Генеральные схемы и региональные программы использования и охраны земель.
Генеральная схема использования и охраны земельных ресурсов РФ разрабатывается в целях определения важнейших направлений организации регионального землепользования в стране и охраны земельного фонд в интересах постоянного наращивания продовольственного фонда, комплексного развития и размещения производительных сил. Генсхема составляется на территорию всей России в целом, а в случае необходимости – на территорию экономических районов и отдельных регионов.
Разработка Генеральной схемы использования и охраны земельных ресурсов России осуществляется в три этапа:
1. составление научно-технической концепции;
2. разработка основных направлений;
3. разработка развёрнутой схемы.
Научно-техническая концепция содержит всесторонне обоснованный замысел решения главнейших проблем рационального использования и охраны земельных ресурсов страны на долгосрочную перспективу. Она разрабатывается на основе Комплексной программы научно-технического прогресса России, Концепции экономического и социального развития России и Генеральной схемы развития и размещения производительных сил России. Основные направления схемы включают характеристику современного использования земель, предложения по составу земельного фонда на перспективу, а также мероприятия по повышению эффективности использования земельных ресурсов, вовлечению территорий в народнохозяйственное использование, улучшение и охране земель. Генсхема содержит предложения по рациональному использованию и охране земельного фонда в комплексе, по категориям земель и отраслям народного хозяйства, разрабатывается на основе задания и программы, утверждаемой Правительством РФ. Она должна содержать:
1. современную характеристику земельного фонда;
2. анализ и оценку его использования по целевому назначению;
3. расчёты потребностей основных отраслей народного хозяйства в территориях для своего развития и размещения в соответствии прогнозом их развития;
4. предложения по улучшению земельных ресурсов, их рациональному использованию, комплексной охране;
5. предложения по повышению эффективности землепользования и почвенного плодородия с определением объёма необходимых капитальных вложений;
6. межотраслевой баланс земель на перспективу.
Генеральная схема состоит из текстовой части (пояснительная записка, расчетные данные) и картографических материалов (6,8).
Главными задачами Генсхемы являются:
1. Обоснование потребностей в земле каждой из отраслей экономики в соответствии с прогнозом из развития и размещения на перспективу;
2. Выявление земель, которые могут быть дополнительно вовлечены в сельскохозяйственное производство без нарушения устойчивости почвенно-биологической экосистемы или же использованы для несельскохозяйственных объектов;
3. Определение площади угодий, нуждающихся в улучшении и осуществлении мероприятий по их охране от действия неблагоприятных процессов и факторов, и разработка соответствующих мер;
4. Установление объёма капитальных вложений, необходимых для освоения новых земель, улучшения и охраны земельных угодий, очерёдности и экономической эффективности предусматриваемых мероприятий.
Генсхема использования и охраны земельных ресурсов РФ разрабатывается в соответствии с заданием и программой, утверждаемой Правительством РФ.
Задание на разработку Генсхемы отражает объект работ, наименование заказчика и генерального проектировщика, основание для составления схемы (решение Правительства, Минэкономразвития, Госагропрома), основные показатели развития экономики на расчётные периоды, объёмы намечаемых капитальных вложений, особые условия проектирования.
Программой устанавливаются задачи работы, конкретные единицы прогнозирования (экономические районы, края, области, административные районы), состав, содержание и последовательность разработки схемы, её структура, расчётные периоды.
Генсхему составляют в такой последовательности:
1. Анализ современного использования земельных ресурсов;
2. Определение потребностей отраслей экономики в земле;
3. Планирование освоения новых земель;
4. Установление видов и объёмов мероприятий по улучшению и охране земельных ресурсов;
5. Определение объёмов капитальных вложений для улучшения и охраны земель и определение их экономической эффективности;
6. Определение очередности и сроков запланированных мероприятий;
7. Разработка баланса земель.
Анализ современного использования земель, предусматривающий количественную характеристику и качественный состав угодий, проводят с целью установления закономерностей изменения соотношения групп землепользователей и состава земельного фонда. Анализу подвергается земельный фонд страны в целом не менее чем за десятилетний период; устанавливаются возможности увеличения площади сельскохозяйственных угодий, а также определяются площади земель, подверженных эрозии, засоленных, солонцеватых, кислых, переувлажнённых и т.п., с целью разработки мероприятий по улучшению их использования.
Определение потребности в земле отраслей хозяйства производится на основании прогнозов развития соответствующих отраслей, размещения производительных сил, демографических прогнозов. В соответствии с этими прогнозами на основе проектных разработок, укрупнённых нормативов, аналогов и других материалов устанавливают потребность в земле для производства прогнозируемых объёмов с6льскохозяйственной продукции, размещения населения, промышленности, охранных и рекреационных объектов.
Освоение новых земель для использования в сельскохозяйственном производстве может предусматриваться за счет болот, песков, каменистых мест, оврагов, кустарников, солонцов и солончаков, мелководий водохранилищ, участков, нарушенных промышленными разработками и др. При этом следует строго соблюдать экологические требования к устойчивости ландшафтов. Объекты освоения новых земель устанавливаются как по каждой из единиц прогнозирования, так и по конкретным периодам.
Установление объемов мероприятий по улучшению и охране земельных ресурсов проводят на основании материалов качественной характеристики земельного фонда и трансформации земель.
Капитальные вложения на освоение, улучшение и охрану земель рассчитывают по укрупненным нормативам, а эффективность вложений – по сроку окупаемости, определяемому как частное от деления объема капвложений на размер чистого дохода, обусловленного реализацией мероприятий.
Баланс земель республики составляют на всю территорию и по первичным единицам прогнозирования путем сопоставления потребности в земле и ее наличия по видам использования
Кроме перечисленных схем на общегосударственном и региональных уровнях разрабатываются также прогнозы и программы использования и охраны земель (рис. 1).
Прогнозы являются научной основой для разработки разного рода программ и включают научный анализ состояния земель, тенденции негативных процессов (эрозионных, опустынивания, засоления, заболачивания, снижения плодородия почвы и т. п.), возможных решений по их предотвращению.
Государственные и региональные программы использования и охраны земельных ресурсов представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и сроком осуществления комплексы социально-экономических, производственных, организационно-хозяйственных и иных мероприятий по повышению плодородия земель, освоению новых территорий, улучшению экологической ситуации, защите почв по эрозии, консервации деградированных земель и другим проблемам (6,8).
1.7. Схема землеустройства административного района: содержание и методы ее составления.
Составление схемы землеустройства административного района начинают с разработки задания. В него закладывают перспективные показатели развития экономики, землепользования и природопользования района. Задание должно определять детальное содержание всех землеустроительных действий, включая подготовительные работы.
В задании приводят сведения о заказчике, генеральном проектировщике и всех участниках намечаемых работ, перспективные показатели развития отраслей агропромышленного комплекса (производство и реализация продукции, урожайность сельскохозяйственных культур, продуктивность скота и птицы, потребность в ресурсном обеспечении производства), характеризуют систему сервисного и рыночного обслуживания, формулируют требования, которые будут регламентировать содержание схемы землеустройства района. Эти требования могут быть следующими:
- обеспечить межотраслевое и межхозяйственное перераспределение земель в соответствии с их агроэкологическим качеством, конъюнктурой рынка, изменением форм собственности и хозяйствования;
- разработать перспективную систему использования земель с установлением структуры угодий, объемов их улучшения;
- составить сводный баланс распределения земель по отраслям, землевладениям и землепользованиям;
- разработать предложения по организации территории района (размещению населенных пунктов и производственных центров, сельскохозяйственных угодий и севооборотов, объектов инфраструктуры, включая предприятия по переработке сырья и т. д.);
- сформировать комплексы мероприятий по охране земельных ресурсов, окультуриванию ландшафтов и стабилизации экологической обстановки.
Содержание подготовительных ^бот при составлении схемы землеустройства района имеет ряд принципиальных отличий от содержания соответствующих работ при внутрихозяйственном и межхозяйственном землеустройстве. Различны намеченные к решению вопросы, объекты землеустроительных действий, полнота (детальность) собираемых сведении.
Наибольший объем подготовительных работ выполняют в камеральных условиях. Полевые подготовительные работы проводят выборочно при необходимости решить особо сложные вопросы, ознакомиться и выявить особенности землепользования и хозяйствования.
Подготовительные работы включают разнообразные действия по сбору, систематизации, изучению и анализу сведений и материалов, позволяющих дать комплексную характеристику всей территории и отдельным ее частям, обосновать перспективные направления развития землепользования и экономики района.
Обобщенно структуру подготовительных работ можно представить следующим образом:
1. Сбор, обработка сведений о природном и хозяйственном потенциале района, его территориальных подразделениях.
2. Систематизация и изучение проектных и аналитических материалов прошлых лет (землеустройства, земельного кадастра, мониторинга земель, ведения хозяйства, мелиорации и др.), выборочное натурное обследование территории района.
3. Эколого-хозяйственное и агроэкологическое районирование — выделение однотипных по пригодности к использованию территорий и участков.
4. Выявление резервов землепользования и хозяйствования, обоснование с учетом задания перспективных направлений развития экономики района, использования и охраны земель, их устройства.
Схема землеустройства района предназначена в первую очередь для организации рационального использования земель и их охраны. Вместе с тем она позволяет решить хозяйственные, социальные, экологические, инженерно-технические и другие вопросы. В соответствии с этими задачами осуществляются сбор, систематизация и анализ сведений и материалов.
Для сбора сведений о природном и хозяйственном потенциале района характеризуют его географическое положение, место в границах субъекта Федерации, распределение земель по категориям, отраслям, землевладельцам и землепользователям, формам собственности (государственная, муниципальная, частная) и аренды, качество земель, изменения их естественных свойств и плодородия, формы и масштабы деградации, способы охраны от неблагоприятных природных и антропогенных воздействий.
Изучают формы, соотношение и размещение хозяйствующих субъектов на землях сельскохозяйственного назначения, дают оценку обеспеченности земельно-ресурсной базой аграрных товаропроизводителей, удобства их размещения относительно пунктов переработки и реализации сельскохозяйственной продукции и т. д.
Анализируют наличие городов и поселков городского типа, занимаемые ими площади, выполняемые социальные и хозяйственные функции. Особое внимание уделяют сельским населенным пунктам: их размещению, численности и составу населения, в том числе занятого в сельском хозяйстве, миграционным процессам и демографической ситуации, использованию земли в черте сельских поселений и за ее пределами, подведомственной органу сельского самоуправления.
Знакомятся с заповедниками, национальными и дендрологическими парками, ботаническими садами, заказниками, памятниками природы, курортами, историко-культурными заповедниками, мемориальными и археологическими памятными местами, другими зонами ограничения хозяйственной деятельности и различного рода охраняемыми территориями.
Определяют особенности функционирования в районе предприятий лесного комплекса, промышленности, транспорта и других отраслей несельскохозяйственной сферы, средств связи с позиций занимаемой ими площади, возможности предоставления рабочих мест, воздействия на природную и хозяйственную среду.
Анализируют изменения, произошедшие за годы земельной реформы: создание районных фондов земель, реконструкцию сельскохозяйственного землепользования, долю предприятий и хозяйств новых форм в экономике района, объемы земельно-охранных работ, формирование производственной, социальной и рыночной инфраструктуры.
Наиболее детально использование земель изучают в ведущей отрасли — сельском хозяйстве. Собирают сведения о структуре сельскохозяйственных угодий и посевов, их соответствии агроэкологическим условиям, урожайности культур, численности поголовья животных и их продуктивности, производственных затратах, доходности, межхозяйственных и агропромышленных связях, доступности пунктов переработки и рынков сбыта.
Важным этапом при проведении подготовительных работ является изучение материалов по землеустройству, земельному кадастру, мониторингу земель, планированию сельских населенных мест, ведению агропромышленного производства, адаптивно-ландшафтного земледелия, почвенных, геоботанических, водохозяйственных и иных обследований и изысканий.
Качество решений, принятых в прошлые годы, степень их реализации устанавливаются путем натурных обследований и могут оказать определяющее влияние на содержание схемы землеустройства.
В ходе подготовительных работ проводят эколого-хозяйственное и агроэкологическое районирование территории. Его смысл заключается в выделении однотипных и однородных по отраслевой (сельское и лесное хозяйство, несельскохозяйственное производство) и видовой (пропашные, зерновые, кормовые культуры, их сортовые различия) пригодности земель.
Принципиальная схема эколого-хозяйственного и агроэкологического районирования территории показана на рис. 3.
На первом этапе природные факторы (рельеф, почвы, почвообразующие породы и т. д.) изучают и оценивают с позиции локализации земель, пригодных к сельскохозяйственному или лесохозяйственному использованию, для размещения объектов строительства.
На втором этапе выделяют однотипные и однородные территории и участки сельскохозяйственных земель по признаку пригодности к возделыванию пропашных, зерновых культур, трав. Главное внимание уделяют выявлению агроэкологических факторов, оказывающих наибольшее воздействие на сельскохозяйственные культуры, их рост и развитие: оглеению, механическому составу почв, эродированное™, уплотнению, загрязнению и др.
Агроэкологически однотипные территории и однородные участки группируют в классы земель по показателям агрономической благоприятности и адаптивного потенциала растений.
Целесообразно разделение пахотных земель на четыре агроэкологических класса:
I — земли, пригодные для возделывания всех сельскохозяйственных культур районированных сортов;
II — земли с умеренными ограничениями возделывания пропашных культур;
III — земли с ограничениями, исключающими возделывание интенсивных культур;
IV — земли, используемые при строгих ограничениях, главным образом под посев многолетних и однолетних трав.
По материалам агроэкологического районирования в ходе подготовительных работ составляют картограммы размещения сельскохозяйственных угодий и культур, предварительно определив их состав и структуру, уровни урожайности, эффективности производственных затрат, доходности.
Рис. 3. Схема эколого-хозяйственного и агроэкологического районирования территории
Приведем пример. В ходе подготовительных работ при составлении схемы землеустройства Любинского района Омской области оценивали эколого-хозяйственное состояние земель (засоленные, заболоченные, комплексные, пятнистые и т. д.), растительности, грунтовых вод и выполняемые ими функции (сельскохозяйственная, лесохозяйственная, водохозяйственная, рекреационная, природоохранная, средостабилизирующая, ресурсовоспроизводящая). В результате было выделено пять уровней оценки экологической ситуации: удовлетворительная, слабонапряженная, средненапряженная, критическая и кризисная.
Анализ показал, что почвы пахотных земель находятся в состоянии средней, а растительность сенокосов и пастбищ — слабой экологической напряженности; преобладающая часть территории района нуждается в экологическом оздоровлении в связи с антропогенным воздействием (центральная часть) и неблагоприятными природными условиями (северная и северовосточная части). В зоне сельскохозяйственного назначения были выделены подзоны: интенсивного использования, восстановления, улучшения, консервации (трансформации). Детально было разработано зонирование особо охраняемых территорий: в них выделены подзоны с учетом не только признаков эколого-хозяйственного состояния, но и особенностей режима использования.
Последний этап подготовительных работ — формирование предложений по реконструкции землеустройства административного района: земле - и природопользования, экономики, социальной сферы. Разрабатывают предложения по упорядочению внешних границ района, устранению недостатков землевладения и землепользования, удовлетворению нужд граждан, предприятий, учреждений и организаций в земельной площади необходимого качества, совершенствованию расселения, организации производства, труда и территории, налаживанию кооперативных связей, установлению ограничений и режимов использования земель и т. д.
Результаты камерального и полевого обследований отражают на чертеже и в акте землеустроительного обследования. В качестве картографического материала используют копии районной карты в масштабе 1:50 000, реже 1:75 000, 1:100 000 в зависимости от размеров землеустраиваемой территории, ее конфигурации, интенсивности хозяйствования. Акт землеустроительного обследования содержит сведения и предложения по самым существенным вопросам землеустройства района.