Анализ состояния микроклимата
Анализ состояния микроклимата
Параметры микроклимата в кабине трактора определяются по ГОСТ 12.2.019-88 ССБТ [22]. Нормируемыми параметрами микроклимата по ГОСТ 12.2.019-88 являются температура воздуха, влажность воздуха и подвижность воздуха.
Температура
Температура воздуха оказывает большое влияние на самочувствие водителя-оператора. Высокая температура вызывает быструю утомляемость тракториста, нагрев организма. Это ведет к снижению внимания, вялости. Низкая температура вызывает местное и общее охлаждение организма оператора, и стать причиной простудных заболеваний. Микроклимат в кабине трактора ВТ – 100 ДТ представлен в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 – Микроклимат в кабине трактора ВТ-100 в теплое время года
Наименование показателя | Результаты измерений | Нормативные значения |
1. Метеорологические условия: | ||
температура воздуха, ºС | ||
относительная влажность воздуха, % | ||
скорость ветра, м/с | ||
атмосферное давление, мм рт. ст. | ||
2. Микроклимат на рабочем месте: | ||
температура воздуха, ºС | 25-36 | 19-21 |
относительная влажность воздуха, % | 60-100 | 40-60 |
скорость движения воздуха, м/с | 0,3 | 0,2-0,5 |
перепад температуры на уровне головы и ног, ºС | не более 4 | |
3.Температура внутренних поверхностей кабины, ºС | не выше +35 |
Таблица 5.2 – Микроклимат в кабине трактора ВТ-100 в холодное время года
Наименование показателя | Результаты измерений | Нормативные значения |
1. Метеорологические условия: | ||
температура воздуха, ºС | -32 | |
относительная влажность воздуха, % | ||
скорость ветра, м/с | ||
атмосферное давление, мм рт. ст. | ||
2. Микроклимат на рабочем месте: | ||
температура воздуха, ºС | не ниже +15 | |
относительная влажность воздуха, % | 15- 75 | |
скорость движения воздуха, м/с | 0,2 | 0,2-0,4 |
перепад температуры на уровне головы и ног, ºС | не более 4 |
Влажность
При понижении влажности оператор испытывает неприятное ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Относительная влажность воздуха в кабине трактора 40-60%, при этом с учетом того, что работа агрегата происходит в теплое время, на заболоченной местности, влажность наружного воздуха часто достигает 100 %, поэтому важно предусмотреть герметизацию кабины и установку кондиционирования воздуха.
Вредные вещества
Содержание вредных веществ в воздухе кабины устанавливается ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
Таблица 5.3 Предельно допустимые концентрации компонентов, загрязняющих воздух, в кабине трактора ВТ-100
№ | Компоненты | Факт, мг/м3 | ПДК, мг/м3 | Класс опасности |
Оксиды азота | ||||
СО2 | 1,0-10,0 | |||
СО | 0,01-0,5 | |||
Углеводороды | ||||
альдегиды | 0,001-0,09 | |||
сажа | 0,01-1,1 г/м3 | |||
бензапирен | 0,00001 | 0,00015 | ||
Акролеин | 0,05 | 0,2 |
Источник образования газов на машине - двигатель внутреннего сгорания. Выброс газов производится через выхлопную трубу, расположенную перед кабиной на высоте 2 метра от поверхности движения. В двигателе используется дизельное топливо.
Подвижность воздуха
Подвижность воздуха в кабине трактора по ГОСТ 12.2.019 – 88 [22] составляет не более 0,5 м/с при температуре при температуре воздуха в кабине до +22С и не более 1,5 м/с при температуре выше +22С.
Анализ освещенности рабочего места оператора
Кабина освещается одним плафоном ПК - 2Г с лампой А12 - 3. Освещение приборов производится лампой 2 х А12 х З. Для работы агрегата достаточно штатных световых приборов, установленных на базовом тракторе ВТ-100.
Анализ электроопасности
Напряжение в бортовой сети базового трактора 12 В, поэтому опасности поражения электротоком от бортовой сети нет. Поскольку орудие производит земляные работы, им при работе могут быть повреждены различные кабели, в том числе и силовые, что может привести к поражению тракториста электрическим током. Для предотвращения подобного развития событий, необходимо согласование технологической карты на прокладку осушительной сети с организациями, обслуживающими трассы кабелей.
Анализ пожарной опасности
Наиболее опасными в пожарном отношении на машине являются двигатель, выхлопной коллектор, трубопроводы системы питания и гидропривода, топливные и масляные баки, электросистема трактора. Содержание их в исправном состоянии и чистоте, а также своевременной замене неисправных деталей и элементов является залогом пожарной безопасности. Кроме того, повышенную пожарную опасность имеют выхлопные газы двигателя, поскольку часто возможно возникновение пожара на торфяниках от искр, вылетающих из глушителя, поэтому при работе на торфяниках выхлопные коллекторы оборудуются искрогасителями или другими устройствами данного назначения.
Вибрация
На тракториста действует как общая, так и местная вибрация. Общая вибрация передаётся через точки крепления кабины и сиденья на всё тело оператора. Местная на руки через органы управления трактором и фрезой. Общая вибрация оказывает влияние на внутренние органы. Местная вызывает ухудшение кровообращение кистей рук, пальцев.
Гигиенические нормы вибрации указаны в ГОСТ 12.1.012-78 ССБТ. Вибрация. Общие требования безопасности [29].
Таблица 5.5 Допускаемые виброускорения и виброскорости на рабочем месте тракториста
Среднегеометрическая частота полос (Гц) | Допускаемое значение нормируемого параметра. | ||
по виброускорению | по виброскорости | ||
в 1/1 сект YxУ | в 1/1 сект м/с YxУ | в 1/1 сект дБ YxУ | |
0,14 0,1 0,11 0,2 | 1,3 0,45 0,22 0,2 |
Кабина
Требования к кабине отражены в ГОСТ 12.2.023-83 ССБТ. Кабина. Рабочее место водителя. Общие требования безопасности.
Кабина – двухместная, двухдверная, остекленная, бескаркасная, герметизированная, с отоплением и вентиляцией. Внутри кабины расположен приборный щиток, органы управления, сиденье оператора. Сиденье оператора имеет регулировку по наклону спинки и высоте, установлено оно на пружинные амортизаторы. Герметичность достигается благодаря установке уплотнительных чехлов и втулок в местах прохода через вырезы пола и стенок кабины деталей приводов управления, в оконных и дверных проемах, на крышках, закрывающих люки пола и крыши.
Горловины заправочных емкостей от поверхности площадки расположены на высоте 500 и 740 мм при норме не более 1100 мм.
Органы управления
Тип органов управления технологическим оборудованием – рычажный. Рукоятки рычагов управления шаровой формы, диаметр шара 50 мм, выполненный из малотеплопроводного материала. Длина свободной кости рычагов управления клином и задней навеской 355 мм.
Усилие на рычагах, прилагаемое при их включении, направление включения рычагов управления и направление перемещения управляемых органов приведены в таблице 5.6
На щите приборов в кабине установлены следующие контрольно-измерительные приборы:
· заряд аккумуляторной батареи;
· температура охлаждающей жидкости;
· давление масла в двигателе;
· индикатор оборотов двигателя;
Таблица 5.6 –Усилия включения органов управления трактором
Наименование управляемых органов | Усилие включения по норме, Н |
1. Управление задней навеской | |
2. Управление валом отбора мощности | |
3. Рычаг ходоуменьшителя | |
4. Рычаг КПП | |
5. Рычаги управления механизмами поворота |
Обогрев кабины
Для обеспечения оптимальной температуры воздуха в зоне рабочего места тракториста в зимний период в кабине трактора установлен унифицированный отопитель калориферного типа. Отбор горячей воды, питающей отопитель, производится по трубопроводу от блока пускового двигателя к отопителю. Остывшая вода из радиатора отопителя по второму трубопроводу поступает в патрубок нижнего бака водяного радиатора. Наружный воздух, проходя через соты радиатора отопителя, нагревается и поступает в кабину двумя потоками: одна треть потока идет на обогрев переднего стекла, исключающий возможность его запотевания и обледенения, и две трети – к полу кабины. Включение и отклонение подачи воздуха из системы обогрева кабины производится левым переключателем, расположенным на панели приборов.
5.2 Обеспечение безопасности проектируемого агрегата
Проектируемая фреза должна соответствовать требованиям ГОСТ ГОСТ 12.2.003-91 ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности [22].
В транспортном положении для разгрузки гидросистемы при перегонах орудие закрепляется к трактору технологической стяжкой, устанавливаемыми между верхним валом заднего навесного механизма и кронштейном рамы. При постановке на хранение орудие опирается на подставки и всегда сохраняет устойчивое положение. Для предотвращения самопроизвольного проворота пальцев подставок во втулках их сопрягаемые поверхности выполнены шестигранными.
Окраска орудия контрастная – все вращающиеся детали (карданный вал, предохранительная муфта и фрезерный диск, а также внутренняя поверхность защитного кожуха красные), снаружи все детали – жёлтые, места строповки обозначены белой краской [25]. На кожухе дисковой фрезы имеется предупредительная надпись «При работе ближе 30 м не подходить!»
Конструкция орудия соответствует требованиям: по безопасности и элементам конструкции – ГОСТ 12.2.003 [23]; по пожарной безопасности – ГОСТ 12.1.004[24]; по сигнальным цветам и знакам безопасности – ГОСТ 12.4.026 [25].
Конструкция орудия аналогична по элементам принятым за прототипы: орудию заградительному торфяному ОЗТ – 0,9 ВНИИПОМлесхоза; щеледренажной машине ЩДМ – 1 СибНИИГиМ. Из этого следует, что при его работе шум и вибрация не будут превышать показателей, полученных при испытаниях ОЗТ –0,9 и ЩДМ – 1, представленных в таблицах 6,2, 6,3 [27], а также требований ГОСТ 12.1.012 [22].
Конструкция проектируемого орудия обеспечивает видимость с рабочего места оператора в положении сидя следующих объектов наблюдения:
трассы движения, что необходимо для обеспечения безопасности вождения агрегата;
элементов конструкции трактора и передней навесной системы (узла автосцепки и пальцев в передней части нижней рамки), служащих для присоединения клина к трактору;
качества расчищаемой рабочим органом трассы, требующей визуального контроля при выполнении технологического процесса;
габаритных элементов конструкции трактора, необходимых для присоединения орудия к трактору;
щели, прорезанной установленным в задней части трактора щелерезным орудием при выполнении им технологического процесса.
Углы обзора с рабочего места оператора не менее значений, предусмотренных ГОСТ 12.2.019 – 86 [22].
Вырезаемый из щели торф при скорости движения 15-18 м/с отбрасывается на расстояние до 10 м и не представляет опасности для окружающих.
Шум
Термошумоизоляция кабины обеспечивается установкой панелей на передней и задней стенках, применением современных шумопоглощающих материалов, многослойным виброизоляционным ковриком на полу кабины, двухслойными гермостеклопакетами. Для снижения шума применяются конструктивные мероприятия:
- применение новых современных смазок и масел в узлах и агрегатах;
- применение звукоизолирующих материалов в ограждении источников шума, а также кабины водителя.
Вибрация
Для снижения вибрации в кабине водителя - оператора, в точках крепления кронштейнов кабины используются прокладки из мягкой резины с динамическим модулем упругости 5·105 Н/м2 и допустимой нагрузкой на сжатие [δ]сж = 78500 Н/м2 .
Щелерезной машине.
Общие положения
1.1 Для выполнения обязанностей тракториста назначаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, инструктаж, имеющие удостоверение на управление трактором и сдавшие экзамены по конструкции орудия и правилам его эксплуатации.
1.2 Рабочий должен знать и выполнять правила внутреннего распорядка.
1.3 Допуск к работе оформляется приказом.
1.4. Перед началом работы водитель должен изучить специфические приёмы управления орудием и пройти инструктаж;
1.4 Водитель должен быть обеспечен средствами индивидуальной защиты в соответствии с отраслевыми нормами.
1.5 Рабочее место с наступлением темноты или при плохой видимости (туман, снег, дождь) должно быть освещено. Работать без достаточного освещения рабочего места не разрешается.
1.6 На рабочем месте необходимо соблюдать правила пожарной безопасности, курить только в установленных местах, для освещения и обогрева нельзя пользоваться открытым огнём.
1.7 Лица, нарушившие требования безопасности, несут ответственность в установленном порядке.
Требования безопасности перед началом работы
2.1 Прежде чем приступить к работе, тракторист обязан проверить надежность затяжки всех наружных креплений и их наличие в том числе и резцов.
2.2. Проверить отсутствие течи в соединениях гидроцилиндров, трубопроводов и других сборочных единиц гидропривода трактора, отсутствие утечек масла из редуктора, наличие освещения и звукового сигнала.
2.3. Во время присоединения рамы орудия к трактору перевести рукоятку распределителя гидросистемы в плавающее положение, это позволит наиболее точно вручную подогнать шарниры и при помощи пальцев соединить раму с прицепным устройством трактора.
Требования безопасности во время работы
3.1. Начать движение убедившись, что ничего не препятствует проезду агрегата.
3.2. Развороты агрегата проводить при поднятом орудии в транспортное положение на низшей передачи, убедившись, что в пределах досягаемости навесного орудия нет людей или препятствий.
3.3. При холостых переездах фрезу переводят в транспортное положение.
3.4. Прокладку дренажных щелей производить только по обозначенным трассам и водитель должен дать предупредительный звуковой сигнал о начале движения.
3.5. При длительных стоянках фреза должна быть опущена на землю, рукоятка распределителя должна быть установлена в нейтральное положение.
3.6. При движении агрегата в транспортном положении и особенно при поворотах внимательно следить за тем, чтобы рабочий орган не задел людей, предметы или сооружения.
3.7. Трактористу не разрешается выходить из кабины трактора при выполнении рабочего процесса.
3.8. Запрещается выполнять техническое обслуживание и ремонт агрегата при работающем двигателе трактора за исключением случаев проверки или регулировки двигателя и тормозов;
3.9. Запрещается работать с неисправной фрезой, затупленными или поломанными резцами или трактором;
3.10. Запрещается работать при отсутствии или повреждении защитного кожуха фрезы, карданного вала и его ограждения;
3.11. Запрещается находится вблизи агрегата в зоне выброса грунта на расстоянии менее 10 м;
3.12. Запрещается проводить ремонт и регулировки при работающем двигателе трактора и поднятой фрезе;
3.13. Запрещается находиться под фрезой, поднятой в транспортное положение без подставок;
3.14. Запрещается устранять любые неисправности и очистку фрезы до её полной остановки;
Требования безопасности в аварийных ситуациях
4.1 При возникновении аварийной ситуации, поломки оборудования, машины или возникновении пожара следует заглушить двигатель и сообщить мастеру или механику и приступить к их устранению.
4.2 При возникновении несчастного случая, травмировании, отравлении и т.д. сообщить об этом в пункт скорой помощи и приступить к оказанию первой медицинской помощи.
Требования безопасности по окончании работы
5.1 Тракторист должен поставить машину в отведённое место.
5.2 Отсоединить орудие от трактора, для чего необходимо отключить вал отбора мощности и снять с навесной системы трактора.
5.3 Орудие, отсоединённое от трактора должно быть установлено на опоры, а под переднюю часть рамы подложен деревянный упор соответствующей высоты, при этом резцы не должны касаться земли.
5.4 Произвести внешний осмотр навесного оборудования, трактора, при обнаружении неисправности и невозможности устранения своими силами доложить механику.
5.3 Экологичность проекта
В сельском хозяйстве осушение заболоченных земель производится, как правило, открытыми канавами. На болотах, осушенных сетью открытых канав в весенне-летний период надмерзлотный верхний слой переувлажняется, что затрудняет своевременную обработку полей. Сеяные травы в микропонижениях вымокают. Главным отрицательным фактором такого способа осушения является снижение коэффициента землеиспользования, дробление полей на мелкие участки, затрудняющее применение сельскохозяйственной техники, требующее строительства большого количества мостов и трубопереездов, нарушение ландшафта и экологии болот.
Даже при тщательном разравнивании кавальеров приканавные участки оказываются приподнятыми над серединами полей, что создаёт предпосылки для их переувлажнения, затрудняет движение не только обычной, но и болотоходной сельскохозяйственной техники, приводит к увеличению энергозатрат. Прокладка осушительных канав на основной массе объектов производится одноковшовыми экскаваторами, которые для обеспечения проходимости устанавливаются на щиты - стлани, которые во время работы переносятся на новые позиции тем же экскаватором. Вынутый из канав грунт разравнивается бульдозером в виде «воронок», обеспечивающих сток вод в канавы. Производительность техники при такой технологии производства работ невысокая, затраты энергоресурсов велики ввиду высокой удельной энергоёмкости технологического процесса.
Взрывные технологии, не обеспечивая качественной прокладки осушительных канав, неизбежно нарушают экологию окружающей среды. После прокладки собственно канавы её откосы и дно должны укрепляться от разрушения, она должна периодически очищаться от наносов, водорослей и растительности. Всё это делает внешне простой способ осушения заболоченных земель открытыми канавами весьма трудоёмким и негативно влияющим на экологию окружающей среды. При выполнении гидролесомелиоративных работ все вышеперечисленные проблемы усугубляются необходимостью прокладки просек с корчёвкой пней по трассам канав, что неизбежно нарушает биогеоценоз лесов.
Сельскохозяйственное осушение болот с применением щелевого дренажа позволит значительно сократить объёмы земляных работ, снизить энергозатраты на их выполнение, повысить производительность труда в 3 - 4 раза, добиться равномерности осушения участков и исключить экологические нарушения на объектах производства работ. Вырезанный из щели торф разбрасывается на полосе шириной 5 - 6 м слоем не более 5 - 6 см и не требует разравнивания. Размер полей при такой технологии осушения не ограничен, что позволяет применять на них существующую сельскохозяйственную технику без каких либо ограничений. Закрытые верхние полости дрен не мешают работе сельхозмашин, осуществлению выпаса скота и не ограничивают пути миграции диких животных.
Применение разработанного в проекте агрегата в составе трактора ВТ-100 с дискофрезерным щелерезным орудием сзади не оказывает негативного влияния на окружающую среду, а его применение позволяет:
- исключить нарушение ландшафтов и экологии болот;
- сократить выбросы выхлопных газов за счёт снижения энергоёмкости;
- снизить расход горюче - смазочных материалов.
Орудие не оказывает негативного влияния на окружающую среду, не загрязняет её, поскольку единственная операция, связанная с заменой масла в гидросистеме трактора и редукторе орудия проводится на месте базирования техники при плановом техобслуживании, отработанное масло сливается в ведро и утилизируется в ёмкость в плановом порядке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для повышения эффективности гидромелиоративных работ при сельскохозяйственном освоении болот необходимо широкое применение щелерезных агрегатов, обеспечивающих выполнение технологических процессов с минимальными нарушениями окружающей среды. Применение щелевого дренажа при осушении заболоченных земель позволяет: снизить энергозатраты на выполнение работ, сроки строительства и их стоимость в 5 - 6 раз; повысить качество сельскохозяйственных культур на осушенных болотах, увеличить размеры полей в 20 - 30 раз, продлить вегетационный период растений; сократить нарушения биогеоценозов лесов и ландшафтов болот, улучшить возможности их использования; ввести дополнительные площади ранее заболоченных земель в сельскохозяйственный оборот с соблюдением экологически безвредных технологий их освоения.
ПЕРЕЧЕНЬ ГРАФИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
Общий вид агрегата - 2 листа
Редуктор - 2 листа
Фреза дисковая - 1 лист
Рама - 1 лист
Деталировка -1лист
Кинематическая схема - 1 лист
Технико - экономические показатели проектируемого орудия - 1 лист.
Анализ состояния микроклимата
Параметры микроклимата в кабине трактора определяются по ГОСТ 12.2.019-88 ССБТ [22]. Нормируемыми параметрами микроклимата по ГОСТ 12.2.019-88 являются температура воздуха, влажность воздуха и подвижность воздуха.
Температура
Температура воздуха оказывает большое влияние на самочувствие водителя-оператора. Высокая температура вызывает быструю утомляемость тракториста, нагрев организма. Это ведет к снижению внимания, вялости. Низкая температура вызывает местное и общее охлаждение организма оператора, и стать причиной простудных заболеваний. Микроклимат в кабине трактора ВТ – 100 ДТ представлен в таблицах 5.1 и 5.2.
Таблица 5.1 – Микроклимат в кабине трактора ВТ-100 в теплое время года
Наименование показателя | Результаты измерений | Нормативные значения |
1. Метеорологические условия: | ||
температура воздуха, ºС | ||
относительная влажность воздуха, % | ||
скорость ветра, м/с | ||
атмосферное давление, мм рт. ст. | ||
2. Микроклимат на рабочем месте: | ||
температура воздуха, ºС | 25-36 | 19-21 |
относительная влажность воздуха, % | 60-100 | 40-60 |
скорость движения воздуха, м/с | 0,3 | 0,2-0,5 |
перепад температуры на уровне головы и ног, ºС | не более 4 | |
3.Температура внутренних поверхностей кабины, ºС | не выше +35 |
Таблица 5.2 – Микроклимат в кабине трактора ВТ-100 в холодное время года
Наименование показателя | Результаты измерений | Нормативные значения |
1. Метеорологические условия: | ||
температура воздуха, ºС | -32 | |
относительная влажность воздуха, % | ||
скорость ветра, м/с | ||
атмосферное давление, мм рт. ст. | ||
2. Микроклимат на рабочем месте: | ||
температура воздуха, ºС | не ниже +15 | |
относительная влажность воздуха, % | 15- 75 | |
скорость движения воздуха, м/с | 0,2 | 0,2-0,4 |
перепад температуры на уровне головы и ног, ºС | не более 4 |
Влажность
При понижении влажности оператор испытывает неприятное ощущение сухости слизистых оболочек верхних дыхательных путей. Относительная влажность воздуха в кабине трактора 40-60%, при этом с учетом того, что работа агрегата происходит в теплое время, на заболоченной местности, влажность наружного воздуха часто достигает 100 %, поэтому важно предусмотреть герметизацию кабины и установку кондиционирования воздуха.
Вредные вещества
Содержание вредных веществ в воздухе кабины устанавливается ГОСТ 12.1.005-88 Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
Таблица 5.3 Предельно допустимые концентрации компонентов, загрязняющих воздух, в кабине трактора ВТ-100
№ | Компоненты | Факт, мг/м3 | ПДК, мг/м3 | Класс опасности |
Оксиды азота | ||||
СО2 | 1,0-10,0 | |||
СО | 0,01-0,5 | |||
Углеводороды | ||||
альдегиды | 0,001-0,09 | |||
сажа | 0,01-1,1 г/м3 | |||
бензапирен | 0,00001 | 0,00015 | ||
Акролеин | 0,05 | 0,2 |
Источник образования газов на машине - двигатель внутреннего сгорания. Выброс газов производится через выхлопную трубу, расположенную перед кабиной на высоте 2 метра от поверхности движения. В двигателе используется дизельное топливо.
Подвижность воздуха
Подвижность воздуха в кабине трактора по ГОСТ 12.2.019 – 88 [22] составляет не более 0,5 м/с при температуре при температуре воздуха в кабине до +22С и не более 1,5 м/с при температуре выше +22С.