Обеспечение комфортного состояния микроклимата
Для поддержания микроклимата кабина оборудуется теплоизоляционной защитой, кабина герметична. Наружный воздух поступает через центробежный фильтр в воздухоохладитель. Приборы и автоматы при изменении заданных параметров воздуха (температуры и влажности) приводят в действие клапаны, регулирующие рециркуляцию, температуру и влажность воздуха.
Температура воздуха в кабинах тракторов, не имеющих эффективной тепловой защиты и средств нормализации микроклимата, превышает температуру наружного воздуха на 15...20 °С. За счет применения пассивных средств теплозащиты (светлая окраска кабины, теневые козырьки, теплоизоляция) можно существенно снизить перепад между внешней и внутренней температурами. Применяя интенсивную вентиляцию совместно с пассивными средствами теплозащиты, можно довести температуру в кабине до приемлемого значения при температуре наружного воздуха 20...25 °С. При более высоких температурах воздух необходимо охлаждать за счет установки кондиционера или воздухоохладителя испарительного типа.
Наибольшее распространение на зарубежных тракторах получили парокомпрессионные системы кондиционирования воздуха с фреоновой холодильной машиной. Такие системы имеют высокую стоимость, требуют организации сети технического обслуживания, ремонта и оснащения их специализированным инструментом, подготовки квалифицированных специалистов. Энергозатраты автономных фреоновых кондиционеров составляют около 1,2 кВт на 1,36 кВт холодопроизводительности. Еще более высокие энергозатраты у термоэлектрических систем кондиционирования воздуха.
Чтобы обеспечить необходимую для тракторных кабин хладопроизводительностью (3...4 кВт), в эти системы необходимо установить вентиляторы производительностью 3000...5000 м3/ч воздуха. Компоновка таких вентиляторов в кабине трактора затруднительна. Вопросим конструктивного исполнения средств нормализации микроклимата в кабинах мобильных машин посвящено много работ, потому остановимся на устройстве вентиляционно-очистительной установке тракторов ВТЗ. Системы нормализации микроклимата испарительного типа компонуют, как правило, в верхнем переднем объеме крыши кабины, а водяной бак с подкачивающим насосом — на полу впереди кабины, сбоку или сзади сиденья. Аналогичным образом решена компоновка воздухоохладителя испарительного типа на тракторе ВТ-100. Встроенный в крышу кабины водоиспарительный охладитель с регулируемым распределением воздуха и двухслойные гермостеклопакеты обеспечивают выполнение всех требований стандарта по условиям труда.
Вентиляционная установка включается при работе трактора в пыльных и жарких условиях, при этом окна и двери кабины должны быть закрыты. Перед включением в работу вентиляционной установки водяной бак установки должен быть заполнен водой. Включение вентиляционной установки производится переводом тумблера, расположенного на панели приборов, в положение «Вентилятор». Вентиляционно-очистительная установка представлена на рисунке 5.2.
Она состоит из нагнетательной трубы воздуховода 1, корпуса 7, внутри которого расположена кассета 8, водяного бака, 15 и поддона 14. На верхней плоскости водяного бака имеется заливная горловина, закрываемая крышкой 19. В горловине размещена рукоятка 18 со стержнем, на котором установлена резиновая пробка 11, закрывающая отверстие для слива воды из поддона. На этом же стержне закреплена решетка 10. Полости водяного бака 15 и поддона 14 сообщаются через отверстие в штуцере 13, которое закрывается резиновым клапаном с поплавком 12, расположенным в камере. Вода через отверстие в штуцере заполняет частично полость поддона.
Принцип действия вентиляционно-очистительной установки заключается в следующем. Центробежный вентилятор забирает воздух над крышей кабины и подает его в нагнетательный воздуховод. При этом воздух проходит предварительную центробежную очистку: пыль выбрасывается через специальные щели в улитке 20, расположенной на крыше кабины. Дополнительно воздух очищается от пыли в поддоне установки, контактируя с водой и изменяя направление движения на противоположное.
Рисунок 5.2. Вентиляционно-очистительная установка
1, 2, 9 - труба воздуховода; 3 - патрубок; 4 - винт; 5 - защелка; 6 - кожух; 7 - корпус; 8 - кассета; 10 - решетка; 11 - пробка резиновая; 12 - поплавок; 13 - штуцер; 14 - поддон; 15 - бак водяной; 16 - электродвигатель привода вентилятора; 17 - вентилятор центробежный; 18 - рукоятка со стержнем; 19 - крышка; 20 - улитка
Окончательная очистка воздуха от пыли и от брызг воды производится кассетой 8. Очищенный воздух через верхний патрубок 3 подается в кабину. Проходя через воздухоочиститель, воздух охлаждается за счет испарения воды, находящейся в поддоне. Направление потока очищенного воздуха, выходящего из воздухоочистителя в кабину, может изменяться по желанию тракториста путем поворота вокруг трубы верхнего патрубка 3, положение которого фиксируется винтом 4, и поворотом заслонки, которая фиксируется гайкой-барашком.
Уровень воды в поддоне автоматически устанавливается клепаном с поплавком, который закрывает и открывает отверстие, соединяющее полости водяного бака и поддона.
Техническое обслуживание вентиляционно-очистительной установки заключается в ежесменной доливке воды в бак в жаркое время (25 - 40°С выше нуля) и сливе 5 - 6 литров отстоя из поддона. Для слива отстоя открывается сливное отверстие рукояткой с резиновой пробкой. При сливе отстоя рукояткой совершается качающее движение вверх - вниз. При этом решетка перемешивает отложившуюся грязь с водой и способствует удалению её из поддона. Легкое, свободное перемещение рукоятки свидетельствует об окончании слива отстоя.
Через каждые 60 часов работы трактора, а при большой запыленности окружающего воздуха через каждые 25 - 30 часов кассету и нижнюю трубу воздуховода следует промывать водой.
Обогрев кабины
Для обеспечения оптимальной температуры воздуха в зоне рабочего места тракториста в зимний период в кабине трактора установлен унифицированный отопитель калориферного типа. Отбор горячей воды, питающей отопитель, производится по трубопроводу от блока пускового двигателя к отопителю. Остывшая вода из радиатора отопителя по второму трубопроводу поступает в патрубок нижнего бака водяного радиатора. Наружный воздух, проходя через соты радиатора отопителя, нагревается и поступает в кабину двумя потоками: одна треть потока идет на обогрев переднего стекла, исключающий возможность его запотевания и обледенения, и две трети – к полу кабины. Включение и отклонение подачи воздуха из системы обогрева кабины производится левым переключателем, расположенным на панели приборов.
5.2 Обеспечение безопасности проектируемого агрегата
Проектируемая фреза должна соответствовать требованиям ГОСТ ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности [22].
В транспортном положении для разгрузки гидросистемы при перегонах орудие закрепляется к трактору технологической стяжкой, устанавливаемыми между верхним валом заднего навесного механизма и кронштейном рамы. При постановке на хранение орудие опирается на подставки и всегда сохраняет устойчивое положение. Для предотвращения самопроизвольного проворота пальцев подставок во втулках их сопрягаемые поверхности выполнены шестигранными.
Окраска орудия контрастная – все вращающиеся детали (карданный вал, предохранительная муфта и фрезерный диск, а также внутренняя поверхность защитного кожуха красные), снаружи все детали – жёлтые, места строповки обозначены белой краской [25]. На кожухе дисковой фрезы имеется предупредительная надпись «При работе ближе 30 м не подходить!»
Конструкция орудия соответствует требованиям: по безопасности и элементам конструкции – ГОСТ 12.2.003 [23]; по пожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004[24]; по сигнальным цветам и знакам безопасности – ГОСТ 12.4.026 [25].
Конструкция орудия аналогична по элементам принятым за прототипы: орудию заградительному торфяному ОЗТ – 0,9 ВНИИПОМлесхоза; щеледренажной машине ЩДМ – 1 СибНИИГиМ. Из этого следует, что при его работе шум и вибрация не будут превышать показателей, полученных при испытаниях ОЗТ –0,9 и ЩДМ – 1, представленных в таблицах 6,2, 6,3 [27], а также требований ГОСТ 12.1.012 [22].
Конструкция проектируемого орудия обеспечивает видимость с рабочего места оператора в положении сидя следующих объектов наблюдения:
трассы движения, что необходимо для обеспечения безопасности вождения агрегата;
элементов конструкции трактора и передней навесной системы (узла автосцепки и пальцев в передней части нижней рамки), служащих для присоединения клина к трактору;
качества расчищаемой рабочим органом трассы, требующей визуального контроля при выполнении технологического процесса;
габаритных элементов конструкции трактора, необходимых для присоединения орудия к трактору;
щели, прорезанной установленным в задней части трактора щелерезным орудием при выполнении им технологического процесса.
Углы обзора с рабочего места оператора не менее значений, предусмотренных ГОСТ 12.2.019 – 86 [22].
Вырезаемый из щели торф при скорости движения 15-18 м/с отбрасывается на расстояние до 10 м и не представляет опасности для окружающих.