Законодательство Республики Беларусь по обеспечению радиационной безопасности населения
Основными документами, регламентирующими воздействие ионизирующих излучений на население являются: Нормы радиационной безопасности (НРБ-2000), Основные санитарные правила работы с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений (ОСП-2002), а также следующие Законы Республики Беларусь: “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС” (1991), “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС” (1991), “О радиационной безопасности населения” (1998), а также ряд концепций: Концепция проживания населения в загрязненных радионуклидами районах и развития находящихся в них населенных пунктов (1998), Концепция проживания на загрязненных радионуклидами территориях в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС (1990), Концепция защитных мер в восстановительный период для населения, проживающего на территории Республики Беларусь, подвергшейся радиоактивному загрязнению в результате Чернобыльской аварии (1995), Концепция защиты населения Республики Беларусь при радиационных авариях на АЭС (1993) и др.
Согласно этим документам для населения средняя эффективная доза дополнительного внешнего и внутреннего облучения за календарный год не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр) или эффективная доза за период жизни (70 лет) - 70 мЗв (7 бэр). Эта доза не включает в себя дозы, создаваемые естественным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами при медицинских процедурах.
Концепция защиты населения Республики Беларусь при
Радиационных авариях на АЭС
В Республике Беларусь в настоящее время нет атомных электростанций и других объектов ядерно-энергетического цикла. Вместе с тем, в приграничных районах сопредельных с республикой государств (Россия, Украина, Литва) функционируют, в частности, Смоленская, Чернобыльская, Ровенская, Игналинская АЭС. Как показывает опыт Чернобыльской катастрофы, аварии на них могут привести к масштабному загрязнению территории Беларуси и дополнительному облучению населения, что требует разработки превентивных мер защиты.
Настоящая концепция содержит основные принципы защиты населения. Она разработана с учетом рекомендаций международных организаций, опыта ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и сложившейся в республике послеаварийной радиоэкологической ситуации. Ее положения основаны на современных представлениях о действии ионизирующего излучения на организм человека и на международных стандартах в области радиационной защиты.
Цель концепции – обоснование мероприятий, предотвращающих возникновение детерминистских (нестохастических) и ограничение риска стохастических эффектов у населения.
При радиационной аварии на АЭС рассматриваются следующие основные факторы радиационного воздействия:
- внешнее гамма-излучение от радиоактивного облака;
- поступление радиоактивных веществ через органы дыхания;
- радиоактивное загрязнение кожных покровов и одежды;
- внешнее гамма-излучение от радиоактивных веществ, осевших на поверхность земли и местные объекты (здания, сооружения и т.п.);
- поступление радиоактивных веществ в организм в результате потребления населением пищевых продуктов и воды.
Концепция предусматривает защитные мероприятия на период первых 10-дней от аварии. Последующие мероприятия по защите населения регламентируются законами РБ “О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на ЧАЭС”, “О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на ЧАЭС”, а также другими нормативными документами.
Все официальные документы, касающиеся мероприятий по защите населения и планов их реализации, не должны противоречить настоящей концепции.
Основным критерием для принятия решения о мерах защиты является индивидуальная доза облучения, прогнозируемая от начала аварии до момента завершения формирования радиоактивного следа, составляющего в среднем 10 суток.
При мощности экспозиционной дозы (МЭД), превышающей ее значение для данной местности на 20 мкР/час, ограничивается пребывание людей на открытой местности, осуществляется герметизация жилых и служебных помещений (уплотнение дверей и окон, отключение вентсистем при отсутствии фильтров), начинается йодная профилактика и вводится запрет на употребление молока и листовых овощей.
При мощности экспозиционной дозы равной 2,5 мР/час мероприятия по защите населения заключаются в исключении пребывания на открытой местности, прекращении работы ДДУ, школ и учебных заведений, прекращении всех видов деятельности, кроме необходимой для жизнеобеспечения населения.
При необходимости пребывания вне помещения – защита кожных покровов и органов дыхания.
Эвакуация детей и беременных женщин осуществляется при ожидаемой дозе 10 мЗв за 10 суток после аварии. Решение об эвакуации принимается, если мощность экспозиционной дозы составляет 5 мР/час.
Эвакуация остального населения осуществляется при ожидаемой дозе 50 мЗв за 10 суток после аварии. Решение об эвакуации принимается, если МЭД составляет 25 мР/час.
Эвакуация детей и беременных женщин осуществляется при ожидаемой дозе на щитовидную железу равной 200 мЗв.
Эвакуация остального населения осуществляется при ожидаемой дозе на щитовидную железу равной 500 мЗв.
На территории Беларуси устанавливаются две зоны первоочередных защитных мероприятий.
Первая в радиусе 30 км от Игналинской и Чернобыльской АЭС – зона возможной эвакуации. В случае аварии на этих АЭС в 30-ти км зонах незамедлительно вводится режим чрезвычайного положения.
Вторая – в радиусе 100 км от АЭС – зона профилактических мероприятий. По опыту аварии на ЧАЭС, на границах этой зоны дозу облучения щитовидной железы, превышающую 200 мЗв, получили более 50% детей.
Эвакуация населения должна проводиться за пределы 100 км зоны.
Концепция рекомендована и утверждена Национальной комиссией по радиационной защите населения Республики Беларусь от 30 марта 1993 года, протокол №12; одобрена решением коллегии Министерства здравоохранения 26 апреля (протокол №6).