Установление площади землепользования КФХ.Площадь землепользования крестьянского (фермерского) хозяйства зависит от следующих факторов:
¾ специализации хозяйства (состава и размера отраслей);
¾ качества земель (балл оценки);
¾ числа трудоспособных и пенсионеров;
¾ наличия основных фондов;
¾ удаленности от мест реализации сельскохозяйственной продукции;
¾ рыночной конъюнктуры;
¾ возможности получения земель в собственность и аренду.
Земельный участок, выделяемый для организации крестьянского хозяйства, передается ему местной администрацией в собственность, бесплатно или в долгосрочную (краткосрочную) аренду с правом последующего выкупа или без него.
Затем определяется средний расчетный размер земельной доли и установление ее фактического размера в хозяйстве
На основании фактически установленного в хозяйстве размера земельной доли и количества лиц, имеющих право на его получение, определяются общие площади сельскохозяйственных угодий, подлежащих передаче в собственность бесплатно.
3.Размещение и формирование землепользования крестьянского хозяйства включает:
¾ нахождение целесообразного местоположения землепользования;
¾ придание участку правильной конфигурации;
¾ обоснованное ориентирование границ участка на территории;
¾ включение в состав землепользования участков разного назначения.
На размещение землепользования влияют разные факторы:
¾ качество земель и состав угодий на участке;
¾ специализация хозяйства;
¾ удаленность от поселениям;
¾ удаленность от пунктов реализации и переработки продукции и других пунктов, с которыми будет связано хозяйство;
¾ обеспеченность дорогами и связь с дорогами общего пользования;
¾ обеспеченность водой;
¾ обеспеченность производственными постройками;
¾ экологическое состояние земель и близость к источникам загрязнения.
Размещение землепользований КФХ должно производиться с учетом ряда требований. Каждое землепользование КФХ необходимо и целесообразно проектировать в едином компактном земельном массиве правильной конфигурации и наименьшей протяженности, не расчлененным естественными и искусственными препятствиями (реками, оврагами и т. п.), с включением в него земель всех видов собственности и пользования (аренды) и не только сельскохозяйственных угодий, но и расположенных среди сельскохозяйственных угодий, а также примыкающих и тяготеющих к ним других земельных угодий: болот, кустарников, водоемов, лесов и др., создавая предпосылки для нормальных условий жизни и отдыха людей, существования животного и растительного мира. Соотношение площадей сельскохозяйственный угодий, выделяемых каждому крестьянскому хозяйству в собст
Образование землепользований несельскохозяйственных объектов.
Процесс образования землепользований несельскохозяйственных объектов включает три стадии:
1. предварительное (до начала проектирования объекта) согласование места размещения объекта (земельной участка);
2. предоставление земельной участка;
3. отвод земельной участка в натуре и выдача документов, удостоверяющих право на землю.
Составление землеустроительного проекта в полном составе выполняется (на основании решения органов местной администрации по месту нахождения испрашиваемых земель) на стадии предварительного согласования места размещения объекта и включает: подготовительные работы; составление проекта; согласование и утверждение проекта.
При разработке проекта образования землепользования несельскохозяйственного объекта необходимо учитывать: категории земель, компетенции государственных органов по изменению целевого назначения земель, формы собственности и пользования землей, имеющихся ограничений, обременений и сервитутов, наличия особо охраняемых территорий, кадастровой оценки, нормативной и договорной цены земли, стоимости возмещения потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства, убытков землепользователей.
1.18. Установление и упорядочение границ административно-территориальных и иных образований.
План
Общие положения землеустройства административного района.
Определение границ.
Уточнение на местности границ административно-территориальных образований.
Разработка проектов установления и упорядочения границ муниципальных образований (МО) и сельских округов.
В соответствии с Законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. административный район представляет собой муниципальное образование —совокупность городских и сельских поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, используются природные и экономические ресурсы, формируются муниципальная собственность и местный бюджет.
С учетом этого для организации рационального использования и охраны земель, осуществления землеустроительных мероприятий в увязке с размещением производительных сил и развитием земельных отношений, административный район представляет наилучшую территориальную единицу.
В компетенцию районных властей входят практически все вопросы, затрагивающие интересы землепользователей и всего населения:
♦ владение, пользование и распоряжение земельными и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности, а также контроль за использованием земель в границах района;
♦ комплексное социально-экономическое развитие района;
♦ регулирование вопросов планировки и застройки, благоустройства дорожного и водохозяйственного строительства, использование полезных ископаемых и т. д.;
♦ участие в охране окружающей среды и др.
Кроме того, в ведение районной администрации переданы такие землеустроительные действия:
— управление земельным хозяйством района;
— изъятие и предоставление земельных участков предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам;
— осуществление землеустроительных мероприятий;
— ведение земельного кадастра и мониторинга земель;
— взимание платы за землю и др.
Главная цель схемы землеустройства района — создание рациональных и эффективных землепользовании и землевладений, осуществление территориальной организации и размещения производства и природоохранных мероприятий.
Задачами схемы землеустройства административного района в этой связи являются:
1. Создание благоприятных территориальных условий для социально-экономических преобразований на селе с учетом перехода к рыночной экономике.
2. Организация многоцелевого использования земельных ресурсов района посредством их наилучшего перераспределения по отраслям и предприятиям с различной формой хозяйствования, обеспечивая при этом реальные условия для формирования многоукладной экономики.
3. Совершенствование методов и способов использования земель в сельском хозяйстве и других отраслях агропромышленного комплекса в соответствии с действующим законодательством и требованиями по охране природной среды, размещения населения и инфраструктурного обеспечения.
4. Окультуривание и поддержание агроландшафтов, организация охраны земель от разрушений и различного рода деградации.
Таким образом, землеустройство района представляет собой совокупность организационно-хозяйственных, административных, экономических, социальных, правовых и экологических мероприятий, направленных на рациональное перераспределение, использование и охрану земель, сохранение окружающей среды и развитие народного хозяйства района.
Схема землеустройства района, являясь предпроектным этапом землеустроительного проектирования, решает крупные по содержанию и территориальному охвату проблемы организации, использования и охраны земель.
Поэтому концептуальность схем землеустройства района определяется, прежде всего, такими обстоятельствами:
♦ ролью схем как связующего звена в системе «прогноз — планирование — организация» использования земли;
♦ необходимостью интеграции землеустройства как науки и как хозяйственного механизма;
♦ необходимостью выполнения многих землеустроительных
действий на уровне административного района;
♦ необходимостью создания целостной системы по охране земель и других природных ресурсов в границах административно-территориального образования;
♦ необходимостью создания эффективной системы расселения и создания благоприятных условий для труда и отдыха сельского населения;
♦ ролью схем в создании эффективной системы землепользовании, землевладений различных хозяйствующих субъектов;
♦ необходимостью установления единого оценочного критерия по использованию и охране земель и организации хозяйственной деятельности.
Следовательно, схема землеустройства района представляет собой > «общее» по отношению к проектам межхозяйственного и внутрихозяйственного землеустройства и рабочему проектированию. Одновременно она является «единичным» по отношению к схемам землеустройства субъектов РФ.
Устанавливают (восстанавливают) и упорядочивают границы административных районов и границы субъектов Российской Федерации в случаях образования новых административно-территориальных единиц, их объединения, упразднения, преобразования, разграничения существующих административно-территориальных образований при отсутствии между ними закрепленных на местности известных границ, а также в случае их изменения или уточнения по инициативе соответствующих административно-территориальных образований в соответствии с решениями вышестоящих органов исполнительной власти.
Создание новых или объединение, преобразование, упразднение существующих административно-территориальных образований, изменение их границ и наименований входят в состав полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Российской Федерации в целом.
Реорганизация административно-территориального деления области, края, республики обосновывается историческими, национальными и хозяйственными причинами, и осуществляют ее при перераспределении территорий субъектов Федерации, освоении земель, размещении объектов горнодобывающей промышленности, формировании природных (национальных) парков и т. д.
Устанавливают (восстанавливают) в натуре (на местности) границы административно-территориальных образований на основе соответствующих проектов, в которых должно быть дано их описание.
В случаях, когда по тексту описания границы не представляется возможным четко определить ее прохождение в натуре, на местности устанавливают межевые знаки.
При наличии в составе административно-территориального образования резервной территории, утвержденной в установленном порядке, и когда по тексту описания невозможно четко определить ее границу в натуре, на местности устанавливают указательные знаки (по образцу межевых) с надписью «Резервная территория».
Заказчиком работ по установлению (восстановлению) границ административно-территориальных образований является орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления соответствующего уровня. Порядок и требования к установлению границ на местности определены Инструкцией по межеванию земель.
Поскольку границы административно-территориальных образований совмещают с границами предприятий, учреждений и организаций, то к ним предъявляют традиционные для землеустройства требования— ясность, четкость, устойчивость и удобство опознания на местности, учет линейных элементов природного комплекса (геоморфологии, гидрографии, почвенного и растительного покровов) и инфраструктурного обустройства территории. Например, от того, как будут размещены границы административного района, зависят конфигурация землевладений (землепользовании), условия организации и управления производством.
Установление на местности границ административно-территориального района предшествует разработке схемы землеустройства этого образования. Границы района вместе с указанием его территории фиксируют в уставе административного района.
Изменения в административно-территориальное деление вносят по инициативе населения, органов местного самоуправления и государственной власти. Во
всех случаях учет мнения населения этих территорий обязателен. Порядок и последовательность проведения работ определяются законом субъекта Федерации. Землеустроительный процесс в данном случае предусматривает проведение подготовительных работ, составление проекта, его рассмотрение и утверждение, перенесение в натуру, оформление землеустроительных документов. Степень сложности и трудоемкости работ зависит от затрагиваемой площади, числа землевладений (землепользовании), топографических условий местности.
При подготовительных работах устанавливают состав участников и выявляют их пожелания, изучают юридические документы, картографические и земельно-учетные материалы, схемы и проекты землеустройства, намечают пути решения задачи, составляют задание на проектирование. В сложных случаях, когда затрагивается значительное число предприятий, учреждений и организаций, создают рабочую комиссию из представителей смежных районов. Для решения общих вопросов используют картографическую основу в масштабе 1:50000 (иногда 1:75000, 1:100 000). Детальную информацию отображают на планах размещенных по обе стороны границы землевладений (землепользовании) предприятий и хозяйств в масштабе 1:10 000 (реже 1:5000, 1:2000). Особое внимание обращают на качество и хозяйственную пригодность земель, наличие населенных пунктов и производственных центров, состояние дорожной и иной связи.
Собранную при камеральной и полевой подготовке информацию вносят в специальный акт и на чертеж землеустроительного обследования. При этом также оформляют и утверждают задание на установление границ административного района, содержащее в основном показатели, характеризующие землевладения (землепользования), в размещение которых вносят изменения.
В результате составления, рассмотрения и утверждения проекта установления границ административного района оформляют проектный план и пояснительную записку с технико-экономическими расчетами и обоснованиями. Новую границу размещают по элементам гидрографической сети (рекам и ручьям, тальвегам, линиям стока), совмещают с магистральными дорогами, каналами, лесными полосами, учитывают расположение выделов, эколого-хозяйственное районирование. Распределение между районами крупных массивов угодий согласовывают с размещением населенных пунктов и производственных центров, обеспечивая нормальное функционирование предприятий и хозяйств, их производственных подразделений.
При небольших изменениях на местности межрайонных границ перераспределяют земли за счет обмена земельными участками (равноценного и неравноценного размера), выкупа земель соответствующими предприятиями и хозяйствами. Основанием для кардинальных преобразований при межрайонном распределении земель, укрупнении и разукрупнении административных районов служат решения государственных органов Российской Федерации.
Технико-экономические расчеты выполняют для обоснования решений, принятых в проекте установления границ (или его отдельных вариантах). Используют систему показателей, включающую продуктивность земель, капитальные вложения, ежегодные затраты, доходность производства, удовлетворение социальных потребностей, уровень экологической безопасности.
Перенесение проекта границ административного района в натуру в техническом отношении равнозначно размещению на местности внешних границ предприятий и хозяйств. В полевых работах участвуют представители всех заинтересованных землевладельцев (землепользователей), они подписывают протоколы согласования границ. Последние закрепляют межевыми знаками, устанавливая их на расстоянии прямой видимости (до 1...2км). При делении границей контуров угодий пропахивают борозды. Точность положения межевых знаков обеспечивают привязкой их к пунктам геодезической сети.
Технические документы установления границ вручают администрациям смежных районов и субъекта Федерации и сдают на хранение в проектное предприятие. Владельцам и пользователям земли выдают новые документы, уточняющие их земельные полномочия.
Границы федеральных
округов Российской Федерации специально не устанавливают. Они, как правило, совпадают с границами субъектов Федерации и корректируют их (изменяют, уточняют и т. п.) вместе с последними.
Границы Российской Федерации в случае необходимости уточняют на основе межгосударственных соглашений со странами-соседями и определяют в ходе работ по демаркации и делимитации границ.
Поскольку административный район остается основной территориальной единицей хозяйственного развития и природопользования, то значительно возрастает роль землеустройства, в обеспечении устойчивого и сбалансированного развития его территории. Особое место в схемах землеустройства занимают мероприятия по уточнению границ:
а) территорий природоохранного, природозаповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения. При этом приводится перечень материалов и нормативных документов, на основании которых определены границы территорий этой категории земель и их охранных зон, где устанавливаются особый режим использования земель, а также организации и ведомства, с которыми согласованы границы этих территорий;
б) населенных пунктов, где дается обоснование необходимости изменения существующей черты и передачи земель в ведение муниципальных органов для целей индивидуального жилищного строительства, огородничества, сенокошения, выпаса скота;
в) земель, передаваемых в ведение сельских администраций на основе обобщенных данных результатов передачи земель в их ведение;
г) земель специального районного фонда в связи с его перераспределением и передачей для пополнения новых земель;
д) земель, предназначенных для организации крестьянских и фермерских хозяйств, расширения их землепользовании, и т. д.
Схема землеустройства района оформляется в виде текстовых и графических материалов.
Текстовые материалы включают:
♦ задание на составление схемы;
♦ пояснительную записку с расчетными таблицами;
♦ основные технико-экономические показатели схемы землеустройства;
♦ материалы согласования и утверждения схемы;
♦ основные положения схемы землеустройства.
Графический материал включает:
— карту современного использования и распределения земель;
— карту организации территории административного района с врезками таблиц по распределению земель по формам собственности и категориям, землепользователям и земельным угодьям;
— карту по улучшению земель с врезками па характеристике основных мероприятий по улучшению земель и технико-экономических показателей по улучшению земель;
— карту природоохранных мероприятий;
— карту эколого-хозяйственного использования и агроэкологического районирования территории района.
Порядок согласования и утверждения схемы землеустройства определяют районные органы самоуправления.
Схема землеустройства административного района реализуется поэтапно. Осуществление мероприятий ведется путем их включения в целевые комплексные программы, бизнес-планы предпринимательской деятельности, проекты землеустройства предприятий, планировки и застройки населенных пунктов, системы ведения агропромышленного комплекса, земледелия и другие документы.
Муниципальное образование — это поселение или несколько поселений, объединенных общей территорией, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются выборный орган местного самоуправления, местный бюджет и муниципальная собственность.
В соответствии с Законом «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальным образованиям могут быть отнесены города, поселки, станции, районы (уезды), сельские округа (волости, сельсоветы).
Процесс образования, объединения и упразднения административно-территориальных образований в настоящее время происходит в основном в пределах административных районов, в составе которых создают или преобразуют муниципальные образования и сельские округа.
Устанавливают и упорядочивают границы муниципальных образований и сельских округов на основе проекта.
При разработке проекта установления и упорядочения
границ муниципального образования в состав его территории можно включать земли городских, сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли независимо от форм собственности и целевого назначения. Проектируемые границы должны проходить, как правило, по границам земельных участков.
Включение земельных участков в границы муниципального образования не влечет прекращения права собственности на землю, права землевладения (землепользования) и аренды на эти участки.
Материалы по установлению или изменению границ муниципального образования содержат:
ситуационный план — план расположения муниципального образования в системе района;
опорный план — план существующего положения;
проектный план границ муниципального образования;
пояснительную записку с обоснованием границ муниципального образования с их описанием.
На опорном плане показывают границы:
существующих населенных пунктов с указанием земель по видам использования;
земельных участков, отведенных юридическим и физическим лицам за чертой населенных пунктов;
земель коммунального назначения;
земель железнодорожного, автомобильного, водного, воздушного и трубопроводного транспорта;
участков, занятых сооружениями добывающей и обрабатывающей промышленности, энергетическими устройствами, а также трассами высоковольтных линий электропередачи и газопроводов;
земель лесного, водного фондов, земель обороны;
земель сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских), подсобных хозяйств, коллективных садов и огородов, иных земель.
Опорный план составляют на топографической подоснове в масштабе 1:10 000 или 1:5000 или в компьютерной графике на оцифрованной карте, выполненной в указанных масштабах. На плане выполняют экспликацию существующего использования земель.
На проектном плане границ муниципального образования показывают границы:
существующих населенных пунктов и состав их земель по функциональному назначению;
земель различного функционального назначения, предлагаемых к включению в состав земель муниципального образования;
резервных территорий различного назначения;
нового муниципального образования.
Проектный план границ муниципального образования выполняют на такой же основе, что и опорный план.
План иллюминуют (окрашивают) красками. На плане выполняют экспликацию земель.
В пояснительной записке к проекту указывают:
общие сведения о муниципальном образовании, экспликацию современного использования земель, землепользовании и угодий;
перечень населенных пунктов, включенных в границы муниципального образования, перечень предприятий и социально-культурных учреждений, численность населения;
основные направления территориального размещения функциональных зон; баланс земель, данные о проектах и разработках, влияющих на территориальное развитие муниципального образования;
проектные решения по границам муниципального образования землепользовании и угодий, экспликацию земель, включаемых в состав территории муниципального образования;
результаты местного референдума или схода граждан;
обоснование границ муниципального образования.
Материалы по установлению и изменению границ муниципального образования после рассмотрения в установленном порядке утверждают главы вышестоящих администраций.