Обоснование схем землеустройства.
Обоснование и эффективность проектов землеустройства
Землеустроительные работы: оформление землеустроительной документации
С целью выбора наиболее рациональных проектных решений применяются методы сравнения вариантов как в целом по проектам, так и по отдельным составным частям, сопоставления характеристики нового проекта с правовыми нормами и положениями, с нормативными показателями государственных и отраслевых стандартов или аналогичными эталонными проектами. Важно обосновать технические и технологические возможности и экологические ограничения осуществления проектов, увязать ресурсное обеспечение с реальностью достижения поставленных в проекте целей и задач.
В связи с этим обоснование проектов землеустройства и оценка проектных решений должна проводиться комплексно по определенной системе критериев, которая включает следующие четыре группы:
— нормативно-правовые;
— финансово-экономические;
— ресурсно-технологические;
— социально-экологические.
Эти критерии обоснования, системы аналитических методов и многообразие показателей, раскрывающих их содержание, отражают главные аспекты и условия оценки реальности достижения результатов инвестиционных проектов. Поэтому главная задача обоснования проектов — подтвердить реализуемость проекта на различных фазах его жизненного цикла, доказать его финансово-экономическую и (или) иную эффективность.
К нормативно правовым критериям обоснования относятся правовые нормы земельного, и других видов законодательства, постановлений правительства, распоряжений министерств и ведомств, требования стандартов, СНиПов. При недопустимом отклонении или несоблюдении одного из этих даже экономически эффективный проект не может быть реализуем.
Основные критерии обоснования рабочих проектов – финансово-экономические, свидетельствующие о народнохозяйственной (общественной) и коммерческой целесообразности инвестиционных процессов. Показатели финансово-экономического обоснования подразделяются на составляющие экономического эффекта и затрат на его получение. Сметная стоимость осуществления рабочих проектов, удельные капитальные вложения на единицу объемов работ, ежегодные издержки включая амортизацию основных фондов и эксплуатационные расходы представляют общие стоимостные затраты. Эффект может выражается в приросте стоимости валовой продукции, чистого дохода, сокращении или предотвращении потерь, связанных с проведением землеустроительных и других видов работ.
Сопоставление экономического эффекта в виде чистого дисконтированного дохода и затрат на его получение позволяет судить об эффективности капитальных вложений по таким показателям как:
— период возмещения капитальных вложений;
— индекс доходности;
— внутренняя норма доходности.
Ресурсно-технологические (технические) критерии обосновывают ресурсную и технологическую реализуемость проекта. К показателям ресурсно-технологического обоснования, характеризующим главным образом технологическую часть рабочих проектов, относятся:
— объем земляных и других видов работ;
— протяженность линейных инженерных коммуникаций;
— удельные расходы материалов и трудоемкость работ;
— периоды освоения, строительства и эксплуатации объектов.
Эти показатели служат для оценки проектных решений, устанавливающих размеры и конфигурации земельных участков, уклоны поверхности территории и другие изменения технологических свойств земли. Их использование позволяет оценить соответствие применяемых типовых технологических схем производства работ, машин и механизмов требованиям рациональной организации территории и использования земли.
Повышение уровня и эффективности проектных решений предопределяет необходимость улучшения проработки технологической и строительной частей рабочих проектов. Например, в рабочих проектах улучшения кормовых угодий, освоения земель, не требующих осушения, должно быть предусмотрено не только применение высокопроизводительных машин и механизмов, но и так же использование
прогрессивных, ресурсосберегающих технологий производства, обеспечивающие минимальные потери почвы и гумуса при проведении работ и сохранение экологического равновесия на прилегающих землях.
Ресурсно-технологическое обоснование включает также обоснование необходимого количества кадров соответствующего профиля и квалификации.
Социально-экологические критерии, тесно взаимосвязанные между собой, применяются для оценки изменения проектом социальных и экологических условий. К ним относятся такие как: повышение производительности труда за счет улучшения окружающей среды, уменьшение техногенных воздействий и содержания в почве вредных веществ до предельно допустимых концентраций, предотвращение экологического ущерба от загрязнения, эрозии, сохранение в почве положительного баланса гумуса т.п.
В зависимости от уровня инвесторских целей различают следующие виды эффективности:
— общественная или (экономическая, социально-экономическая);
— бюджетная;
— коммерческая.
К показателям общественной эффективности следует относить те результаты и затраты, связанные с реализацией проекта, независимо от финансовых интересов участников инвестиционной деятельности, т. е. выходящие за пределы прямых финансовых интересов участников (субъектов) инвестиционной деятельности.
Показатели бюджетной эффективности учитывают финансовые последствия реализации проектов для федерального или местных бюджетов. Эти показатели определяются как превышение доходов соответствующих статей бюджета над расходами. Доходы бюджета включают налоговые поступления, отчисления в Пенсионный фонд, Фонд занятости, соцстраха и другим. К расходам относят прямые выделения кредитов ЦБ, гарантии инвестиционных рисков.
Показатели коммерческой эффективности учитывают финансовые последствия реализации проектов для их непосредственных участников. В расчетах показателей коммерческой эффективности анализируются потоки реальных денег от инвестиционной, операционной и финансовой деятельности.
По функциональному использованию самих показателей оценки эффективности различают:
— общую (абсолютную) эффективность;
— сравнительную (относительную);
— абсолютно — сравнительную.
Показатели общей (абсолютной) позволяют оценить эффективность вкладываемого капитала по выбранному инвестиционному проекту. Когда определяется общая (абсолютная) эффективность, необходимо учитывать полностью все затраты и результаты.
Абсолютно-сравнительная эффективность подразумевает сравнение абсолютной оценки проекта с заранее установленным нормативом. Это может быть определенная ставка доходности инвестиций, предельный срок возврата кредитных ресурсов, установленный законом или инвестором-кредитором срок окупаемости капитальных вложений.
Показатели сравнительной (относительной) эффективности используются для условий выбора наиболее рационального решения. В этом случае учитывают только изменяющиеся по вариантам части затрат и результатов. При вариантном анализе инвестиционных проектов показатели сравнительной эффективности должны дополняться показателями общей эффективности затрат, т.к. выбранное решение должно соответствовать требуемой инвестором норме дохода на вкладываемый капитал.
Общая эффективность не заменяет сравнительную, они должны дополнять друг друга, т.к. решение выбранное с позиций сравнительной эффективности, может оказаться невыгодным с точки зрения абсолютной эффективности.
По характеру учитываемых результатов и затрат различают показатели:
— финансово- экономической;
— ресурсной;
— социальной;
— экологической эффективности.
Показатели финансово-экономической эффективности учитывают в стоимостном измерения все виды результатов и затрат, обусловленные реализацией инвестиционного проекта. При этом необходимо учитывать, что экономическая эффективность организации используемых земель обусловлена влиянием организации территории на организацию производства и наоборот. Землеустроительные решения должны способствовать созданию оптимальных пропорций
производства, улучшению условий хозяйствования, что прямо сказывается на результатах деятельности предприятий.
Показатели ресурсной эффективности отражают влияние инвестиций на объем производства и потребление определенных видов ресурсов.
Показатели социальной эффективности учитывают изменения социальных условий, а экологические — соответственно экологические факторы. Социальная и экологическая эффективность проектов тесно взаимосвязаны и применение показателей эффективности в одной области непрерывно связано с улучшением или ухудшением показателей другой. В частности, социальная эффективность землеустройства характеризуется укреплением земельных отношений, стабильностью прав землепользования и землевладения. Она обусловлена значением земли как объекта социально-экономических связей и направлена на улучшение социальных условий общественного воспроизводства. Экологическая эффективность проявляется прежде всего через влияние землеустроительных мероприятий на окружающую среду и характер использования земель.
Один из критериев классификации показателей оценки эффективности – временной фактор учета результатов и затрат.
Период времени в оценке эффективности проектов играет огромную роль, т.к. в условиях рыночной экономики происходят инфляционные процессы, с течением времени меняются цены, существующая зависимость от внешнего рынка влияет на конъюнктуру отечественного рынка, что обусловливает изменение процентных ставок на капитал и перелив его в другие отрасли и проекты. Поэтому в зависимости от учета фактора времени при сравнении разновременных результатов и затрат различают:
— фактические;
— расчетные показатели эффективности.
Фактическая эффективность определяется с целью проверки и сравнения осуществленных затрат с реально полученной отдачей, результатами, а также с ранее сделанными расчетами оценки эффективности. Величина фактической эффективности выявляется путем составления фактической организации территории с намечаемой в составленных проектах, сравнения отчетных данных с проектными показателями, нормативными. Фактическая эффективность проекта проявляется неодинаково от различных мероприятий, зависит от объективных и субъективных факторов. Наиболее быстро она проявляется при осуществлении организационно-хозяйственных мероприятий сразу после перенесения проекта в натуру. Осуществление мероприятий, требующих инвестиций в форме капитальных вложений, зависит от детальности инвестиционного цикла, а фактическая эффективность чаще определяется после освоения рабочих проектов.
Расчетная эффективность определяется при составлении и обосновании схем и проектов землеустройства, а также осуществлении отдельных землеустроительных действий.
1.10. Схемы землеустройства??!
Каждый субъект РФ должен иметь схему землеустройства территории, основное назначение которой — детализация и углубление намеченных в Генеральной схеме мероприятий по использованию и охране земель, их привязка к территории субъекта РФ с учетом местных условий.
В Схеме землеустройства территории субъекта РФ проводят распределение земель по формам собственности, категориям и угодьям. В ней обосновывают потребности в земельных ресурсах для сельского и лесного хозяйства, промышленности, транспорта, развития населенных пунктов, других отраслей экономики, выделяют земли природоохранного значения. Обоснования выполняют с учетом перспектив развития различных отраслей экономики, потребности в землях граждан для развития коллективного садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного и индивидуального жилищного строительства, создания крестьянских (фермерских) хозяйств.
На основе этих данных разрабатывают комплекс природоохранных мероприятий в целом и по отдельным проблемам (консервация деградированных и загрязненных земель, защита почв от эрозии, заболачивания, подтопления и других негативных явлений). Выявляют резервы сельскохозяйственных земель и очередность их использования.
Схемы землеустройства территорий субъектов РФ разрабатывают параллельно или в развитии Генеральной схемы. Они также являются долговременными, носят предплановый характер и имеют расчетный период реализации 15-20 лет. Их содержание аналогично Генеральной схеме, но степень детализации проработок выше с доведением до отдельных административных районов. Главной составной частью Схемы землеустройства территории субъекта РФ является система мероприятий, направленных на формирование: устойчивого землепользования, межотраслевого распределения земель по категориям и угодьям; их обоснованного размещения в соответствии с экологическими и экономическими требованиями компактных и оптимальных по плошади землепользовании; благоприятных условий для эффективного ведения сельскохозяйственной и иной хозяйственной деятельности, устойчивого развития городов и других поселений в соответствии с градостроительной документацией, а также разме- щения специальных фондов земель. В схеме должны найти отражение общие 144 145 Раздел III. Государственный учет, планирование и контроль за использованием земельных ресурсов направления и основные задачи государственной политики, которые включают систему правовых, организационных, экологических, технологических и других мероприятий по рациональному использованию и охране земель. Кроме того должны быть решены также вопросы развития и территориальной организации областного агропромышленного комплекса, размещения объектов капитального строительства, мелиоративных систем, дорожной сети и других объектов производственной и социальной инфраструктуры, намечены мероприятия по охране природных ресурсов.
Схема включает текстовую и графическую части. Текстовая часть состоит из пояснительной записки с необходимыми расчетами и обоснованиями. В пояснительной записке в обязательном порядке приводят экспликацию земель по категориям землепользователей, в которой отражают перераспределение земельного фонда по годам (периодам) между категориями землепользователей. В графической части содержатся обзорные карты субъекта Российской Федерации (существующее состояние и перспективы землеустройства) в масштабе, указанном
заказчиком. Схемы землеустройства территории субъектов РФ разрабатывают по заданиям органов их государственной власти и согласовывают с учреждениями, ведомствами и комитетами органов их исполнительной власти, после чего представляют на государственную экологическую экспертизу. Согласованную в установленном порядке Схему землеустройства территории субъекта РФ утверждает орган его исполнительной власти.
Землеустроительные предприятия (учреждение и иные организации) разрабатывают также региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов (схемы землеустройства территории регионов). Их объектом могут быть не только единицы административно-территориального деления Российской Федерации, как, например, федеральные округа, но и большие территории, связанные единством экономических отношений, природными и социально-экономическими условиями. Это могут быть схемы землеустройства различных территориально-производственных комплексов, экономических районов, регионов Крайнего Севера, опустынивания и т. д. Содержание таких схем определяется конкретными задачами, которые ставит заказчик.