Принципы организации землевладений и землепользований сельскохозяйственных предприятий.
Межхозяйственное землеустройство — это комплекс мероприятий по образованию новых, упорядочению и изменению существующих землевладений и землепользовании, специальных фондов земель, установлению границ и режима использования земель административно-территориальных и других особых формирований (природоохранного, рекреационного, заповедного, историко-культурного назначения и др.), а также отводу земель в натуре (на местности). Посредством землеустроительных действий, проводимых при межхозяйственном землеустройстве:
· формируют (образовывают) земельную собственность (земельные участки), принадлежащие различным землевладельцам и землепользователям) ;
· перераспределяют земельную собственность;
· улучшают земельную собственность;
· устанавливают, восстанавливают и закрепляют на местности границы земельной собственности;
· определяют порядок, режим и условия землевладения и землепользования.
Подготовительные работы представляют собой первый этап межхозяйственного землеустройства. Они необходимы для получения материалов, используемых при составлении, обосновании и оформлении проекта межхозяйственного землеустройства и перенесения его в натуру. В процессе подготовительных работ для составления проекта межхозяйственного землеустройства:
· устанавливают состав участников межхозяйственного землеустройства;
· выявляют землеустроительные пожелания и предложения заинтересованных землевладельцев и землепользователей, министерств, ведомств, учреждений и организаций;
· подбирают, проверяют и оценивают материал, необходимый для составления и перенесения в натуру проектов межхозяйственного землеустройства;
· изучают основания проведения землеустройства;
· подготавливают и утверждают задание на проектирование.
Камеральную землеустроительную подготовку выполняют до выезда на объект проектирования. Ее начинают с определения или уточнения участников землеустройства, т. е. земледельцев и землепользователей, интересы которых в том или ином отношении затрагивает землеустройство. Участниками землеустройства являются, например, юридические и физические лица, взаимно связанные недостатками землепользования, а также те, которые необходимо привлечь для более успешного устранения этих недостатков, или землевладельцы и землепользователи, затрагиваемые отводом земель.
Для составления проекта межхозяйственного землеустройства необходимы следующие материалы:
· планово-картографические материалы в требуемом масштабе (обычно 1:10 000, 1 : 25 000, а по крупным объектам 1 : 50 000 и более);
· сведения государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, государственной кадастровой оценки земли, материалы инвентаризации земельных участков;
· материалы проведенного ранее межевания земель;
· данные вычисления площадей земельных угодий, обследований и изысканий (почвенных, геоботанических и др.);
· различные схемы и проекты, касающиеся землеустраиваемой территории (землеустройства, планировки и застройки, мелиорации, строительства дорог, перераспределения земель с указанием площадей размещения фондов специального назначения);
· материалы, характеризующие особый режим и условия (ограничения, обременения, сервитута) пользования землей;
· данные о природных и экономических условиях хозяйств (климат, рельеф, водный режим, специализация сельскохозяйственных предприятий, урожайность сельскохозяйственных культур за последние 3...5 лет и другие сведения, характеризующие условия и эффективность сельскохозяйственного производства, если земле-
· устраивают сельскохозяйственные объекты;
· сведения о размещении заповедников, заказников, памятников природы, культуры, историко-культурных объектов и др.;
· материалы об установлении границ водоохранных зон, других охраняемых территорий и режиме использования земель в них;
· сведения об установлении границ поселений;
· другие данные, необходимые для составления проекта.
В процессе полевого обследования:
· уточняют и оформляют пожелания заинтересованных землевладельцев и землепользователей в отношении проектных решений;
· составляют акт землеустроительного обследования территории;
· оформляют чертеж землеустроительного обследования, на котором отражают все результаты обследования и предложений участников землеустройства, принятые для дальнейшей разработки;
· подписывают чертеж и акт все участники землеустройства.
На основании проделанной работы исполнители вместе с заказчиком разрабатывают задание на проектирование.
41. Соблюдение принципа приоритета сельского хозяйства при образовании несельскохозяйственных землепользований
При распределении земли между отраслями, землевладельцами (землепользователями) должно быть обеспечено достижение наилучших народнохозяйственных результатов в организации ее использования.
При предоставлении земель для различных несельскохозяйственных целей, иначе говоря, при образовании несельскохозяйственных землепользовании, которые очень
разнообразны по своему назначению, обычно происходит перераспределение земель между отраслями народного хозяйства, категориями, а иногда и расходование продуктивных земель, размещение их на землях сельскохозяйственных предприятий.
Земельным законодательством России предусмотрено ограничение и недопущение расходования ценных земель. Сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Изъятие сельскохозяйственных угодий с кадастровой оценкой, превышающей среднерайонный уровень, для размещения несельскохозяйственных объектов допускается только в исключительных случаях при отсутствии других вариантов их размещения.